Выступление на курсах. "А я делаю так..."
статья по русскому языку на тему

Туниева Марго Аветисовна

2014 г. ‒ МИОО, курсы РЯ-1. Подготовка учителя основной школы к переходу на ФГОС. Модуль 1 «Современные подходы и разработки уроков русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО», выступление на семинаре с темой «А я делаю так».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_ya_delayu_tak_tunieva.docx13.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Выступление на курсах  РЯ-2 по ФГОСам. 2015 г.

                                                                А я делаю так…

При проведении проблемно-диалогического урока заранее планирую постановку учебной проблемы (использую либо проблему, взятую из учебника, либо предлагаю свою). Далее думаю, как подвести детей к решению проблемы. Намечаю определённый порядок действия. Например, подбираю, если возможно, противоречивые факты; придумываю вопросы для диалога с детьми; допускаю, что дети могут выдвигать противоположные версии, продумываю пути проверки каждой версии с выходом на её решение. Далее определяюсь, как, в какой форме будет выполняться задание: фронтально, в парах, группах, индивидуально и т.д.

Например, при изучении темы «Состав слова» предлагаю ребятам ряд слов с заданием «Разобрать по составу»: вазочка, яблочко, бабочка, белочка. Работу предлагаю выполнять в парах с последующим обменом тетрадей. Выясняется, что задание дети выполнили по-разному. Возникает вопрос: почему? Появилась проблема. Чем интересны эти слова? Все они похожи чем-то, во всех словах есть сочетание ОЧК, но не во всех словах оно является суффиксом. При выделении морфем дети начинают выдвигать свои версии: подбирают однокоренные слова, говорят о суффиксе -ОЧК-, кто-то находит слова, от которых образованы данные для анализа примеры.

Начинаем проверку версий и видим, что не для всех слов ясен корень (яблочко, белочка, бабочка), не у всех слов есть уменьшительное значение и не для всех слов можно подобрать образующее слово. Останавливаемся на поиске такого слова.

Подбираем объяснение каждому слову через слово-родственника. Например, вазочка- маленькая ваза, яблочко- спелое вкусное яблоко, а бабочка… Не можем объяснить. Предлагаю выделить в словах окончания. Делаем первые выводы.

Вначале необходимо установить 1.образующее слово (есть оно или нет), 2.определить границы морфем, 3.разобрать правильно слово по составу.

Далее делаем словообразовательный анализ и выясняем, что в слове яблочко (яблоко) и в слове белочка (белка) наблюдается чередование К-Ч и появляется беглая гласная О. Делаем вывод: в этих словах есть суффикс –К-. По ходу решения выясняем, что белка – это НЕ от слова белый. А вот слово вазочка происходит от слова ваза и в нём есть суффикс –ОЧК-.

Обобщая все свои наблюдения, весь ход своих рассуждений, размышлений, дети делают выводы: чтобы правильно разобрать слово по составу, нужно сначала провести словообразовательный анализ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация элективного курса "Основы пожарного дела"

В презентации "Основы пожарного дела" представлен учебно-тематический план предпрофильного элективного курса для 9 класса.  Представлен также список профессий, встречающихся в учреждениях, связан...

Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus"

Программа элективного курса "Основы издательского дела. Создание школьной газеты в издательской системе Scribus" содержит пояснительную записку, в которой рассматриваются: цели и задачи курса, методы ...

Элективный курс "Основы столярного дела"

Элективный курс"Основы столярного дела" предназначается для учеников 7 класса и расчитан на 34 часа по 1 часу в неделю ...

Элективный курс «Молодёжь: проблемы, дела и увлечения», 9 класс

Данный курс рассчитан на то, что учащиеся научатся рассказывать о себе, о воспитании в семье, о чертах характера, которые помогают или мешают общаться с людьми; узнают об отношении молодёжи к проведен...

1 курс отделения: Лечебное дело, Сестринское дело

Прочесть, перевести и перессказать текст...

3 курс отделения Лечебное дело, Сестринское дело Текст6 "Причины искривления позвоночника у детей"

3 курс отделения Лечебное дело, Сестринское дело. Задание: Прочесть, перевести, перессказать текст. выписать в словарь медицинские термины и выучить их....

1,2,3 курсы отделения Лечебное дело, Сестринское дело Работа с текстом

1,2,3 курсы отделение Лечебное дело, Сестринское дело.  Прочтите и переведите текст. Расскажите о городах Соединённого королевства. Сздайте эссе на русском языке. Подготовте диалоги в парах (по 5...