Урок развития речи по картине Ф.П.Решетникова «Мальчишки»."
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок развития речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_r.r_po_kartine_reshetnikova_malchishki.docx30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  развития речи на тему:

"Подготовка к сочинению по картине

Ф.П.Решетникова «Мальчишки»."

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе  

Ситникова Елена Алексеевна

учитель русского языка и литературы МБУ школы №91 г.о.Тольятти

Тема  урока:  «Подготовка к сочинению по картине Ф.П. Решетникова "Мальчишки".

 Класс: 5 класс Б

Тип урока:   урок развития речи

Реализуемая программа:  по русскому языку для  5-9 классов .Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский и др./ Москва.:Просвещение 2013

УМК:    Русский язык. 5 кл.: учебник для общеобразовательных  учреждений. В 2ч. Авторы: Т.А.Ладыженкая, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба, Н.В.Ладыженская.

Цель урока:   обеспечить формирование    умения  составлять рассказ - повествования  с элементами описания на основе жанровой картинки, раскрывать основную мысль.

Предметные результаты: понятия "тема","основная мысль","художественные средства".

Метапредметные результаты: способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, свободно пользоваться словарями различных типов.  

Личностные результаты: понимание  определяющей роли родного языка в развитие интеллектуальных, творческих способностей и  моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения: наблюдение над языком, эвристический метод, индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование:

  • мультимедийный проектор;
  • интерактивная доска                   

                                                                         

Этап урока

  Цель

(формируемые УУД)

        Деятельность

             учителя

      Деятельность

           учащихся

          Результат

1

Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

Настрой   на учебную деятельность

Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.

Коммуникативные: обмениваются мнениями.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности

 -Сегодня  мы с вами на уроке  познакомимся с  художником Решетниковым Фёдором Павловичем.

Сообщение о художнике.

Решетников Федор Павлович (1906 г. - 1988 г.) - советский художник. Ф. П. Решетников родился  в1906 году в селе Сурско-Литовском Екатеринославской губернии Российской империи в семье иконописца. Интерес к живописи рано проявился у мальчика. Маленький Федя присматривался ко всему, что делал его старший брат-художник, часто помогал ему: растирал краски, натягивал холсты, мыл кисти, а иногда рисовал и сам. Четырнадцатилетним мальчиком Решетников покинул дом отца: настало время начинать самостоятельную жизнь, самому зарабатывать кусок хлеба. Ездил он по стране, работал в различных мастерских, на шахтах, но не забывал любимое с детства ремесло. С особым удовольствием он рисовал декорации для местных театров .Работал в клубе железнодорожников станции Гришино Днепропетровской области. Учился на рабфаке искусств в Москве, поступил в Высшие художественно-технические мастерские, где занимался в 1929—1934 годах, в частности у Д. С. Моора. Участвовал в арктической экспедиции на пароходе «Челюскин».Суровая и необычная природа Арктики, героический труд мужественных людей – всё это захватило художника. Вместе с другими героями-челюскинцами он был снят с дрейфующей льдины отважными лётчиками и, возвратившись, написал несколько картин, посвящённых Арктике.    Действительный член АХ СССР с 1953 года, вице-президент (с 1974 года). В годы Великой Отечественной войны он был на фронте, защищал Севастополь, освобождал от фашистов Крым. После войны художник вернулся к своей профессии. Любимыми героями его полотен стали дети. Его известные картины: “Нарушитель”, “За мир”, “За уроками”, “Опять двойка!” Картина Ф.П.Решетникова "Прибыл на каникулы" (1948) является своеобразным рекордсменом. Совокупный тираж открыток с репродукцией этой картины составил свыше 13 миллионов экземпляров - больше, чем какой-либо другой открытки, выпущенной в Советском Союзе.Ф. П. Решетников умер 13 декабря 1988 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания.

Внутренняя и внешняя готовность

2.

Целеполагание

Л:осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Р:осознают недостаточность своих знаний 

П:устанавливают причинно-следственные связи, деляют выводы

А картина, по которой вы будете писать сочинение называется "Мальчишки"

 Рассматривают картину

Формулируются собственные мысли.

3

Выявление места и причины затруднения

П:определяют основную и второстепенную информацию

Р:осознанно и произвольно строят высказывания в устной речи

П:устанавливаются причинно-следственные связи, делаются выводы

К:задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Л:осознают свои возможности в учении

-На какие части можно раразделить картину?

-Какие краски и тона прпреобладают?

- Кто герои картины?

- Где мы их видим? Как они там ококазались?

- Как они изображены? Опишите

Каждого:

  • роль 
  • внешность
  • поза

- Что можно сказать о характере каждого?

Отвечают на вопросы Формулируют собственные мысли. В сотрудничестве

с  учителем и одноклассниками делают выводы.

Готовность к восприятию новых знаний

Осознание значимости новых знаний

4

Практическая деятельность

Р:контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

К:осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-плзнавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Словарная работа.

1.Записать слова  

 Картина, произведение, холст.

Мальчишки, герои картины, ребята.

Художник, Ф.П.Решетников, живописец, автор картины.

Подберите слова-синонимы дл  для описания  красок,

преобдадающих в

картине

(темные, приглушённые;

неясные, размытые)

Составление плана.

1.История создания картины

2.Главные герои картины.

3.Как они изображены.

4.Основная мысль картины.

5.Моё отношение к картине.

Высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с  учителем и одноклассниками делают выводы

Осознание значимости новых знаний

5

Первичное закрепление

 К :формулируют собственные мысли,

высказывают и обосновывают свою точку зрения

Отвечают на вопросы,

Выполняют упражненния

Составление  устного рассказа по картине

Формулируются собственные мысли.

6

Включённость в систему знаний, повторение

К:Обобщение   полученных  на уроке

П: приобретают умения использовать полученые знания и умения в практической деятельности.

Ценностное отношение к деятельности и её оценка

8

Информация о домашнем задании

Написать сочинение по картине.

Закрепление полученных знаний

Вопросы для беседы

Рабочие материалы к сочинению

Что изображено на картине? Какое время суток? Что на это указывает?

Поздний вечер, тёмно-синее небо, огни вечернего города, освещённые окна домов, тени на крыше.

На какие части можно разделить картину?

Небо, город, мальчики на крыше.

Какие краски и тона преобладают?

Темные, приглушённые; неясные, размытые контуры.

Кто герои картины?

Три друга, одного возраста, наверное, одноклассники, соседи.

Где мы их видим? Как они там оказались? Для чего они туда пришли?

На крыше дома, внимательно всматриваются в ночное небо.

Как они изображены? Опишите каждого:

  • роль 
  • внешность
  • поза
  • выражение лица
  1. Указывает на что-то в небе, делится услышанным, прочитанным. Выделяется. Хороший рассказчик, сумел заинтересовать друзей. 
  2. Увлечён увиденным и услышанным. Застыл от удивления и восхищения.
  3. Не отрываясь тоже смотрит на небо. Взгляд его задумчив, мечтателен.

Что можно сказать о характере каждого?

  1. Серьёзный, целеустремлённый.
  2. Очень впечатлительный.
  3. Романтик, мечтатель.

.

Образец сочинения.

Картины Ф.Решетникова разнообразны. Среди них есть произведения, посвящённые детям и детству. К ним относится картина «Мальчишки», написанная в 1971 году.

На ней изображены три мальчика на крыше дома, Небо — темно-синее, ярко горят окна домов, фонари освещают улицы. Значит, изображён поздний вечер. Автор использует тёмные, приглушённые тона, нет ярких красок, картина передаёт спокойствие и умиротворение.

Картину можно разделить на три части: верхнюю часть занимает вечернее небо, центо- город в огнях, на переднем плане — мальчики.

Мне кажется, что герои картины — друзья. Ребята примерно одного возраста, поэтому, возможно, они одноклассники. А если в такое позднее время они вместе, то живут,наверное, в доме, на крыше которого находятся, они соседи. Ребята пришли сюда, чтобы посмотреть на звёздное небо, полюбоваться его красотой, найти какое-то созвездие. Мальчик повыше на что-то указывает. Наверное, он прочитал интересную книгу о космосе, о космических полётах, о созвездиях, о спутниках и теперь делится своими знаниями с друзьями. Его роль автор подчеркнул белой рубашкой,  которая светлым пятном выделяется на фоне темного неба. Он хороший рассказчик: два других мальчика с большим интересом слушают его. Мальчик, стоящий рядом, высоко подняв голову, держась за ограждение на крыше, широко открытыми глазами смотрит в небо. Его так захватил рассказ, что он открыл рот да так и замер. Другой мальчик слушает, облокотясь на какое- то строение на крыше. Ему тоже интересно, но им владеют совершенно другие чувства. Взгляд его мечтателен6 задумчив, он любуется красотой звёздного неба. По тому, как изобразил ребят художник, можно сказать о характере каждого из них. Они совершенно разные: рассказчик — умный, начитанный, серьёзный, наверное, отличник; стоящий рядом с ним — очень впечатлительный, застенчивый, тихий; третий мальчик — романтик, мечтатель, наверное, выдумщик. И им интересно друг с другом именно потому, что они разные.

Картина мне очень понравилась. Кажется, что сам находишься на крыше вместе с этими ребятами. Как хотелось бы иметь таких друзей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года". 6 -7 класс.

Урок посвящен 200-летию Царскосельского Лицея. Цель урока- сочинение по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене  8 января 1815 года". В уроке использованы фрагменты произведений А.С.пушк...

Интегрированный урок развития речи по картине Грабаря "Февральская лазурь"

Данный урок будет интересен педагогам, работающим в коррекционных( специальных) школах для слабослышащих учащихся. Урок разработан по технологии дифферинцированного обучения....

Урок развития речи по картине В. М. Васнецова "Витязь на распутье"

Презентация к уроку развития речи по картине В.М. Васнецова "Витязь на распутье". Презентация содержит качественные иллюстрации к биографии художника, разделу его творчества, связанному с УНТ. Во втор...

Урок развития речи по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». 6 класс

Подготовка к написанию сочинения по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители». Урок развития речи по картине в 6 классе (авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.)....

Урок развития речи по картине Яблонской "Утро"

Разработка урока с учётом современных требований и возрастных особенностей детей....

Презентация для проведения урока развития речи "Описание картины И. Левитана "Золотая осень" (5-6 класс, русский язык)

В презентации представлены краткие сведения о художнике и особенностях его творчества, о создании картины. Дана словарная работа с рядами синонимов, со словами, характеризующими цветовую гамму картины...

Урок развития речи по картине Ф.П. Решетникова "Прибыл на каникулы"

Описание  жанровой картины Ф.П. Решетникова "Прибыл на каникулы"...