Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5klass_rus_yaz.docx58.57 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по русскому языку в 5 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования МО РФ, Примерной программы основного общего образования по русскому для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, авторской программы под редакцией М.М.Разумовской. Изучение курса реализуется через УМК: учебник «Русский язык. 5 класс» М.М.Разумовской. Учебник М.М.Разумовской входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

      Главной целью обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении является обеспечение языкового развития учащихся, помощь им в овладении речевой деятельностью: формирование умения и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, обучение их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.

Задачи обучения

Эти цели обусловливают следующие задачи:

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;

- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию уме­ний и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.

В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

-  коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

-  интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

-  информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);

- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

       В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

     Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:

*воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

*совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

*освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

*формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. 

     Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.      Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

По учебному плану школы на 2013-2014 учебный год на изучение русского языка в 5 классе отведено 5 часов в неделю, 170 часов в год.

                СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Речь (41ч)

   Текст, его основные признаки. Стили речи. Типы речи. Композиционные формы: деловая инструкция, объявление. Основные требования к изложению и сочинению.

Основные умения: 

Чтение. Осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля.

Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи. Определять стиль; находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.

Воспроизведение текста. Подробно пересказывать тексты, содержащие разные типы речи; сохранять их строение и стиль. Сжато пересказывать тексты такого же строения.

Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания; развивать мысли в пределах абзаца при  помощи зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения. Составлять деловые инструкции, объявления.

Совершенствование текста. Находить и исправлять недочеты в содержании высказывания и его строения.

Закрепление и углубление изученного в начальных классах (34ч)

Фонетика, орфоэпия, графика.  Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Элементарные сведения о транскрипции.  Предмет изучения орфоэпии. Предмет изучения графики. Алфавит.. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование.

Письмо. Орфография. Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Использование орфографического словаря.

Слово и его значение. Лексика. Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем.

Слово и его строение. Морфемика. Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.

Слово как часть речи. Морфология. Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.

Культура речи. Правильное произношение звуков речи, заимствованных слов. Уместное использование этикетных слов и выражений в речи.

Основные умения: Определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом. Правильно произносить звуки и их сочетания в составе слов; названия букв алфавита. Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы, пользоваться толковым словарем. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов. Различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки частей речи; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать. Понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных; знать виды приставок и верно их писать; безошибочно писать буквенные сочетания.

Синтаксис и пунктуация (25ч)

Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Интонация и порядок слов. Логическое ударение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения.  Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами. Обращение. Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Прямая речь. Диалог.

Основные умения: Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; определять предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов. Правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединительными союзами А, И, НО, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова; разделять запятой части сложного предложения.

Лексика. Словообразование. Орфография. (20ч)

Слово. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова. Слова-синонимы, антонимы, омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Чередование гласных и согласных в морфемах. Словообразовательная модель. Правописание приставок на з-с. Правописание корней с чередованием о-а. Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления. Фразеологизмы.

Основные умения: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем.

Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. (45ч)

Имя существительное (17ч)

Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен существительных. Правила употребления при письме типичных суффиксов. Правила слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Род имен существительных. Падеж. Склонение имен существительных. Правила безударных окончаний имен существительных.  Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.

Культура речи: Правильное употребление рода; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных. Правильное употребление некоторых грамматических форм. Правильное произношение имен существительных.

Имя прилагательное (10ч)

Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению. Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных имен прилагательных. Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов. Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты.

Культура речи: правильное произношение прилагательных.

Глагол (18ч)

Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования глаголов. Правописание НЕ с глаголами. Возвратные глаголы. Правописание ТСЯ/ТЬСЯ в глаголах. Виды глаголов. Корни с чередованием И-Е, их правописание. Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы. Наклонения глаголов. Безличные глаголы. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного   наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Употребление глаголов в переносном значении.

Культура речи: правильное использование видо-временных форм; их верное произношение.

Основные умения по морфологии: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения.

Повторение изученного за год.(5ч)


№ п/п

Тема урока

Языковая, речевая, правописная компетенции

Ожидаемый результат

Кол-во часов

Дата проведения

По плану

По факту

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (6ч)

1-2

Зачем человеку нужен язык.

Показать учащимся, что язык – универсальное средство общения, и что свободное владение родным языком – признак культуры человека.; способствовать углублению и систематизации лингвистических знаний и совершенствованию речевых умений. Сформировать умение читать и анализировать лингвистический текст; способствовать развитию индивидуальных лингвистических интересов и склонностей.

Уметь сопоставлять значение, структуру и правописание слов.

2

3

Что мы знаем о русском языке.

Объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный. Познакомить учащихся с М.В.Ломоносовым как создателем русской лингвистики.

1

4

Что такое речь.

Показать отличие понятий русский язык и русская речь, рассмотреть основные условия, необходимые для речевого общения.

1

5

Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная.

Показать отличие речи монологической от диалогической и особенность оформления речи диалогической. Рассмотреть особенности речи устной и ее отличие от речи письменной.

Уметь отличать монолог от диалога, письменную речь от устной.

1

6

Входящий тест

1

ПОВТОРЕНИЕ. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. (4ч)

7-8

Звуки и буквы. Алфавит.

Добиться того, чтобы учащиеся вспомнили алфавит, правильно произносили названия букв, различали буквы и звуки, пользовались упрощенной транскрипцией.

Уметь отличать буквы от звуков, уметь пользоваться упрощенной транскрипцией.

2

9

Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я.

Объяснить учащимся, что буквы Е,Ё,Ю,Я имеют особенность: могут обозначать то два звука, то один с предшествующей мягкостью согласного звука.

1

10

Фонетический разбор слова.

Углубить и систематизировать представление о фонетическом разборе слов.

Уметь делать фонетический разбор.

1

ТЕКСТ(6ч)

11

Что такое текст.

Повторить и углубить сведения о тексте и его признаках.

Знать основные признаки текста.

1

12

Тема текста.

Дать понятие темы текста, широкой и узкой темы. Сформировать умение определять тему текста, широкую и узкую темы.

Уметь определять тему текста.

1

13-14

Основная мысль текста.

Дать понятие основной мысли текста (идеи). Сформировать умение определять основную мысль текста и отражать ее в заголовке.

Уметь определять основную мысль текста.

2

15

Р/р. Сочинение-описание.

Научить учащихся писать сочинение-описание. Сформировать умение составлять простой план сочинения.

1

16

Р/р. Написание сочинения-описания.

Повторить и обобщить изученное по разделу.

1

ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ. (11ч)

17

Зачем людям письмо.

Раскрыть назначение письма в жизни человеческого общества. Познакомить с вкладом Я.К.Грота в развитие русской орфографии.

1

18

Орфография. Нужны ли правила?

Ввести понятие орфограммы. Сформировать способ обнаружения орфограмм в процессе письма.

Уметь обнаруживать орфограммы.

1

19

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных.

Научить различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и непроверяемые, а также непроизносимые и удвоенные согласные.

Уметь безошибочно писать согласные в корнях слов.

1

20

Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков.

1

21

Сочетания букв ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ; НЧ, ЧК, ЧН, НЩ, РЩ.

Закрепить навыки правописания букв, воспроизводящихся на письме всегда в одном и том же виде.

Уметь правильно писать гласные после шипящих.

1

22

Ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов.

Закрепить навык правописания Ь после шипящих на конце слов. Формировать у учащихся навык орфографического анализа.

Уметь писать Ь после шипящих на конце слов.

1

23-24

Разделительные Ь и Ъ.

Закрепить правило употребления Ь и Ъ. Развивать речевой слух учащихся.

Уметь видеть орфограмму Ь и Ъ в слове.

2

25

НЕ с глаголами.

Закрепить правило написания НЕ с глаголами. Сформировать навык правописания слов с непроверяемыми орфограммами.

Уметь писать НЕ с глаголами.

1

26

Написание -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах.

Научить способу определения написания –ТСЯ, -ТЬСЯ  в конце глаголов, закрепить это правило.

Уметь правильно писать –ТСЯ, -ТЬСЯ  в конце глаголов.

1

27

Диктант по теме «Письмо. Орфография».

Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся по теме. Отработать навыки самостоятельной работы над ошибками.

1

СТРОЕНИЕ СЛОВА (4ч)

28-29

 Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова.

Сформировать представление о слове как системе разных языковых значений, передающихся с помощью морфем. Формировать навык разбора слова по составу.

Знать, что такое морфема.

2

30-31

Как образуются формы слова.

Дать понятие окончания как изменяемой морфемы. Дать понятие основы как части слова без окончания. Формировать умение выделять окончание, особенно нулевое, и основу слова.

Уметь выделять основу и окончание слова.

2

СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (7ч)

32

Слово как часть речи.

Дать предварительное представление обо всех частях речи. Тренировать в их разграничении.

1

33

Самостоятельные части речи.

1

34-35

Как изменяются имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Научить определять морфологические признаки имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Научить понимать, как они изменяются.

Знать, что изменяемые части речи в предложении могут иметь разные формы, что склонение и спряжение определяются по начальной форме слова.

2

36-37

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица.

Научить узнавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных. Дать понятие о «службе» предлогов, союзов, частиц.

Уметь отличать служебные части речи от самостоятельных.

2

38

Контрольная работа по теме «Слово как часть речи».

Проверить знания и умения по изученной теме.

1

ТЕКСТ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (5ч)

39

От чего зависит порядок расположения предложений в тексте.

Показать, отчего зависит порядок расположения предложений в тексте. Сформировать умение воспринимать звучащий текст, звучащее слово на слух.

1

40

Абзац как часть текста.

Дать понятие абзаца, его строения. Формировать умение находить микротемы и абзац в тексте.

Уметь делить текст на абзацы.

1

41

Р/р. Сочинение «Однажды зимой» или «Самый счастливый день»

Закрепить навыки написания сочинения-описания. Сформировать умение составлять простой план сочинения.

1

42

Р/р. Написание сочинения «Однажды зимой» или «Самый счастливый день»

1

43

Абзац как часть текста.

Формировать умение находить микротемы и абзац в тексте.

Уметь делить текст на абзацы.

1

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. (7ч)

44

Что изучает фонетика.

Дать понятие о фонетике как о разделе языкознания.

Знать, что такое фонетика.

1

45-46

Звуки гласные и согласные.

Познакомить учащихся с особенностями образования гласных и согласных звуков, с основной характеристикой согласных звуков. Отрабатывать умение обозначать звуки в фонетической транскрипции.

2

47

Слог, ударение.

Дать понятие слога, ударных и безударных слогов.

Знать, что такое слог, ударный и безударный.

1

48

Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков.

Дать понятие об орфоэпии как о разделе науки о русском языке, правилах произношения гласных звуков. Развивать речевой слух учащихся. Познакомить со словарем Р.И.Аванесова.

1

49

Произношение согласных звуков.

Дать понятие о правилах произношения согласных звуков в русском языке, об элементах транскрипции.

Уметь производить орфоэпический разбор слова.

1

50

Орфоэпический разбор слова.

1

ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ.       (20ч)

51-52

Как определить лексическое значение слова.

Дать понятие лексического значения слова, научить способам словотолкования. Формировать умение пользоваться толковым словарем.

Уметь определять лексическое значение слова, пользоваться толковым словарем.

2

53

Сколько лексических значений имеет слово.

Дать понятие лексики. Формировать умение определять лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова.

1

54-55

Когда слово употребляется в переносном значении.

Дать понятие о переносном значении  слова. Формировать умение различать прямое и переносное значения слов, понимать фразеологизмы.

Знать, что такое фразеологизм.

2

56

Как пополняется словарный состав русского языка.

Дать понятие о русском словообразовании и заимствованиях. Познакомить со старославянизмами.

1

57-58

Как образуются слова в русском языке.

Дать понятие о способах образования слов в русском языке. Формировать умение разбирать слово по составу. Дать представление о словообразовательной модели.

Знать способы образования слов.

2

59

Какие чередования гласных и согласных происходят в словах.

Дать понятие о чередовании гласных и согласных  в словах. Формировать умение видеть чередования гласных и согласных в словах.

1

60

Правописание чередующихся гласных А/О в корнях –ЛАГ-/ -ЛОЖ, --РОС/-РАСТ-(-РАЩ-).

Закрепить правописание чередующихся гласных в корнях –ЛАГ-/ -ЛОЖ, --РОС/- РАСТ-(-РАЩ-). Формировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне.

Уметь писать корни с чередованиями.

1

61-62

Буквы О/Ё после шипящих в корнях слов.

Изучить правописание О/Ё после шипящих и Ц в корнях слов. Сформировать умение выбрать и объяснить данную орфограмму.

Правильно определять написание О/Ё после шипящих и Ц в корне слова.

2

63

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы.

Дать понятие омонимов и их видов. Сформировать умение различать их по значению, строению, написанию. Научить сопоставительному анализу внешне похожих слов.

Уметь отличать друг от друга слова-омонимы.

1

64

Что такое профессиональные и диалектные слова.

Дать понятие о профессиональных и диалектных словах. Сформировать умение объяснять их значение. Познакомить со словарем В.И.Даля.

Уметь находить в тексте профессиональные и диалектные слова.

1

65

О чем рассказывают устаревшие слова.

Дать понятие об устаревших словах, объяснить причины их появления в языке.

1

66

Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова.

Дать понятие «речевой этикет». Показать, как правильно и уместно употреблять этикетные слова прощания, просьбы, благодарности.

1

67-68

Правописание приставок.

Повторить сведения о правописании неизменяемых приставок. Изучить правописание приставок на З-С.

Уметь правильно употреблять данную орфограмму на письме.

2

69

Буквы И-Ы после Ц.

Закрепить правописание орфограммы И-Ы после Ц. Формировать умение и желание пользоваться орфографическим словарем.

Уметь без ошибок списывать текст.

1

70

Контрольный диктант по теме «Лексика. Словообразование. Правописание».

Проверить умение учащихся без ошибок списывать тексты, обнаруживать орфограммы в корнях слов.

1

СТИЛИ РЕЧИ (5ч)

71

Что изучает стилистика.

Дать понятие о науке стилистике. Закрепить понятие речевой ситуации.

1

72

Разговорная и книжная речь.

Дать понятие о разговорной и книжной речи, сферах их использования.

Знать, что такое разговорная и книжная речь.

1

73-74

Художественная и научно-деловая речь.

Дать понятие о художественной и научно-деловой речи. Научиться распознавать эти виды речи.

2

75

Р.р. Написание изложения «Барсучонок».

Научить писать изложение, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой на план изложения. Научить сохранить в изложении характерные для художественного стиля языковые средства.

1

СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (ВВОДНЫЙ КУРС) (27ч)

76

Что изучает синтаксис и пунктуация.

Дать понятие синтаксиса и пунктуации как разделов науки о языке. Объяснить их неразрывную связь. Познакомить с деятельностью ученого-лингвиста А.М.Пешковского.

Знать определение новых разделов языка.

1

77, 78

Словосочетание.

Дать понятие словосочетания. Научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании. Формировать умение выделять словосочетание из предложения.

Знать, что такое словосочетание и уметь выделять его из предложения.

2

79

Предложение. Интонация предложения.

Дать понятие предложения, интонации предложения, логического ударения, паузы.

1

.

80

Виды предложений по цели высказывания.

Дать понятие видов предложения по цели высказывания, научить их различать.

Уметь различать предложения по цели высказывания

1

81

Восклицательные предложения.

Дать понятие восклицательного предложения. Формировать умение определять невосклицательные и восклицательные предложения.

Уметь отличать восклицательные предложения от невосклицательных.

1

82

Главные члены предложения.

Закрепить понятие главных членов предложения. Учить находить основу предложения.

Уметь находить основу предложения.

1

83-84

Тире между подлежащим и сказуемым.

Изучить случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым.

2

85

Предложения распространенные и нераспространенные.

Дать понятие о распространенности и нераспространённости предложения, раскрыть значение и роль второстепенных членов. Научить распространять предложения.

Уметь определять в тексте распространенные и нераспространенные предложения.

1

86

Второстепенные члены предложения.

Научить выделять в предложении второстепенные члены. Понимать их значение и роль в предложении.

Уметь выделять второстепенные члены предложения

1

87

Дополнение.

Дать понятие дополнения. Научить находить дополнения в предложении. Подготовиться к контрольному диктанту.

1

88

Определение.

Дать понятие определения. Формировать умение находить определение в предложении.

Уметь выделять в предложении главные члены и второстепенные.

1

89

Обстоятельство.

Формировать умение находить обстоятельства в предложении. Закрепить навык синтаксического разбора предложения.

1

90-91

Однородные члены предложения.

Дать понятие однородных членов предложения. Проверить умение находить и выделять второстепенные члены предложения.

Уметь выделять в предложении главные и второстепенные члены.

2

92

Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова.

Дать понятие обобщающего слова перед однородными членами. Сформировать умение находить обобщающее слово Выучить правило постановки двоеточия после обобщающего слова..

Уметь ставить знаки препинания при обобщающем слове.

1

93, 94, 95

Обращение.

Дать понятие обращения. Формировать умение находить его, правильно ставить знаки препинания при обращении.

Знать, что такое обращение, уметь ставить знаки препинания при нем.

2

96

Синтаксический разбор простого предложения.

Изучить порядок синтаксического разбора предложения. Формировать умение выполнять синтаксический разбор простого предложения.

Знать порядок выполнения синтаксического разбора простого предложения.

1

97, 98, 99

Сложное предложение.

Дать понятие сложного предложения. Формировать навык распознавания простого и сложного предложений.

Уметь отличать простое предложение от сложного.

3

100

Прямая речь.

Дать понятие прямой речи. Формировать умение оформлять прямую речь на письме.

Уметь оформлять прямую речь на письме.

1

101

Диалог.

Дать понятие диалога. Формировать умение правильно оформлять диалог на письме. Повторить формы речевого этикета.

1

102

Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация».

Проверить умения учащихся выполнять синтаксический разбор предложения.

1

ТИПЫ РЕЧИ (5ч)

103

Что такое тип речи.

Дать понятие типа речи. Формировать умение распознавать типы речи в тексте.

Знать типы речи.

1

104

Описание, повествование, рассуждение.

Дать полное понятие типов речи: описание, повествование, рассуждение. Формировать умение определять типы речи.

1

105

Р.р. Сочинение-повествование.

Учить писать сочинение-повествование.

1

106

Р/р. Написание сочинения-повествования.

1

107

Оценка действительности.

Дать понятие об особом типе речи – оценке действительности. Научить определять этот тип в тексте

Знать, что такое оценка действительности

.1

.

СТРОЕНИЕ ТЕКСТА (2ч)

108

Строение текста типа рассуждения-доказательства.

Дать понятие о типе рассуждения-доказательства. Научить распознавать составляющие части текста данного типа.

1

109

Р/р. Написание сочинения «Любимый день недели»

Учить писать сочинение типа рассуждения-доказательства.

1

МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ. (18ч)

110

Морфология. Правописание.

Дать понятие морфологии как раздела науки о языке. Повторить основные сведения о частях речи. Формировать умение различать самостоятельные и служебные части речи.

Знать, что такое  морфология.

1

111

Что обозначает глагол.

Повторить основные сведения о глаголе как части речи. Обогатить речь учащихся с помощью использования разнообразных глаголов говорения.

Знать, что такое глагол, его морфологические признаки и синтаксическую роль.

1

112

Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами (закрепление).

Закрепить изученное правило о слитном и раздельном написании НЕ с глаголами. Поработать над употреблением глаголов с НЕ в живой речи, активно пользуясь таким типом речи, как рассуждение-доказательство.

Знать правило употребления НЕ с глаголами.

1

113

 Как образуются глаголы.

Дать понятие о способах образования глаголов: приставочном и суффиксальном. Закрепить навык производить морфемный анализ отдельных глаголов.

Уметь определять способ образования глагола.

1

114

Вид глагола.

Дать понятие о видах глагола, их смысловых и морфемных различиях. Формировать умение правильно использовать глаголы несовершенного и совершенного вида в речи.

Знать виды глагола и их смысловое и морфемное различие.

1

115

Корни с чередованием букв Е-И.

Объяснить правописание корней с чередованием букв Е-И. дать понятие об омонимичных корнях.

Знать наизусть перечень корней с чередованием Е-И.

1

116

Инфинитив.

Формировать умение безошибочно определять инфинитив. Закрепить правописание Ь в конце инфинитива.

Знать, на какие вопросы отвечает инфинитив.

1

117

Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах (закрепление).

Закрепить правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. Научить правильно ставить вопрос от слова, к которому относится неопределенная форма глагола.

Знать правило написания –ТСЯ и –ТЬСЯ.

1

118

Наклонение глагола.

Дать понятие об изъявительном, сослагательном и повелительном наклонениях глагола. Закрепить правописание глаголов в различных наклонениях.

Уметь определять наклонение глагола.

1

119

Как образуется сослагательное наклонение глагола.

Дать понятие об образовании сослагательного наклонения глагола. Закрепить правописание частицы БЫ.

Знать способ образования сослагательного наклонения.

1

120-121

Как образуется повелительное наклонение глагола.

Дать понятие об образовании повелительного наклонения глагола. Повторить формулы речевого этикета.

Уметь образовывать повелительное наклонение.

2

122

Времена глагола.

Объяснить учащимся, что глаголы изменяются по временам только в форме изъявительного наклонения. Дать понятие об образовании форм времени. Подготовиться к контрольному диктанту.

1

123

Спряжение глагола. Лицо и число.

Формировать умение определять спряжение глаголов. Научить изменять по лицам и числам разноспрягаемые глаголы.

Уметь спрягать глаголы.

1

124-125

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

Закрепить правописание личных окончаний глаголов. Объяснить учащимся, что по неопределенной форме определяется спряжение у глаголов только с безударными окончаниями.

Уметь правильно писать личные окончания глаголов.

2

126

Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.

Дать понятие безличных глаголов. Формировать умение находить безличные и личные глаголы в безличном значении.

Уметь находить безличные глаголы в тексте.

1

127

Контрольный диктант по теме «Глагол».

Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся, умение выполнять синтаксический разбор простого предложения.

1

СТРОЕНИЕ ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (4ч)

128

Как связываются предложения в тексте.

Продолжить изучение связи предложений в тексте.

Знать, что такое «данное» и «новое» и уметь их находить в предложении.

1

129-130

Строение текста типа повествования.

Познакомить учащихся со строением типа повествования. Формировать умение создавать собственный текст этого типа. Учить редактировать текст-повествование.

2

131

Р/р. Написание сочинения на заданную тему.

Учить писать сочинение на заданную тему. Формировать умение определять, какие темы сочинений требуют описания, какие- рассуждения, а какие можно раскрыть как повествование.

1

МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (17ч)

132

Что обозначает имя существительное.

Объяснить грамматическое значение предметности имени существительного. Выяснить, чем отличается имя существительное от других частей речи.

Знать морфологические и грамматические признаки имени существительного, его синтаксическую роль в предложении.

1

133

Словообразование имён существительных.

Выяснить, какими способами образуются имена существительные. Сформировать умение образовывать имена существительные.

1

134

Употребление суффиксов существительных –ЧИК-, -ЩИК-.

Закрепить правописание суффиксов существительных. Объяснить порядок следования определения написания суффиксов.

Знать порядок определения написания суффиксов. Уметь правильно пользоваться данной орфограммой.

1

135

Употребление суффиксов существительных –ЕК-, -ИК- (-ЧИК-).

Закрепить правописание суффиксов существительных. Объяснить порядок следования определения написания суффиксов.

1

136

Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными.

Изучить и закрепить правописание НЕ с именами существительными. Повторить правописание НЕ с глаголами.

Уметь писать НЕ с глаголами и именами существительными.

1

137

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Дать понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Формировать умение различать их. Подготовиться к контрольному диктанту.

1

138

Собственные и нарицательные имена существительные.

Дать понятие о собственных и нарицательных именах существительных. Сформировать умение различать эти существительные.

Уметь определять в тексте собственные и нарицательные имена существительные.

1

139

Род имен существительных.

Объяснить понятие грамматического рода и происхождение среднего рода. Сформировать умение определять род имен существительных.

Уметь определять род имен существительных.

1

140

Существительные общего рода.

Дать понятие о существительных общего рода. Формировать умение правильно определять род имен существительных.

1

141

Род несклоняемых имен существительных.

Формировать умение определять род несклоняемых имен существительных по контекстному окружению и с помощью словаря, а также по правилу.

Уметь определять род несклоняемых имен существительных.

1

142

Число имен существительных.

Повторить и закрепить изученное о формах числа существительных. Дать понятие об именах существительных, употребляемых только во множественном, или только в единственном числе.

Уметь определять число имен существительных.

1

143-144

Падеж и склонение имен существительных.

Повторить падеж и склонение имен существительных. Изучить разносклоняемые существительные. Изучить схему морфологического разбора имени существительного.

Уметь производить морфологический разбор имени существительного.

2

145-146

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Закрепить правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

Знать и уметь применять на письме правило правописания безударных личных окончаний имен существительных.

2

147

Употребление имен существительных в речи.

Рассмотреть синтаксическую роль имен существительных. Формировать умение правильно употреблять имена существительные в речи. Подготовиться к диктанту.

1

148

Тест по теме «Имя существительное»

Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся.

1

СТРОЕНИЕ ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (7ч)

149-150

Строение текста типа описания предмета.

Показать учащимся, что в описании всегда говорится о признаках того, что описывается. Обратить внимание учащихся на отличительные особенности описания предмета в научном и художественном стилях.

Уметь создавать собственные тексты типа описания.

2

151

Р.р. Сочинение на заданную тему.

Учить писать сочинение на заданную тему. Формировать умение определять, какие темы сочинений требуют описания, какие- рассуждения, а какие можно раскрыть как повествование.

1

152

Р/р. Написание сочинения на заданную тему.

1

153-154

Соединение типов речи в тексте.

Дать понятие о соединении типов речи в тексте. Объяснить причины этого.

2

155

Р/р. Написание изложения.

1

МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ (продолжение) (10ч)

156

Что обозначает имя прилагательное.

Дать определение имени прилагательного как части речи.

Знать, что обозначает имя прилагательное.

1

157

Прилагательные качественные, относительные и притяжательные.

Объяснить морфологические особенности качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.

Уметь различать разряды прилагательных.

1

158

Правописание окончаний имен прилагательных.

Закрепить правописание окончаний имен прилагательных. Закрепить дефисное написание прилагательных, обозначающих оттенки цветов.

Уметь проверять безударное окончание прилагательного с помощью вопроса.

1

159

Словообразование имен прилагательных.

Познакомить учащихся с суффиксальным способом образования прилагательных.

Знать способы образования прилагательных.

1

160-161

Прилагательные полные и краткие.

Дать понятие о полных и кратких именах прилагательных. Формировать умение определять форму имени прилагательного в тексте.

Знать, на какие вопросы отвечают полная и краткая форма имени прилагательного.

2

162

Сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных.

Дать понятие о сравнительной и превосходной степенях сравнения имен прилагательных. Изучить порядок морфологического разбора имени прилагательного.

Знать способ образования степеней сравнения имени прилагательного.

1

163

Как образуется сравнительная степень прилагательного.

Изучить образование сравнительной степени имени прилагательного. Формировать умение правильно употреблять в речи форму сравнительной степени прилагательного.

Знать, как образуется сравнительная степень имени прилагательного, уметь находить ее в тексте.

1

164

Как образуется превосходная степень прилагательного.

Изучить образование превосходной степени имени прилагательного. Формировать умение правильно употреблять данную форму прилагательного в речи.

Знать, как образуется превосходная степень имени прилагательного.

1

165

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».

Проверить орфографические и пунктуационные умения учащихся.

1

Повторение и обобщение изученного за год. (10ч)

166-167

Повторение и обобщение по теме «Фонетика. Графика».

Повторить и обобщить все изученное по данному разделу. Подготовиться к итоговому контрольному тестированию.

2

168-169

Итоговое тестирование.

Проверить ЗУН учащихся, полученных за год.

2

170-171

Повторение и обобщение по теме «Словообразование».

Повторить и обобщить все изученное по данному разделу.

2

172-175

Повторение и обобщение по теме «Морфология».

Повторить и обобщить все изученное по данному разделу.

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а  класса  составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.

Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б  класса  составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф

Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...