отчет по самообразованию учителя русского языка и литературы
материал по русскому языку на тему

Умнова Лилия Николаевна

Отчет по самообразованию учителя русского языка и литературы Умновой Л.Н. за 2014-2015 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_umnova.docx42 КБ

Предварительный просмотр:

                             Отчет по самообразованию

учителя русского языка и литературы Умновой Л.Н.

2014-2015 учебный год.

     В   2013-2014 учебном  году я выбрала новую тему педагогического опыта «Использование игровых технологий на уроках русского языка». Используемая педагогическая технология «Технология развивающих игр Б. П. Никитина». Была изучена научно-методическая литература. Тема самообразования освещена на заседании МО в докладе «Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности у школьников».  В  течение 2013-2014 и 2014-2015 учебных лет проводилась работа по   накоплению методического  материала, необходимого в дальнейшей работе по выбранной теме. В ходе данной  работы была изучена  следующая  литература:

1.Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!»: Пособие для учит. - 2-е изд., М.: «Просвещение», 1988
2. П.М. Баев /Играем на уроках русского языка, М., 1989
3. З. В. Дощицына. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе / Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации. М.; 1994
4. Игра как средство обучения младших школьников: Метод. пособие. Новокузнецк: изд. НПК, 1998
5. Е. И. Коновалова / Нестандартные уроки. М.; Дрофа, 2002
6. Коменский А.Я. Великая дидактика. Прилож. к ж. «Начальная школа»,1975, с.108
7. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

     Обоснование актуальности опыта, его практическая значимость.

     В настоящее время в связи с переходом на  ФОГС второго поколения  особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам.  Проводятся различные конкурсы, олимпиады, чемпионаты. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений,  результативностью и соответствиям социальным нормам.

     Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть  применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

     К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках русского языка.

     Идея педагогического опыта.

     Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт.

Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения».

     Задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей ситуацию успеха, переживание радости познания, облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного  учебного материала.

     Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения».

     Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мной предмета, обновляю методическую литературу, стараюсь использовать новые технологии в своей работе.
    Тема самообразования, взятая мной, звучит так:
«Использование игровых  технологий на уроках русского языка». К данной теме я обратилась в связи с тем, что  столкнулась со снижением интереса  к моему предмету. Пересмотрев ряд технологий, я остановилась на игровых технологиях, потому что они способствуют развитию познавательной активности на уроках.

   По определению, игра – это вид деятельности направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и  совершенствуется самоуправление поведением. ( толковый словарь С.И. Ожегова)

     По теории  развития познавательного интереса Т.И. Щукиной      и теории активизации учебной деятельности школьников Т.И. Шамовой педагогическая игра обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения, соответствующим ей педагогическим результатом и характеризуется учебно-познавательной направленностью.  

     Игровые технологии используются  для решения следующих задач:

- активизация познавательного интереса;

- развитие коммуникабельности;

- создание условий для творческого самовыражения;

- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;

- конструктивное общение в составе социальной группы;

- создание позитивного психологического климата в коллективе.

     Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению.

     Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, вырабатывает учение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде.

     Новизна.

     Данная технология интересна мне самой, и это побуждает меня придумывать  больше интересных и разнообразных игр  при изучении конкретных разделов лингвистики.

     Технология опыта.

     По форме использования на уроке и содержанию игры делятся на настольные, дидактические, подвижные, деловые, интеллектуальные.

1. Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д. Особенность настольной игры – наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача.
2. Дидактические игры являются важным средством активизации познавательной деятельности школьников, развития их самостоятельности и мышления. Они имеют некоторые особенности. В них нельзя играть слишком медленно или слишком быстро. Это снижает интерес к игре. Разновидности этих игр: словесная дидактическая игра, сопровождаемая передачей мяча от учителя к обучающемуся, различные формы диктантов (например, музыкальный), различные виды письма.
3. Подвижные игры: со стихотворением, сюжетные игры с личным участием детей и т.д.
4. Деловые игры развивают у детей фантазию, основанную на приобретенных знаниях, учат рассуждать, доказывать, сравнивать.
5. Интеллектуальные игры, к ним относятся загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, рассказы-загадки.

     Игры можно классифицировать по-разному. Сегодня я вам расскажу о том, какие игры применяю в работе, используя классификацию игр, основанную на тематическом принципе: игры распределены по разделам лингвистики. Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по морфемике и словообразованию, синтаксические. Такую классификацию предлагает Л.В. Петрановская.

     Я хочу поделиться с Вами, каким образом обучаю детей тонкостям родного языка, а тем самым развиваю интерес и любовь к предмету.

При изучении «Фонетики» с целью различения твердых и мягких  согласных звуков можно использовать интересную игру «Соберем букет».

Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук. ( Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра,  нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик)

Несколько шуточных вопросов потребуют знания алфавита. У учащихся вырабатывается умение различать звук и букву.

- Из названий каких двух  букв можно приготовить пищу? ( «К»  и «Ш»)

- Названия каких  двух  букв составляют целую эпоху? ( «Р» и «А»)

- В каких словах по СТО согласных? ( СТОл, СТОн, СТОй, СТОп)

- Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

- Есть в реке и в озере, а в воде нет; есть в огурце и арбузе, а в дыне нет. Что это?( «Р»)

- Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? («И»)

Такие игре учат мыслить, сопоставлять, развивают языковое чутье, фонематический слух.

     Следующая группа игр – это лексические игры.

При изучении омонимов, детям нравится отгадывать загадки. Давайте и мы попробуем их отгадать:

Право, я прическа – чудо.

Заплести меня не худо.

И на лугу с шипеньем острым

Управляюсь с сенокосом.   (коса)

Я и шуба длинная до пят,

И в фигурном катанье меня

Всякий увидеть рад. (тулуп)

Я и приправа хорошая к столу

И в цель могу пустить певучую стрелу. (лук)

     Таким образом, у ребят в игровой форме формируется умение определять лексическое значение омонимов.

     Игра «Собери фразеологизмы»

Кто-то подшутил над вами и рассыпал на отдельные слова шесть фразеологических единиц. Соберите их за одну минуту.

Куда Макар телят не гонял.

Гусь свинье не товарищ.

У него язык без костей.

Семь пятниц на неделе.

Из огня да в полымя.

Как в воду канул.

В результате подобной работы речь учащихся обогащается, расширяется кругозор.

       «Перевертыши», или «Шифровальщики» (сточки из стихотворений, названия сказок, книг)

Ваша Маша тихо смеется.- Наша Таня громко плачет.

Ты ненавидишь мою коровку. – Я люблю свою лошадку.

Король под фасолью. – Принцесса на горошине.

Падающий деревянный генерал.- Стойкий оловянный солдатик.

Пес без босоножек.- Кот в сапогах.

Великолепный индюк. – Гадкий утенок.

Квадратик. – Колобок.

Синяя бейсболка. – Красная шапочка.

Солнечный принц.- Снежная королева.

     «Угадай-ка» (игра с подсказками)

Живет в море…. Бывает на эстраде… Видна в ночном небе… (звезда).

Был такой  композитор…  Растет на дереве…. Выпал из тетради… (лист)

Ее можно брать… У всех она своя… Самая большая у Эвереста … (высота)

Бывает толстый и тонкий… Бывает научный и детский… Есть такой… «Крокодил» (журнал).

     Такие игры обогащают словарный запас, воспитывают стремление к самосовершенствованию.

                    При изучении «Морфемики» и « Словообразования» детям нравится игра « Ромашка»

         

Образуйте и запишите однокоренные слова, прибавляя к ним приставки.

     Игра «Третий лишний»

 Найдите лишнее слово, обоснуйте свой выбор.

Желток, железо, желтый

Носильщик, нос, носатый

Часовщик, часть, час

Печурка, печать, печка

Циркуль, цирк, циркач.

     Ребята любят шарады «Составь слово».

Корень тот же , что и в слове СКАЗКА,

Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК,

Приставка та же, что и в слове РАСХОД.

Корень мой находится в ЦЕНЕ.

В ОЧЕРКЕ найди приставку мне.
Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ вы встречали,
Вся же в дневнике я и в журнале.

В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень,
Суффикс в СОБРАНИИ встретите вскоре,
В слове РАССКАЗ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете.

      В результате подобных заданий у учащихся формируется умение определять состав слова, выделять нужные морфемы, различать однокоренные слова, лучше усваиваются способы образования слов.

     Как бы не классифицировались игры, их значение в развитии обучающихся велико. Игру можно считать выполнившей свои функции на уроке в том случае, если она обеспечивает не только освоение ребенком конкретных учебных умений, но и воспитание у школьников умения учиться; осознание школьником своих занятий в классе не как игры в школу, а как учение.
    Применение игровых технологий помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несет в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремленность, умение находить решение в нестандартной ситуации и, конечно, позволяет детям чувствовать себя детьми.
Систематическое включение занимательного материала в уроки позволяет не только обогатить учебно-воспитательный процесс, но и заставляет детей по-другому взглянуть на предмет. Это взгляд любознательной, ищущей, пытливой личности.

     Игровые технологии я использую в основном в 5-6 классах. Это связано с тем, что 5 класс – переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов.

     Моя задача, как учителя русского языка, в это время – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Игровая деятельность как элемент урока может применяться на любом его этапе и как самостоятельное учебное занятие: уроки-игры, уроки-соревнования.

     Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.

     Анализируя срезовые работы за учебный год, в целом видно, что качество знаний увеличилось в 5 и 8 классах, в 6 и 9 классах показатели стабильные, успеваемость держится на уровне 100%. Повышение показателей можно объяснить тем, что на уроках уделялось достаточно времени  для  повторения изученного ранее  материала, повышалась учебная мотивация у учащихся через применение дифференцированных заданий и использование игровых технологий, что соответствует выбранной теме по самообразованию «Использование игровых технологий на уроках русского языка».

     Кроме использования на уроках выбранной технологии, для повышения уровня самообразования я приняла участие в следующих мероприятиях:

- Всероссийский вебинар по теме « Использование современных образовательных технологий при конструировании урока, направленного на реализацию ФГОС ОО»

(сертификат участника);

- конкурс профессионального мастерства «Педагогический марафон» (диплом призера);

- районный семинар «Обучение детей с ОВЗ, интегрированных в общеобразовательные классы с учетом ФГОС»;

- научно-практическая конференция педагогов Николаевского муниципального района «Инновационная деятельность педагога – залог обновления системы образования»;

- районный семинар «Проектирование современного урока на основе технологической карты. Самоанализ урока».

     Ученики 5-6 классов под моим руководством приняли участие во Всероссийской олимпиаде школьников по ОПК, получили  10 сертификатов участников и 9 дипломов призеров.

     Мною был проведен открытый урок в 6 классе «Употребление числительных в речи».

     Были посещены уроки других учителей в рамках взаимопосещения:  Реутовой Н.А. (урок русского языка в 3-4 классах «Развиваем орфографические умения»); а также открытые уроки:

- Мовчан Л.И.(история в 9 классе «Детский след в машине сталинских репрессий»);

- Назимкиной Т.В. (математика в 6 классе «Сложение чисел с разными знаками»);

- Фурманова В.Н. (физика в 8 классе «Двигатель внутреннего сгорания»);

- Ананьевой И.Н. (английский язык во 2 классе «Спортивный праздник»).

     Кроме того, в 2014-2015 уч. году я дистанционно прохожу профессиональную переподготовку в Дальневосточном государственном гуманитарном университете на факультете дополнительного образования, мной были пройдены курсы повышения квалификации «Системные изменения преподавания русского языка и литературы в условиях современной модели образования». С  1 марта 2015 года являюсь руководителем ШМО учителей гуманитарного цикла.

Приняла участие в работе методического  школьного объединения учителей гуманитарного цикла, в работе школы:

 - доклад на ШМО «Особенности организации учебного процесса в рамках ФГОС»;

 - доклад на ШМО «Использование игровых технологий на уроках  русского языка»;

- отчёт по самообразованию на ШМО;

- доклад на педсовете «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»;

- проведение семинара на базе школы «Технологическая карта как способ проектирования урока, реализующего системно-деятельностный подход и цели формирования универсальных учебных действий»

- проведение предметной недели гуманитарного цикла;

- отчёт на ШМС о подготовке  9 класса к ОГЭ;

- входила в состав жюри школьного этапа Всероссийской олимпиады по русскому языку и литературе;

- являюсь председателем школьной аттестационной комиссии;

- входила в состав школьной экзаменационной комиссии;

- разработала сценарии и провела школьные мероприятия: «1 сентября», «Новогодний бал»,  принимала участие в подготовке и проведении «Последнего звонка»;

 Самообобщение опыта:

 - разработка конспектов уроков и презентаций с использованием интерактивной доски с применением игровых технологий;

- разработка индивидуальных дифференцированных  заданий для учащихся;

- разработка комплекта срезовых, контрольных работ;

- разработка комплекта заданий по подготовке к ГИА.

     В целях повышения уровня преподавания изучаю в Интернете передовой опыт учителей русского языка и литературы, периодически посещаю сайты «Учительский портал», «Современный педагогический портал», «Педсовет.ру» , «Методическая шкатулка», «Копилка уроков», «Учителям.ру», «Завуч.инфо» и др.

     В следующем учебном году планирую продолжить работу по накоплению теоретического и практического материала по теме самообразования, продолжить использовать игровые технологии на уроках русского языка, выступить с докладом на ШМО, обобщить опыт на уровне школы.




03.05.2015

Учитель русского языка и литературы                           Умнова Л.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования учителя русского языка и литературы на 2010 - 2012 уч. г.

В представленном плане самообразования по теме " Формирование мотивации школьников в контексте разноуровневого обучения" указаны цели, ожидаемые результаты и план рабоы....

Программа профессионального самообразования учителя русского языка и литературы

Программапрофессионального самообразования учителя русского языка и литературы МОУ Бирюченской СОШ с. Бирюч Таловский района Воронежской области Рындиной Инны Владимировны    Программа ...

План самообразования учителя русского языка и литературы «Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»

В рамках работы над темой самообразования «Использование электронных ресурсов  ИКТ на уроках русского языка и литературы условиях перехода на ФГОС 2 поколения»  работаю над повышением к...

Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....

Отчет по самообразованию учителя русского языка и литературы МОБУ "Центр образования" Борисовой Я.Б.

С 2008 года активно участвую в жизни школьного МО и в творческой группе  учителей русского языка и литературы.  С 2016 являюсь руководителем творческой группы учителей русского языка и литер...

Перспективная программа самообразования (план самообразования) учителя русского языка и литературы Томиной Юлии Валерьевны.

Программа повышения профессионального мастерства.Основные принципы моей перспективной программы самообразования: принцип системности осуществления самообразования, принцип применения результатов ...