"Что такое изложение и как работать над ним"
статья по русскому языку на тему

Болховская Наталья Станиславовна

Статья по развитию речи, кратко разъясняющая назначение такого вида работы, как изложение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_izlozhenie.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое изложение и как работать над ним.

Меняются времена, меняются школьные программы, но неизменным остается одно: развитие ребенка. А одной из составляющих этого развития является развитие связной речи учащихся, их коммуникативных навыков. Это одна из центральных задач уроков русского языка.

Основными видами работ по развитию связной речи являются изложения и сочинения. А так как умение создавать собственный текст проверяется на экзамене как в 9, так и в 11 классе, то названным видам работ на уроках русского языка в последнее время уделяется все больше и больше внимания.

В основе изложений лежит подражание образцу. Но вместе с тем изложение сохраняет для ученика возможность самостоятельной работы, активизирует как воспроизводящее, так и творческое мышление.

Во время работы над текстом ребята учатся анализировать, выделять главное, сосредоточивать внимание на одних фактах и исключать другие. Часто для изложения предлагаются отрывки из текстов художественных произведений русской классической литературы. Работа с такими текстами положительно влияет на эмоциональную сферу, учит чувствовать образ, развивает творческое воображение.

Углубленная работа над текстом, предшествующая изложению, повышает читательскую грамотность и культуру.

Изложение формирует умения в разных видах речевой деятельности. С одной стороны, это аудирование, то есть умение воспринимать текст на слух, с другой – умение пересказывать текст устно (говорение) или письменно, что очень актуально в свете новой формы итоговой аттестации. Анализ исходного текста, его темы, идеи, композиционных и языковых особенностей и последующее его воспроизведение формирует у учащихся коммуникативные умения.

При работе над изложением можно выделить несколько основных этапов:

  • вступительная беседа, направленная на подготовку к восприятию текста
  • знакомство с текстом
  • беседа по содержанию текста, которая поможет понять текст как тематическое и смысловое целое
  • анализ структуры текста, который покажет, что текст – это не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, и предупредит возможные ошибки при воспроизведении текста
  • составление плана текста и подбор рабочих материалов, которые представляют собой некоторые наброски, особенно значимые для раскрытия отдельных пунктов плана. В рабочих материалах могут фиксироваться как слова и выражения из исходного текста, так и языковые средства, которых нет в тексте, но они могут понадобиться при написании изложения, например, обобщающие слова при написании сжатых изложений.
  • языковой разбор исходного текста и составление собственного варианта
  • редактирование полученных текстов. Редактирование текста на этапе подготовки к изложению поможет предупредить возможные речевые ошибки.

Текст для устного или письменного пересказа должен соответствовать общедидактическим требованиям (доступность, познавательность, воспитательная ценность). Основным показателем высокого качества текста считают его языковые достоинства. Текст должен быть образцом в использовании языковых средств. Такими тестами будут отрывки, подобранные из произведений писателей-классиков. Через подражание художественному образцу идет обогащение, совершенствование речи ученика. Соответствующий подбор текстов позволит более полно реализовать межпредметные связи. Анализ отрывков из изучаемых литературных произведений, предшествующий изложению, - средство более глубокого понимания художественного произведения, дальнейшего осмысления его идейного содержания, языкового своеобразия. Разбор и воспроизведение статей из учебной литературы по географии, истории, обществознанию и т.д. дают возможность показать особенности отбора информации, структуру учебной статьи, проанализировать причинно-следственные связи, определяющие логику изложения, обратить внимание на употребление терминов, на особенности использования грамматических средств. Важно также, чтобы в тексте было несколько примеров на изучаемый или изученный ранее программный материал по русскому языку, это позволит сделать урок обучающего изложения естественным продолжением предыдущих уроков русского языка.

В последнее время особое внимание стало уделяться обучению сжатому изложению. Это связано с тем, что на итоговой аттестации (выпускном экзамене) в 9 классе учащиеся должны показать умение написать именно этот вид изложения.

Сжатое изложение ставит задачу передать из воспринятого текста главное, используя языковые средства обобщенной передачи содержания.

Для сжатых изложений так же, как и для подробных, предлагаются тексты разных стилей: художественного, публицистического, научного, официально-делового.

Известны следующие способы сжатия текста:

  • исключение подробностей, деталей
  • обобщение конкретных, единичных явлений
  • упрощение сложных грамматических конструкций.

Какой способ сжатия использовать в каждом конкретном случае, зависит от коммуникативной задачи, особенностей текста и подготовленности учащихся. Важно до начала работы над сжатым изложением на специальных подготовительных упражнениях учить школьников способам сжатия текста.

Главная задача обучения сжатому изложению – научить кратко, в обобщенной форме передавать воспринятую информацию.

При проведении сжатого изложения формируются следующие умения:

  • умение находить главное в информации;
  • умение сокращать текст различными способами;
  • умение найти и использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

До проведения урока, на котором учащиеся познакомятся со сжатым изложением, необходимо провести подготовительную работу. Подготовительные упражнения могут быть разными:

  • нахождение главной информации предложения (простого или сложного)
  • нахождение предложения, в котором содержится основная мысль (микротема) текста (абзаца)
  • сокращение предложения, абзаца за счет исключения деталей, подробностей и наоборот – введение деталей, подробностей, объяснений для расширения предложения, абзаца
  • подбор обобщающего слова, понятия для ряда слов
  • подбор одного обобщающего предложения к нескольким предложениям.

Подобные упражнения не требуют специального времени, так как проводятся в связи с изучением той или иной грамматической темы.

В заключение хочется отметить, что работа по развитию речи учащихся не должна носить эпизодический характер. Она должна быть систематической. Только такая работа позволит быстрее достичь поставленных задач, позволит школьникам научиться грамотно не только воспроизводить готовые тексты, но и строить собственные высказывания с учетом всех норм русского языка. А умение грамотно высказывать свои мысли пригодится ребятам в будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Методическая разработка урока «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Методическая разработка урока "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА".

Первая часть экзаменационной работы в 9 классе – это написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего активизирует его а...