Д.Часлицы. История происхождения названия деревни.
материал по русскому языку на тему

Трифонова Маргарита Сергеевна

Д.Часлицы. История происхождения названия деревни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chaslitsy.rar62.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Перовская основная общеобразовательная школа

 «Д. ЧАСЛИЦЫ,ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ НАЗВАНИЯ ДЕРЕВНИ»

Выполнил:

Трифонова М.С.

Перово, 2014

Введение

При взгляде на географические карты мира, Российской Федерации, Владимирской области видно, что все они содержат огромное количество  географических названий. Всего в мире около полумиллиарда географических названий, на территории России их несколько миллионов, а на территории Владимирской области только населенных пунктов более 2000. По данным И. А. Карловича в книге: «Природа и экология Владимирской области» Владимир, 1996 г., в области 915 рек, 339 озер; также более 100 болот и различных урочищ.  Это более или менее крупные географические объекты, а есть еще микроэлементы рельефа, гидросферы, биосферы, названия улиц и т. д. Все эти географические объекты имеют свои личные имена. Почему их так называют? Кто дал им эти имена?  Что эти  иногда непонятные названия означают? Обычно большинство наших граждан совершенно этим не интересуются. Известные нам географические названия стали для нас давно привычными, о происхождении имени какой-то деревни или речушки не всегда могут сказать даже местные жители-старожилы, многие образованные люди не особо вникают в смысловое значение этих названий, а что говорить о молодёжи. Любое географическое название не вызывает никаких недоумений у любого мальчишки: «Ворша, так Ворша, лишь бы купаться быломожно, да ловились бы на удочки пескари»,- так об этом писал писатель  В. Солоухин в книге «Владимирские просёлки». А действительно, знает ли кто из жителей области, почему названа так эта река или иная другая, озеро, город, поселок, деревня. Населённый пункт,  в котором они живут, река или озеро, на котором он стоит? Все эти названия не случайны. Местную географическую терминологию академик А. С. Берг назвал «кустарной народной наукой». «Будучи результатом многовековых наблюдений постоянного местного населения и продуктом творчества такого гениального коллектива, каким является народ, народные термины заслуживают самого внимательного отношения, как филологов, так и в особенности  географов. Распространение народных терминов и те видоизменения смысла, которые они претерпевают в различных местностях, дают немало указаний на ход колонизации, перемещения народных масс и взаимное влияние соседних народностей», - так высказывался о значении географических названий академик А. С. Берг. А вот что об этом говорил академик Я. К. Грот: « Топографическое имя  никогда не бывает случайным и лишенным всякого значения. В нём по большей части выражаются или какой-нибудь признак самого урочища или характерная черта местности, предмета, или, наконец, какое-нибудь  обстоятельство, более или менее любопытное для ума и воображения».

Известный филолог А. В. Суперанская даёт свою оценку географическим именам: «Географические названия – это, пожалуй, такая же материальная культура как остатки первобытных жилищ, посуды, как монеты, кости и т.д. И если относиться к ним бережно, тщательно собирать и изучать их, можно получить много ценных исторических данных».

Подытоживая всё вышесказанное, можно с уверенностью заявить, что географические названия играют очень важную роль в жизни человека, его культуре, так как позволяют нам судить о том, какие народы в данном месте жили, какой у них был язык, культура, чем они  занимались; то есть получить исторические сведения, а также судить, какая здесь была раньше природа, как и почему она изменилась и многое, многое другое. Тайны географических названий волнуют и будоражат умы людей различных профессий и склонностей. Среди этих людей есть  академики, доктора наук, преподаватели, студенты, школьники. Этими вопросами на местном уровне занимаются географы, историки, филологи, местные краеведы, журналисты, работники музеев.  Результатами  трудов этих людей стали, особенно в советское время, многочисленные научные, научно-популярные книги и публикации на данную тему, словари - справочники, учебные пособия. Среди учёных надо отметить,  прежде всего, А. С. Берга, Э. М. Мурзаева, В. А. Никонова, Я. К. Грота, преподавателей ВУЗов и школ Л. Л. Трубе, Е.  М. Поспелова, А. И. Попова и других.

Целью данной работы является выяснение истории происхождения названия деревни Часлицы Гусь-Хрустального района Владимирской области. Для этого мы рассмотрим несколько гипотез происхождения населенного пункта, расскажем немного из истории деревни и культуры.

  1. Географическое положение[1]

На подробной карте в юго-западном углу Владимирской области, на стыке ее границ с Московской и Рязанской – среди озер, речек и болот можно найти деревню Часлицы. Она расположена на возвышенном месте, как говорится в народе, «на бую». С севера находиться обширное болото занимающее чащу древнего озера. С запада безлесное пространство до реки Поль-Бужи. С востока от Перовских лесов, деревня отделяется большим понижением. Это понижение не что иное, как мелководный залив древнего озера, место, заманчивое для поселений еще во времена каменного века.

  1. Гипотезы происхожденияназвания деревни Часлицы

  1. ГипотезаА.В.Головина[2]

С форматом «ицы»очень много поселений в Приильменском крае, В Центральной России, в пределах бывших Рязанского, Ростово-Суздальского и Муромского княжеств. Суффикс «ицы»праиндоевропейского происхождения от «isko»- так написано в исторической ономастике.

Селения с таким формантом в своем названии везде располагаются поблизости одно от другого. Так, в Муромском районе деревни: Котлицы, Хоробрицы, Молотицы – в среднем течении Ушны. Особенно много поселений с формантами «ицы» в местах раннего заселения славянами. По мнению этнографов, форманты «ицы» свидетельствуют о древности поселений, по меньшей мере, поселения с такими названиями возникли в конце  XVвека.

«Ицы» - окончания названий населенного места патронимического происхождения. И сейчас, и впрошлом у славян отчества все оканчивались ни «ичи». Но можно предположить и допустить и даже утверждать, что «ицы»- производное от женских языческих имен славян :Воица, Прочица, а также христианских Микулица, Минитица, Настасница, Ириница.К примеру, Настасья в далеком прошлом именовалась как Настасьица, в XVвеке в Мещере еще были в ходуязыческие имена – Воица и подобные по структуре, перенесенные в название населенного пункта. Можно допустить и существование языческого женского имени Часлица, но это именно лишь допущение; в литературе нам такое имя не встречалось.

Есть другой способ образования ойконима.Фамилия основателя или владельца Часлова или Часлина вполне допустима, а жителей называть по принадлежности к владельцу: «часлинцы», «часловцы» или «часливцы» и это вполне возможно, поскольку не противоречит нормам словообразования в нашем языке.Отсюда один шаг до экстраполяции немного видоизмененного слова «часлицы» на Часлицы- названия деревни. Это не чисто умозрительные построения. Суффиксы – форманты «инцы» - антропонимические по происхождению. Если принять эту версию, то придется расстаться о древности возникновения этой деревни. Против древности названия можно привести аргумент о редкости названия с таким формантом. В Мещере массовое заселение земель славянами шло менее интенсивно, чем в других местах, и почти все населенные пункты здесь молодые.

2.2Гипотеза Скулова Н.И.

По мнениюСкулова Н.И. деревни, входящие в Палищинский приход, самые древние из них сохранили названия, сходные с названием самого погоста: Тюрвищи, Часлицы, Овинцы…Толкование происхождения названий населенных пунктов — дело тонкое, требующее больших знаний в области филологии, археологии. Однако, по его мнению, названия эти произошли от сочетания существительного, обозначавшего определенный географический объект, который требовалось отыскать: поле, овин, ясли, и глагола повелительного наклонения: ицы (ищи).

Поле ищи – Палищи, ясли ищи – Часлицы, овин ищи – Овинцы. Иногда название географического объекта сохраняло старый угро-финский этноним, например: Тури. Тури ищи – Тюрвищи…[3]

О финско-угорском происхождении можно говорить, исходя еще и из семейной летописи Мелиной А.Н.. Эта летопись (хотя это и не документ) ведется  с середины 19 века. Из рассказа Павла Ивановича Романова:

«Мещера, Мещерская низменность»…является одним из немногих лесных островов остатком великолепного пояса хвойных лесов. В этих лесах отсиживалась Русь древняя от татарских набегов. До появления славян в этом крае среди непроходимых болот и дремучих лесов селились финско-угорские племена.О них сейчас напоминают тольконазвания рек и урочищ: Мокша, Шумшар и т.д..[4]

  1. Гипотеза жителя д.Часлицы Анисимова М.С.

Мы побывали в гостях у жителя д.Часлицы Анисимова М.С.. Он много версий происхождения названии деревни назвал, но самая интересная – связана с Библией.

«Это было давным-давно. В библейской книге «Исход» написано…когда иудеи вышли из Египта…».После выхода иудеев из Египта их «соседи»-египтяне возроптали на своего Бога (поклонялись они богу Солнца), почему иудеям их бог помог, и бог Солнца-нет. И приняли они решение «идти в дом бога Солнца». Двинулись египтяне на восток с намерением найти дом бога и высказать свои жалобы. На протяжении пути никакой противодействующей силы они не встретили. Когда они подошли к Дону, жители этих мест не захотели их пропустить, на что египтяне ответили сопротивлением и погнали жителей Дона до Сибири. Т.к. жители Египта поклонялись богу Солнца, их щиты были круглыми с изображением лица своего божества. Возможно, они селились в тех местах, пока шли, принося свои обычаи в обиход.»

Михаил Сергеевич рассказывал, что в 90-е годы бала передача «Клуб кинопутешественников»[5], в которой он слышал о селении, которое поклоняется богу Солнца (возможно от египтян это пошло). С утра жители общины идут работать, а в обед, когда солнце в зените, они собираются на площади около небольшого круглого щита с изображением лица бога. Община молится в течение часа. Возможно, с поклонением богу Солнца связано название нашей деревни «ЧАС ЛИЦА».

  1. Гипотеза учителя географии Голубева В.И. г. Ковров

Данная теория связывает название деревни Часлицы с татаро-монгольским игом.

Русь попадает под власть монголо-татар. Этот период длился 240 лет и назван был татаро-монгольским игом. С целью закабаления Руси в 1257 году монголы устраивают перепись населения. Во Владимирской летописи об этом событии написано так: «Приехали численцы, исшетоша всю землю Суздальскую и Рязанскую и Муромскую, а ставишна десятники, сотники, и тысячники и темники и идоша в Орду». Вот как говорили об этом времени наши предки: «У кого денег нет, у того дитявозьмёт, у кого жены нет, того головою возьмёт». В те времена некоторые поселения получали льготы от правителей Золотой Орды, тарханные грамоты, которые давали определённые льготы и  освобождение  от дани. Примером могут служить д. Тарханово (Гор.р.) и д. Тарханы (Вяз.р.), которая уже не существует. Д. Толмачёво (Ал.р.), «толмач» (тюр.) – переводчик, Следы переписи, возможно, сохранились в названии д. Часлицы или Числицы (Г.-Х.р.) – искаженное от численцы. Наши предки верили в то, что если назовешь населённый пункт так, то до него не дойдут переписчики населения.[6]

2.5Этимология слова ЧАСЛИЦЫ

Слово часля – полесскийбортнический термин. Оно обозначает большое боковое отверстие в колодочном улье. Представлении это слово довольно широко; Н.В. Никончук фиксирует его в двадцати пунктах. Слово отмечено в двух вариантах: часла и час,л,а. Терминология бортничества очень архаична. Само бортничество возникло в глубокой древности и пережило длительную эволюцию. Первоначально, по-видимому, люди просто разоряли пчелиное гнездо, добывая мед. Самым древним видом бортничества было добывание меда следующим образом: заметив дерево с дуплом, где поселились пчелы, человек залезал на дерево, пробивал длинное и узкое отверстие в дупле, доставал  мед и заделывал отверстие дощечкой или дощечками, на дереве ставился знак. Следующий этап – это выдалбливание дупла в живом дереве с тем, чтобы в нем поселились пчелы. Затем стали делать ульи из колоды, их подымали на дерево и укрепляли на специальном помосте, подвешивали (свепет) или же несколько ульев устанавливали на земле. При этом мы наблюдаем,  что целый ряд терминов обладает синкретинов значения: большое отверстие в дупле или затем в улье-колодце обязательно закрывалось дощечкой, поэтому слово *dъlzь обозначало как отверстие, так и закрывающую его дощечку. Дупло, выдолбленное в дереве, называлось *bъrtь. Очень любопытно семантическое наполнение термина в Полесье: борт 1)большое отверстие в колоде , служащее для осмотра пчел; 2) должея, крышка этого отверстия; 3) полое пространство, выдолбленное в живом дереве для пчел; 4)полое пространство, в колодочном улье; 5)дупло в дереве, в котором поселились дикие пчелы; 6)дикая семья, живущая в дупле; 7)место в лесу, где находятся ульи. Таким образом, на определенном этапе слово *bъrtь выступает как синоним слова *dъlzь. Как мы видели выше, название отверстия в дупле, заделываемого дощечкой, исторически древнее название искусственно выдолбленного дупла. Число лексем, обозначающих большое отверстие в дупле и ульев славянских языках, невелико. В русском языке  *dъlzь,*delь, kolzьna; в украинском *bъrtь, *dъlzь, в белорусском *bъrtь.  Полесскийтеминчасляпредставлен на ограниченной территории, но, по-видимому, достаточно архаичен.

От глагола *cesatiв западнославянских и южнославянских языках существует производное имя *ceslь: «Название орудия, производное с суф. –lь, соотносительное с глаголом *cesati, точнее с его проформой*cesti. Древнее название, продолжающее дослав.модель». В «Праславянском словаре» дается несколько вариантов слова: *ceslь, *ceslа, *ceslо – диал.южн. и зап. «Первичныеnominainstrumenticeslь – гребло, гребень:*cesati». На восточнославянской территории лексема *ceslь гребень отсутствует, тем более любопытно полесское *cаslа. Мы  наблюдаем наложение форм *ceslа и *ces,lа, *cаslа и  *cаs,lа с отличием только в вокализме.Может быть предложено две гипотезы: 1) слово часляобразовано на местной почве от интерактивной формы чесать-часать,ср., например, укр. чахати «отламывать, отщеплять»; 2)слово часлявосходит праславянскому *cаs,lа и является архаизмом глубокой древности, представляя ту же огласовку корня, что и в праславянском *саsъ. В этом случае мы наблюдаем два производных, имеющих четкий географический ареал:

О том, что и слово *ceslа когда-то входило в бортническую терминологию, свидетельствует с. хорв.*ceselj«пластвоска, сделанныйпчелами за один день».

О более широком распространении в древности слова часля в восточнославянских языках говорит русское местное название Часлицы (Гусь-Хрустальный район Владимирской области). В южнославянских языках мы наблюдаем целый ряд названий, образованных от слова ceslь с суф. –lika, праслав.*cesllika,чему соответствует слово *cаslliсa, образованное суф. –iсa от *cаslа. Реконструкция семантики топонима на данном этапе невозможна.

Думается, сто полесское слово часля «большое отверстие в улье-колоде» заслуживает внимания этимологов.[7]

3.Быт и культура деревни Часлицы

В 18 веке до образования Рязанской губернии деревня Часлицы относилась к Владимирской губернии (Муромское сельцо).[8]

С конца 18 века,когда образовалась Рязанская губерния, Часлицы стали относиться с Касимовскому уезду, Демидовской волости.

Во времена крепостничества населению этого края жилось легче. Они не знали "барщины", так как помещики там не жили совсем. Жили только в одной деревне Овинцах гг. Чекины. Но и у них "барщина была легкая". Прочие же помещики имели или управляющих, как, например, князь Юсупов, или бурмистров — гг. Новосильцевы, Федоровы, или старост — гг. Баташов, Мальцев, Орловы, Юшковы и др. Правда, еще жил один помещик — г. Самаржи с сыновьями; у него "барщина была несколько тяжелее", но, в сравнении с другими помещиками, и здесь крестьяне не надрывались на барской работе.

Князь Юсупов сбирал чрез своих управляющих только "оброк ", да иногда "прядево" или холстов немного "для дворни". Новосильцевы и Федоровы сбирали тоже только "оброки". Бурмистры их были здесь "всем": они имели власть наказывать и миловать, сдавать на службу за провинности и проч. Мальцевская барщина состояла из заводской работы на заводах: Гусь-Хрустальный, Курловский и Великодворский. Зимою — подвозка дров, весною — нарезка их и "шурование в гутте". Прочие помещики ограничивались собиранием лишь одних оброков. Поэтому освобождение крестьян в 1861 году произошло без всяких эксцессов. При наделении землей происходили небольшие недоразумения на чисто деловой почве. Крестьяне не знали, — какой надел получать для них выгоднее. Доверенные помещиков многим советовали "идти на выкуп", т.е. "взять всю дачу при деревне за себя". Некоторые деревни согласились, как, напр., Старково, Тальново, Мильцево — гг. Федоровых; хотя дд. Демидово и Часлицы — тех же помещиков, но отказались пойти на выкуп и получили надел по 4 десят. на душу[9].

Расположение деревни определило специализацию ее хозяйства в старые времена на длительный срок. В Часлицах в 1890 году было 5 ветряных мельниц; в 1905 году их осталось две, а в середине сороковых только одна. Расположена она была на дороге из Палищ в Торфпродукт. Дорога называлась «Макаровка», видимо, по названию владельца последней мельницы. Мельницы были все прогрессивной голландской конструкции.

Последней владелицей деревни была боярыня Федорова. Землевладение – общинное, но была земля и собственническая. Надельная земля, т.е. земля, принадлежавшая общине, делилась по ревизским душам, а собственная земля тоже делилась, но не между всеми, а только между собственниками, пропорционально денежному взносу. Надельной земли было 335 десятин, и на поддельного работника приходилось 3,8 десятины, а на надельную душу 2,5. Собственная земля, площадью 422 десятины, находилась в 10 верстах, близ деревни Шестимирово (Бычки). Там были покосы. По традиции эти колхозы принадлежали часлицкому колхозу и в советское время.

Хозяйство

В 1886 году в деревне насчитывалось 80 рабочих лошадей, 114 коров, 29 телят, 112 овец, 174 свиней. Все 72 избы в 1886 году топились «по-белому» и были крыты деревом и железом. В селении было 4 пруда, 64 колодца, дровами жители были обеспечены. Лес, который принадлежал общине, делился ежегодно. Так же как и в большинстве деревень прихода, в Часлицах основной профессией мужчин было плотницкое дело, а женщин – обработка льна, прядение, тканье холстов и вязание рыболовных сетей. В деревне было 9 мельников. 74 человека уходили плотничать в другие губернии. Самыми распространенными фамилиями (родовыми) в Часлицах являются: Никишины, Китухины, Игнатовы, Анисимовы, Шишковы.[10]

По данным семейной летописи Мелиной А.Н. деревня Часлицы в начале 20 века полностью сгорела. Дома были расположены близко друг к другу.  Отстраивали ее за счет казны государства,т.к. это событие совпалосо знаменательной датой «300-летие Дома Романовых»

Школа

В 1927 г. Была открыта Часлицкая школа. До этого времени обучение детей проводилось в домах жителей деревни. Там ставили столы и лавки. Главная задача состояла в том, чтобы научить элементарным навыкам чтения, письма, счета. Открытие школы - огромное событие для села.

Пусть в стенах этих поселиться радость

И доброта, и дружба, и любовь.

Это была типовая 2-х комплектная школа. В школе - две классных комнаты, библиотека, учительская, столовая с кухней, большой вестибюль. Руководил строительством школы уроженец д. РязановоКрайнов Александр Сергеевич. Большую помощь ему оказывал Никишин Андрей Иванович.

Первым директором школы был Герасимов Иван Васильевич.

К 1932 г. Школа преобразуется в семилетнюю. В ходе реконструкции пристраивается левое крыло, увеличивается количество классных комнат.

В первое время обучение проходило в две смены. Тяжело было учителям, которые были заняты с утра до вечера. Увеличилось количество учащихся, т.к. микрорайон донной школы входили начальные школы  в соседних деревнях Перово и Спудни. В Часлицкую школу ходили обучаться дети из пяти деревень. С 1932г. Руководителем школы становиться Игнатов Сергей Никанорович.

Во время войны эстафету в педагогическом коллективе приняли женщины. С 1941 г. Школу возглавила Рябова (Кочеткова) Ольга Павловна. Вынужденная уехать по семейным обстоятельствам  в 1943 г, передает руководство школы Гуниной (Никишина) Нине Петровне.

Из воспоминаний бывших учеников: « …….писали между строчками в старых книгах, на чистых полях газет. Дров не хватало. Ночью технички ездили в лес пилить дрова, чтобы протопить печи в классах. Чаще всего занимались в одежде. Чернила замерзали в чернильницах. В столовой была большая русская печь. В ней готовили обед из продуктов собранных на школьном участке. Но мы были рады и пустым щам, картошке, лепешкам из просо. По праздникам колхоз выделял мясо. Хлеба не было совсем».

Закончилась война. Страна возвращается к мирной жизни. Многое предстоит построить, переделать, создать. Возвращаются фронтовики. В1949 г. Руководить школой приезжает бывший фронтовик Киташов Александр Григорьевич. Тридцать лет школа находится под его руководством. Об этом историческом периоде расскажет следующая страничка нашего журнала.

Молодой, энергичный фронтовик, имеющий за плечами высшее образование и специальность учителя географии, был назначен директором школы. В школе увеличивается число классных комнат. В 1949-1950 гг. количество учащихся составляло 273 человека. Появились параллельные классы. Занятия проходили в две смены. Обновился педагогический коллектив, в село приехало много молодых учителей специалистов: Киташова К.В. (биолог-химик), Кабанов И.Т. (математик), Коптев В.Я. (физрук), Чулкова К.В. (литератор).

В 1950-51 гг. школьный участок обнесли изгородью, обсадили кленами и тополями. Рядом со школой разбили сад.  В первую зиму   много саженцев погибло, подгрызли мыши. Сад пересаживали через год. В 1955-1956 гг. рядом со школой был оборудован школьный стадион. В это время построили здание школьной мастерской. Развели подсобное хозяйство. Мясо кроликов использовали в школьной столовой и сдавали государству.

Время идет, стране требуются образованные люди. В 1958 г. школа стала восьмилетняя. В этот период проводилась большая работа на пришкольном участке. Выращивались овощи для столовой, разводили ягодные культуры, рассаду из парников продавали населению. Юннаты школы были участниками ВДНХ, областных слетов натуралистов. Учащиеся школы принимали участие в смотрах, олимпиадах, туристических слетах. Пионерская дружина  была одной из самых сильнейших в районе. За активную работу, в ходе соревнований ,ей было присвоено имя Гагарина Ю.А.  Активисты дружины неоднократно награждались путевками в лагеря «Орленок» и «Артек».

В школе сложился крепкий учительский коллектив. За добросовестный труд Богданова Н.В. и Киташов А.Г. были удостоены звания  «Заслуженный учитель школы РСФСР».

Проходят годы и вот уже бывшие ученики возвращаются в стены родной школы.

В 1979 г. Директором школы становиться ее выпускник Пахомов Анатолий Иванович. Об этом историческом периоде следующая страница нашего журнала.

Анатолий Иванович хорошо знал коллектив школы и ее традиции, а поэтому быстро и прочно влился в него, и нашел со стороны коллег понимание и поддержку во всех делах и начинаниях. Коллектив продолжают пополнять молодые выпускники: Тимашова С.П., Никишина С.Н., Скворцова Н.В., Терехов В.Г.. Образовались свои школьные династии: Процеровых,  Веселкиных, Никишиных. Под руководством Пахомова А.И. большое внимание уделялось усовершенствованию учебного процесса. В школу завозятся новые технические средства обучения, в коллективе ведется большая методическая работа. В 1980 г. При школе открывается УКП, в  котором 30 человек получили среднее образование.

В 1989г школа реорганизовывается в неполную среднюю, а в 1996г  становиться средней школой.

20 января 1998г Часлицкая школа  была реорганизована в Перовскую среднюю школу.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели историю происхождения названия д.Часлицы. Гипотез много, но какая из них является истинной - не знаем. Возможно, ни одно из предположений неверно, но мы продолжим нашу работу по изучению истории названия деревни.

На данный момент в деревне насчитывается 64 дома, половина совсем нежилые. Несмотря на это, ни одно из населенных мест не заменит нашу деревню с ее бескрайними полями, густыми лесами, живописными местами. Нам есть, чем гордиться.


[1]Головин А., Кондратьева И. «Природа и люди Центральной Приозерной Мещеры. Приход Ильинской церкви села Палищи»-изд.Петрополис, 576с,2009

[2]Головин А., Кондратьева И. «Природа и люди Центральной Приозерной Мещеры. Приход Ильинской церкви села Палищи»-изд.Петрополис, 576с,2009

[3]Скулов Н.И. «ЗаповеднымитропамиМещеры» - изд. ООО НПО «Маштекс»- Владимир, 2004,96 с. 

[4]Семейная летопись Мелиной А.Н. (рукопись)

[5]Клуб путешественников — советская и российская телевизионная программа, посвященная популяризациитуризма и путешествий. Была в телевизионном эфире с 18 марта 1960года и сначала носила название «Клуб кинопутешествий»

[6]Голубев В.И. «Методика изучения и толкования географических названий Владимирской области или топонимия Владимирской области». – МОУ СОШ №5,г.Ковров, 2005

[7]Варбот Ж.Ж., Гиндин Л.А., Климов Г.А, Меркулова В.А.,Топоров В.Н., Трубачев О.Н. «Этимология 1979».-М:Наука,1981

[8]См.Приложение 4

[9]Государственный архив Рязанской области (http://www.history-ryazan.ru)

[10]Головин А., Кондратьева И. «Природа и люди Центральной Приозерной Мещеры. Приход Ильинской церкви села Палищи»-изд.Петрополис, 576с,2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ДЕРЕВНИ СЯРМЫСЬКАСЫ И ЕЕ МИКРОТОПОНИМИКА

Этот материал можно использовать на уроках культуры родного края, истории. Я считаю, что собранный в одну работу материал будет представлять ценность при изучении родного края. Нельзя допустить, чтобы...

Научно - исследовательская работа на тему "История происхождения названий джинсов в современном мире"

Исследовательская работа участвовала в конкурсе "Открытие мира" секция Лингвистика. Английский язык. 3 место....

Проект "Предания о происхождении названия села"

В 5 классе есть интересный предмет - литературное краеведение. Учитель  имеет возможность работать над групповым проектом  с интригующим названием. Детям очень понравилась эта работа....

Презентация "Из истории русского языка"(о происхождении названий русских падежей)

Презентация "Из истории русского языка"(о происхождении названий русских падежей)...

Исследовательская работа "Секрет названия: деревни Хрель, Захрелье"

Исследовательска работа посвящена раскрытию секрета названия деревень Хрель и Захрелье Сланцевского района Ленинградской области. С целью выяснения причн наименования данных населенных пунктов был про...

Этимология происхождения названий химических элементов, названных в честь исследователей

Предлагается информация о великих ученых, в честь которых названы элементы...