Лабораторная работа как форма организации эффективной работы на уроке
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Аннина Галина Сергеевна

Данный материал содержит правила проведения лабораторной работы на уроках русского языка и литературы, а также примеры проведения уроков в такой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Выступление и презентация31.56 КБ

Предварительный просмотр:

Первая муниципальная научно-методическая конференция

«Обучение русскому языку и литературе: формы, методы, инновации»

Секция «Методические проблемы изучения русского языка и литературы»

Лабораторная работа как форма организации эффективной работы на уроке

Аннина Галина Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ ООШ села Верхний Кушум

        Как и любой предмет школьного обучения, курс русского языка предполагает теоретическую и практическую подготовку учащихся. Кроме системы знаний, они должны получить в школе и определённый круг навыков. В связи с этим в федеральном базовом компоненте образования¹ и в объяснительной записке к программе по русскому языку содержится понятие «компетенция»: «Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся»². В программе по русскому языку С.И.Львовой не звучит слово «компетенция», но само понятие присутствует: «Программа реализует деятельно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков…»³

        Следовательно, научить русскому языку – это значит обеспечить формирование следующих навыков: языковых, лингвистических, правописных, коммуникативных.

Думается, что реализацию всех этих навыков обеспечивает такая форма проведения урока, как лабораторная работа. Почему?

        1. Снижен интерес к образованию вообще, к изучению русского языка – в частности. Отсюда – вопиющая безграмотность. Лабораторная работа, имеющая исследовательский характер, способствует формированию интереса к лингвистике.

        2. Лабораторные задания предполагают работу с учебником, справочной литературой, причём работа организовывается по определённому алгоритму. Это развивает навыки самостоятельной работы, активизирует познавательную, мыслительную деятельность учащихся, то есть формирует общеучебные умения и навыки.

        3. Наконец, лабораторные занятия интегрируют теоретические и практические умения и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

        Таким образом, решаются наиболее актуальные задачи современной школы:

                - научить учиться,

                - научить видеть проблему и находить пути её решения,

                - научить самостоятельно принимать решения и делать правильные выводы,

                -развивать исследовательские навыки учащихся.

        Лабораторные работы прочно вошли в практику нашей учебной деятельности.

________________________________________________________________________

¹Сборник нормативных документов. Русский язык в образовательных учреждениях с русским языком обучения. – М., Дрофа, 2004, с.5.

²Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Русский язык. 5-9 классы. М., Дрофа, 2001, 3.4.

³Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы. М., Мнемозина, 2009, с.4.

        Кратко остановимся на общих правилах проведения лабораторной работы.

1. Содержанием лабораторных работ является материал для самостоятельных наблюдений и выводов, ставящих перед учеником учебно-научные и творческие задачи, обеспечивающие новое или более глубокое рассмотрение языковых явлений, известных и неизвестных учащимся.

2. Тематика лабораторных занятий должна удовлетворять комплексу требований учебной программы, касающихся характера, содержания, материала, связи с другими формами учебной деятельности.

3. Задания могут быть различными: исследование какого-то частного вопроса или исследования обобщающего характера.

4. Лабораторным занятиям может быть посвящён весь урок, часть урока, а также они могут являться домашним заданием.

5. Задание должно включать этапы исследования:

- наблюдение и изучение фактов и явлений;

- выяснение непонятных явлений, подлежащих исследованию;

- выдвижение гипотезы;

- построение плана исследования;

- выяснение связей изучаемого явления с другими;

- проведение лингвистического эксперимента;

- решение лингвистических задач;

- обобщение результатов и формулировка вывода.

6. Структура (алгоритм) проведения лабораторной работы:

1) подготовительный этап, включающий повторении теоретических сведений, выполнение практических заданий, предварительное ознакомление учащихся с темой лабораторной работы и литературой к ней;

2) проведение лабораторной работы:

- чёткое определение целей, порядок выполнения лабораторной работы, обозначенный в индивидуальных карточках, в карточках для группы учащихся;

- оснащение лабораторной работы: тексты, справочники, учебные пособия, таблицы; выбор оборудования определяется целями, тематикой работы, уровнем подготовленности учащихся;

- самостоятельное выполнение лабораторной работы. Важно определить время выполнения работы. Основная функция учителя – контроль за самостоятельной деятельностью учащихся и по мере надобности индивидуальные консультации по оформлению результатов лабораторной работы;

- подведение итогов лабораторной работы: ответы учащихся, внесение исправлений, выяснение учителем уровня овладения материалом.

        Приведём в качестве примера фрагмент урока.

Урок русского языка в 8 классе.

Тема. Тире между подлежащим и сказуемым.

Цель: совершенствовать пунктуационные навыки учащихся, связанные с постановкой тире между подлежащим и сказуемым; обучать умению самостоятельно решать познавательные задачи на основе языкового анализа текста; развивать логическое мышление обучающихся, мотивировать их на собственное творчество.

Оборудование: раздаточный материал (карточки-инструкции с текстами стихотворения и алгоритмическими предписаниями о ходе лабораторной работы); проверочная карточка для самоконтроля; ученические тетради-справочники.

Ход урока.

I. Оргмомент.

Сообщается тема, цель урока, делается запись темы лабораторной работы.

II. Проведение инструктажа.

Знакомство с алгоритмом действий во время самостоятельной лабораторной работы по теме урока.

Карточка-инструкция.

1). Прочитай стихотворение, определи его тему (тема поэта и поэзии).

Н.Лаздан

Я не учёный.

Я поэт.

Поэзия – моя судьба и сила.

Поэма, ода и сонет –

Вот лирики могучие светила.

Светить – задача мудреца.

Понятно всем, как дважды два – четыре.

Слагать стихи – нести свой крест Творца.

Поэт не Бог,

Он – светофор,

Регулировщик –

Лира…¹

2) Найди и выдели грамматические основы предложений (задание выполняется на листочках, на которых напечатаны тексты стихотворения).

3) Определи, какими частями речи выражены главные члены.

4) Сформулируй вывод о том, почему ставится или не ставится тире между подлежащим и сказуемым, и оформи его в виде краткой, схематичной записи в таблице.

Тире между подлежащим и сказуемым.

Тире ставится

Примеры

Тире не ставится

Примеры

1.

1.

2.

2.

3.

3*

4.

5*

Примечание:

Примечание:

1.

1.

*Пример на данное положение правила в тексте отсутствует.

Примечание: «слабые» ученики могут сверять свои выводы с правилом по учебнику, а затем заполнять таблицу.

______________________________________________________________________

¹http: // www.stihi. ru

III. Самостоятельная работа с последующим самоконтролем.

Учащиеся заполняют таблицу и проверяют свою работу по проверочной карточке (выполняется на доске или проецируется на экран).

Тире ставится

Примеры

Тире не ставится

Примеры

1.сущ. – сущ.

Поэзия – судьба.

1. П. – личн. мест

Я поэт.

2. инф. – сущ.;сущ. – инф.

Светить – задача мудреца.

2. П. не +Ск.

Я не учёный.

3. числ. – числ.

Дважды два – четыре.

3*П. ср.союз +Ск.

4. инф. – инф.

Слагать стихи – нести свой крест Творца.

5* сущ. – числ.; числ. – сущ.

Примечание:

Примечание:

1. П. – это (вот, значит) Ск.

Поэма, ода и сонет – вот лирики светила.

К п.1: если на личн. мест.падает логич. ударение, то тире может ставиться

Он – светофор.

        Следует отметить, что в учебниках по русскому языку С.И.Львовой, В.В.Львова содержится очень много заданий подобного рода в разделе «Культура речи», расположенном после изучения каждой части речи. Это готовы материалы для проведения лабораторных работ. Приведём примеры из учебника для 6 класса.¹

Упражнение 534. Определите, в каком случае вместо пропуска нужно вставить глагол одеть, а в каком надеть. Чтобы выполнить это задание, обратитесь к толковому словарику.²

1) … - платье, маску, юбку, джинсы, майку, ветровку, кроссовки, туфли.

2) … - ребёнка, куклу, больного, его, сына, Диму, бабушку, манекен, младенца.

Упражнение 601. По словарику «Говорите правильно»³ уточните постановку ударения в следующих деепричастиях. Помните, что найти деепричастие можно в словарной статье соответствующего глагола.

                Начав, подняв, создав, приняв, поняв, заняв.

_________________________________________________________________________

¹Львова С.И., Львов В.В. Русский язык 6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений в трёх частях. «Мнемозина» Москва 2008.

²Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. Справочные материалы. Приложение к учебнику. Толковый словарик, с.30. «Мнемозина» Москва 2008.

³Там же, Словарик  «Говорите правильно», с.74.

        Достоинство учебников Львовой С.И., Львова В.В. в том и состоит, что они, помимо богатого, разнообразного материала по развитию речи, культуре речи, помогают с 5 класса развивать у учащихся навыки самостоятельной работы, то есть именно те навыки, которые составляют главные принципы лабораторной работы.

Подведём итоги.

Уроки в форме лабораторной работы могут обеспечить следующие цели:

1. Повышение уровня знаний: постижение, прочное усвоение теоретического материала и овладение навыками грамотного письма и устной речи.

2. Включение полученных теоретических знаний и приобретённых умений и навыков в систему сознательной деятельности в изучении разделов программы по русскому языку.

3. Воспитание самостоятельности:

- развитие навыков самостоятельно наблюдать, анализировать и обобщать языковой материал;

- совершенствование навыков самостоятельной работы с научной литературой, фактическим материалом, навыков грамотного оформления полученных результатов, культуры научного изложения.

4. Приобретение навыков библиографической работы.

5. Развитие лингвистического мышления.

6. Совершенствование исследовательских навыков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перечень практических и лабораторных работ по МДК "Организация ремонтных работ промышленного оборудования и контроль за ними" для специальности 151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

Заканчиваем изучение ПМ "Организация и проведение монтажа и ремонта промышленного оборудования". Уже ясно, что получилось, что нужно изменить. Предлагаю перечень лабораторных и практическихработ по МД...

Исследовательская работа как форма организации учебной деятельности на уроках географии

Исследовательская работа - особая форма организации учебного процесса, которая является проявлением исследовательского метода на практике....

Формирование социально-правовых навыков обучающихся, воспитанников через организацию профилактической работы в образовательной организации ( опыт работы социального педагога).

в данной работе представлен опыт работы социального педагога в школе посёлка городского типа, с указанием основных наиболее эффективных методов профилактической работы с детьми "группы социально...

Музыкально-литературная композиция как форма организации внеклассной работы в детской школе искусств (методические рекомендации для организации внеклассной работ в детских школах искусств)

Данная работа рассчитана на широкое применение в детских школах искусств, где присутствуют все условия для ее успешной реализации. Музыкально-литературная композиция объединяет в себе два прекра...

Организация эффективной работы в группах на уроках литературы в средней школе

В  работе рассматривается один  из вариантов организации групповой работы на уроках литературы. Предлагается использовать пазлы для обобщения  материала   о жизни и творчестве...

Мастер-класс по теме "Организация групповой работы как одна из эффективных форм деятельностно-компетентностного подхода в обучении иностранному языку".

Цель мастер-класса - показать отдельные формы групповой работы, используемые учителем на уроках английского языка. Считаю, что групповая работа способствует развитию коммуникабельной, креативной лично...

Методическая разработка учителя математики ГБОУ CОШ №28 Калининского района Санкт-Петербурга Бурлаковой Е.А. "Эффективные формы и методы работы с обучающимися ОВЗ и инофонами на уроках математики""

Формы работы на уроках математики с обучающимися ОВЗ и инофонами  Математический диктант;•Эстафета;• Найди ошибку;•Расшифруй;•Математическое лото;•Цепочки;•Уста...