Главные вкладки

    Проблематика текста части С единого государственного экзамена по русскому языку
    статья по русскому языку (11 класс) по теме


    Предварительный просмотр:

              В соответствии с требованиями к ЕГЭ последних лет в экзаменационном сочинении-рассуждении должен присутствовать следующий обязательный содержательный раздел: общая характеристика проблематики текста. Выделение одной из проблем и ее развернутый комментарий.
          На данном этапе работы необходимо записать в черновике некоторые общие рассуждения (фразы), касающиеся его проблематики (какие проблемы рассматриваются в тексте?). При этом особое внимание следует уделить
    формулированию общих и частных проблем, поднимаемых автором в тексте.

             Формулировка проблемы — это краткое и точное изложение сути сложного или спорного вопроса, поднимаемого в тексте. Правильное формулирование основных проблем исходного текста является одним из главных показателей верного понимания и интерпретации исходного текста.

             Именно с этим этапом сочинения выпускники и не справляются чаще всего. Ребята путают термины "тема" и "проблема". На мой взгляд, проблема не должна быть со знаком +. Когда я привожу доказательства, то всегда перевожу ситуацию в житейское русло. Кто-нибудь из нас радуется, когда в его жизни появляются проблемы. Я думаю, нет. Так почему же даже именитые авторы учебников часто предлагают нам проблемы со знаком +?

                  Видимо, под проблемой стоит понимать расхождение между «Хочу» и "Есть", между теми обстоятельствами, в которых человек находится сейчас, и теми, в которых он хочет оказаться в будущем, между желаемым и действительным. Существуют три этапа при решении проблемы, понимаемой таким образом: «Есть» - те обстоятельства, в которых находится человек сейчас и которые его не удовлетворяют; Осознание своих потребностей. «Хочу» - требование, которое невозможно выполнить на данном этапе. Действия для сближения «Хочу» и "Есть". Решение о действиях по сближению - это первый шаг собственно решения проблемы. Сами действия - это второй шаг. Стоит порассуждать о том, что же это такое, те обстоятельства, которые человек хочет. Мы делаем предположение о том, что речь идет о ресурсах, которые хочет получить человек для личного или производственного использования. То есть состояние «Хочу» - это о тех ресурсах, которые человек хочет, и это желание настолько интенсивно, что эти ресурсы становятся мотивом для действий. И на первом шаге третьего этапа и принимается решение об этих действиях.  

              Попробую привести пример на определённом тексте.

    Задание 1. Прочитайте текст.

    (1) Блюстители чистоты языка часто восстают против того вульгарного жаргона, который мало-помалу внедрился в разговорную речь некоторых кругов молодежи.
    (2)
    Фуфло, потрясно, шмакодявка – в каждом этом слове мне чудится циническое отношение к людям, вещам и событиям.
    (3) В самом деле, может ли питать уважение к девушке тот, кто называет
    чувихой?
    (4) С глубокой тоскою узнал я о литературной беседе, которую вели в библиотеке три школьника, выбиравшие интересную книгу:
    (5) – Возьми эту:
    ценная вещь.
    (6) – Эту не бери!
    Лабуда.
    (7) – Вот эта
    жутко мощная книжка!
    (8) Неужели тот, кто подслушает такой разговор, огорчится лишь этих детей, а не тем низменным уровнем их духовной культуры, которым определяется эта пошлая лексика?
    (9) Ведь вульгарные слова – порождение гарных поступков и мыслей, и потому очень нетрудно заранее представить себе, какой развинченной, развязной походкой пройдет мимо тебя молодой человек, который вышел
    прошвырнуться по улице.
    (10) И в каждом слове этого жаргона мне видится печать того душевного, убожества, которое Герцен называл тупосердием.
    (11) С острой, пронзительной жалостью гляжу я на этих тупосердых (и таких самодовольных) юнцов.
    (12) Но можем ли мы так безапелляционно судить этот жаргон?
    (13) Ведь у него есть немало защитников.
    (14) Выслушаем их внимательно и беспристрастно.
    (15) – В сущности, из-за чего вы волнуетесь? – говорят они нам.
    (16) Во всех странах во все времена мальчики любили и любят напускать на себя некоторую развязность и грубость, так как из-за своеобразной застенчивости им совестно обнаружить перед своими товарищами мягкие, задушевные, лирические, нежные чувства.
    (17) А во-вторых, не забудьте, что юным умам наша обычная, традиционная “взрослая. Речь нередко кажется пресной и скучной.
    (18) Им хочется каких-то новых, небывалых, причудливых, экзотических слов – таких, на которых не говорят ни учителя, ни родителя, ни вообще “старики”. Все это в порядке вещей.
    (19) Это бывает со всеми подростками, и нет ничего криминального в том, что они стремятся создать для себя язык своего клана, своей “касты” – собственный молодежный язык.
    (20) Не стану оспаривать утверждения защитников.
    (21) Пусть они правы.
    (22) Но остается неразрешенным вопрос: почему же этот защищаемый ими жаргон почти сплошь состоит из пошлых и разухабистых слов, выражающих беспардонную грубость?
    (23) Почему в нем нет ни мечтательности, ни доброты, ни изящества – никаких качеств, свойственных юным сердцам?
    (24) И можно ли отрицать, что в грубом языке чаще всего отражается психика грубых людей?
    (25) Главная злокачественность этого жаргона заключается в том, что он не только вызван обеднением чувств, но и сам, в свою очередь, ведет к обеднению чувств. (26) Попробуйте хоть неделю поговорить на этом вульгарном жаргоне, и у вас непременно появятся вульгарные замашки и мысли
    (К. Чуковский).

    Выполните задание:

    1. Какая из проблем не поднята автором в данном тексте?
    1) Проблема взаимоотношений отцов и детей.
    2) Проблема низкого уровня духовной культуры.
    3) Проблема чистоты языка.
    4) Проблема взаимосвязи языка и культуры.

    2. Какое из утверждений противоречит позиции автора?
    1) Низменный уровень духовной культуры молодежи заставляет задуматься о ее жизни и поступках.
    2) Жаргон опасен не сам по себе, а “тупосердием”, душевным убожеством тех, кто им пользуется.
    3) Защитники молодежного жаргона недооценивают опасности этого явления.
    4) Использование жаргона в речи человека допустимо, ибо это не связано с уровнем его духовности.

    3. После какого предложения в тексте должно следовать предложение: “Ибо кто же из нас, стариков, не испытывает острой обиды и боли, слушая, на каком языке изъясняется иногда наше юношество!”? 1) 1; 2) 4; 3) 6; 4) 11.

                 Таким образом, по нашему представлению, проблема - это вопрос об эффективном методе получения желаемых ресурсов. И читателю судить о том, насколько такой подход к формулированию проблемы эффективен и насколько проблемы, сформулированные по предложенным нами методам, облегчают поиск решения.

                 Хочется следовать мудрому совету В. Сухомлинского – беречь “детский огонек пытливости, любознательности, жажды знаний”.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Комментарии к написанию части С единого государственного экзамена учителей русского языка и литературы Глущенко Н.В. и Майоршиной Е.Б.

    Задание части С предназначено для проверки не только знаний, умений и навыков по русскому языку, но и сформированности общей культуры обучающихся.Что учитывается при проверке сочинения?Что необходимо ...

    Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

    Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

    Методические рекомендации по проблеме единого государственного экзамена по русскому языку и литературе

    Сегодня наш с Вами разговор будет не о результатах ЕГЭ (об этом сказано довольно на всех уровнях), а о тех дальнейших совместных шагах, которые необходимо предпринять, чтобы в Год Учителя не стоять на...

    Сравнительный анализ Единого государственного экзамена по английскому языку и Государственного национального экзамена в Нидерландах по английскому языку

    Статя написана на английском, в ней представлен взгляд на две  различные системы националных экзаменов по английскому языку. Представляет интерес для учителей -предметников....