Комплексный анализ текста по проблеме "взаимоотношение человека и природы". 10-11 класс.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Подковырина Нина Михайловна

В работе использова ны технологии личностно ориентированного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnyy_obrazovatelnyy_marshrutekologiya.docx33.34 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут.

Система упражнений (часть С).

Предварительное тестирование учащихся.  Деление  на группы.

-1   - 1б. – 6б.

-2   - 7б. – 12б.

Базовый уровень – 13б.

+1  - 14б. – 16б

+2  - 17б. – 19б.

Высокий уровень – 20б. – 23б.

СИСТЕМА   УПРАЖНЕНИЙ.

Экологическая проблема.

Анализ текста.

(1)Во времена моего детства и юности, полстолетия назад, никому (по крайней мере, из тех, кого я знал) не приходило в голову заботиться о Земле. (2)О Земле?(3) Заботиться?

(4)О природе?(5) Да полно!(6) Природу надо осваивать!(7) Покорять! (8)«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник!»(9) Покорять! (10)«Мы покоряем пространство и время!»(11) Покорять!(12) Помните: «По полюсу гордо шагает, меняет течение рек, высокие горы сдвигает советский простой человек!»(13) И на псевдокартинах лесорубы радостно рубили лес. (14)Экскаваторы черпали в карьерах руду.(15) Электровозы мчались по стальным магистралям.(16) Домны-мартены – плавили, отравляя реки и атмосферу.(17) Зубастые «Днепрогэсы», введенные, разумеется, досрочно, губили реки.(18) Досрочные пятилетки, когда никто не думал о природе, а только «рапортовал», отравляли все и вся.

(19)И отравили.(20) Бесхозные колхозы и совхозы довели землю до бесплодия.(21) Целина обратила степи в пустыни.(22) Леса изредили легендарным «лесоповалом».(23) Артерии рек заткнули тромбами плотин. (24)Так было.(25) И лишь через полстолетия стало ясно: Земле нанесен, коль не смертельный, но вполне надломивший ее удар.

(26)Даже древние «язычники», считавшие Землю(и совершенно правильно!) живым существом, понимали, что с нею плохо шутить.(27) Терпеливая до времени, она может стать без пощады карающей.(28) К тому же еще все виды человека « доразумного» боялись сил природы.(29) Она была властной и могучей богиней.(30) Ей приносили дары и жертвы.(31) Ей поклонялись.(32) И остатки их верований усвоили христиане и ввели Духов день, когда «земля –именинница», когда «птица гнезда не вьет, а девица косы не плетет».(33) Это был день благодарения Земле, день любовного обращения к матушке, кормилице.

(34)Как хорошо я помню эти дни!(35) С утра бабушка молилась и крестилась долго, а потом выходила вся просветленная, улыбающаяся, гладила меня по голове и говорила: «(36)Духов день сегодня, батюшко.(37) Праздник великий.(38) Земля-именинница!»

(39)В день этот запрещалось брать лопату, запрещалось копать, полоть. (40)Солнце ходило в небе за тучками осторожно.(41) Ласточки летали тише. (42)Ветер был мягче и ласковее.(43) Воздух пахучее.(44) Иногда из туч кратко капало, именно капало, нежным и легким дождем.(45) Млели, едва лепетали в тот день тополя.(46) Запах преддождья стоял повсюду.(47) И кротко, совсем уж по-божьему, летнему стекала из тополей песенка горихвостки.(48) Люди в тот день казались мне такими же ласковыми, притихшими и просветвленными, как все вокруг.

(49)Революция заглушила эти праздники, а война сорвала совсем.(50) Про Духов день и помнить не помнили.(51) Не помнят и теперь.(52) А праздник сей возвратить бы Земле.(53) Ой, как надо его возвратить!(54) Ой, как надо его помнить!(55) И главное, понять, восстановить вновь: все блага наши от Земли и еще от Хозяина на ней.(56) Без хозяина Земля сирота.(57) Хмурится, хмурится матушка, не видя добра.(58) Только с хозяином может прийти оно. (59)Ждет Земля доброго хозяина, что любовно погладит ее и засеет с любовью и вспашет так же, восстановит день ее именин – Духов день.

(60)Этой истины не хотят понять неразумные.(61) Но придет горький час – поймут: неразумие и немилость к Земле – немилосердие к самим.

Ищите хозяина!                              (По Н.Никонову).

Задания.

  1. Выразительное чтение текста (интонация, логическое ударение, правильное произношение).
  2. Тема и основная мысль текста.
  3. Композиция текста. Членение на части, выделение ключевых слов, предложений, определение микротем.
  4. Структура текста: а) способ связи предложений (цепной, параллельный);                        б) средства связи частей текста (создание смысловой и грамматической цельности: порядок слов, лексический повтор, союзы, местоимения).
  5. Тип речи.
  6. Языковой анализ, отражающий характер выразительных средств языка всех уровней.
  7. Какие мысли и чувства вызывает у вас данный текст?
  8. Прочитайте информацию из Православного календаря о Духовом дне.                              

      Духов день наступает на пятьдесят первый день после Пасхи, или в первый понедельник после Троицы. Этот христианский религиозный праздник установлен Церковью в честь Святого Духа, почитаемого наравне с Богом-Отцом и Богом-Сыном. Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека многообразными добродетелями и делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые. В Духов день земля-именинница: тревожить ее ни в коем случае нельзя – ни копать, ни сажать.

    Существовало поверье, что злые духи боятся этого дня, потому что во время Божественной службы с неба сходит священный огонь, который испепеляет всю нечистую силу. С ветхозаветных времен храмы украшаются цветами, травой, зелеными ветками еще накануне, в день Святой Троицы. Любопытно, но даже в дни язычества славяне тоже украшали ветвями деревьев и травами свои жилища. Существовало мнение, что чудесная сила, которая заключена в растениях, перейдет к человеку, предохранит его от бед, принесет благополучие. Духам, обитавшим в главном дереве России – березе,- всегда отдавалось предпочтение.

    По христианским верованиям, Духова дня страшится всякая нечистая сила. Люди говорили: «С Духова дня не с одного неба – из-под земли тепло идет». В Духов день ветки от троицкой березки не выбрасываются, «а втыкаются над воротами во дворе для охраны скота или кладутся в сусек для охраны от мышей. Для этого же они впоследствии кладутся под снопы хлеба, под сено и в картофельные ямы».

    Считается, что перед восходом солнца на Духов день открывает свои тайны мать сыра-земля. Вот почему в этот день, помолясь Святому Духу, кладоискатели идут «наслушивать клады». Считается, что после Духова дня не бывает заморозков до самой осени. «Не верь теплу до Духова дня!» «Придет Свят-Духов день – будет на дворе, как на печке».

9.Прокомментируйте, почему на Руси так почитали этот праздник.

10.Сформулируйте основную проблему исходного текста.

11.Прокомментируйте сформулированную проблему текста:                                                 - Актуально ли то, о чем пишет автор?

-Как часто рассматривается эта проблема?

-Традиционна ли она?

-Как относились к земле язычники, крестьяне в русской деревне?

-Что изменилось после революции и почему?

-Отношение автора к данной проблеме.

12.Используйте в комментарии любые из предложенных словосочетаний, клише.

Проблема раскрывается автором на примере…

Автор заставляет читателя задуматься…

В размышлениях автора звучит мысль о том, что…

Автор убежден в том, что…

Наболевшая проблема, острота поставленного вопроса, оценить истинный масштаб происходящего, роковые ошибки, немыслимые по масштабам трагические последствия человеческой деятельности, гармоничное сосуществование природы и человека, ответственность человека за бесхозяйственное отношение к земле, отсутствие искренней заботы о земле, нарушение нравственных норм, варварское отношение к окружающему миру.

13. Какие примеры приводит автор в первом абзаце в качестве аргументов, которые наглядно иллюстрируют потребительское отношение человека к земле, природе? (группа -1)

14.Какие из высказываний могут служить иллюстрацией к содержанию первого и второго абзацев? (группа -2)

1)Ударами можно добиться от земли только пыли, но не жатвы. (Тагор)

2)Я пришел на твой берег, как чужестранец; я жил в твоем доме, как гость; я покидаю тебя, как друг, о Земля моя. (Р. ТАГОР)

3)Земля никогда не возвращает без излишка то, что получила. (Цицерон)

4)Боюсь, что земной шар – желтый дом Вселенной.( Вольтер)

5)Человек смотрит в будущее своим прошлым (П.Бак)

6)Прошлое – лучший пророк для будущего. (Д.Байрон)

15. (39) В день этот запрещалось брать лопату, запрещалось копать, полоть.  (40) Солнце ходило в небе за тучками осторожно. (41) Ласточки летали тише. (42) Ветер был мягче и ласковее. (43) Воздух пахучее. (44) Иногда из туч кратко капало, именно капало, нежным и легким дождем. (45) Млели, едва лепетали в тот день тополя. (46) Запах преддождья стоял повсюду. (47) И кротко, совсем уж по-божьему, летнему стекала из тополей песенка горихвостки. (48) Люди в тот день казались мне такими же ласковыми, притихшими и просветвленными, как все вокруг.

 16.Содержание каких предложений раскрывает предыдущий фрагмент текста? (базовая группа)

30 ,31

32 ,33

37 ,38

Обоснуйте свое мнение.

17. А.А.Ахматова утверждала, что «будущее, как известно, бросает свою тень задолго до того, как войти». Разверните эту мысль, чтобы ясным стало авторское утверждение о том, что «неразумие и немилость к земле – немилосердие к самим» себе (группа +1)

18. Прочитайте информацию о несобственно-прямой речи, которую автор использовал в исходном тексте:

«В несобственно-прямой речи, как форме передачи чужой речи, в той или иной степени отражаются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи литературного персонажа, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика, который в этом случае выражает мысли и чувства своего героя. В результате передаются «внутренняя речь» персонажа, его мысли, настроения…»

- Найдите правильные комментарии роли следующей несобственно-прямой речи: (группа -1)

О Земле? Заботиться? О природе? Да полно! Природу надо осваивать! Покорять!

А) отражает авторскую попытку разобраться в сути происходящего;

Б) позволяет понять восприятие событий персонажами;

В)  дает возможность автору показать читателю свое видение проблемы

Г) отражает ироничное отношение автора к подобным мыслям.                                            

19. Прочитайте следующие статистические данные.

       - В России к началу ХХ1 века всего 2% крестьян образовали фермерские хозяйства.

       - Только одного из десяти сельских товаропроизводителей можно отнести к эффективным землепользователям.

   - У нас в стране лишь 20% собственников земли реально на ней работают.

Для аргументации какого суждения эти данные могут быть использованы?

(группа -1).

А)Правильная сельскохозяйственная политика привела к процветанию сельского хозяйства.

Б)На земле по-прежнему нет реального хозяина.

В)Государство материально заинтересовало крестьян в разумном, бережном отношении к земле.

20.Напишите вступление к сочинению (группа -2)

21. Подобрать пословицы, поговорки, высказывания на тему «Природа и человек» (группа -1)

22. Напишите заключительную часть сочинения, чтобы приведенная ниже цитата образовала придаточную часть сложноподчиненного предложения.

«Сегодня человек, только он один отвечает за все на земле… Поступки его должны быть разумны и человечны».  (Д.Лихачев). (базовый уровень)

23.Проанализируйте стихотворения Ф.Тютчева

    - «Не то, что мните вы, природа…» (группа +1)

    - «Есть в светлости осенних вечеров…» (группа +2)

   Природа у Ф.И.Тютчева живая, мыслящая. В чем  проявления этой жизни?

   Какие выразительные средства использует поэт для создания образа

   Природы?

24. Цунами, наводнения и другие природные катаклизмы как-то связаны с безнравственным отношением человека к природе?

А может ли человек повлиять на глобальные силы природы?

Так кто же царь: природа или человек?

А может ли быть гармония между природой и человечеством?

  - Напишите эссе, ответив на предложенные вопросы (высокий уровень).

25. Напишите сочинение-рассуждение по исходному тексту.

      Используйте данный фрагмент в качестве аргумента в своем сочинении.

  1. В.Астафьев «Царь-рыба».

«Тайга на земле и звезды на небе были тысячи лет до нас. Звезды потухали или разбивались на осколки, взамен их расцветали на небе другие. И деревья в тайге умирали и рождались, одно дерево сжигало молнией, подмывало рекой, другое сорило семена в воду, по ветру, птица отрывала шишку от кедра, клевала орехи и сорила ими в мох. Нам только кажется, что мы преобразовали все, и тайгу тоже. Нет, мы лишь ранили ее, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнем. Но страху, смятенности не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались. Тайга все так же величественна, торжественна, невозмутима. Мы внушаем себе, будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею. Но обман этот удается до тех пор, пока не останешься с тайгою с глазу на глаз, пока не побудешь в ней и не поврачуешься ею, тогда только воймешьее могуществу, почувствуешь ее космическую пространственность и величие».

26. (Высокий уровень). Создайте презентации по проблематике произведений:

          1) В.Распутин «Прощание с Матерой».

          2) В.Астафьев «Царь-рыба».

27.    (Высокий уровень). Проверка по критериям работ групп -1, -2.

28.    (Группы +1, +2, базовый уровень). Редактирование своих работ после проверки учителя.

29.     Анализ проделанной работы учителем.

30. Сочинение.

    В огромной Вселенной наша Земля лишь песчинка. И на маленькой планете зародилось величайшее чудо – жизнь. Жизнь флоры и фауны, жизнь человека. И настолько все гармонично устроено на нашей планете, человек обеспечен всем необходимым для жизнедеятельности. Надо только разумно этим пользоваться, не обижать нашу Землю, не засорять, оберегать, любить. Но так бывает не всегда. Вот и в данном тексте автор обращается к проблеме взаимоотношения человека и природы.

    Никонов цитирует лозунги советских времен о том, что землю надо покорять, осваивать. И покоряли. К чему же это привело? Публицист с горечью отмечает, что от такого хозяйствования леса поредели, реки обмельчали, земля стала бесплодной. Люди пользовались природными благами, ничего не отдавая взамен. Земле был нанесен «надломивший ее удар». И такому варварскому отношению  автор противопоставляет заботу о Земле язычников и дореволюционных крестьян, для которых она была живым существом, у нее был свой день именин – Духов день, день благодарения, в этот день Землю не тревожили, не работали на ней. Никонов вспоминает свое детство, какой была умиротворенной природа в этот праздник, а люди были ласковыми, просветвленными. Но после революции все это постепенно исчезло, забылось.

    Автор убежден, что бережное отношение к земле необходимо вернуть, и день именин должен быть у Земли, и Хозяин должен быть. «Без хозяина Земля сирота».

    Да, я согласна с автором. Человек так истощил природу, так ее обезобразил, что она начинает мстить ему. Все природные катаклизмы – это ответ природы людям. Человек возомнил, что он «царь природы». Никакой он не царь, а лишь жалкий раб. Человек – часть природы, причем малая часть, он должен научиться жить в гармонии с природой, следуя за ней, оберегая ее, благодаря за ее дары. Иначе Земля освободится от человека как от существа неразумного. Природа мудрее, древнее человека. Тайга была еще до человека. Она величественна, могущественна. Так пишет В. Астафьев в «Царь-рыбе». Символом непобедимой, непокоренной природы является царь-рыба, которая борется в воде с браконьером Игнатьичем и не отпускает его, пока тот не покаялся во всех своих грехах: и в том, что рыбу губил для наживы, и в том, что когда-то обидел, надругался над любимой девушкой. Это раскаяние, душевное возрождение, осознание гибельности браконьерского отношения к жизни помогает освобождению Игнатьича. Никакое злодейство бесследно не проходит. Об этом надо помнить. И надо помнить, что «неразумие и немилость к земле – немилосердие к самим» себе. Природа живая. Об этом нам напоминает Ф. Тютчев в стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» Это « не слепок, не бездушный мир». В ней есть душа, в ней есть язык. И хочется верить, что человечество наконец-то опомнится и поймет, что другого дома, кроме Земли, у него нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

План-конспект урока по комплексному анализу текста "Душой весны природа ожила"

План-конспект урока по русскому языку комплексный анализ текста в 6 классе "Душой весны природа ожила". Личночтно-ориентированый, три уровня сложности, используется литературный материал стихотворения...

Тема: Описание природы. Сочинение по картине Н.П.Крымова "Зимний вечер" с использованием искусствоведческого текста и элементами комплексного анализа текста

Цели и задачи: Урок поможет подготовить учащихся к сочинению-описанию по картине, а также помочь понять содержание картины и средства выражения замысла художника. Для работы учащимся предлаг...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 23. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

В данной презентации представлен теоретический блок: таблица по стилям речи.  Алгоритм работы над заданием, а также практика по текстам, разобранным в презентации "ЕГЭ по русскому языку. Зад...