Использование мини - проектов на уроках русского языка и литературы
статья по русскому языку на тему

Этот мтериал предназначен для учителей. желающих использовать опыт работы над мини-проектами на уроках русского языка и литературы. Как сделать уроки интереснее, динамичнее?  Ответы в этом маттериале, который был прочитан ана Педагогическом Форуме в Санкт - Петербурге 2015г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мини-проектов на уроках русского языка и литературы.

Суворова Н.В.

ГБОУ инженерная школа №1847  г. Москва

e-mail: suvorova.nata1964@gmail.com

            Как повысить эффективность уроков русского языка литературы? Как помочь школьникам учиться самостоятельно? Как сделать уроки действенным средством нравственного воспитания, пробуждения в юных душах? Как передать новому поколению знания о мире, о традициях народа, о вечных ценностях в наше время научно-технического прогресса и в условиях стремительно развивающегося общества?

В этом выступлении я хотела бы представить свои идеи, находки и некоторые результаты использования метода мини-проектов на уроках литературы и русского языка.

Лев Толстой писал: «Если ученик не учится творить, то и в жизни он

всегда будет только подражать, копировать».

Когда на уроке школьники работают над мини –проектами. они учатся творить.

Мы знаем, что основная цель метода проектов – это предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации (2, С.1). Такой подход к распределению ролей учителя и ученика на уроке отвечает требованиям современности, так как

  • Мобилизует учащихся,
  • Позволяет каждому самостоятельно получать знания,
  • Выбирать тему (раздел, главу, параграф, правило) для мини-проекта,
  • Работать в команде,
  • Общаться,
  • Распределять доли участия всех членов команды,
  • Трудиться творчески,
  • Представлять результаты своей деятельности одноклассникам

Эта интересная работа решает многие проблемы школы в эпоху постиндустриального  развития общества.

С данной технологией я впервые познакомилась в 2011 году, когда в нашей школе был объявлен конкурс на лучшую творческую работу о Великой Отечественной войне, основанной на воспоминаниях участников войны. Тогда и выяснилось, что из нынешних ребят мало кто знает о самой Великой Отечественной войне и почти никто не догадывается об участии в ней своих родственников. Пятиклассникам было дано задание: расспросить бабушек и дедушек, как они пережили военные годы, где находились, в каких боях участвовали, и записать их воспоминания. Не все поняли и приняли идею проекта. Но постепенно втянулись в работу и большинство ребят не только прекрасно справились с заданием, но и испытали чувство гордости за своих родных – ветеранов.

 А когда пришел черед читать свои работы, то у многих на глазах были слезы… Детские мини – сочинения мы решили оформить как альбом и отправить на фестиваль «Юные таланты Московии». Наш альманах «Они ковали Победу» занял 2 место в окружном туре и 3 место по Москве в номинации «Литературное творчество».

Так работа над мини-проектами переросла в настоящий проект. А дети не только продемонстрировали свои творческие способности, но и познакомились и историей нашей страны, своей семьи и развивались духовно.

Тогда я поняла, что проектная деятельность – очень эффективная форма работы с учащимися. Она может быть применена на любом уроке и в любом классе.

Однако, если выполнять большой проект, то он займет внеурочное время. А мне хотелось, чтобы детям было интересно на уроках русского языка и литературы. И тогда пришло время мини – проектов, то есть таких небольших творческих работ, которые можно выполнить в течение урока.

Технология мини-проекта та же, что и всегда (3)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Первый этап: «погружение в проект».

Формулировка проблемы, целей, задач. Активизация учащихся.

Выбор темы, осмысливание целей и задач.

Второй этап: организация деятельности.

Организация учащихся, распределение ролей, определение последовательности выполнения этапов работы.

Формирование групп, планирование работы, распределение обязанностей, определение конкретных задач для каждого участника группы.

Третий этап: осуществление деятельности

Консультирование, контроль, помощь учащимся.

Активная самостоятельная деятельность: поиск информации, обмен мнениями. Запись чернового варианта, составление произведения собственного сочинения, оформление работы для презентации.

Четвертый этап: презентация работ.

Обобщение результатов, резюмирование.

Демонстрация сочинений перед одноклассниками.

Пятый этап: подведение итогов.

Подведение итогов обучения, оценка деятельности, объявление отметок.

Активное слушание. Обмен мнениями.

Творческие мини-проекты не имеют четко проработанной структуры, поэтому нельзя заранее прогнозировать результат. Одно очевидно: школьникам интересно сочинять и чувствовать себя творцами (4).

На уроках русского языка детям трудно запомнить правила, и в этом случае творческий мини-проект становится действенным инструментом запоминания теоретического материала. Удачной стала работа над темой «Правописание сложных имен существительных». Учащиеся с энтузиазмом взялись за работу, выбрали правила, отыскали в учебниках географии сложные существительные, сочинили сказки, истории рассказы с использованием слов на изученное правило и прочитали их на уроке. Отклики были просто необыкновенные. И не только со стороны учащихся, но и от их близких. Родственники звонили и сообщали с удивлением, что ребята готовы выполнять домашнее задание весь вечер и даже ночь, их невозможно остановить! В общем, все по пословице: «Охота пуще неволи». Учеба стала и творчеством, и игрой.

Такой же результат был. Когда работали над мини-проектами «Поэтическая страничка». Те, кто не интересовался поэзией и не любил читать стихи, глядя на своих одноклассников, принялись искать стихотворения на книжных полках, вчитываться в строки, представлять происходящее и оформлять свою страничку.

За последние три года работы с ребятами мы успели создать множество мини-проектов. Самые успешные из них – это «Правописание сложных имен существительных», «Новогодние сказки 6 «А» класса», «Моя любимая книга», «В стане изученных деепричастий», «Лицейские годы А. С. Пушкина», «Поэтическая страничка». Сейчас готовится к печати сборник «Сочиняют дети».

Самым важным результатом работы над мини-проектами я считаю развитие творческих способностей учащихся и повышение интереса к литературе.

Поэтому есть идея: создать мини-проекты для старшеклассников, в которых объединить сведения о героях литературных произведений и собственные выводы школьников. Например, на одном листе А-4 можно собрать самое важное о Печорине: внешность, черты характера, отношения с окружающими, распределить сведения в виде схемы и дописать мнение учащегося о герое или придумать собственное продолжение этой истории под названием «Печорин в наши дни», обыграть ситуацию, когда литературный герой «перемещается во времени». Так же при изучении романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание» можно построить работу над образом героя, постепенно дополняя свой мини-проект важными сведениями о Раскольникове.

Думается, такая работа позволит получить необходимые литературные знания и проявить свои творческие способности, а заодно научиться рассуждать по проблеме.

Минусов в работе над мини-проектами пока не обнаружено. Но есть некоторые трудности. Например, сложности с финансированием изданий, сокращение количества литературных конкурсов, где можно было бы представить работы детей.

Поэтому сейчас наши лучшие мини-проекты появляются в школьной газете «12 месяцев», на сайте школы в виде отчетов творческой деятельности и публикуются на сайте учителя.

Мы надеемся, что ситуация будет меняться в лучшую сторону и работы ребят перешагнут школьные рамки.

В 2015 году работа над обычными домашними заданиями – сочинениями на заданную тему так заинтересовала школьников 5 класса, что пришлось продолжить работу, нарисовать иллюстрации к произведениям, подключить родителей, а потом издать сочинения в виде буклета.

Так мини проекты, начатые на уроке, переросли в большой социально –творческий проект «Забытая книга», проект о книгах, которые читали в детстве наши родители, мы сами, родители современных школьников, а нынешние ребята даже названий этих книг не знают,  об авторах никогда не слышали и очень удивляются вопросам взрослых: «Так чему вас в школе учат?»

Проект оказался очень удачным и на всероссийском конкурсе ему присудили 1-е место.

Выводы: мини - проекты не только пробуждают интерес к предмету, заставляют школьников самостоятельно взяться за обучение, учат работать творчески, развивают мышление, помогают сплотить коллектив, но и являются очень удачной формой работы на уроке, когда каждый занят интересным делом- он творит. играет, фантазирует, а выигрывают от этого все!

Литература.

1. А. М. Новиков. Введение в методологию игровой деятельности. Издательство «Эгвес» 2005 г.

2. Н. Кочетурова. Метод проектов в обучении языку: теория и практика. http://www.itlt.edu.nstu.ru/article4.php

3. Т. Н. Фомина. Мастер- класс «Организация проектной деятельности на уроках русского языка и литературы». http://festival.1september.ru/articles/413763/

4.Гимадиева М. Ш. «Использование метода проектов в развитии творческого мышления учащихся. http://zifagimadi.narod.ru/index1.htm

5. Л. Н. Демидович. Проектная технология на уроке как вариант организации деятельностного подхода в обучении русского языка и литературы https://www.google.ru/

6. Е. Э Беленькая, Е. А. Ланцева. Обучающие тесты к учебнику «Русская литература ХIХ века. «Дрофа», Москва 2006.

7. А. М. Новиков. Постиндустриальное общество – общество образованных людей. http://www.anovikov.ru/artikle/postind.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование метода проекта на уроках русского языка и литературы

Презентация представляет некоторые этапы исследовательской работы на уроках русского языка и литературы....

Статья "Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы"

Обобщение опыта по теме :"Использование метода проектов..."...

Использование метода проектов на уроках русского языка и литературы в средней школе.

Использование метода проектов на уроках русского языка и...

Курсовой проект "Использование межпредметных связей на уроках русского языка и литературы"

Курсовой проект представлен в форме презентации, в котором раскрываются вопросы актуальности темы, роли межпредметных связей в обучении...