Рабочая программа по русскому языку в 5 классе
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 58.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку в 5 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования МО РФ, Примерной программы основного общего образования по русскому для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения, авторской программы под редакцией М.М.Разумовской. Изучение курса реализуется через УМК: учебник «Русский язык. 5 класс» М.М.Разумовской. Учебник М.М.Разумовской входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Главной целью обучения русскому языку в общеобразовательном учебном заведении является обеспечение языкового развития учащихся, помощь им в овладении речевой деятельностью: формирование умения и навыков грамотного письма, рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, обучение их свободно говорить и писать на родном языке, пользоваться им в жизни как основным средством общения.
Задачи обучения
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Курс русского языка для основной школы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:
*воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
*совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
*освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
*формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Курс русского языка для основной школы направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Примерная программа для основной школы предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
По учебному плану школы на 2013-2014 учебный год на изучение русского языка в 5 классе отведено 5 часов в неделю, 170 часов в год.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Речь (41ч)
Текст, его основные признаки. Стили речи. Типы речи. Композиционные формы: деловая инструкция, объявление. Основные требования к изложению и сочинению.
Основные умения:
Чтение. Осмысленно и бегло читать учебные тексты, выразительно читать тексты художественного стиля.
Анализ текста. Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста; составлять простой план. Выделять в тексте типы речи. Определять стиль; находить в тексте языковые средства, характерные для данного стиля.
Воспроизведение текста. Подробно пересказывать тексты, содержащие разные типы речи; сохранять их строение и стиль. Сжато пересказывать тексты такого же строения.
Создание текста. Создавать устные и письменные высказывания; развивать мысли в пределах абзаца при помощи зачинов, раскрывать тему и основную мысль высказывания; писать сочинения. Составлять деловые инструкции, объявления.
Совершенствование текста. Находить и исправлять недочеты в содержании высказывания и его строения.
Закрепление и углубление изученного в начальных классах (34ч)
Фонетика, орфоэпия, графика. Предмет изучения фонетики. Звуки речи. Слог. Ударение. Элементарные сведения о транскрипции. Предмет изучения орфоэпии. Предмет изучения графики. Алфавит.. Знакомство с орфоэпическим словарем и его использование.
Письмо. Орфография. Значение письма в жизни общества. Предмет изучения орфографии. Понятие орфограммы. Основные виды изученных орфограмм гласных и согласных корня. Использование орфографического словаря.
Слово и его значение. Лексика. Предмет изучения лексики. Слово и его лексическое значение. Этикетные слова как особая лексическая группа. Знакомство с толковым словарем.
Слово и его строение. Морфемика. Предмет изучения состава слова. Морфема как часть слова. Знакомство со словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов.
Слово как часть речи. Морфология. Предмет изучения морфологии. Система частей речи в русском языке. Знаменательные части речи, их основные признаки. Служебные части речи. Междометия и звукоподражательные слова. Знакомство с грамматико-орфографическим словарем.
Культура речи. Правильное произношение звуков речи, заимствованных слов. Уместное использование этикетных слов и выражений в речи.
Основные умения: Определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом. Правильно произносить звуки и их сочетания в составе слов; названия букв алфавита. Употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы, пользоваться толковым словарем. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов. Различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки частей речи; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать. Понимать значение письма и правописания для жизни людей; замечать орфограммы корня и дифференцировать их; владеть правилами обозначения на письме проверяемых и непроверяемых произношением гласных и согласных; знать виды приставок и верно их писать; безошибочно писать буквенные сочетания.
Синтаксис и пунктуация (25ч)
Предмет изучения синтаксиса и пунктуации. Словосочетание. Предложение. Виды предложений по цели высказывания. Интонация и порядок слов. Логическое ударение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными в именительном падеже. Предложения с однородными членами. Обращение. Сложные предложения с союзной и бессоюзной связью. Понятие о сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Прямая речь. Диалог.
Основные умения: Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; определять предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов. Правильно ставить знаки препинания в конце предложения; соблюдать пунктуацию в предложениях с однородными членами, соединительными союзами А, И, НО, а также при бессоюзной связи; ставить двоеточие после обобщающего слова; разделять запятой части сложного предложения.
Лексика. Словообразование. Орфография. (20ч)
Слово. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слова. Слова-синонимы, антонимы, омонимы. Пути пополнения словарного состава русского языка. Понятие о механизме образования слов в русском языке. Чередование гласных и согласных в морфемах. Словообразовательная модель. Правописание приставок на з-с. Правописание корней с чередованием о-а. Общеупотребительная лексика и слова, имеющие ограниченную сферу употребления. Фразеологизмы.
Основные умения: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных учащимся слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; пользоваться толковым словарем.
Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова; подбирать однокоренные слова с учетом значения слов; понимать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы; пользоваться словарем морфемного строения слов.
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. (45ч)
Имя существительное (17ч)
Имя существительное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен существительных. Правила употребления при письме типичных суффиксов. Правила слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; собственные и нарицательные. Род имен существительных. Падеж. Склонение имен существительных. Правила безударных окончаний имен существительных. Имена существительные в художественном тексте: их образная и экспрессивная роль.
Культура речи: Правильное употребление рода; верное определение родовой принадлежности неизменяемых существительных. Правильное употребление некоторых грамматических форм. Правильное произношение имен существительных.
Имя прилагательное (10ч)
Имя прилагательное как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению. Прилагательные полные и краткие, их роль в предложении. Степени сравнения имен прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных имен прилагательных. Развитие навыков пользования лингвистическими словарями разных типов. Образная, эмоциональная функция имен прилагательных в художественном тексте. Эпитеты.
Культура речи: правильное произношение прилагательных.
Глагол (18ч)
Глагол как часть речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, роль в предложении. Начальная форма. Основные способы образования глаголов. Правописание НЕ с глаголами. Возвратные глаголы. Правописание ТСЯ/ТЬСЯ в глаголах. Виды глаголов. Корни с чередованием И-Е, их правописание. Наклонение глагола. Время глагола. Лицо и число. Спряжение. Правописание безударных личных окончаний глагола. Разноспрягаемые глаголы. Наклонения глаголов. Безличные глаголы. Употребление в художественном тексте одного времени вместо другого, одного наклонения вместо другого с целью повышения образности и эмоциональности. Употребление глаголов в переносном значении.
Культура речи: правильное использование видо-временных форм; их верное произношение.
Основные умения по морфологии: различать части речи; знать и верно указывать специфические морфологические признаки имен существительных, прилагательных и глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения.
Повторение изученного за год.(5ч)
№ п/п | Тема урока | Языковая, речевая, правописная компетенции | Ожидаемый результат | Кол-во часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||||
О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ (6ч) | ||||||
1-2 | Зачем человеку нужен язык. | Показать учащимся, что язык – универсальное средство общения, и что свободное владение родным языком – признак культуры человека.; способствовать углублению и систематизации лингвистических знаний и совершенствованию речевых умений. Сформировать умение читать и анализировать лингвистический текст; способствовать развитию индивидуальных лингвистических интересов и склонностей. | Уметь сопоставлять значение, структуру и правописание слов. | 2 | ||
3 | Что мы знаем о русском языке. | Объяснить учащимся, что русский язык – один из развитых языков мира, богатый и выразительный. Познакомить учащихся с М.В.Ломоносовым как создателем русской лингвистики. | 1 | |||
4 | Что такое речь. | Показать отличие понятий русский язык и русская речь, рассмотреть основные условия, необходимые для речевого общения. | 1 | |||
5 | Речь монологическая и диалогическая. Речь устная и письменная. | Показать отличие речи монологической от диалогической и особенность оформления речи диалогической. Рассмотреть особенности речи устной и ее отличие от речи письменной. | Уметь отличать монолог от диалога, письменную речь от устной. | 1 | ||
6 | Входящий тест | 1 | ||||
ПОВТОРЕНИЕ. ФОНЕТИКА. ГРАФИКА. (4ч) | ||||||
7-8 | Звуки и буквы. Алфавит. | Добиться того, чтобы учащиеся вспомнили алфавит, правильно произносили названия букв, различали буквы и звуки, пользовались упрощенной транскрипцией. | Уметь отличать буквы от звуков, уметь пользоваться упрощенной транскрипцией. | 2 | ||
9 | Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я. | Объяснить учащимся, что буквы Е,Ё,Ю,Я имеют особенность: могут обозначать то два звука, то один с предшествующей мягкостью согласного звука. | 1 | |||
10 | Фонетический разбор слова. | Углубить и систематизировать представление о фонетическом разборе слов. | Уметь делать фонетический разбор. | 1 | ||
ТЕКСТ(6ч) | ||||||
11 | Что такое текст. | Повторить и углубить сведения о тексте и его признаках. | Знать основные признаки текста. | 1 | ||
12 | Тема текста. | Дать понятие темы текста, широкой и узкой темы. Сформировать умение определять тему текста, широкую и узкую темы. | Уметь определять тему текста. | 1 | ||
13-14 | Основная мысль текста. | Дать понятие основной мысли текста (идеи). Сформировать умение определять основную мысль текста и отражать ее в заголовке. | Уметь определять основную мысль текста. | 2 | ||
15 | Р/р. Сочинение-описание. | Научить учащихся писать сочинение-описание. Сформировать умение составлять простой план сочинения. | 1 | |||
16 | Р/р. Написание сочинения-описания. | Повторить и обобщить изученное по разделу. | 1 | |||
ПИСЬМО. ОРФОГРАФИЯ. (11ч) | ||||||
17 | Зачем людям письмо. | Раскрыть назначение письма в жизни человеческого общества. Познакомить с вкладом Я.К.Грота в развитие русской орфографии. | 1 | |||
18 | Орфография. Нужны ли правила? | Ввести понятие орфограммы. Сформировать способ обнаружения орфограмм в процессе письма. | Уметь обнаруживать орфограммы. | 1 | ||
19 | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами гласных. | Научить различать согласные в корнях слов: проверяемые произношением и непроверяемые, а также непроизносимые и удвоенные согласные. | Уметь безошибочно писать согласные в корнях слов. | 1 | ||
20 | Орфограммы в корнях слов. Правила обозначения буквами согласных звуков. | 1 | ||||
21 | Сочетания букв ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ; НЧ, ЧК, ЧН, НЩ, РЩ. | Закрепить навыки правописания букв, воспроизводящихся на письме всегда в одном и том же виде. | Уметь правильно писать гласные после шипящих. | 1 | ||
22 | Ь после шипящих в конце имен существительных и глаголов. | Закрепить навык правописания Ь после шипящих на конце слов. Формировать у учащихся навык орфографического анализа. | Уметь писать Ь после шипящих на конце слов. | 1 | ||
23-24 | Разделительные Ь и Ъ. | Закрепить правило употребления Ь и Ъ. Развивать речевой слух учащихся. | Уметь видеть орфограмму Ь и Ъ в слове. | 2 | ||
25 | НЕ с глаголами. | Закрепить правило написания НЕ с глаголами. Сформировать навык правописания слов с непроверяемыми орфограммами. | Уметь писать НЕ с глаголами. | 1 | ||
26 | Написание -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах. | Научить способу определения написания –ТСЯ, -ТЬСЯ в конце глаголов, закрепить это правило. | Уметь правильно писать –ТСЯ, -ТЬСЯ в конце глаголов. | 1 | ||
27 | Диктант по теме «Письмо. Орфография». | Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся по теме. Отработать навыки самостоятельной работы над ошибками. | 1 | |||
СТРОЕНИЕ СЛОВА (4ч) | ||||||
28-29 | Почему корень, приставка, суффикс и окончание – значимые части слова. | Сформировать представление о слове как системе разных языковых значений, передающихся с помощью морфем. Формировать навык разбора слова по составу. | Знать, что такое морфема. | 2 | ||
30-31 | Как образуются формы слова. | Дать понятие окончания как изменяемой морфемы. Дать понятие основы как части слова без окончания. Формировать умение выделять окончание, особенно нулевое, и основу слова. | Уметь выделять основу и окончание слова. | 2 | ||
СЛОВО КАК ЧАСТЬ РЕЧИ (7ч) | ||||||
32 | Слово как часть речи. | Дать предварительное представление обо всех частях речи. Тренировать в их разграничении. | 1 | |||
33 | Самостоятельные части речи. | 1 | ||||
34-35 | Как изменяются имена существительные, имена прилагательные, глаголы. | Научить определять морфологические признаки имен существительных, имен прилагательных и глаголов. Научить понимать, как они изменяются. | Знать, что изменяемые части речи в предложении могут иметь разные формы, что склонение и спряжение определяются по начальной форме слова. | 2 | ||
36-37 | Служебные части речи. Предлог. Союз. Частица. | Научить узнавать служебные части речи, отличать их от самостоятельных. Дать понятие о «службе» предлогов, союзов, частиц. | Уметь отличать служебные части речи от самостоятельных. | 2 | ||
38 | Контрольная работа по теме «Слово как часть речи». | Проверить знания и умения по изученной теме. | 1 | |||
ТЕКСТ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (5ч) | ||||||
39 | От чего зависит порядок расположения предложений в тексте. | Показать, отчего зависит порядок расположения предложений в тексте. Сформировать умение воспринимать звучащий текст, звучащее слово на слух. | 1 | |||
40 | Абзац как часть текста. | Дать понятие абзаца, его строения. Формировать умение находить микротемы и абзац в тексте. | Уметь делить текст на абзацы. | 1 | ||
41 | Р/р. Сочинение «Однажды зимой» или «Самый счастливый день» | Закрепить навыки написания сочинения-описания. Сформировать умение составлять простой план сочинения. | 1 | |||
42 | Р/р. Написание сочинения «Однажды зимой» или «Самый счастливый день» | 1 | ||||
43 | Абзац как часть текста. | Формировать умение находить микротемы и абзац в тексте. | Уметь делить текст на абзацы. | 1 | ||
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. (7ч) | ||||||
44 | Что изучает фонетика. | Дать понятие о фонетике как о разделе языкознания. | Знать, что такое фонетика. | 1 | ||
45-46 | Звуки гласные и согласные. | Познакомить учащихся с особенностями образования гласных и согласных звуков, с основной характеристикой согласных звуков. Отрабатывать умение обозначать звуки в фонетической транскрипции. | 2 | |||
47 | Слог, ударение. | Дать понятие слога, ударных и безударных слогов. | Знать, что такое слог, ударный и безударный. | 1 | ||
48 | Что изучает орфоэпия. Произношение ударных и безударных гласных звуков. | Дать понятие об орфоэпии как о разделе науки о русском языке, правилах произношения гласных звуков. Развивать речевой слух учащихся. Познакомить со словарем Р.И.Аванесова. | 1 | |||
49 | Произношение согласных звуков. | Дать понятие о правилах произношения согласных звуков в русском языке, об элементах транскрипции. | Уметь производить орфоэпический разбор слова. | 1 | ||
50 | Орфоэпический разбор слова. | 1 | ||||
ЛЕКСИКА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. ПРАВОПИСАНИЕ. (20ч) | ||||||
51-52 | Как определить лексическое значение слова. | Дать понятие лексического значения слова, научить способам словотолкования. Формировать умение пользоваться толковым словарем. | Уметь определять лексическое значение слова, пользоваться толковым словарем. | 2 | ||
53 | Сколько лексических значений имеет слово. | Дать понятие лексики. Формировать умение определять лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова. | 1 | |||
54-55 | Когда слово употребляется в переносном значении. | Дать понятие о переносном значении слова. Формировать умение различать прямое и переносное значения слов, понимать фразеологизмы. | Знать, что такое фразеологизм. | 2 | ||
56 | Как пополняется словарный состав русского языка. | Дать понятие о русском словообразовании и заимствованиях. Познакомить со старославянизмами. | 1 | |||
57-58 | Как образуются слова в русском языке. | Дать понятие о способах образования слов в русском языке. Формировать умение разбирать слово по составу. Дать представление о словообразовательной модели. | Знать способы образования слов. | 2 | ||
59 | Какие чередования гласных и согласных происходят в словах. | Дать понятие о чередовании гласных и согласных в словах. Формировать умение видеть чередования гласных и согласных в словах. | 1 | |||
60 | Правописание чередующихся гласных А/О в корнях –ЛАГ-/ -ЛОЖ, --РОС/-РАСТ-(-РАЩ-). | Закрепить правописание чередующихся гласных в корнях –ЛАГ-/ -ЛОЖ, --РОС/- РАСТ-(-РАЩ-). Формировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне. | Уметь писать корни с чередованиями. | 1 | ||
61-62 | Буквы О/Ё после шипящих в корнях слов. | Изучить правописание О/Ё после шипящих и Ц в корнях слов. Сформировать умение выбрать и объяснить данную орфограмму. | Правильно определять написание О/Ё после шипящих и Ц в корне слова. | 2 | ||
63 | Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. | Дать понятие омонимов и их видов. Сформировать умение различать их по значению, строению, написанию. Научить сопоставительному анализу внешне похожих слов. | Уметь отличать друг от друга слова-омонимы. | 1 | ||
64 | Что такое профессиональные и диалектные слова. | Дать понятие о профессиональных и диалектных словах. Сформировать умение объяснять их значение. Познакомить со словарем В.И.Даля. | Уметь находить в тексте профессиональные и диалектные слова. | 1 | ||
65 | О чем рассказывают устаревшие слова. | Дать понятие об устаревших словах, объяснить причины их появления в языке. | 1 | |||
66 | Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова. | Дать понятие «речевой этикет». Показать, как правильно и уместно употреблять этикетные слова прощания, просьбы, благодарности. | 1 | |||
67-68 | Правописание приставок. | Повторить сведения о правописании неизменяемых приставок. Изучить правописание приставок на З-С. | Уметь правильно употреблять данную орфограмму на письме. | 2 | ||
69 | Буквы И-Ы после Ц. | Закрепить правописание орфограммы И-Ы после Ц. Формировать умение и желание пользоваться орфографическим словарем. | Уметь без ошибок списывать текст. | 1 | ||
70 | Контрольный диктант по теме «Лексика. Словообразование. Правописание». | Проверить умение учащихся без ошибок списывать тексты, обнаруживать орфограммы в корнях слов. | 1 | |||
СТИЛИ РЕЧИ (5ч) | ||||||
71 | Что изучает стилистика. | Дать понятие о науке стилистике. Закрепить понятие речевой ситуации. | 1 | |||
72 | Разговорная и книжная речь. | Дать понятие о разговорной и книжной речи, сферах их использования. | Знать, что такое разговорная и книжная речь. | 1 | ||
73-74 | Художественная и научно-деловая речь. | Дать понятие о художественной и научно-деловой речи. Научиться распознавать эти виды речи. | 2 | |||
75 | Р.р. Написание изложения «Барсучонок». | Научить писать изложение, близкое к тексту, после подготовительного анализа, с опорой на план изложения. Научить сохранить в изложении характерные для художественного стиля языковые средства. | 1 | |||
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (ВВОДНЫЙ КУРС) (27ч) | ||||||
76 | Что изучает синтаксис и пунктуация. | Дать понятие синтаксиса и пунктуации как разделов науки о языке. Объяснить их неразрывную связь. Познакомить с деятельностью ученого-лингвиста А.М.Пешковского. | Знать определение новых разделов языка. | 1 | ||
77, 78 | Словосочетание. | Дать понятие словосочетания. Научить устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании. Формировать умение выделять словосочетание из предложения. | Знать, что такое словосочетание и уметь выделять его из предложения. | 2 | ||
79 | Предложение. Интонация предложения. | Дать понятие предложения, интонации предложения, логического ударения, паузы. | 1 | . | ||
80 | Виды предложений по цели высказывания. | Дать понятие видов предложения по цели высказывания, научить их различать. | Уметь различать предложения по цели высказывания | 1 | ||
81 | Восклицательные предложения. | Дать понятие восклицательного предложения. Формировать умение определять невосклицательные и восклицательные предложения. | Уметь отличать восклицательные предложения от невосклицательных. | 1 | ||
82 | Главные члены предложения. | Закрепить понятие главных членов предложения. Учить находить основу предложения. | Уметь находить основу предложения. | 1 | ||
83-84 | Тире между подлежащим и сказуемым. | Изучить случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым. | 2 | |||
85 | Предложения распространенные и нераспространенные. | Дать понятие о распространенности и нераспространённости предложения, раскрыть значение и роль второстепенных членов. Научить распространять предложения. | Уметь определять в тексте распространенные и нераспространенные предложения. | 1 | ||
86 | Второстепенные члены предложения. | Научить выделять в предложении второстепенные члены. Понимать их значение и роль в предложении. | Уметь выделять второстепенные члены предложения | 1 | ||
87 | Дополнение. | Дать понятие дополнения. Научить находить дополнения в предложении. Подготовиться к контрольному диктанту. | 1 | |||
88 | Определение. | Дать понятие определения. Формировать умение находить определение в предложении. | Уметь выделять в предложении главные члены и второстепенные. | 1 | ||
89 | Обстоятельство. | Формировать умение находить обстоятельства в предложении. Закрепить навык синтаксического разбора предложения. | 1 | |||
90-91 | Однородные члены предложения. | Дать понятие однородных членов предложения. Проверить умение находить и выделять второстепенные члены предложения. | Уметь выделять в предложении главные и второстепенные члены. | 2 | ||
92 | Обобщающее слово перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. | Дать понятие обобщающего слова перед однородными членами. Сформировать умение находить обобщающее слово Выучить правило постановки двоеточия после обобщающего слова.. | Уметь ставить знаки препинания при обобщающем слове. | 1 | ||
93, 94, 95 | Обращение. | Дать понятие обращения. Формировать умение находить его, правильно ставить знаки препинания при обращении. | Знать, что такое обращение, уметь ставить знаки препинания при нем. | 2 | ||
96 | Синтаксический разбор простого предложения. | Изучить порядок синтаксического разбора предложения. Формировать умение выполнять синтаксический разбор простого предложения. | Знать порядок выполнения синтаксического разбора простого предложения. | 1 | ||
97, 98, 99 | Сложное предложение. | Дать понятие сложного предложения. Формировать навык распознавания простого и сложного предложений. | Уметь отличать простое предложение от сложного. | 3 | ||
100 | Прямая речь. | Дать понятие прямой речи. Формировать умение оформлять прямую речь на письме. | Уметь оформлять прямую речь на письме. | 1 | ||
101 | Диалог. | Дать понятие диалога. Формировать умение правильно оформлять диалог на письме. Повторить формы речевого этикета. | 1 | |||
102 | Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация». | Проверить умения учащихся выполнять синтаксический разбор предложения. | 1 | |||
ТИПЫ РЕЧИ (5ч) | ||||||
103 | Что такое тип речи. | Дать понятие типа речи. Формировать умение распознавать типы речи в тексте. | Знать типы речи. | 1 | ||
104 | Описание, повествование, рассуждение. | Дать полное понятие типов речи: описание, повествование, рассуждение. Формировать умение определять типы речи. | 1 | |||
105 | Р.р. Сочинение-повествование. | Учить писать сочинение-повествование. | 1 | |||
106 | Р/р. Написание сочинения-повествования. | 1 | ||||
107 | Оценка действительности. | Дать понятие об особом типе речи – оценке действительности. Научить определять этот тип в тексте | Знать, что такое оценка действительности | .1 | . | |
СТРОЕНИЕ ТЕКСТА (2ч) | ||||||
108 | Строение текста типа рассуждения-доказательства. | Дать понятие о типе рассуждения-доказательства. Научить распознавать составляющие части текста данного типа. | 1 | |||
109 | Р/р. Написание сочинения «Любимый день недели» | Учить писать сочинение типа рассуждения-доказательства. | 1 | |||
МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ. (18ч) | ||||||
110 | Морфология. Правописание. | Дать понятие морфологии как раздела науки о языке. Повторить основные сведения о частях речи. Формировать умение различать самостоятельные и служебные части речи. | Знать, что такое морфология. | 1 | ||
111 | Что обозначает глагол. | Повторить основные сведения о глаголе как части речи. Обогатить речь учащихся с помощью использования разнообразных глаголов говорения. | Знать, что такое глагол, его морфологические признаки и синтаксическую роль. | 1 | ||
112 | Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами (закрепление). | Закрепить изученное правило о слитном и раздельном написании НЕ с глаголами. Поработать над употреблением глаголов с НЕ в живой речи, активно пользуясь таким типом речи, как рассуждение-доказательство. | Знать правило употребления НЕ с глаголами. | 1 | ||
113 | Как образуются глаголы. | Дать понятие о способах образования глаголов: приставочном и суффиксальном. Закрепить навык производить морфемный анализ отдельных глаголов. | Уметь определять способ образования глагола. | 1 | ||
114 | Вид глагола. | Дать понятие о видах глагола, их смысловых и морфемных различиях. Формировать умение правильно использовать глаголы несовершенного и совершенного вида в речи. | Знать виды глагола и их смысловое и морфемное различие. | 1 | ||
115 | Корни с чередованием букв Е-И. | Объяснить правописание корней с чередованием букв Е-И. дать понятие об омонимичных корнях. | Знать наизусть перечень корней с чередованием Е-И. | 1 | ||
116 | Инфинитив. | Формировать умение безошибочно определять инфинитив. Закрепить правописание Ь в конце инфинитива. | Знать, на какие вопросы отвечает инфинитив. | 1 | ||
117 | Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах (закрепление). | Закрепить правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах. Научить правильно ставить вопрос от слова, к которому относится неопределенная форма глагола. | Знать правило написания –ТСЯ и –ТЬСЯ. | 1 | ||
118 | Наклонение глагола. | Дать понятие об изъявительном, сослагательном и повелительном наклонениях глагола. Закрепить правописание глаголов в различных наклонениях. | Уметь определять наклонение глагола. | 1 | ||
119 | Как образуется сослагательное наклонение глагола. | Дать понятие об образовании сослагательного наклонения глагола. Закрепить правописание частицы БЫ. | Знать способ образования сослагательного наклонения. | 1 | ||
120-121 | Как образуется повелительное наклонение глагола. | Дать понятие об образовании повелительного наклонения глагола. Повторить формулы речевого этикета. | Уметь образовывать повелительное наклонение. | 2 | ||
122 | Времена глагола. | Объяснить учащимся, что глаголы изменяются по временам только в форме изъявительного наклонения. Дать понятие об образовании форм времени. Подготовиться к контрольному диктанту. | 1 | |||
123 | Спряжение глагола. Лицо и число. | Формировать умение определять спряжение глаголов. Научить изменять по лицам и числам разноспрягаемые глаголы. | Уметь спрягать глаголы. | 1 | ||
124-125 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Закрепить правописание личных окончаний глаголов. Объяснить учащимся, что по неопределенной форме определяется спряжение у глаголов только с безударными окончаниями. | Уметь правильно писать личные окончания глаголов. | 2 | ||
126 | Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. | Дать понятие безличных глаголов. Формировать умение находить безличные и личные глаголы в безличном значении. | Уметь находить безличные глаголы в тексте. | 1 | ||
127 | Контрольный диктант по теме «Глагол». | Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся, умение выполнять синтаксический разбор простого предложения. | 1 | |||
СТРОЕНИЕ ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (4ч) | ||||||
128 | Как связываются предложения в тексте. | Продолжить изучение связи предложений в тексте. | Знать, что такое «данное» и «новое» и уметь их находить в предложении. | 1 | ||
129-130 | Строение текста типа повествования. | Познакомить учащихся со строением типа повествования. Формировать умение создавать собственный текст этого типа. Учить редактировать текст-повествование. | 2 | |||
131 | Р/р. Написание сочинения на заданную тему. | Учить писать сочинение на заданную тему. Формировать умение определять, какие темы сочинений требуют описания, какие- рассуждения, а какие можно раскрыть как повествование. | 1 | |||
МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (17ч) | ||||||
132 | Что обозначает имя существительное. | Объяснить грамматическое значение предметности имени существительного. Выяснить, чем отличается имя существительное от других частей речи. | Знать морфологические и грамматические признаки имени существительного, его синтаксическую роль в предложении. | 1 | ||
133 | Словообразование имён существительных. | Выяснить, какими способами образуются имена существительные. Сформировать умение образовывать имена существительные. | 1 | |||
134 | Употребление суффиксов существительных –ЧИК-, -ЩИК-. | Закрепить правописание суффиксов существительных. Объяснить порядок следования определения написания суффиксов. | Знать порядок определения написания суффиксов. Уметь правильно пользоваться данной орфограммой. | 1 | ||
135 | Употребление суффиксов существительных –ЕК-, -ИК- (-ЧИК-). | Закрепить правописание суффиксов существительных. Объяснить порядок следования определения написания суффиксов. | 1 | |||
136 | Слитное и раздельное написание НЕ с именами существительными. | Изучить и закрепить правописание НЕ с именами существительными. Повторить правописание НЕ с глаголами. | Уметь писать НЕ с глаголами и именами существительными. | 1 | ||
137 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | Дать понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Формировать умение различать их. Подготовиться к контрольному диктанту. | 1 | |||
138 | Собственные и нарицательные имена существительные. | Дать понятие о собственных и нарицательных именах существительных. Сформировать умение различать эти существительные. | Уметь определять в тексте собственные и нарицательные имена существительные. | 1 | ||
139 | Род имен существительных. | Объяснить понятие грамматического рода и происхождение среднего рода. Сформировать умение определять род имен существительных. | Уметь определять род имен существительных. | 1 | ||
140 | Существительные общего рода. | Дать понятие о существительных общего рода. Формировать умение правильно определять род имен существительных. | 1 | |||
141 | Род несклоняемых имен существительных. | Формировать умение определять род несклоняемых имен существительных по контекстному окружению и с помощью словаря, а также по правилу. | Уметь определять род несклоняемых имен существительных. | 1 | ||
142 | Число имен существительных. | Повторить и закрепить изученное о формах числа существительных. Дать понятие об именах существительных, употребляемых только во множественном, или только в единственном числе. | Уметь определять число имен существительных. | 1 | ||
143-144 | Падеж и склонение имен существительных. | Повторить падеж и склонение имен существительных. Изучить разносклоняемые существительные. Изучить схему морфологического разбора имени существительного. | Уметь производить морфологический разбор имени существительного. | 2 | ||
145-146 | Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | Закрепить правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | Знать и уметь применять на письме правило правописания безударных личных окончаний имен существительных. | 2 | ||
147 | Употребление имен существительных в речи. | Рассмотреть синтаксическую роль имен существительных. Формировать умение правильно употреблять имена существительные в речи. Подготовиться к диктанту. | 1 | |||
148 | Тест по теме «Имя существительное» | Проверить орфографические и пунктуационные знания и умения учащихся. | 1 | |||
СТРОЕНИЕ ТЕКСТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) (7ч) | ||||||
149-150 | Строение текста типа описания предмета. | Показать учащимся, что в описании всегда говорится о признаках того, что описывается. Обратить внимание учащихся на отличительные особенности описания предмета в научном и художественном стилях. | Уметь создавать собственные тексты типа описания. | 2 | ||
151 | Р.р. Сочинение на заданную тему. | Учить писать сочинение на заданную тему. Формировать умение определять, какие темы сочинений требуют описания, какие- рассуждения, а какие можно раскрыть как повествование. | 1 | |||
152 | Р/р. Написание сочинения на заданную тему. | 1 | ||||
153-154 | Соединение типов речи в тексте. | Дать понятие о соединении типов речи в тексте. Объяснить причины этого. | 2 | |||
155 | Р/р. Написание изложения. | 1 | ||||
МОРФОЛОГИЯ. ПРАВОПИСАНИЕ (продолжение) (10ч) | ||||||
156 | Что обозначает имя прилагательное. | Дать определение имени прилагательного как части речи. | Знать, что обозначает имя прилагательное. | 1 | ||
157 | Прилагательные качественные, относительные и притяжательные. | Объяснить морфологические особенности качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных. | Уметь различать разряды прилагательных. | 1 | ||
158 | Правописание окончаний имен прилагательных. | Закрепить правописание окончаний имен прилагательных. Закрепить дефисное написание прилагательных, обозначающих оттенки цветов. | Уметь проверять безударное окончание прилагательного с помощью вопроса. | 1 | ||
159 | Словообразование имен прилагательных. | Познакомить учащихся с суффиксальным способом образования прилагательных. | Знать способы образования прилагательных. | 1 | ||
160-161 | Прилагательные полные и краткие. | Дать понятие о полных и кратких именах прилагательных. Формировать умение определять форму имени прилагательного в тексте. | Знать, на какие вопросы отвечают полная и краткая форма имени прилагательного. | 2 | ||
162 | Сравнительная и превосходная степень качественных имен прилагательных. | Дать понятие о сравнительной и превосходной степенях сравнения имен прилагательных. Изучить порядок морфологического разбора имени прилагательного. | Знать способ образования степеней сравнения имени прилагательного. | 1 | ||
163 | Как образуется сравнительная степень прилагательного. | Изучить образование сравнительной степени имени прилагательного. Формировать умение правильно употреблять в речи форму сравнительной степени прилагательного. | Знать, как образуется сравнительная степень имени прилагательного, уметь находить ее в тексте. | 1 | ||
164 | Как образуется превосходная степень прилагательного. | Изучить образование превосходной степени имени прилагательного. Формировать умение правильно употреблять данную форму прилагательного в речи. | Знать, как образуется превосходная степень имени прилагательного. | 1 | ||
165 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное». | Проверить орфографические и пунктуационные умения учащихся. | 1 | |||
Повторение и обобщение изученного за год. (10ч) | ||||||
166-167 | Повторение и обобщение по теме «Фонетика. Графика». | Повторить и обобщить все изученное по данному разделу. Подготовиться к итоговому контрольному тестированию. | 2 | |||
168-169 | Итоговое тестирование. | Проверить ЗУН учащихся, полученных за год. | 2 | |||
170-171 | Повторение и обобщение по теме «Словообразование». | Повторить и обобщить все изученное по данному разделу. | 2 | |||
172-175 | Повторение и обобщение по теме «Морфология». | Повторить и обобщить все изученное по данному разделу. | 4 | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 6 класс Т А Ладыженская и др. Русский язык. Учебник 6 класс. – М.: Просвещение, 2003 2 ч в неделю
Программа для индивидуального обучения 2 ч в неделю...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс(на 3 часа) .Программа: Русский язык. 5—9 классы общеобразовательных организаций / Л. О. Савчук ; под ред. Е. Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 154 с.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 9-а класса составлена создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, требований к результата...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс на 105 часов. Программа «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений". Савчук Л.О. / под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 8-в класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, Требований к результатам основного общего образования, пред...

Рабочая программа по русскому языку 7 класс (144 часа). Программа Савчук Л.О. «Русский язык. 5–9 классы общеобразовательных учреждений» под ред. Е.Я. Шмелёвой. — М. : Вентана-Граф, 2013.
Предлагаемая рабочая программа для учащихся 7-б класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, пред...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку.5 класс.Программа создана на основе ФГОС, программы основного общего образования « Русский язык: 5-9 класс» под. ред. А.Д. Шмелева.М.: Вентана-Граф
Программа создана на основе ФГОС ООО, Требований к результатам ООО и Примерной программы по русскому языку для основной школы. Программа имеет экспертное заключение кафедры филологии,журналистики и ме...

ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс , составленная на основе коплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В.Львова
ФГОС. Рабочая программа по русскому языку 6 класс, составленная на основе комплексной программы по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской, С.И.Львовой, В.И.Капинос, В.В. Львова...