Система уроков по теме "Лексика" в 5 классе (к любой программе по русскому языку)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Материал представляет собой урок-путешествие вместе с паровозиком из Ромашково. Работа сопровождается презентацией созданной в программе SmartNoteBook, которая позволяет производить изменения на уроке прямо в презентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_urokov_po_leksike_4_po_40_min.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 1-2

Тема: «Путешествие в страну слов»

Тип урока: вводный урок по лексике.

Цели урока:

I. Специальные:

        1. Познакомить учащихся 1) с одной из основных единиц языка – словом; 2) с новым разделом науки о языке и основными понятиями, изучаемыми в разделе «Лексика»; 3) ввести понятия «лексика», «лексикон», «лексическое и грамматическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; 4) познакомить с толковыми словарями; 5) познакомить с основными приемами толкования лексического значения слова.

2. Практические: 1) учить основным способам разъяснения лексического значения; 2) учить определять лексическое и грамматическое значение слова; 3) повторить постановку тире между подлежащим и сказуемым, 4) повторить изученные ранее орфограммы.

II. Общепредметные: 1) развить у детей интерес к слову и к лексике как особому разделу науки о языке; 2) развивать стремление обогащать свой словарный запас и правильно употреблять слова в собственной речи; 3) расширить кругозор.

1. Организационный момент

Открываем тетради, записываем число, классная работа, для темы оставляем строчку)

На доске число, классная работа (в данной презентации конкретное число заменено нумерацией уроков)

2. Фронтальный опрос. Слайд 1.

Мы отправляемся с вами в путешествие. Но чтобы получить билеты на транспорт, вам нужно ответить на следующие вопросы:

  • Какие разделы науки о языке мы изучали? Что изучает каждый из них?

Фонетика - наука о звуках речи.

Графика изучает способы обозначения звуков речи на письме.

Орфоэпия - наука о произношении слов.

Орфография изучает правописание слов.

Синтаксис - раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, правила их построения.

Пунктуация - раздел науки о языке, в котором изучается система знаков препинания и правила их постановки.

Морфология – части речи.

Морфемика и словообразование – состав слова  и образование слов.

3. Объявление темы и целей урока Слайд 2

Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела науки о языке. Наш урок вводный.  Но ждет нас необычный урок, а урок – путешествие.

Лексика - это название нового раздела, к изучению которого мы приступаем. Итак, запишем в тетрадях, что слово лексика произошло от греческого слова – лексис, что означает слово. (Запись в тетрадях)

Слайд 3.В какую же страну мы держим путь? Как по-другому можно назвать тему нашего урока? Путешествие в страну слов.

- Каковы же цели нашего урока? Мы познакомимся с основными понятиями этого раздела, узнаем, что же изучает лексика

А на вопрос ,что же изучает лексика, мы ответим в конце урока. (записывают в тетради тему урока)

Как вы думаете, на чем можно путешествовать? Верно, на автобусе, самолете, поезде. Нашим провожатым станет знаменитый мультипликационный герой Паровозик из Ромашкова. Что же такое слово?

4. Слово о словах

Слово - это строительный материал языка. «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия», - писал К.Паустовский.

Слово - дело великое, потому что словом можно объединить людей, сдружить их, обрадовать, а можно разъединить, поссорить, огорчить.

Слово мы рассматривали с разных сторон: со стороны звукового состава, правописания, произношения, морфемного состава. Что же мы узнаем о слове в Лексике?

Помогать нам в дороге будет  Толковый словарь – начальник нашего поезда, который толкует слова, т.е. объясняет их значение. Сколько же слов в его ведении? Прочитаем об этом на листочках, которые лежат у вас на партах.

 «Когда мне случалось спрашивать, много ли слов в составе русского языка, мне, хитро улыбаясь, отвечали: «Столько, сколько звезд на небе!» Это очень верный ответ: видимых простым глазом звезд на небе не так уж много, около трех тысяч, а слов в нашем распоряжении – несравненно больше». Так пишет автор книги «Слово о словах» Лев Успенский.

Озаглавьте текст, составьте и запишите его план. Делаем вывод.

Рассказ о словарях сопровождается их демонстрацией. Слайд 4-8

Сколько же все-таки слов в нашем языке? В «Словаре современного русского литературного языка» (он состоит из 20 томов) более 120 тысяч слов. На самом деле их гораздо больше, так как в словарях отмечаются далеко не все слова, которые есть  в языке.

- Сделаем вывод, так сколько же слов в русском языке?

5. Знакомство с толковыми словарями (слово учителя с элементами беседы)

Записывают в тетрадь названия словарей.

Первым большим толковым словарем русского языка был «Словарь Академии Российской», изданный в конце XVIII века.

Поистине великим событием в истории отечественной науки стал созданный в середине XIX века «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля. Над словарем, содержащим около 200 тысяч слов, Даль работал почти пятьдесят лет. (Рассказ о словарях сопровождается их демонстрацией).

В середине XX века вышел в свет новый академический словарь русского языка - «Словарь современного русского литературного языка». Этот 20-томный словарь готовился целым коллективом авторов и включает 130 000 слов.

Но в обычной жизни, как правило, пользуются не этими подробными словарями, а однотомным «Словарем русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. Словарь этот дорабатывается и переиздается с 1949 года.

  • Ребята, какие словари вы знаете? Какие словари есть у вас дома?
  • Как вы думаете, можно ли создать словарь, в котором были бы записаны все слова русского языка? Почему? На последнем уроке по лексике мы вернемся к этому вопросу.

Обратимся к учебнику, упражнение 736. Прочитайте несколько пословиц из «Толкового словаря живого великорусского языка» В.И. Даля. Как вы понимаете их смысл? Запишите 5 предложение, объясните подчеркнутую орфограмму, сделайте синтаксический разбор предложения.

6. Знакомство с понятием «лексикон» (слово учителя) Слайд 9. Демонстрация отрывка из фильма по роману Ильфа и Петрова «12 стульев»

Каждый человек владеет лишь частью всего словарного состава языка. Запас слов называется лексиконом. У одних людей лексикон богатый, у других словарный запас невелик. Посмотрите, пожалуйста, отрывок из фильма по роману Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев» и подумайте, что вы можете сказать о лексиконе героини.

Эллочка Щукина, героиня романа И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев», обходилась 30 словами. Словарь школьника 10-11 лет - 3600 слов, подростка 14-15 лет - 9 тысяч, взрослый знает 11-13 тысяч слов. Чем образованнее человек, тем большим количеством слов он владеет. Известно, например, что А.С.Пушкин употребил в своих произведениях и письмах 21290 разных слов.

Овладеть всем лексическим богатством невозможно даже в течение жизни. Но расширять свой лексикон необходимо. Чем большим количеством слов владеет человек, тем речь его богаче, точнее. И вы, если хотите быть образованными людьми, должны поставить перед собой задачу узнать как можно больше слов. В этом нам и поможет раздел лингвистики, который мы начали изучать.

Один ученик «вытаскивает» слово «лексикон» от края доски. Класс записывает в тетрадях определение.

7. Введение понятия «лексическое значение слова», знакомство с основными приемами толкования лексического значения. Слайд 10.

Сначала разберемся, что значит узнавать новое слово. Для этого послушайте стихотворение И. Токмаковой «Плим». Послушайте и скажите, какое новое слово вы узнали?

Ложка - это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка - это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка - это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка - это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово - плим.

И повторяю снова:

Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим!

И ничего не значит

Плим, плим, плим.

- Узнали вы новое слово, прослушав это стихотворение? - нет.

- А почему? - потому что это слово ничего не значит, то есть не имеет смысла.

- Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может. Смысл слова и есть его лексическое значение. Стало быть, что значит узнать новое слово? - это значит узнать, понять его лексическое значение. (вывод записывается в тетрадь). Один ученик «выносит» на доску.

Разъяснять лексическое значение можно разными способами.

Слайд 11. Например, наш провожатый Паровозик. Можете определить лексическое значение этого слова? Что вам помогло? -возит на пару, помогло само слово. Один из способов – указание на значение частей, из которого состоит слово. Попробуйте «расшифровать» слова: ледокол, мышеловка, землетрясение. корабль ,который колет лед, мышеловка – ловит мышей, землетрясение – тряска земли. Записывают в тетради первый способ.

Слайд 12. Другой способ – сопоставление с тем, что знакомо, подбор близких по значению слов. Рассмотрим наш паровозик. Он у нас разноцветный. оранжевый цвет – цвет апельсина, фиолетовый, цвет фиалки. маленький значит…небольшой по размеру

Слайд 13. Третий способ – указание на существенные признаки предмета, названного словом. Наше транспортное средство – поезд. Попытайтесь объяснить значение  этого слова. Куда мы ездим на поезде? Как может осуществлять движение поезд?

Но определить значение слова этими способами можно не всегда. Откройте, пожалуйста, в учебниках упражнение 743. Прочитайте текст и подумайте, почему герои повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» попадают в смешное положение? - Мишка Квакин и его команда попадают в смешное положение, потому что они не знают значение слова «ультиматум».

-Можете ли вы объяснить это слово одним из тех способов, о которых мы говорили?

- Что же нужно сделать?

- Обратите внимание, толковые словари есть у вас в конце учебника. Так что в случае затруднений вы можете обращаться к нему. Сведения о слове даны в отдельной словарной статье.

8. Практическое задание

Пользуясь словарем учебника, определите устно лексическое значение слов из упражнения 746. Запишите два предложения с тире с любыми из этих слов.

9. Введение понятия «грамматическое значение слова»

Слайд 14. Кроме лексического, слово имеет и грамматическое значение.

Например, у существительных и прилагательных можно определить род, падеж, число, у глаголов - время, лицо и число. Грамматическое значение слова заключено в окончании. Пометы, указывающие на грамматическое значение, также содержатся в словарной статье.

В грамматике два разных слова могут жить вместе, иметь одинаковый «паспорт». Например, у слов холодный и горячий одинаковые грамматические значения - это прилагательные в м.р., в ед.ч., в им.п. А лексические значения у них не просто разные, а противоположные.

10.Практическое задание

Из упр.740 укажите у слов целый, весна, удивились их лексические и грамматические значения.

11. Знакомство с основными темами лексики

Итак, мы уже выяснили, что у слова может быть лексическое и грамматическое значение и что лексическое значение

можно узнать в толковом словаре. Но это далеко не все. Раздел «Лексика» преподнесет нам еще много интересных открытий.

  • Откройте в учебнике толковый словарь. Сравните слова: вестибюль, брошюра и гигантский, заря, ветеран. Чем различаются словарные статьи?

        Слайд 15. А бывают слова-рекордсмены. Так у глагола идти -26 значений, у глагола ставить - 15. Послушайте стихотворение Г.Демыкиной «Обо всем» и посчитайте, в скольких значениях употреблено в нем слово ставить.

Пять рабочих ставят дом,              

ставит опыт агроном                        

(он растит такую рожь -                        

с головой в нее уйдешь).                        

Ставит счетчики монтер.               

Ставит фильмы режиссер.              

(Снял он сказку «Колобок»,

чтобы ты увидеть мог!)

Мама ставит пироги

(подойди и помоги).

А диагноз ставит врач:

«Просто насморк. Спи, не плачь!»

Если кончился рассказ,

     Ставить точку в самый раз.

Запись в тетради:

Идти – 26 значений,

Ставить – 15

        Слайд 16.        У некоторых слов в словаре есть помета перен., то есть слово имеет переносное значение. Такие слова используют писатели и поэты. Вот послушайте:

Зима еще хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет        .

И пуще лишь шумит.

(Ф.Тютчев)                 

Чем достигается выразительность стихотворения? Вы видите, что действия человека (хлопочет, ворчит, хохочет) переносятся на неодушевленные предметы.

Слова в переносном значении встречаются в нашей речи часто. Найдите такое слово в стихотворении.

Говорят, у мамы руки непростые,

Говорят, у мамы руки золотые.

Я гляжу внимательно, подхожу поближе,

Трогаю и глажу - золота не вижу.

Почему же люди наши заводские

Говорят: у мамы руки золотые...

Золотые руки - руки не из золота,

Золотые руки не боятся холода.

 В ссадинах, мозолях руки эти.

Самые нужные руки на свете.

Записывают в тетради словосочетание «золотые руки» с пометой перен.

Слайд 17. Путешествуя по Лексике с нашим Паровозиком, мы посетим несколько станций (демонстрируется карта). По ходу работы с картой записывают названия основных терминов.

Слайд 18. Вот станция «Близнецы». Как выдумаете, какие слова живут на этой станции. - Внешне одинаковые, но с разным лексически значением.

На ней слов меньше, чем значений. И слова эти зовутся ОМОНИМАМИ.

Слайд 19. На этом острове мы услышим:

Суслик выскочил из норки

И спросил у рыжей Норки:

  • Где вы были?
  • У Лисички.
  • Что вы ели там?

- Лисички!

Слайд 20. Впереди станция «Друзья». Здесь живут синонимы. Их очень много. Они помогают людям. В чем? Сейчас вы сами увидите. Один ученик работает у доски  текст, остальные записывают слова-синонимы  в тетрадь.

Слайд 21-22.Перед вами текст.

«Никого я не боюсь! – крикнул Заяц на весь лес. – Вот не боюсь нисколько, и всё тут».

        Засмеялись молодые зайчата, засмеялись добрые старушки – зайчихи, засмеялись даже старые зайцы, побывавшие в лапах у лисы. Очень уж смешной Заяц!

Исправьте текст.

-Зачем же нужны синонимы? Синонимы помогают делать речь выразительной, избегать неоправданных повторов.

Слайд 23. А вот неугомонные жители на станции Противоположностей, где живут АНТОНИМЫ. Посмотрите, какие слова здесь живут?

Климат здесь то мягкий, то суровый; время то мчится, то ползет; жители то ссорятся, то мирятся; то веселятся, то плачут. Здесь, на этой станции, нам предложили сыграть в игру «Наоборот»:

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово высоко, а ты ответишь: {низко).

Скажу я слово далеко, а ты ответишь: {близко).

Скажу я слово потолок, а ты ответишь: {пол).

Скажу я слово потерял, и скажешь ты: {нашел)\

Скажу тебе я слово трус, ответишь ты: {храбрец).

Теперь начало я скажу. Ну, отвечай {конец)]

(Д.Чиарди)

(Дружно отвечают)

11.Итог урока

Какой раздел науки мы начали изучать?

Что же изучает лексика? (Ответ записывается в начале урока). - Что нужно делать, чтобы обогатить свой словарный запас - лексикон? Запись в тетрадь определения ,которое есть на доске.

12. Домашнее задание

Параграфы в учебнике по теории 55,56, упр. 742, 744, объяснить все пропущенные орфограммы.

Физминутка (по решению учителя). Едем, едем, долго едем, Очень длинен этот путь. Скоро до Москвы доедем, Там мы сможем отдохнуть. Вот поезд наш едет, Колеса стучат, А в поезде нашем Ребята сидят. Чу-чу-чу-чу-чу! Бежит паровоз. Далеко-далеко ребят он повез.

Урок 3.

Тема: «Подумайте только, как много значений у слова….»

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

I. Специальные:

        1. Познакомить учащихся 1) понятиями однозначных и многозначных слов 2) показать различие между однозначными и многозначными словами.

2. Практические: 1) учить различать однозначные и многозначные слова; 2) научить работать со словарями 3) повторить постановку изученных знаков препинания, 4) повторить изученные ранее орфограммы.

II. Общепредметные: 1) развить у детей интерес к слову и к лексике как особому разделу науки о языке; 2) развивать стремление обогащать свой словарный запас и правильно употреблять слова в собственной речи; 3) расширить кругозор.

Ход урока.

1.Организационный момент. Слайд 25. Запись числа, классной работы. Для темы оставляют строчку.

2. Фронтальный опрос.

 Мы продолжаем наше путешествие по стране слов – по Лексике. Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке. Итак, что такое лексика? Какие значения бывают у слова? Что такое лексикон? Что может помочь нам в определении лексического значения слова?

Молодцы, на все вопросы вы ответили верно.

3. Взаимопроверка по контрольной карте. Слайд 26-27.

А теперь проверим, каков ваш словарный запас. Вы делитесь на три команды (по рядам). Команда первого вагона, второго вагона и третьего вагона. Вам даны слова. Ваша задача, вставить пропущенные буквы и объяснить значения ваших слов. А затем мы проверим, что у вас получилось.

Ш_пот (тихая речь)

Ш_ссе (ровная скоростная дорога)

Ч_лка (часть волос, падающая на лоб)

Дириж_р (руководитель оркестра)

Обж_ра (любитель поесть)

Ч_рт (сказочное существо с рогами, копытами, хвостом и пятачком)

Ж.лудь (плод дуба)

Пассажиры того вагона, который быстрее и правильнее выполнят задание, станут консультантами по трудным вопросам.

4. Работа со словарным словом. Слайд 28. Наше словарное слово сегодня – герой. Откройте словарные слова в конце учебника.

Порядок работы со словом:

1. Учащиеся находят слово в орфографическом словаре.

2. Слово проговаривается 2-3 раза орфографически.

3. Учитель записывает слово на доске.

4. Учащиеся записывают слово в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают орфограммы.

5. Записывается лексическое значение слова.

6. Сообщается этимология слова, называются дальние родственники».

7. Подбираются однокоренные слова («ближние родственники»).

5. Определение темы и целей урока. Не забывайте, что мы путешествуем вместе с Паровозиком из Ромашкова. Составьте предложение, употребив словарное слово «герой» и нашего провожатого Паровозика. Объясните знаки препинания в предложении.

Паровозик из Ромашкова – герой мультфильма.

Слайд 29. А как еще мы можем назвать героя мультфильма или книги?

- персонаж

- А теперь подумайте и скажите, чем же отличается герой от персонажа с точки зрения русского языка, с точки зрения лексики?  Что поможет нам определить? Конечно же, толковый словарь.  

Найдите слово «персонаж», каково его значение, прочитайте? Сравните, что скажете?

- У слова персонаж одно значение, а у слова герой – их несколько.

Как же мы назовем слова, у которых много значений?

Сформулируйте тему урока: Однозначные и многозначные слова.

6. Практическая работа. Слайд 30. Посмотрите на рисунок. Какое многозначное слово использовано? Какое слово вы повторили несколько раз?  (Ручка).

Как вы думаете, почему?

       Наводящие вопросы:

     - Как называется письменная принадлежность, лежащая поверх

       листа бумаги?  (Ручка)

     - Как называется эта часть кресла?  (Ручка)

     - Как называется приспособление на двери?  (Ручка)

     - Как называется часть кувшина, предназначенная для удобства  

       пользования им?  (Ручка)

В каких сочетаниях вы употребили слово ручка в своих ответах? Запишите.

(Шариковая ручка, ручка кресла, дверная ручка, ручка кувшина)

-Значит, данное слово имеет ни одно, а несколько лексических значений, которые даются в одной словарной статье.

Как будет называться такое слово?  (Многозначное).

-А с одним лексическим значением?(Однозначное).

Приведите несколько примеров однозначных и многозначных слов из толкового словаря.

7. Практическое задание. Слайд 31-32. А теперь, глядя на рисунок, скажите, почему наш Паровозик, никак не может отправиться в путь?

А поможет вам отрывок из стихотворения С.А. Васильева

Лучами красит солнышко стальное полотно.

Без устали, без устали, смотрю, смотрю в окно.

 - Слово «полотно» многозначное, чтобы Паровозик мог поехать, полотно должно быть дорожным.

- Составьте и запишите словосочетания со словом «полотно»

 8. Физминутка.(под песенку Паровозика из Ромашкова)

9. Практическое задание. Слайд 33. Пока мы с вами едем, наш Паровозик поет песенку. Послушайте ее и скажите, есть ли среди этих слов многозначные слова?

Поле большое, зеленый лесок!

Сколько весною путей и дорог!

Хорошо на свете! Солнышко, свети!

Пожелай нам, ветер, доброго пути!

- Объясните все возможные орфограммы и пунктограммы.

10. Работа с текстом. Слайд 34. А вы заметили, что весь наш  урок так или иначе связан с темой дороги? А как вы думаете – само слово «дорога» многозначное или однозначное? Прочитаем стихотворение, которое лежит у вас на партах и определим.

Подумайте только, как много
Значений у слова “дорога”.
Дорогой зовут автостраду,
И тропку, бегущую рядом,
И шлях, что лежит на равнине,
И путь каравана в пустыне,
И шаг альпиниста по круче
К вершине, упрятанной в тучах.
И след корабля над волнами,
И синее небо над нами…

И вот уж пополнилось новым
Значеньем привычное слово.
Представьте: готова ракета
К прыжку на другую планету.
Прощаясь с ее экипажем,
Стоящим у звезд на пороге,
Мы просто и буднично скажем:
– До встречи! Счастливой дороги!
Подумайте только: как много
Значений у слова “дорога”!

- Сколько значений у этого слова подмечает автор стихотворения? Какие это

значения? 

11. Работа с учебником. Слайд 35.

Паровозик из Ромашково – необычный персонаж. Он всегда замечает ,что происходит вокруг, в природе. А однажды со своими путниками Паровозик наблюдал восход солнца. А что знаете о Солнце вы?

Выполняем упражнение 761 по заданию.

Наш Паровозик сигналит нам, что мы не можем опаздывать.

Ну и напоследок еще одна тайна про многозначные  и однозначные слова. Прочитайте стихотворение о часах. К каждому многозначному слову подберите слово, поясняющее данное.

12. Подведем итоги:

1.Какие слова называются однозначными ,какие многозначными?

2. Что помогает определить значение слова  - однозначное или многозначное?

3. Сколько значений имеет слово в контексте?

4. Как обозначается многозначное слово в словаре?

13. Домашнее задание: параграф 57 в учебнике по теории, упражнение 762, 768 по заданию.

Урок 4.

Тема: Наш паровоз, вперед лети! Прямое и переносное значение слова.

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

I. Специальные:

        1. Познакомить учащихся 1) с понятиями прямого и переносного значения слов 2) с термином «метафора»

2. Практические: 1) учить различать прямое и переносное значение слова; 2) повторить постановку изученных знаков препинания, 4) повторить изученные ранее орфограммы.

II. Общепредметные: 1) развить у детей интерес к слову и к лексике как особому разделу науки о языке; 2) развивать стремление обогащать свой словарный запас и правильно употреблять слова в собственной речи; 3) расширить кругозор.

Ход урока:

1.Организационный момент. Слайд 37. Запись числа, для темы оставляется строчка.

2. Создание проблемной ситуации. Слайд 38. Что общего у вагона с фольксвагеном? Делают предположения. Записывают слово «вагон» в тетрадь.

3.Работа со словарным словом. Слайд 39. Начнем мы сегодня работу со словарного слова. Слово «вагон»

Порядок работы со словом:

1. Учащиеся находят слово в орфографическом словаре.

2. Слово проговаривается 2-3 раза орфографически.

3. Учитель записывает слово на доске.

4. Учащиеся записывают слово в тетрадь, ставят ударение, подчеркивают орфограммы.

5. Записывается лексическое значение слова.

6. Сообщается этимология слова, называются дальние родственники».

7. Подбираются однокоренные слова («ближние родственники»).

Составьте предложение с этим словом.

4.Формулировка темы и целей урока. Слайд 40. В Челябинском государственном педагогическом университете выпускается газета, которая называется «Молодой учитель». Девизом этой газеты является фраза «Новостей у нас вагон». Как вы понимаете это выражение? Неужели каждую неделю на вокзал прибывает вагон и из него выгружают новости?

Конечно, нет. Как мы понимаем это выражение? В переносном смысле. Значит, мы можем понимать слова в прямом смысле и в  переносном. Сформулируйте тему урока. Какие цели на уроке мы с вами поставим?

Слайд 41. Посмотрите, как эту тему назвал Паровозик, давайте запишем и объясним, какие знаки препинания мы поставили и почему. А что значит «паровоз летит»? У него вырастают крылья?

5.Работа с учебником. Откройте упражнение 770, прочитайте и запишите предложения. Найдите слово ,которое употребляется в прямом и переносном значении. Запишите первое предложение, подчеркните в нем грамматические основы, начертите схему. В упр. 771 посмотрите, как определить в словаре слово в переносном значении.

Подумайте, а как переносное значение у слова возникает?

6.Практическое задание. Слайды 42-45 (по одному сначала называют основание для сходства, затем вытаскивают из-за доски) Посмотрите, пожалуйста, на доску. Вы видите два словосочетания: кольцо дыма и золотое кольцо. В каком словосочетании значение прямое, а в каком переносное? Почему? Что общего в этих предметах? Совершенно верно форма. Так, перенос возникает, если у предметов похожая форма. Далее. На следующем слайде какое общее слово вы поберете к картинкам? Крыло. Почему? Для чего крылья предназначены? Итак, у этих предметов одинаковая функция. А на следующих изображениях? Цвет – золотой. Нос – расположение. (словосочетания записываются, сверху подписывается, прямое или переносное значение у слова). Молодцы, давайте подведем итог, как же появляется переносное значение? У предметов должно быть сходство.

Слайд 46. Запишем, какие это могут быть сходства (рядом со словосочетаниями)

7.Работа с фразеологизмами. Слайд 47.Наш Паровозик решил попробовать себя в роли художника. Посмотрите, что получилось. В чем Паровозик ошибся  почему?

8.Практическая работа. Слайд 48. Запишите словосочетания в два столбика: в один – с прямым значением, в другой – с переносным.

Тяжелый чемодан, тяжелый характер, легкая работа, легкая рука, олимпийское спокойствие, олимпийские игры, железная дисциплина, железный гвоздь.

Сделайте вывод, какие слова имеют переносное значение, какие прямое, как определить.

9.Знакомство с новыми понятиями.  Вам даны словосочетания, в каком значении употреблены слова? Ваша задача – употребить те же слова так, чтобы значение стало переносным. Словосочетания запишите. А теперь подберите к предложенным глаголам такие слова, чтобы сразу стало ясно, прямое значение или переносное.

Употребление слов или оборотов речи  в переносном значении называется МЕТАФОРОЙ. (мета – пере, фора – несу). Вспомните, как называется в литературе прием, когда неодушевленным предметам приписываются свойства одушевленных? Олицетворение. А теперь скажите, на чем же основываются эти художественные средства? На переносном значении слов.

Слайд 49-50. Перед вами два столбика слов -  в одном метафоры, в другом олицетворения. Продолжите, пожалуйста, список.

10.Практическое задание. Слайд 51-52. А в конце урока, попробуем определить метафоры, олицетворения.

На столах лежат листочки с заданиями. Прочитаем задания:

  1. Выразительно прочитайте стихотворные отрывки, спишите, подчеркните слова, употребленные в переносном значении. Найдите примеры метафоры, олицетворения, эпитета.
  2. Обозначьте орфограммы, расставьте знаки препинания.
  3. З..дре..мали звезды золотые,

З..др..жало зерк..ло затона.

Улыбнулись со(н, нн)ые б..ре..ки

Ра..тр..пали ш..лковые косы.

Ш..лестят з..леные с..ре..ки

И г..рят с..ребряные росы.

Рыжий месяц.. жеребенком

З..пр..гался в наши сани.

                                (С. Есенин)

11. Подведем итоги урока.

12. Домашнее задание: параграф 58, теория по лексике к опросу, упр 773, 776.

Физкультминутка (по мнению учителя, в том месте урока, где необходимо)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 5 классе "Сходства и контрасты в русском языке и математике"

Урок разработан в соответствии с учебными программами по русскому языку (УМК Бабайцева В.В., Чеснокова Л. Д., 2005) иматематике (УМК Виленкин Н. Я., Жохов В.И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса на основе Программы по русскому языку авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. ФГОС

Календарно-тематическое планирование  по русскому языку для 5 класса составлено  в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образо...

Презентация к уроку в 9 классе .Подготовка к ГИА по русскому языку по теме «Словосочетание»

Презентация к уроку Подготовка к ГИА по теме «Словосочетание»...

Урок в 5 классе «Как пополняется запас слов русского языка»

Авторская разработка модели урока. Использованы авторские тексты для создания проблемной ситуации....

Урок - КВН по русскому языку "Люби и знай русский язык"

На уроке учитель в игровой форме имеет возможность научить детей отличать звуки от букв, соблюдать нормы правильного произношения,помочь учащимся расширить словарный запас, научить правильно определят...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Весёлая викторина по русскому языку для учащихся 6 класса "Люби и знай русский язык"

Разнообразные задания этого материала могут быть использованы по внеклассной работе и на уроках русского языка как игровые моменты....