«Взаимодействие языковых явлений как основа повышения грамотности» (дополнительный курс для подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ )
рабочая программа по русскому языку (11 класс) на тему

Жуковец Татьяна Николаевна

Предлагаемый курс предназ­начен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 64 часа, 2 часа в неделю. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование ус­тойчивых навыков владения языком и совершенствование ре­чевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на взаимодействие языковых явлений как основ повышения грамотности, формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает в разных орфографических и пунктуационных фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plat._dopol._uslugi._11kl.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования  администрации г.Южно-Сахалинска

МБОУ Гимназия № 1 им.А.С.Пушкина

                                                                                                                                           

CОГЛАСОВАНО:

Руководитель МО учителей русского языка и литературы

_______________    / Жуковец Т.Н./

 Протокол №___от__________20 __г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор гимназии №1 им.А.С.Пушкина

____________________Боку Сен Ок

«___» _____________ 20  __ г.              

                                                                                             

РАССМОТРЕНО

на заседании Совета развития гимназии                                                                                                                                                                                                        

Протокол  №___ от «____»__________ 20  __г.  

 

                                                                                                                                                     

                                                                                   

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по русскому языку

 «Взаимодействие языковых явлений как основа повышения грамотности»

(дополнительный курс для подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ )

11 класс

   

                                                                                             

                                                                               

   

Южно-Сахалинск

2014-2015 учебный год

2. Пояснительная записка

2.1.Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 64 часа, 2 часа в неделю. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на взаимодействие языковых явлений как основ повышения грамотности, формируется умение ориентироваться в многообразных явлениях письма, правильно выбирать из десятков правил именно то, что соответствует данной орфограмме и пунктограмме. Такое умение значительно облегчает в разных орфографических и пунктуационных фактах видеть общие и отличительные свойства, вооружает системой обобщающих правил, которые поглощают несколько частных, заставляют глубже осмыслить полученные ранее сведения из разных областей лингвистики и умело пользоваться этой информацией при выборе правильного написания.

2.2. Место учебного предмета в учебном плане.

Предлагаемый курс предназначен для учащихся 11-х классов и рассчитан на 64 часа, 2 часа в неделю.

2.3. Цели и задачи образования с учётом специфики учебного предмета.

Цель: формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры для повышения грамотности учащихся, расширение лингвистического кругозора учащихся.

Задачи:

  • создать прочную, надежную базу орфографических и пунктуационных навыков;
  • совершенствовать метапредметные умения: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
  • обучать анализу текста, его интерпретации;
  • формировать умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
  • формировать языковые и лингвистические компетенции.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

  1. Теоретическая часть (изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
  2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов по типу ГИА на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.

2.4. Тематический план.

11 класс (64ч.)

п/п

                                                               Тема

Количество часов

1.

Фонетика

6

2.

Лексика

3

3.

Морфемика и словообразование

2

4.

Морфология

5

5.

Орфография

16

6.

Синтаксис и пунктуация

20

7.

Текст и его особенности

12

2.5. Содержание  учебного предмета.

Тема 1. Фонетика. Орфоэпия (6 ч)

Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.

Тема 2. Лексика (3 ч)

Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном и публицистическом текстах (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.

Тема 3. Морфемика и словообразование (2 ч)

Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.

Тема 4. Морфология (5 ч)

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.

Тема 5. Орфография (16 ч)

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания морфем: приставок, корней, суффиксов.  Правописание корней. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые; Е – Э в заимствованных словах. Правила, нарушающие единообразие написания корня (Ы и И в корне после приставок). Группы корней с чередованием гласных4 корни с полногласными и неполногласными сочетаниями. Обозначение на письме согласных корня. Чередование согласных в корне и связанные с этим орфографические трудности (доска-дощатый, очки-очечник).Правописание приставок. Деление приставок на группы, соотносимые с разными принципами написания. Правописание суффиксов. Система правил, связанных с написанием суффиксов в словах разных частей речи. Роль мофемно-словообразовательного анализа слова при выборе правильного написания суффиксов.

     Синтаксис и пунктуация (20ч)

Тема 6. Словосочетание. Простое предложение. (9 ч)

Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.

Тема 7. Прямая речь. Диалог. Цитата (2 ч)

Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.

Тема 8. Сложное предложение (9 ч)

Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложносочиненные предложения.Интонационные и смысловые особенности предложений, между частями которых ставятся знаки тире, запятая и тире, точка с запятой. Использование сложносочиненных предложений в художественном и публицистическом текстах. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном и публицистическом текстах. Грамматико-интонационный анализ предложений, состоящих из трех и более частей, и выбор знаков препинания внутри сложной синтаксической конструкции. Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания.

Тема 9. Текст и его особенности (12 ч)

Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Проблематика. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и сжатое изложение. Создание текста и его редактирование. Знаки препинания в связном тексте. Связный текст как совокупность предложений, объединенных одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Поиски оптимального пунктуационного варианта с учетом контекстов. Авторские знаки. Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.

2.6. Система оценки планируемых результатов.

  Основными формами организации платных образовательных услуг по русскому языку являются как теоретические, так и практические занятия, тренинги.

Возможны различные формы контроля.

     Возможна рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов.  Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации учащихся и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности.

2.7. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

Фонетика и орфоэпия. Правильно произносить употребленные слова с учетом вариантов произношения; анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм. Фонетический анализ слов. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов.

Морфемика и словообразование. Владеть приемами морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре; толковать значение слова, исходя из его морфемного состава; пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей; опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.

Лексика и фразеология. Пользоваться разными видами словарей; проводить анализ художественного и публицистического текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.

Морфология. Распознавать части речи и их формы в трудных случаях; правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей; опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа.

Орфография. Объяснять правописание слов с труднопроверяемыми орфограммами. Пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов. Проводить орфографический  анализ текста.

Синтаксис и пунктуация. Различать изученные виды простых и сложных предложений; уместно пользоваться синтаксическими синонимами; устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения; использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи.

2.8. Перечень учебно-методических средств обучения, включающий основную и дополнительную литературу для учащихся и для педагога.

Литература

Для учащихся  

Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2014:учебно-методическое пособие/Н.А.Сенина.– Ростов н/Д, 2013.  

Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие/ Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. – Изд. 5-е. – Ростов н/Д: Легион, 2013.

                         

Для учителя

Валгина Н.С. Русская пунктуация: принципы и назначение. – М., 2007.

Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. – М., 2008

Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика. Орфография. – М., 2002.

Львова С.И. Орфография. Этимология на службе орфографии: Пособие для учителя. М.,2000.

Мучник Б.С. Культура письменной речи. – М., 2005.

Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. – М., 1996.

Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М.. 1970.

Русский язык. Нормы речи: учебное пособие для формирования языковой и коммуникативной компетенции. 10-11-й классы/ Н.А. Сенина, Т.Н. Глянцева, Н.А. Гурдаева; под ред. Н.А. Сениной.- Изд.2-е. – Ростов н/Д: Легион, 2014

Календарно-тематический план 

Предмет: Русский язык

Класс: 11-е кл.

Учебный год: 2014-2015

Учитель: Жуковец Татьяна Николаевна

№ п/п

Тема занятия

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Корректировка

Раздел 1. Фонетика. Орфоэпия. 6ч.

1.

Смыслоразличительная роль звука в слове.

3

2.

Трудности фонетического анализа слов

2

3.

Особенности словесного ударения в русском языке. Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка.

1

Раздел  2. Лексика. 3ч.

4.

Особенности лексического состава слов

1

5.

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов)

1

6.

Трудности лексического анализа текста

1

Раздел  3. Морфемика и словообразование. 2ч.

7.

Трудности при морфемном анализе слов.

1

8.

Способы словообразования.

1

Раздел  4. Морфология 5ч.

9.

Система самостоятельных частей речи в русском языке.

1

10.

Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

1

11.

Служебные части речи.

1

12.

Правильное употребление служебных частей речи.

1

13.

Трудные случаи разграничения языковых явлений.

1

Раздел 5. Орфография 16ч.

14.

Система правил правописания.

2

15.

Правописание приставок. Трудности правописания приставок.

2

16.

Виды орфограмм в корне слова.

4

17.

Трудные случаи правописания суффиксов.

4

18.

Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ.

2

19.

Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов.

2

Раздел 6. Синтаксис и пунктуация 20ч.

6.1. Словосочетание. Простое предложение 9ч.

20.

Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний.

1

21.

Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей.

1

22.

Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения.

1

23.

Знаки препинания при однородных членах предложения.

1

24.

Тире в простом предложении.

1

25.

Вводные слова и предложения.

1

26.

Обособленные члены предложения.

1

27.

Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи.

1

28.

Уточняющие члены предложений.

1

6.2. Прямая речь. Диалог. Цитата 2ч.

29.

Прямая речь. Косвенная речь.

1

30.

Диалог. Цитаты.

1

6.3. Сложное предложение 9ч.

31.

Сложносочинённое предложение.

1

32.

Трудные случаи постановки знаков препинания ССП.

1

33.

Сложноподчиненные предложения.

1

34.

Трудные случаи постановки знаков препинания в СПП.

1

35.

Трудные случаи постановки знаков препинания в СПП.

1

36.

Трудные случаи постановки знаков препинания в БСП.

1

35.

Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

3

Раздел 7. Текст и его особенности 12ч

36.

Текстоведение.

1

37.

Способы связи предложении в тексте

1

38.

Стили речи и их особенности.

1

39.

Типы речи и отличительные особенности

1

40.

Текст и его анализ.

1

41.

Выразительные средства языка

1

42.

Сочинение-рассуждение

1

43.

Этапы создания текста. Проблема текста.

1

44.

Комментарий и аргументация.

2

45.

Редактирование текста

1

46.

Грамматические и речевые ошибки.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов по алгебре

Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящен формированию статистических знаний и знаний по теории вероятности. Для нашего времени весьма актуален вопрос о введении в шк...

Программа элективного курса профильной подготовки учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография" (34 часа)

«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с ц...

Программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 10-11 классов «Решение задач повышенной сложности»

В данной статье представлена программа кружка по математике для профильной подготовки учащихся 10-11 классов...

разработка курса предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности на базе школьного курса биологии

Разработка курса предпрофильной подготовки учащихся в рамках внеурочной деятельности на базе школьного курса биологии...

«Текст как вершина речевой культуры» (дополнительный курс для подготовки учащихся 10-х классов к написанию итогового сочинения)

Курс обеспечивает развитие у обучающихся интерпретационных способностей, то есть способностей понимания текста на основе анализа, осмысления содержательной и формальной стороны текста, выделения...

Элективный курс по русскому языку в 9 классе "Система подготовки учащихся 9-го класса к ГИА по русскому языку в новой форме"

Этот курс поможет подготовить обучающихся 9 класса качественно подготовить к сдаче ОГЭ по русскому языку...

"Методическая разработка дистанционного курса на основе Online- и offline-консультаций для подготовки учащихся ЕГЭ по литературе»

quot;Методическая разработка дистанционного курса на основе Online- и offline - консультаций для подготовки учащихся ЕГЭ по литературе»Технологии Обучения»Аннотация  Курс разра...