«Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Дубинина Анна Витальевна
Тема: «Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи»
Цель урока:
1)  сформировать умение определять виды связи между простыми      предложениями в составе сложного;
2)  отработать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.
3) отработать задание №14 из КИМов по русскому языку (подготовка к ОГЭ)
4) отработать навыки использования диагностических карт.
Представлен конспект урока + презентация 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_9_klasse.rar136.73 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 11.03.2015

Класс: 9А

Предмет: русский язык

Тема: «Понятие о сложном предложении с разными видами союзной и бессоюзной связи»

Цель урока:

1)  сформировать умение определять виды связи между простыми      предложениями в составе сложного;

2)  отработать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях указанной структуры.

3) отработать задание №14 из КИМов по русскому языку (подготовка к ОГЭ)

4) отработать навыки использования диагностических карт.

Оборудование: мультимедийный проектор

Ход урока:

I .Повторение пройденного.

1.Прочитайте строфу из стихотворения А.С.Пушкина «Осень». (Слайд№3)

И с каждой осенью я расцветаю вновь;

Здоровью моему полезен русский холод;

К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

Чредой слетает сон, чредой находит голод;

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод,

Я снова жизни полн – таков мой организм

(Извольте мне простить ненужный прозаизм).

- Какое это предложение? (Бессоюзное).

- Сколько простых предложений в составе этого сложного?(10, последнее осложнено вводным предложением).

2. Прочитайте ещё одну строфу из этого же стихотворения: (Слайд №4)

И забываю мир – и в сладкой тишине

Я сладко усыплён моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем-

И тут ко мне идёт незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

-Какое предложение по составу? (Сложное)

- Сколько простых предложений в составе этого сложного?  (5)

- Какая ещё связь, кроме бессоюзной, встречается в данном предложении?

(Здесь есть и сочинительная).

II .Знакомство с новым материалом.

  1. Рассмотренное выше предложение – это сложное предложение с различными видами связи, в данном случае сочинительной и бессоюзной.

- Подумайте, все ли 5 простых предложений в этом сложном  равнозначны или среди них есть такие, которые теснее связаны друг с другом по смыслу, и предложение распадается на части? (По смыслу предложение распадается на 4 части: они разделены тире, двоеточием и опять тире. Первая часть – простое предложение; далее вторая часть, представляющая собой ССП; третья часть – простое предложение, четвёртая часть – тоже простое предложение).

 - Рассмотрим линейную схему этого предложения. (Слайд №6).

I                II              III            IV

И[1] –   [2], и [3] :   [4] –          [5].

2)Рассмотренные нами синтаксические конструкции выражают сложные мысли. Они часто употребляются в научной речи; использование таких предложений в художественной литературе зависит от индивидуального стиля писателя.

III. Тренировочные упражнения.

  1. Запишите предложение  и постройте его линейную схему. (Слайд № 7)

Смотри, какой здесь вид: избушек ряд убогий,

За ними чернозём, равнины скат отлогий,

За ними серых туч густая полоса.

- Сколько простых в этом сложном? (6)

- Сколько смысловых частей? (4)

Проверка (Слайд №8)

  1. Работа с типовыми экзаменационными вариантами по русскому языку под редакцией И.П. Цыбулько (2015 год).

Выполняем задание № 14 в вариантах с 5 по 10. По итогам ставим отметку в диагностической карте.

IV. Практическая работа. (фронтально)

(Слайд № 10)

А.Рассказать о том, что происходит на стадионе, действительно, не так уж сложно.

Б. Спортивный репортаж…

В.Кажется, что же тут сложного – говори себе и говори!

Г. Но нужно уметь отобрать всё самое главное из того, что происходит на твоих глазах, нужно помочь тысячам любителей спорта, сидящим у радиоприёмников, «увидеть» футбольное поле.

1) В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) А,Г,Б,В.         2) В,А,Б,Г.                    3) Б,А,Г,В.                         4) Б,В,А,Г.

2) Какое слово или сочетание слов является подлежащим в предложении Г?

1) что         2) помочь увидеть        3) самое главное     4) всё

3) Какая характеристика соответствует предложению Г?

1) сложное бессоюзное

2) сложное с сочинительной и подчинительной связью

3) сложноподчинённое

4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

4) В каком предложении есть вводное слово?

V.Самостоятельная работа по вариантам – мини-срез (раздаточный материал) Устная проверка. Выставление баллов за правильные ответы.

Вариант 1

А.Чтобы избежать давления бояр, Юрий Долгорукий основал княжеский стол в Суздале.

Б.  Ростовское боярство всегда было сильным и честолюбивым.

В. И позже, несмотря на богатство и силу знати, Ростов никогда не был столицей княжества, а потому пребывал в постоянной оппозиции.

Г. С древнейших времён, говоря о Ростове (а впервые он был упомянут в летописи в862 году). Добавляли – Великий.

1) В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) Г,Б,А,В.            2) Б,В,А,Г.         3) В,А,Б,Г.       4) Г,В,А,Б.

2) Какое слово или сочетание слов является грамматической основой одного из предложений?

1) основал княжеский стол

2) боярство было

3) Ростов не был

4) добавляли

3) Укажите верную характеристику предложения В.

    1) сложноподчинённое

    2) сложное с сочинением и подчинением

    3) простое с однородными сказуемыми и обособленным обстоятельством

    4) сложное с тремя грамматическими основами

 Вариант 2

А. Хищные птицы тоже обходятся без воды, но это понятно, потому что они получают много влаги из пищи, антилопы же питаются только травой, не изобилующей влагой.

Б. оказывается, природа позаботилась о том, чтобы необходимая для организма вода образовывалась в теле антилопы в процессе обмена веществ.

В. Известно, что для млекопитающих вода важнее пищи.

Г. Однако газели и антилопы, которые живут в пустыне, не пьют воды в течение всей жизни.

1) В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) Б,А,Г,В.      2) Б,Г,А,В.      3) В,Б,А,Г.      4) В,Г,А,Б.

2) Какое слово или сочетание слов является грамматической основой одного из предложений?

1) понятно

2) получают много влаги

3) вода важнее

4) газели и антилопы живут

3)Укажите верную характеристику предложения А.

1) сложноподчинённое

2) сложное с сочинением и подчинением

3) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

4) сложное со всеми видами связи

VI Итоги урока, выставление оценок. Оценки выставляются исходя из баллов, заработанных за работу в течение всего урока.

Критерии:  6-7 – «5»

                    5-4 – «4»

                    3-2 – «3»

Домашнее задание:

  1. Решить вариант 15 в книгах по подготовке к ОГЭ.
  2. Из учебника по литературе или истории выписать 5 предложений с разными видами союзной и бессоюзной связи.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период»

Конспект урока в 11классе по теме «Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. Период». Урок включается в программу часов по развитию речи. Материал урока позволяет повторить о...

"Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи"

Урок русского языка в 9 классе по сложным предложениям с различными видами связи....

Конспект урока: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них

Цели: закрепление изученного по теме урока;нахождение видов сложных предложений (СП) в тексте;составление схем СП;построение сложных синтаксических конструкций (ССК);применение ССК в собственной...

Урок- практикум 11 класс Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи и пунктуация в них.

Цель: провести мониторинг сформированности у учащихся умения определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с различными видами связи, правильно расставлять  знаки препина...

Тема: Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

В данном конспекте урока по теме "Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи" подобран материал из произведения А.С. Пушкина "Евгений Онегин"....