Урок русского языка в 5 классе. Повторение по теме: «Лексика».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка в 5 классе. Повторение по теме: «Лексика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon leksika._urok.zip388.51 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок.

Повторение по теме: «Лексика».

Тип: повторительно-обобщающий урок.

Цели: 1. Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся о лексических группах слов; закрепить умения и навыки, полученные при изучении лексики;

 продолжить формировать умение определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работы со словарями.

2. Развивать логическое мышление, расширять кругозор, обогащать словарный запас, повышать речевую активность учащихся.

3. Воспитывать уважительное отношение к богатству и разнообразию словарного запаса русского языка; воспитывать потребность пользоваться толковым словарём.

Ход урока.

  1. Целеполагание. 

-Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Обратить внимание на карту)

В стране далёкой Лексике ищите те пути,

которые вас к знаниям помогут привести.

1 слайд. Тема урока.

–Откройте тетради и запишите тему , сформулируйте цель урока. (Повторить, что мы знаем о синонимах, антонимах, омонимах, закрепить умение определять значение слова).

II. Актуализация полученных знаний.

-Определите лексическое значение слова «лексика». (Это словарный состав языка. Лексика в переводе с греческого языка обозначает «слово, выражение»)

«Русский язык неисчерпаемо богат и всё обогащается с быстротой поражающей»,- писал А.М.Горький.

-Проверим, какое это слово? Одно или несколько значений оно имеет? Кто записал словарную статью к этому слову? В каком значении слово «богатый» употреблено в выражении? (Имеющий что-либо в большом количестве, с избытком).

-Чем богат русский язык? (Конечно, словами)

Ученик читает стихотворение:

А.Шибаев.

Слова, слова, слова.

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных -  нету!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами.

Они слышны и здесь, и там,

На улице и дома:

Одно – давно привычно нам,

Другое – незнакомо…

Язык и вечно стар, и вечно нов!

И это так прекрасно –

В огромном море – море слов –

Купаться ежечасно!

-На что указывает название текста: на тему или основную мысль?

-Какова основная мысль текста? («Язык и стар, и вечно нов!»)

-Как вы понимаете эти слова? (В русском языке сохранены и давно возникшие и привычные всем слова, и он обогащается новыми словами. Словарный состав языка постоянно изменяется.) Где «собраны» все слова?

-К каким словарям мы обращаемся, чтобы узнать значение незнакомых слов?

-Какие словари тебе известны? (Выставка словарей)

III. Закрепление.

2 слайд. «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке». (Анатоль Франс-фр.писатель)

-Как вы понимаете смысл высказывания? (Словари содержат огромное количество слов, которые расположены в определённом порядке. Чтобы ориентироваться в этом море слов, нужно знать алфавит).

-Запишите высказывание как предложение с прямой речью.

3 слайд.  Разминка.

- Запишите определения. По лексическому значению определите слово.

1. Слова, близкие по лексическому значению, но разные по звучанию. (Синонимы)

2. Словарный состав языка. (Лексика)

3. Слова. Одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению. (Омонимы)

4. Основная единица языка. (Слово)

5. Слова, противоположные по лексическому значению. (Антонимы)

Во время проверки приводят примеры синонимов, омонимов, антонимов.
Проверка домашнего задания.

ЗАДАНИЕ.

1) Разделите страницу на три колонки. Запишите пословицы в три колонки: в 1 колонку – с синонимами, во 2-ую – с антонимами, а если в пословице нет ни синонимов, ни антонимов, то записывайте ее в 3-ью колонку. Антонимы и синонимы подчеркивайте.

В глаза хвалит, а за глаза бранит.

Жди горя от моря, а беды от воды.

Где умному горе, там глупому веселье.

Добрый плачет от радости, а злой – от зависти.        

Знать не знаю, ведать не ведаю.

Солнце на ели, а мы еще не ели.

Лодырь и бездельник – им праздник и в понедельник.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

-Какая пословица оказалась в 3 колонке? На каком лексическом явлении она построена? (Солнце на ели, а мы ещё не ели. Это омоформы)

4 слайд. Работаем со словарём.

Мороз, м. 1. Холод, стужа.

                  2. Место, где сильный мороз, стужа (разг.)

                  3. разг.Температура воздуха ниже нуля.

-Дайте характеристику этого слова. (Сколько значений имеет слово? Значит, это слово многозначное.)

-В чём, по-вашему, недостаток словарной статьи? Исправьте его.(Нет примеров). Запишите их.

Следующая анимация. Вот вам помощь.

Выгнать на мороз. На улице мороз. Сегодня сильный мороз.

-Какой пример подходит к 1 значению? Ко 2? К 3? Определите, какое это слово? (Многозначное)

5 слайд. Значение слова.

-Какое значение может иметь слово? (Прямое и переносное)

-В каком значении употреблены данные слова в словосочетаниях? (В прямом)

-Выполните задание по вариантам. Используйте данные слова в переносном значении, заменив главное слово.

1в. Железный гвоздь (характер, воля, логика), колючий ёж (мороз, взгляд, язык);

2в. Бархатное платье (ручки, голос), чёрная шаль (душа, зависть).

-Запишите с одним из словосочетаний простое предложение с однородными членами.

-Какие примеры слов в переносном значении можете назвать из домашнего задания?

(Тяжесть утраты, гибкость ума, каменное сердце, зрелый человек, строить планы, золотые руки, хранить молчание)

6 слайд. Похвальное слово синонимам.

-Выберите из данных слов те, которые являются синонимами к слову победить.

Одолеть, разбить, разгромить, раздавить,побороть,пересилить,сразить, сломить, перебороть, поразить,выиграть, сломать, разломить, согнуть, смять, потопить.

-Найдите среди синонимов многозначное слово и запишите с ним два простых предложения.

(Одолеть- 1)Воинам удалось одолеть врага. 2) Ученик  с большим трудом одолел книгу.

Разбить- 1) Русские воины разбили войско неприятеля. 2) На берегу реки мы разбили палатку.

Побороть-( врага, чувство страха). Сломить-1) Буря сломила дерево.2) Сломить сопротивление врага. Перебороть-1) Перебороть всех противников. 2)Мальчику трудно было перебороть свой страх. Выиграть-1)Советский народ выиграл в войне с Гитлером. 2) Выиграть много денег.

7 слайд. Давайте пошутим.

-Почему лисички не могут махать хвостом? (грибы)

-Какой лук не поместится в кастрюле? (тот, из которого стреляют)

-Всегда ли кусается рысь? (Нет. Конь идёт рысью.)

-Придумайте свой вопрос-шутку, запишите его вместе с ответом.

-С какими словами мы с вами работали?

Часто бывает, что слово одно, но очень по-разному служит оно. Что это? (Омонимы)

8 слайд. Лексическая загадка. Стих.Н.Найдёновой.

-Кто догадался, о чём речь? (Ветер)

-Какие слова помогают автору показать непостоянство ветра?

Использование метафоры придаёт описанию выразительность, живость и яркость

-Выпишите их парами, определите, как они называются? (Антонимы: добрый-злой, умчится-примчится, холод-зной)

-Запишите лексическое значение одного из слов, используя его пару. Холод-мороз, зной-жара, добрый-добродушный, добросердечный, отзывчивый; злой- злобный, недобрый, желчный)

9 слайд. Подведём итоги.

-Что изучили в разделе «Лексика»? (Слова)

-Каждое слово имеет лексическое значение. Какие значения научились различать? (Прямое и переносное)

-Какими бывают по значению слова? (Однозначные и многозначные)

-Какие группы слов изучили?

На карте Лексики остались неисследованные территории. С ними вы познакомитесь уже в 6 классе.

IV.Домашнее задание.

Задание на выбор:

  1. Нарисовать страну Лексику.
  2. Написать рассказ или сказку, используя синонимы и антонимы .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 7 класс.повторение изученного о деепричастии

урок-обобщение изученного по теме "Деепричастие"...

Русский язык. 6 класс. Тест по теме "Лексика. Фразеология".

Тест по теме "Лексика и фразеология"....

Урок русского языка_5 класс_Повторение

Повторение орфограмм (основное внимание - безударные гласные проверяемые и непроверяемые), повторение темы "Словосочетание"....

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. "Повторение: разделы науки о языке".

Предложен разработанный учителем ход самоподготовки семиклассников , рекомендован  дидактический материал, даны ссылки на ресурсы интернета....

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Повторение: морфология

Предложен порядок самостоятельной работы по теме "Повторение: морфология" в условиях дистанционного обучения....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация пройденного по теме "Глагол".

Предложен учебный материал для систематизации и повторения полученных знаний....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Повторение и систематизация изученного в 5 классе.

Предложен материал к самостоятельному осмыслению пройденного пятиклассниками в условиях дистанционного обучения....