Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Орлова Наталья Олеговна

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.

Древняя мудрость

           Изучение русского языка в школе сводится к освоению орфографических и пунктуационных правил. Однако школьники с уроков словесности должны вынести прежде всего интерес к тексту. Это требование времени. Возможность понимать друг друга самым непосредственным образом зависит от нашей способности понимать тексты, воспринимать их философскую основу и учиться на них жизненной мудрости. Поэтому задача словесника – научить старшеклассников анализировать текст. В старшей школе учащиеся углубляются в текст, прикасаясь эстетической стороне языка.

          Лингвистический подход является базой интерпретации текста. Одним из критериев оценивания части «С» является изложение экзаменуемым собственного мнения: экзаменуемый этически корректно сформулировал своё мнение по одной из проблем, поставленных автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (приста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (второмия по проблеметилистической, изобразительвёл не менее 2 аргументов), опираясь на жизненный или читательский опыт.

           Значит, и словесник, и ученики должны себе ясно представлять, что восприятие текста – процесс творческий, который зависит от читателя, от его читательского искусства, умения вступать в диалог с автором. Важнейшая цель школьной практики – воспитание современного молодого человека, поэтому тексты, взятые  для анализа, должны иметь духовно-нравственный смысл, философскую идею. Проанализировав такой текст, школьник отражает результаты исследования в своей работе, соотнеся проблематику исходного текста с другими литературными произведениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orlova_natalya_olegovna.docx197.96 КБ

Предварительный просмотр:

Орлова Наталья Олеговна,  учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №11» г. Абакана Республики Хакасия

                                   

                                           Комплексный анализ текста

         в старшей школе с целью подготовки к написанию части  «С»

                                    Единого государственного экзамена.

Я  поднимаю их вверх!

        Однажды великий древнегреческий философ, слава которого гремела  до самой Ойкумены, прогуливался в окружении учеников по садам Ликея. Тогда занятия проводились в форме прогулок…

        В самый разгар учёной беседы к ним подошёл богатый виноторговец и насмешливо проговорил: «Послушай, мудрец, у меня нет умных мыслей, но у меня есть золото, у меня нет знаний, но у меня есть красивые рабыни, у меня нет красноречия, но у меня есть сладкое красное вино, - и стоит мне только крикнуть, как все твои ученики перебегут ко мне! Не веришь?»

       «Охотно верю, - спокойно ответствовал философ, - потому что твоя задача намного легче: ты тянешь людей вниз, а я поднимаю их вверх!..»

        На самом деле, для учителя нет высшей награды, чем успехи его учеников.

Чтобы ученики были успешны, их необходимо подготовить к сдаче ЕГЭ. Блочно-модульная технология личностно ориентированного образования предполагает, что, воспитывая личность, необходимо пробудить творческие начала, заложенные в каждом ребёнке.

         Творчество – это изменение ценностного отношения любого человека и в первую очередь учителя к привычным обязанностям. В этом случае и у его учеников будет происходить процесс открытия, нарождения собственного смысла хорошо известных действий и явлений. Урок при таком подходе сотворяется в совместном творчестве и учителя, и ученика.

          В основе технологии – создание учебного модуля, который отражает модель жизнедеятельности человека. Эта модель включает несколько элементов:

          образ – жизненные впечатления, переживания, мотивация;

          анализ – понимание, осмысление, выстраивание концепции жизни;

          действие – поступки, жизненные события.

Основа обучения не урок, а серия уроков (блок-блоки), посвящённых личностно значимой теме. Блочно-модульная технология действует на четырёх уровнях:

                                                Личностно значимая тема                                

                      Блок уроков

             Модуль урока

        

                                           Микромодуль

мотивация    образ    анализ    событийно-практический    проповедь

         Сложный элемент блочно-модульной технологии – создание мотива урока, заинтересованности в нём, желание активно работать (микромодуль-мотивация). Центром является интрига, цель которой – вовлечение учащихся в урок. Интригой может быть предложение, содержащее основную проблему урока, но не раскрывающее её; вопросы, ответы на которые учащиеся должны найти сами в ходе обсуждения; метафора и т.д. Структурная единица – воспоминание, восстановление в памяти уже имеющихся знаний. Новые знания гораздо эффективнее усваиваются на основе ранее изученных сведений, а значит, станут достоянием долговременной памяти. Поэтому подготовку к выполнению части «С» в ЕГЭ целесообразно начинать уже в 9-ом классе.

         Необходимо отслеживать уровень общеучебных умений и навыков. Главная задача учителя – сформировать умение школьников организовывать работу с текстом, так как личностно значимая цель для старшеклассников – выполнение творческого задания на экзамене.

                                    Мониторинг общеучебных умений и навыков.

Учебно-организационные

9 класс

Учебно-информационные

10 класс

Учебно-коммуникативные

11 класс

-умение осуществлять самоконтроль и самооценку своей деятельности;

-умение определять стиль, тип речи;

-тему текста, основную мысль;

-умение делать лексический комментарий

-умение работать с текстами, содержащими различные точки зрения на проблему, поднятую автором;

-умение определять проблематику, идейный смысл текста;

-художественные средства, применяемые автором;

-умение делать вывод, обобщение

-умение аргументировать своё высказывание, рецензировать и редактировать свои и чужие ответы в устной и письменной форме;

-умение понимать философскую основу текста;

-самостоятельно осуществлять анализ текста, формулировать свою точку зрения и обосновывать её, опираясь на жизненный и читательский опыт

         Важный структурный элемент блочно-модульной технологии – микромодуль-проповедь. Для закрепления новых знаний, для того, чтобы ученик понял, зачем он обучался, чему научился, используется проповедь, определяющая готовность выхода школьника в реальную жизнь, школьника творческого. Проповедь – логическое завершение каждого урока, логическое завершение многолетнего совместного творчества учителя и ученика. Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.

Древняя мудрость

           Изучение русского языка в школе сводится к освоению орфографических и пунктуационных правил. Однако школьники с уроков словесности должны вынести прежде всего интерес к тексту. Это требование времени. Возможность понимать друг друга самым непосредственным образом зависит от нашей способности понимать тексты, воспринимать их философскую основу и учиться на них жизненной мудрости. Поэтому задача словесника – научить старшеклассников анализировать текст. В старшей школе учащиеся углубляются в текст, прикасаясь эстетической стороне языка.

          Лингвистический подход является базой интерпретации текста. Одним из критериев оценивания части «С» является изложение экзаменуемым собственного мнения: экзаменуемый этически корректно сформулировал своё мнение по одной из проблем, поставленных автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов), опираясь на жизненный или читательский опыт.

           Значит, и словесник, и ученики должны себе ясно представлять, что восприятие текста – процесс творческий, который зависит от читателя, от его читательского искусства, умения вступать в диалог с автором. Важнейшая цель школьной практики – воспитание современного молодого человека, поэтому тексты, взятые  для анализа, должны иметь духовно-нравственный смысл, философскую идею. Проанализировав такой текст, школьник отражает результаты исследования в своей работе, соотнеся проблематику исходного текста с другими литературными произведениями.

Тема: Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если»

            (подготовка к выполнению части «С»)

Цель: формирование языковой и коммуникативной компетенции;

           обучение анализу текста с целью подготовки к выполнению части «С».

                                                Сценарий урока

I.Объявление цели урока

II.Прогнозирование

  - Авторское название текста, над пониманием и анализом которого сегодня работаем, «Урок о «если». Вдумайтесь в значение каждого слова. Какое значение имеет слово «урок»? Объясните подбором синонимов (урок – поучение, проповедь, наставление, притча).

  - Какие проблемы, по вашему мнению, будут затронуты на уроке? (нравственные, моральные, философские)

  - Какую смысловую нагрузку несёт слово «если»? (если – это условие)

III. Чтение текста (до этого момента с текстом притчи учащиеся не знакомы).

                                                      Урок о «если»

  1. Если ты хочешь, чтобы понимали тебя, постарайтесь понимать других.
  2. Если ты хочешь, чтобы любили тебя, люби других.
  3. Если ты хочешь, чтобы терпимо относились к тебе, умей проявить терпимость к другим.
  4. Эти «если» продолжать до бесконечности, прикладывая любое понятие.
  5. И пока человек не научится относиться к другим, как к самому себе, не будет гармонии ни в мире его собственном, ни в мире Всеобщего Бытия.
  6.  Это касается всех, и надо помнить об этом всегда и применять беспрестанно.
  7. Человеку дан язык, чтобы он мог пользоваться им для разрешения всех вопросов, но нередко люди забывают об этом, желая отмолчаться, надеясь, что всё решится само собой.
  8. Если человек не использует главное своё оружие общения – язык, то оно тупится, теряет свою силу и в итоге отнимается.
  9. Язык его становится так же беден, как побирающийся нищий, и в его запасе остаётся столько слов, сколько монет в ладони нищего, на которые он с трудом может жить.
  10. Если хочешь быть богат душой, принимай мудрость, а не отвергай её.

IV.Анализ текста

  - В ходе беседы заполняйте клише (смотри ниже). Определите стиль текста. (публицистический, так как его задача воздействовать с целью убеждения. Главная стилевая черта – лаконичность, доступность изложения).

  - Определите тип речи. (рассуждение, так как текст представляет собой размышление автора на философскую тему).

  - Текст состоит из десяти предложений. Сгруппируйте их в соответствии с проблемами, поднятыми автором (№1-3 – первый абзац, №4-6 – второй, №7-10 – третий).

  - Самостоятельная работа. Учащиеся определяют микротемы абзацев, готовятся к беседе.

  - Назовите микротему первого абзаца (Это различные условия: ты и другие).

  - Обратите внимание на реализацию в тексте выражения ты – другие. Какая это риторическая фигура? (антитеза) 

  - Прочитайте первые три предложения, вдумайтесь в смысл. В каком значении автор использует выражение ты – другие? (как синонимы) 

  - Какой это троп? (парадокс)

  - Объясните значение выражения ты и другие? (по мысли автора, ты должен раствориться в других – другие стать тобой)

  - Назовите микротему второго абзаца (Гармония в душе человека и в мире людей).

  - Объясните значение выражения мир Всеобщего Бытия. Почему слова написаны с прописной буквы? (мир людей, общество)

  - Какие ключевые слова имеют назидательную направленность? (всегда и беспрестанно. Такие нравственные категории, как  человечность, понимание и терпимость, любовь вечные).

  - Назовите микротему третьего абзаца (Язык как отражение душевного богатства или бедности личности). 

  - Какова роль языка? (речь должна быть богатой, мудрой, необходимо умело пользоваться языком для решения всех вопросов, только тогда установится гармония).

  - Во время беседы учащиеся заполняют клише. Учитель оформляет доску. Схема получается такая.

 

  - Какова философская идея текста?

 

  - Какова жизненная мудрость «Урока о «если»?

  - Какова позиция автора? Допускает ли она альтернативу? (автор убеждена: «Если ты хочешь  быть богат душой, принимай мудрость, а не отвергай её». Её позицию подтверждают глаголы в форме повелительного наклонения)

  - Обратите внимание, первое и десятое предложения начинаются со слова если. Как называется такая композиция? Почему именно так построен текст?

  - Упражнение «Цепочка». О.М.Безымянная пишет: «Эти «если» можно продолжать до бесконечности, прикладывая любое понятие». Предложите свои варианты условия «ты и другие».

  - Автор удачно использует именно такие изобразительно-выразительные средства, которые помогают воздействовать на ум и чувства читателей.

  - Самостоятельная работа. Найдите тропы и фигуры в тексте, приведите примеры, запишите в клише.

                                 тропы

                              фигуры

  1. литота (№9, в запасе остаётся столько слов, сколько монет в ладони нищего, на которые он с трудом может жить)
  2. метафора  (№8,  язык тупится, теряет свою силу и отнимается)
  3. сравнение (№9,  язык становится так же беден, как побирающийся нищий)
  4. многозначность слова (№9, язык бедный – скудный; бедный – неимущий) и т.д.
  1. синтаксический параллелизм (№1,2,3)
  2. анафора (№1,2,3)
  3. эпифора (№1,2)
  4. антитеза (№1,2,3,10)
  5. восходящая градация (№5, не будет гармонии ни в мире его собственном, ни в мире Всеобщего Бытия; №8, язык тупится, теряет свою силу и отнимается) и т.д.

 

 V.Итог урока. Самостоятельная работа.

 - Итак, авторская позиция заявлена чётко и однозначно.  Разделяете ли вы точку зрения автора? Сформулируйте своё мнение, обоснуйте его, приводя аргументы.  Напишите сочинение.

                                                              Клише.

     Данный текст О.М.Безымянной «Урок о «если» ……………………………………………стиля. Основная стилевая черта

текста………………………………………………………….

Тип речи …………………………………………………………………………………………..

      В тексте автором выделены три абзаца, в которых можно проследить…………………...

……………………………………………………………………………………......................................................................................................................................................................................

В первом абзаце микротема………………………………., во втором…………………………

…………………………………………………………, в третьем……………………………….

……………………………………………………………………………

       Нельзя не согласиться с О.М.Безымянной, что главная философская идея заключена в ……………………………………………………………………………………………………..………………………………………………………………………………………………….......

        Разделяю точку зрения автора, который утверждает, что жизненная мудрость в том, что………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………...……………………………………………………………………………………………………...

        О.М.Безымянная удачно использует такие изобразительно-выразительные средства, которые помогают воздействовать на ум и чувства читателей. Это тропы…………………...

……………………………………………………………………………………………………...……………………………………………………………………………………………………...

Риторические фигуры……………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………...……………………………………………………………………………………………………...

        Хочется отметить: позиция автора достойна уважения. ………………………………….

……………………………………………………………………………………………………..…………………………………………………………………………………………………

                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Модель сочинения к части С Единого государственного экзамена"

Данный материал может быть использован на вводном уроке, так как он позволяет дать наглядное понятие о той работе, с которой ученик столкнется при написании части С ЕГЭ...

Комментарии к написанию части С единого государственного экзамена учителей русского языка и литературы Глущенко Н.В. и Майоршиной Е.Б.

Задание части С предназначено для проверки не только знаний, умений и навыков по русскому языку, но и сформированности общей культуры обучающихся.Что учитывается при проверке сочинения?Что необходимо ...

Алгоритм решения заданий части С Единого Государственного Экзамена по истории.

Предлагается алгоритм решений заданий части С ЕГЭ по истории, где показаны все виды заданий на систематизацию материала,умение давать обобщенную характеристику исторического события, анализ историческ...

Развитие творческой компетенции старшеклассников при работе с текстом на уроках русского языка. Анализ текста О.М.Безымянной «Притча об истине» (подготовка к выполнению части «С»)

Работа с текстом на уроках русского языка – одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст – это основа создания развивающей ...

Задачи части «С» Единого государственного экзамена. Обзор, примеры и способы решения.

Задачи части «С» Единого государственного экзамена. Обзор, примеры и способы решения....

Комплексный анализ текста как средство саморазвития обучающихся при подготовке к ОГЭ по русскому языку

Представляю модель обучения комплексному анализу текста. Система работы в данном направлении строится поэтапно, от простого к сложному, начиная с 5 класса и усложняясь с каждым годом, чтобы к выпускны...