Комплексный анализ текста на уроках русского языка
статья по русскому языку на тему

Железнова Наталья Николаевна

В статье рассматриваются особенности работы с текстом  на уроках русского языка. Предлагается план анализа текста, задания по работе с текстом (они могут быть как коллективными, так и индивидуальными). Комплексный анализ текста может быть проведен учащимся в классе и самостоятельно дома. Это может быть полный либо частичный анализ. Подобная работа поможет учащимся подготовиться к будущей сдачи ЕГЭ.   Элементы анализа текста целесообразно начинать с 5 класса и из класса в класс вести подобную работу, что приучит учеников к самостоятельному комплексному анализу текста и научит создавать свои собственные связные тексты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnyy_analiz_teksta.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Статья

           

на тему «Комплексный анализ текста на уроках русского языка»

Подготовила

учитель русского языка

и литературы

Железнова Н.Н.

Квалификационная категория: первая  

  В последние годы в преподавании русского языка используется текстоцентрический подход. Это значит, что любая единица языка должна изучаться в пространстве (в тексте). Соответственно изменились цели преподавания.

  Тесная взаимосвязь русского языка и литературы предполагает полноценное восприятие учащимися художественно-языковой формы произведения. Этому следует учить, начиная с 5 класса. Если учащиеся не готовы к восприятию художественно-языковой, поэтической формы литературного произведения, в 9 – 10 классах проходят занятия, на которых учащиеся по плану рассматривают те или иные особенности текста. Например, это могут быть такие занятия: «Анализ художественно-языковых средств, словесных образов (конкретного произведения)»; «Наблюдение над лексическими средствами языка в связи с идейно-образным содержанием произведения»; «Работа с текстом с целью выявления особенностей стиля писателя»; «Анализ подтекстового смысла»; «Характеристика лирического героя, его чувств, настроений, мыслей»; «Анализ отрывка (эпизода, сцены, части текста) с точки зрения его взаимосвязи с целостным содержанием произведения»; «Композиция литературного произведения» и т.д.

  Особое место в системе работы по русскому языку, в первую очередь по развитию речи и языкового мышления учащихся, занимают межпредметные связи. Она охватывает и лексику текстов по разным предметам (терминологию и общенаучную лексику), и сам текст – его строение применительно к разным учебным предметам.

  Начинать такую работу необходимо с 5 класса: выделение главного в абзаце и в более широком тексте, нахождение ключевых слов, находить, различать основное и его признаки в абзаце и тексте, овладевать приёмами сокращения текста, составлять план, пересказывать по плану, близко к тексту и сокращённо и т.д.

  Учащимся предлагается план анализа текста, по которому они работают с текстом, но, так как каждый текст индивидуален, то анализ его может производиться с разной степенью полноты и может быть дополнен литературоведческими и другими сведениями.

                                               План анализа текста

1.Определить тему текста. Отметить средства, позволяющие это сделать:

А)начало текста;

Б)ключевые слова и др.

2.Определить тип текста (описание, повествование, рассуждение):

А)указать синтаксические особенности текста: количество предложений; преобладающие типы предложений; способ связи предложений в тексте (цепной и параллельный) и др.;

Б)отметить средства связи частей текста (специализированные средства создания смысловой и грамматической цельности): порядок слов (чередование данного и нового и др.); ударение (расставить ударения для чтения); лексический повтор; местоимения; союзы и др.

3.Определить стиль текста:

А)отметить влияние речевой ситуации на стиль текста (где? с кем?);

Б)разговорный или книжный (научный, деловой, публицистический, художественный);

В)отметить стилистические средства: фонетические, лексические, словообразовательные (морфемные), синтаксические.

4.Отметить качества хорошей речи.

5.Прокомментировать орфограммы и пунктограммы.

  Комплексный анализ текста требует много времени, поэтому этот вид работы полностью учащиеся выполняют чаще в качестве домашнего задания. Но предварительно на уроке должны использоваться фрагменты анализа.

  Например, в 10 классе при изучении темы «Фразеологизмы» целесообразно предложить учащимся следующее задание: дать толкование фразеологизмов; пояснить их связь с обычаями, суевериями, историческими фактами, поведением человека и животных, мимикой и т.д; распределить их по семантическим группам.

  Принципиальное значение в работе с фразеологизмами имеет и связь с развитием связной речи. Отсюда важность таких заданий, как группировка фразеологизмов, пословиц, поговорок по тематическому, смысловому, нравственно-этическому признакам, их толкование, описание речевых ситуаций, в которых уместно употребление пословицы, поговорки, построение текста с ними.

  Одним  из основных видов работы по лексике и фразеологии является лексико-фразеологический разбор текста, который включает раскрытие значений выделенных в тексте слов и толкование всех значений и т.д.

  В ходе практических занятий школьники изучают и другие (стилистические, художественно-поэтические, исторические) аспекты лексической системы. Причём главной является характеристика анализируемой единицы языка, её разнообразные смысловые, стилистические оттенки в данном конкретном тексте.

  Возьмем, к примеру, тему «Текст» в 10 классе.

  Одновременно с осмыслением понятия «текст», определением его темы, основной мысли, выявлением средств связи между его частями и нахождением ключевых слов-понятий может быть проведена работа по разделению текста на части, выделению микротем, работа по обучению учащихся сокращению, сжатию текста, составлению простого и сложного планов.

  Для домашней работы по выявлению средств цепной связи можно взять отрывок из учебника литературы – о жизненном и творческом пути того или иного писателя (2 – 3 абзаца).

  Ещё один момент в анализе текста заключается в том, что учащиеся должны пройти путь от восприятия, понимания текста (через его анализ) к созданию собственного высказывания. Сначала учащимся предлагаются тексты для сопоставления: чернового и окончательного вариантов;  тексты на одну тему, но разных стилей; тесты разных авторов на одну тему; разных знаковых систем (например, поэтический текст и живописное изображение) и др.

  Предлагаются упражнения, соотносящиеся с одним из видов заданий ЕГЭ. Собирая маленький текст из «перепутанных» предложений, ученик делает полезные наблюдения: как может начинаться текст (абзац), с помощью каких языковых средств осуществляется «движение мысли»… Упражнения целесообразно выполнять на уроке под контролем учителя.

  Например: 1)Запишите предложения в такой последовательности, чтобы восстановить текст. Подчеркните грамматические основы предложений. 2)Какое утверждение не соответствует содержанию текста (даются варианты ответов). 3)Объясните значение слова… 4)Какое слово является лишним в ряду синонимов. 5)В каком слове букв больше, чем звуков. 6)В каком слове нулевое окончание. 7)В каком предложении есть однородные сказуемые и т.д.

  Мною были подготовлены и использованы на уроках тестовые задания для комплексного анализа текста, карточки для анализа текста как полного, так и частичного (использовались и на уроках, и для выполнения индивидуально в качестве домашнего задания). Задания охватывают различные аспекты изучения русского языка: наблюдение над изобразительными средствами русского языка, работа с различными словарями, создание собственного текста на основе прочитанного, решение орфографических и пунктуационных задач, работа с правилами и т.д. Задания к тексту направлены на то, чтобы учащиеся глубоко осмыслили содержание текста, увидели, что именно в тексте проявляется живая сущность слова, поняли, что именно общение с текстом показывает нам, как в языке всё взаимодействует, всё взаимосвязано. Текст – это речевое произведение, это «язык в действии», так что в процессе комплексной работы с разными текстами учащиеся развивают свою речь, углубляют знания о русском языке, о литературе, о культуре. Выполняя данные задания, учащиеся постепенно готовятся к сдаче ЕГЭ.

  Задания для комплексного анализа текста помогают учащимся снять языковые трудности восприятия текста и понять его содержание. Задания творческого характера направлены на подготовку связных высказываний, построенных на материале текстов различных стилей и жанров.

  Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля речи, составление плана и т.п.  Затем предлагаются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки. Начальный этап работы с текстом проводится коллективно в классе. Затем работа может быть самостоятельной, классной, домашней, полной или частичной.

  Связь языка с литературой реализуется по нескольким направлениям, главными из которых являются чтение и работа с текстом, наблюдение над художественно-языковыми средствами, различные виды переложения текста в устной и письменной форме, самовыражение и литературное творчество учащихся, публичная речь.