ФГОС Технологическая карта. Русский язык. 9 класс.
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

ФГОС. Технологическая карта по русскому языку. 9 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Понятие о сложносочиненном предложении.

Дата проведения урока:….

Класс: 9

ОУ: ГБОУ СОШ №475

Учитель-предметник: Березовская О.В.

      УМК: Русский язык: учебник для 9 класса образовательных учреждений/Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.-10-е изд.-М: Просвещение, 2013 г.

Цели для ученика

Обучающие:

1. Дать понятие о сложносочиненном предложении, его особенностях.

2. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

3.Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.

Развивающие:

развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса.

Воспитывающие:

  1. 1. Воспитание бережного отношения к слову.
  2. 2. Воспитание культуры поведения при фронтальной и индивидуальной работе.

Цели для учителя

Образовательные: 

систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках по теме «Сложное предложение».

Развивающие: 

  1. 1. Создать мотивационную основу для восприятия учебного материала, развития речи учащихся, мышления.
  2. 2.Развивать навыки самостоятельной работы с материалом (сравнение, анализ, наблюдение, систематизация, редактирование).

Воспитательные:

воспитывать  бережное отношение к слову, толерантность.

Тип урока
Урок-изучение нового материала

Форма урока
Комбинированная

Опорные понятия, термины
Сложное предложение

Сочинительные союзы

Сложносочиненное предложение

Равнозначные предложения

Синтаксические признаки

Новые понятия

Сложносочиненное предложение

Равнозначные предложения

Формы контроля:

Фронтальный опрос
Индивидуальная работа

Домашнее задание
Параграф 11.Выписать из художественной литературы 7 ССП, сделать графический разбор.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

I. Мотивация

4 минуты



Включение в деловой ритм.

Мотивация учебной деятельности.

Подготовка к работе.

Самоопределение.

Активация знаний о сложном предложении, видах союзов, связи простых предложений в составе сложного.

Словесная форма.

Фронтальный опрос.

Личностные: самоопределение;

регулятивные: целеполагание; коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Психологический настрой учителя и учащихся.

II. Актуализация знаний

5 минут.

Объяснение целеполагания урока.

Организация работы со справочником.

Определение цели учебной деятельности.

Запись темы в тетрадь.

Создание опорных записей в справочник. (См. выше)

Индивидуальная работа. Иллюстративно-словесный метод.

Личностные:

самопроверка, оценивание своего ответа.

Познавательные:
анализ объектов с

целью выделения признаков.

Отработка умений определять сложносочиненные предложения.

III. Работа по теме урока

Работа со схемой.

3 минуты

Схематический диктант.

3 минуты

Индивидуальная работа.

10минут

Распределение заданий. Создание проблемной ситуации.

Корректировка выполнения задания.

Умение работать в группах.
Умение презентовать свою работу.

(См. Приложение 1)

(См. Приложение 2)

Самостоятельная работа .

(См. Приложение 3)

Групповая работа.

Практический метод.
Приём познавательной активности через творческое задание.

Личностные:

ориентация в социальных ролях и межличностных отношений,

регулятивные:

поиск и выделение необходимой информации, умение строить речевое высказывание, коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Вырабатывать уважительное отношение друг к другу при работе в группах.

V. Актуализация знаний

Работа по развитию речи

7 минут

Установление осознанности восприятия.
Первичное обобщение. Организация деятельность по применению полученных знаний.

Комбинированная работа
(См.
Приложение 4)

Взаимопроверка.

Игра «Я редактор».

Личностные:

самопроверка и взаимопроверка.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:

общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

рефлексия способов и условий  действия; коммуникативные:

управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра.

Умение грамотно строить предложения

Видеть и исправлять грамматические ошибки, связанные с неправильным построением ССП.

VI. Повторение сведений о ССП и пунктуации при них.

Тестовая работа

10 минут

Устанавливает осознанность

восприятия.

Организует деятельность по применению полученных знаний.

Решают пунктуационную задачу. (См. Приложение 5)

Самостоятельная работа, взаимопроверка.

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Проявление толерантности.

VII. Рефлексивно-оценочный этап

2 минуты

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной
деятельности, соотносят цель и
результаты, степень их соответствия.

(См. Приложение 6)

Тест

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные:

рефлексия.
Личностные:
смыслообразование.

Умение оценивать себя.

VIII. Домашнее задание

1 минута

Объясняет домашнее задание.

Слушают и записывают в дневник.

Познавательные:

умение делать выбор и обосновывать его.

Приложение 1

Практическая работа

Задание.

  • Прочитайте и запишите предложения, подчеркните грамматическую основу, составьте схему.

Владимир смотрел на них, и странные чувства волновали его. Схема.

Срубленную елку дед тащил в господский дом, а там принимались убирать ее. Схема

Не то дым шел от костра, не то туман поднимался над болотом. Схема.

Вопросы:

1. Каковы средства связи в предложениях?

2. Как сочетаются простые предложения между собой?

3. Обозначьте интонацию графически.

4. Возможна ли постановка вопроса от одного простого к другому?

Приложение 2

Схематический диктант.

Задание.

  • Прочитать предложения, записанные на доске; в тетради составить схемы, соответствующие каждому номеру предложения.

1. Тебе нравится демонстрировать свои преимущества, но люди этого не любят.

2. Тренер заболел, и занятия перенесли.

3. Не то он заболел, не то мать оставила его дома помочь по хозяйству.

4. Анна не отвечала, и пауза затянулась.

5. Возможно, мы соберёмся к вам, или лучше вы приезжайте к нам на дачу.

6. Она выражала свои чувства прямо, я также был прост и прям в обращении.

Приложение 3.

Самостоятельная работа.

Задание. Списать, расставить знаки препинания

Приложение 4

Самостоятельная работа.

Задание.

Списать, объяснить постановку знаков препинания, сделать схему. Прокомментировать значение афоризма.

Приложение 5

Тест. Сложносочиненное предложение

ТЕСТ 1. Понятие о сложносочинённом предложении

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

  • Расставьте, где нужно, запятые перед союзом И. Укажите сложносочинённые предложения:

1) В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы ? и вскоре вся степь усеялась множеством людей, вооружённых копьями и сайдаками.

2) Вскоре пули начали свистать около наших ушей ? и несколько стрел воткнулись около нас в землю и в частокол.

3) Это впечатление постепенно ослабевало, затем стало воспоминанием ? и, наконец, просто усталостью.

4) Однажды солнце догорало ? и тихо теплились лучи...

5) И погасли изумруды змея ? и павлина веерное диво.

ЗАДАНИЕ 2

  • Расставьте запятые, укажите количество грамматических основ:

Шёл снег и был мороз по утрам но дороги уже потемнели и над ними каркая носились грачи. (А.Ч.) ___________________________

ТЕСТ 2. Знаки препинания в ССП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

  • Укажите предложения с пунктуационной ошибкой:

1.  Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление. (М.Л.)

2.  Дверь совершенно бесшумно распахнулась и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколке предстала перед псом и его господином. (М.Б.)

3.  И душно кажется на родине, и сердцу тяжко и душа тоскует. (М.Л.)

4.  Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности. (И.Г.)

5.  Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. (А.П.)

Приложение 6. 

Проверочный тест по ССП

Задание.

1. Найдите сложносочинённое предложение.

  1. Ему казалось, что среди сна был какой-то страшный отрывок из действительности.
  2. Не выдержав, отец опять взглянул назад.
  3. Ещё небольшое усилие, и подрубленная ель покачнулась.
  4. Луч солнца прорвался сквозь чащу и осветил поляну.

2. Укажите предложение, в котором союз и соединяет части сложносочинённого предложения (знаки препинания не расставлены).

  1. Соловьи по-прежнему пели страстно и звонко.
  2. Явился ты защитник поздно и не сумел помочь другу.
  3. Тебя возьму я в помощники и не расстанусь с тобой никогда.
  4. Целый день шёл дождь и только к вечеру погода наладилась.

3. Какое из объяснений является верным? (Знаки препинания не расставлены.)

Наконец лучи солнца погасли и окутали город плотные туманы.

  1. Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми ставится запятая.
  2. Это простое предложение с однородными сказуемыми, между которыми не ставится запятая.
  3. Это сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, поэтому запятая не ставится.
  4. Это сложносочинённое предложение, между частями которого ставится запятая.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении

Вдохновение – это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой поэтический подтекст.

5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

У каждой стены и купола особый звук,(1) а вместе они сливаются в богатырскую симфонию,(2) исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС технологическая карта русский язык 9 класс

ФГОС технологическая карта русский язык 9 класс...

Технологическая карта.Русский язык 5 класс. Тема: Спряжение глагола.

Технологическая карта урока русского языка по теме "Спряжение глагола" 5 класс....

Технологическая карта русский язык

Обучение детей подготоительного класса...

Технологическая карта. Русский язык. 6 кл

Технологическая карта по теме "Простое предложение. Словосочетание. Знаки препинания". 6 класс...

технологическая карта русский язык 7 класс Причастие

Урок -повторение по теме  "Причастие" Указаны цели и задачи .Обозначена деятельность учителя и ученика .Даны карточки с разноуровневыми заданиями.Физкультминутка....

Технологические карты (русский язык) 6 класс.

Технологические карты к урокам русского языка в 6 классе....

Конспект урока (технологическая карта) русского языка в 5 классе «В стране невыученных уроков».

Конспект урока (технологическая карта) русского языка в 5 классе «В стране невыученных уроков»....