Классный час-игра «Кто много читает – тот много знает» (5-6 класс)
классный час по русскому языку (5, 6 класс) на тему

 

     Классный час-игра на неделе русского языка и литературы

             «Кто много читает – тот много знает»

 Расширит круг знаний и интересов учащихся по русскому языку;

пополнит словарный запас учащихся;  повысить интерес к русскому языку;

 спобствует воспитанию чувства любви и уважения к богатствам русского языка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Классный час-игра «Кто много читает – тот много знает» Подготовил учитель русского языка и литературы И.А.Сосновская

Слайд 2

Игра «Угадай автора строчек» Буря мглою небо кроет… А.С.Пушкин Когда в товарищах согласья нет… И.А.Крылов В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут… А.С.Пушкин У лукоморья дуб зеленый… А.С.Пушкин Ветхая избушка Вся в снегу стоит Бабушка-старушка Из окна глядит. А.А.Блок Белая береза под моим окном Принакрылась снегом…. С.А.Есенин Черемуха душистая с весною расцвела… С.А.Есенин Мистер Твистер, Бывший министр… С.Я.Маршак В доме восемь дробь один У заставы Ильича Жил высокий гражданин По прозванью «Каланча»… С.В.Михалков Кто на лавочке сидел, Кто на улицу глядел… С.В.Михалков Почему сегодня Петя Просыпался десять раз?... А.Л.Барто У меня растут года Скоро мне семнадцать. Где работать мне тогда… В.В.Маяковский.

Слайд 3

Игра «Поиск омонимов» Омонимы – слова, имеющие одинаковое звучание, но различные значения.

Слайд 4

Игра «Поиск омонимов»

Слайд 5

Загадки-омонимы Меня при играх набирают, меня и на нос надевают. (очки) Я -- зверь, я – река, отгадайте, кто я? ( Тигр) Служу я людям очень много лет. С моею помощью они включают свет. С тобою тоже буду я дружна – я часто за столом тебе нужна. (вилка) Меня часто представляют, в суп нередко добавляют. Я – забава, я – еда, догадайтесь-ка, кто я? (петрушка) Всем пишущим я помогаю и птиц от стужи согреваю. (перо) Я от солнца, от огня, яркий луч несёт меня, но бывает смысл иной: весь огромный шар земной. (свет)

Слайд 6

Загадки Я в дверях, я в замке, Я и в нотной строке, Я и гайку отвинчу, Я могу, если хочу, Телеграмму передать И загадку разгадать. В тетради я бываю Косая и прямая; В другом своём значении Я – планка для черчения. И, наконец, порою В шеренгу вас построю.

Слайд 7

Игра « Сходство и противоположность » пустой спешит древность зной » горе спелый доблесть юный ссора быстрый смелый скрытный Порожний - полный; Торопится - медлит; Старина - современность; Жара - холод; Скорбь - радость; Зрелый - зеленый; Честь - позор; Молодой - старый; Раздор - примирение; Скорый - медленный; Храбрый - трусливый; Замкнутый-откровенный.

Слайд 8

Игра «Сходство и противоположность» ч у ж б и н а м е д л и т ь х в а л и т ь а н а р х и я р а с с в е т с л а д к и й антонимы синонимы и с т и н а п е ч а л ь с п е л ы й л е н т я й в ы г о д а с л у ж б а

Слайд 9

Игра-рассказ на заданную тему тетрадь, загадка, скатерть, приключение, лодка, ключ, экскурсия, окно, герой

Слайд 10

Пословицы и поговорки Пословицы - это краткие, образные и меткие народные выражения. В них отражена народная мудрость. Пословицы украшают живую речь, делают ее меткой, убедительной. Поговорка , в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.

Слайд 11

Пословицы и поговорки Г О Л О Д Е Н Х И Т Е Р Б О Л Т Л И В У П Р Я М С К О Л Ь З К И Й Т Р У С Л И В Х Р А Б Р

Слайд 12

Какие русские пословицы и поговорки напоминают вам эти рисунки? ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ЦЫПЛЯТ ПО ОСЕНИ СЧИТАЮТ ЛЮБИЩЬ КАТАТЬСЯ ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ КУЙ ЖЕЛЕЗО, ПОКА ГОРЯЧО СЕМЕРО ОДНОГО НЕ ЖДУТ

Слайд 13

Составь пословицы! Дело - безделье; Дело - потеха; Дружба - служба; Язык - дело; Лает - кусает; Шило - мешок; Журавль - синица; Лес - дрова; Руки - скука; Коса - камень; Труд - лень; Свет - тьма.

Слайд 14

Составь пословицы! Маленькое дело лучше большого безделья. Дружба дружбой, а служба- службой. На смелого собака лает, а трусливого кусает. Лучше синица в руках, чем журавль в небе. Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки. Труд человека кормит, а лень портит. Делу время, потехе - час. Не спеши языком, торопись делом. Шила в мешке не утаишь. Чем дальше в лес, тем больше дров. Нашла коса на камень. Ученье - свет, а неученье - тьма.

Слайд 15

Шарада – это загадка, где загаданное слово нужно разгадывать по частям, а каждая часть слова – сама целое слово, например: газ-ель, сено-вал. Мой первый слог – предлог, А во втором мы проживём всё лето. И целое от нас и вас давно уж ждёт ответа. (задача) Река, две ноты и согласная составят овощ цвета красного. (по-ми-до-р ) Разгадай шарады!

Слайд 16

Отгадай шарады! Мой первый слог на дереве, Второй мой слог – союз , А в целом я – материя , И на костюм гожусь. (с----) Мой первый слог тягуч и сладок, Второй – частица, вместе – зверь , Живёт в лесу, на ульи падок. Ну, угадал его теперь? (м------) Моё начало – буква алфавита, Она всегда шипит сердито; Второго корабли боятся И обойти его стремятся. А целое летает и жужжит. То сядет на цветок, то снова полетит. (ш----)

Слайд 17

Метаграмма – это загадка, в которой при замене одной буквы на другую получается новое слово: с ч над морем я летаю, с г в машинах я бываю. ( Чайка/ гайка) С глухим согласным я – число, со звонким – вид железа. (Шесть – жесть) С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким – сам звеню я на раздолье. (колос – голос) Отгадай метаграммы!

Слайд 18

Вспомните восемь басен И.А.Крылова! 1.«Мартышка и очки» 2.«Стрекоза и Муравей» 3.«Лебедь, Рак и Щука» 4.«Кот и Повар» 5.«Слон и Моська» 6.«Ворона и Лисица» 7.«Лисица и виноград» 9.«Кошка и Соловей»

Слайд 19

Кто много читает, тот много знает!



Предварительный просмотр:

                                        Классный час-игра

             «Кто много читает – тот много знает»                (5-6 класс)

                                      МОУ «ФСОШ №2»

                                                                                                       Учитель Сосновская И.А.


                                        Классный час-игра

             «Кто много читает – тот много знает»

Цели:

- расширить круг знаний и интересов учащихся по русскому языку;

- пополнить словарный запас учащихся;  повысить интерес к русскому языку;

- воспитание чувства любви и уважения к богатствам русского языка.

Оборудование: 

  • Компьютерная презентация ;
  • Жетоны-баллы;
  • Мяч;
  • Стихотворение И.С.Тургенева «Русский язык»
  • Тетради и ручки для записывания рассказа.

                                Ход занятия: 

                        Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Я рада приветствовать всех на классном часу-игре «Кто много читает – тот много знает». Наше мероприятие приурочено к неделе русского языка  и литературы, которая сейчас проходит в школе.

Русский язык один из древнейших и красивейших  языков мира.    К.Г.Паустовский писал: «Наш язык - наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость». Глубоко прав и И.С.Тургенев, сказавший,  что такой великий язык мог быть дан только великому народу.

( Звучит в записи стихотворение в прозе И.Тургенева «Русский язык» )

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Во  дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу.

Мы с вами должны постигать богатства нашего языка на уроках, на внеклассный мероприятиях, тем самым пополняя свои знания, расширяя интеллект.

Итак, сегодня мы посмотрим, кто же в нашем классе лучше всего знает наш великий русский язык и много читает.

И сейчас давайте поприветствуем участников нашей игры. Будут соревноваться 2 команды. За каждое правильно выполненное  задание, ребята, вы будете получать жетоны-баллы.  А жюри выберет самого умного и активного участника.

1.Игра  «Угадай автора строчек»

На экране  появятся строчки  из стихотворений , вы должны назвать автора этих строк.

2.Игра «Поиск омонимов»

Омонимы – слова, имеющие одинаковое звучание, но различные значения.

Необходимо  найти на предложенных картинках омонимы и пояснить их значение.

( лук – оружие, овощ;

Коса- волосы, заплетённые особым способом, инструмент  в сельском хозяйстве;

Замок старинный  – замок дверной. Эти слова различаются ударением. Это слова-омографы.

Кружки  фарфоровые– кружки  ( от слова круг), танцевальный кружок – омографы .

Полотно – железнодорожное, ткань, картина (холст).

Мы знаем , что как разновидность омонимов есть ещё и  омоформы – слова,  совпадающие  лишь в какой-нибудь одной грамматической форме ( три – глагол в повелительном  наклонении, три  – числительное) и  омофоны – слова. Звучащие одинаково, но пишущиеся по-разному. )лук-луг, молод –молот, везти – вести) 

  • Загадки-омонимы

  •  Меня при играх набирают, меня и на нос надевают. (очки)

  Я -  зверь, я – река, отгадайте, кто я?

  • Служу я людям очень много лет. С моею помощью они включают свет. С тобою тоже буду я дружна – я часто за столом тебе нужна.
  • Меня часто представляют, в суп нередко добавляют. Я – забава, я – еда, догадайтесь-ка, кто я?
  • Всем пишущим я помогаю и птиц от стужи согреваю. (перо)
  • Я от солнца, от огня, яркий луч несёт меня, но бывает смысл иной: весь огромный шар земной. (свет)
  • Я в дверях, я в замке,

Я и в нотной строке,

Я и гайку отвинчу,

Я могу, если хочу,

Телеграмму передать

И загадку разгадать. (ключ)

  •         В тетради я бываю

        Косая и прямая;

        В другом своём значении

        Я – планка для черчения.

        И, наконец, порою

        В шеренгу вас построю.(линейка)

3.Игра «Сходство и противоположность»

В этом конкурсе нужно подобрать к предложенным словам  соответствующие синонимы и антонимы

1)

  • Пустой  -(порожний, полный);
  • спешит  - (торопится, медлит);
  • древность – (старина, современность);
  • зной – (жара, холод)
  • горе – (скорбь, радость);
  • спелый – (зрелый, зелёный);
  • доблесть – (честь, позор);
  • юный – (молодой, старый);
  • ссора – (раздор, примирение);
  • быстрый  - (скорый, медленный);
  • смелый  - ( храбрый, трусливый);

скрытный –(замкнутый, откровенный);

2)Игра «Сходство и противоположность»  

Подобрать и вписать антонимы и синонимы

4.Игра-рассказ на заданную тему

Необходимо придумать рассказ, используя следующие слова:

тетрадь,   загадка,   скатерть,   приключение,   лодка, ключ,   экскурсия,   окно,   герой

           5.Пословицы и поговорки

Для того, чтобы справиться со следующим заданием, нам необходимо вспомнить, что какое пословица, а что – поговорка. Чем поговорка отличается от пословицы.

   Пословицы - это краткие, образные и меткие народные выражения. В них отражена народная мудрость. Пословицы украшают живую речь, делают ее меткой, убедительной.

Поговорка, в отличие от пословицы не содержит обобщающий поучительный смысл.

Ребята, мы знаем, что в  многих поговорках используются  качества и признаки того или иного животного. Давайте попытаемся их отгадать.

Г  

О

Л

О

Д

Е

Н

Х

И

Т

Е

Р

Б

О

Л

Т

Л

И

В

У

П

Р

Я

М

С

К

О

Л

Ь

З

К

И

Й

Т

Р

У

С

Л

И

В

Х

Р

А

Б

Р

Какие русские пословицы и поговорки напоминают вам эти рисунки?

На экране появляются рисунки, а ребята должны найти нужную пословицу.

Составь пословицы!

Даются слова, а мы должны восстановить пословицу.

Дело - безделье;               Дело - потеха;

Дружба - служба;         Язык - дело;

Лает - кусает;                      Шило - мешок;

Журавль - синица;        Лес - дрова;

Руки - скука;                      Коса - камень;

Труд - лень;                      Свет - тьма.

  • Маленькое дело лучше большого безделья.
  • Дружба дружбой, а служба- службой.
  • На смелого собака лает, а трусливого кусает.
  • Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
  • Не сиди, сложа руки, так не будет и скуки.
  • Труд человека кормит, а лень портит.
  • Делу время, потехе - час.
  • Не спеши языком, торопись делом.
  • Шила в мешке не утаишь. 
  • Чем дальше в лес, тем больше дров.
  • Нашла коса на камень. 
  • Ученье - свет, а неученье - тьма.

6. Отгадай шарады!

Шарада – это загадка, где загаданное слово нужно разгадывать по частям, а каждая часть слова – сама целое слово, например: газ-ель, сено-вал.

Мой первый слог – предлог,

А во втором мы проживём всё лето.

И целое от нас и вас давно уж ждёт ответа.

                        (задача)

Река, две ноты и согласная составят овощ цвета красного.

(по-ми-до-р)

Мой первый слог на дереве,

Второй мой слог – союз ,

А в целом я – материя ,

И на костюм гожусь.  (с----)

        Мой первый слог тягуч и сладок,

        Второй – частица, вместе – зверь ,

        Живёт в лесу, на ульи падок.

        Ну, угадал его теперь? (медведь-)

Моё начало – буква алфавита,

Она всегда шипит сердито;

Второго корабли боятся

И обойти его стремятся.

А целое летает и жужжит.

То сядет на цветок, то снова полетит. (шмель)

7. Отгадай метаграммы!

Метаграмма – это загадка, в которой при замене одной буквы на другую получается новое слово:
с ч над морем я летаю, с г в машинах я бываю.
                                        ( Чайка/ гайка)

  • С глухим согласным я – число,

 со звонким – вид железа.

                (Шесть – жесть)

С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким – сам звеню я на раздолье.

(колос – голос)

8.Вспомните  восемь басен  И.А.Крылова.

Необходимо вспомнить  названия басен  И.А.Крылова, где действующими лицами являются следующие животные. Здесь, на рисунке они представлены парами.

  1. «Мартышка и очки»
  2. «Стрекоза и Муравей»
  3. «Лебедь, Рак и Щука»
  4. «Кот и Повар»
  5. «Слон и Моська»
  6. «Ворона и Лисица»
  7. «Лисица и виноград»
  8. «Кошка и Соловей»

Учитель: Ну, что же,  мы прошли с вами все этапы игры, все задания выполнили. Давайте посчитаем, сколько  баллов  набрала каждая команда.                  

  (Итоги игры, вручение грамот победителям)

       

  Мы поздравляем победителей и участников.

   Богатства русского языка неизмеримы. Они просто ошеломляют.  Для всего, что существует в мире, в нашем языке есть точные слова и выражения.

Мы собираем и храним слова –
Они из цвета, запаха и звука.
Они, нам кажется, оттуда, где трава,
Летят стрелой, что пущена из лука.

От них порой кружится голова –
В них отразились звезды и деревья,
Давай те ж вместе сбережем слова,
Исполненные доброго доверья.

Русский язык – величайшее творение народа!  Любите наш русский язык!

                               До новых встреч, дорогие ребята!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра по сказкам А.С. Пушкина "Знаете ли вы?"для 5-6 класса

Урок в виде игры по сказкам А. С. Пушкина привлечёт внимание к творчеству великого поэта, к его героям, мудрому и точному слову. Материал можно использовать на уроке внеклассного чтения по сказкам Пуш...

Литературная викторина "Кто много читает, тот много знает"

Викторину или её отдельные элементы можно использовать и на уроках литературы, и на внеклассных занятиях по предмету....

Классный час « Если будешь ты читать, будешь много- много знать!»

Сегодня тема нашего классного часа посвящена Году литературы.  Послушайте, как сказал  о книге известный педагог Сухомлинский: «С книги начинается самовоспитание, индивидуальная духовная жиз...

Речевая конференция "Книгу читаешь - много знаешь!" 4 Б класс 2018 г.

Речевая конференция "Книгу читаешь - много знаешь!" 4 Б класс 2018 г. Контрольное мероприятие по развитию произношения....

"Кто много читает - тот много знает"

Внеклассное мероприятие "Кто много читает - тот много знает" - конкурсная программа по страницам  произведений для детей. .В первой половине  занятия -  краткий справочный мат...

"Кто много читает - тот много знает"

Внеклассное мероприятие "Кто много читает - тот много знает" - конкурсная программа по страницам  произведений для детей. .В первой половине  занятия -  краткий справочный мат...

Технологическая карта урока “Bookworms” («Книжный червь (человек, который много читает)»), 7 класс

Технологическая карта урока “Bookworms” («Книжный червь (человек, который много читает)»), 7 класс...