Конспект урока по теме"Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных", 6 класс.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Гречишкина Вероника Владимировна

Конспект урока составлен с учётом регионального компонента, работа велась по учебнику Ладыженской и др.( под ред. Шанского)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных. Закрепление навыков правописания.

Цели урока: 

  Дидактическая: обобщить и закрепить материал по правописанию Н в прилагательных; отработка умений и навыков по созданию  текста-описания  художественного стиля.

  Развивающая: развитие логического мышления, умения квалифицировать языковые явления, развитие лингвистической зоркости.

  Воспитательная: формирование чувства гордости за малую родину, уважение к её культуре и традициям.

 Ход урока:

1.Организационный момент. (запись числа, классной работы в полученных тетрадях).

  На доске записи учителя: игра, схема слова, схемы предложений, на обороте доски лексика для создания текста об игрушке)

2.Проверка домашнего задания (заранее выписанные на доске разборы прилагательных уже проверены учащимися; № 320 проверяем устно по тетрадям  - 3 человека, каждому по столбику.)

                                                          № 320        

          1.                                      2.                                             3.

ценный                          глиняный                               Соломенный

туманный                    серебряный                            тыквенный

целинный                     нефтяной                              клюквенный

машинный                   деревянный(искл)                 болезненный      

осенний                       стеклянный(искл)                государственный    

весенний                      оловянный(искл)                  отечественный

старинный                                                                искусственный

картинный                                                               хозяйственный.

лунный

полынный

карманный

стенной

чугунный

лимонный

Какой суффикс из нашего правила не встретился? –ОНН-

 Вопросы по теории к выполнявшим разборы и проверяющему.

           Оценки за Д.З.

3.Лингвистическая игра « Четвёртый лишний» (заранее записано на доске).

 В каждом ряду слов найти лишнее слово, выписать его, объяснить, почему оно лишнее:

 Один учащийся у доски подчёркивает молча лишнее.

 1.Умнейший, глубочайший, широчайший, красивее.

 2. Выросли, прикоснулся, скосить, гореть.

 3. Городской, лисий, папин, соловьиный.

 4. Пр..ковать, пр..гласить, пр..градить, пр..болеть.

 5. Небрежный, неглубокий, невзрачный, неряшливый.

 6. Традицио…ый, земля..ой, кожа..ый, пчели…ый.

   

    Выполняется самостоятельно.

   Проверка фронтальная, дополнительные вопросы:

   - В первой строке- орфоэпическая норма у выбранного слова?

  - Во второй строке – исключения к корню РОС-РАСТ?

  - В каком ряду встретились синонимы?

  - Найти слово, соответствующее данной схеме (приставка, корень, 2 суффикса, окончание, постфикс)

   

4. Синтаксический тренинг.

 А.  Подобрать к схемам, записанным на доске, предложения, которые читаются учителем. Дать краткую характеристику предложению.

  1. На весь мир славятся туляки своими ремёслами: оружейным делом, пряниками, самоварами и гармонями.
  2. С древности Русь опиралась на Тулу, и в 1941году она вновь стала щитом

на пути врага к Москве.

  1. «Знаешь ли ты, что Тула на год старше Москвы?» - поинтересовался у меня    

старший брат.

  1. Прогулки по Ясной Поляне и Кремлю запомнились нам надолго.
  2. Старинные самовары – настоящая ценность для истинных коллекционеров.

Что общего есть в прочитанных предложениях?( оТуле)

Новую информацию получили?( о старшинстве Тулы)

Б.Записать на доске и в тетрадях последнее предложение для полного синтаксического разбора.

     Выделить изучаемую орфограмму.

5.Проверка усвоения материала по теме.

Распределительный диктант.

Читаются словосочетания, где  есть существительное, от которого

надо образовать прилагательное с изучаемой орфограммой и записать их в два столбика: Н и НН.

     Выполняется в тетрадях, 1 уч-ся у доски (молча)

Краски на масле, ваза из стекла, центр информации, брюки из шерсти,

нора змеи, герой былин, смазка для машины, сок из клюквы, день с ветром,

куртка из кожи, лицо с румянцем, гнездо соловья, шкаф из дерева; человек,

проявляющий мужество, сок лимона, чашка из глины, вилка из серебра,

автобус для экскурсий.

              Взаимопроверка, исправляются ошибки на доске. Дополнительный      вопрос:

Условия для раздельного написания НЕ с прилагательными? Оценка.

  1. Работа по развитию речи. Анализ текста № 324 и создание текста по аналогии.
  1. Определим стиль текста и тип речи.
  2. Чтение уч-ся.
  3. Стиль художественный, тип – описание.
  4. Что помогает нам представить эту игрушку, какие слова создают её яркий образ?  ЭТИТЕТЫ,СРАВНЕНИЯ – ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ(алого, как стеклянная, разноцветные, соболиные, рдеющие, как угли, синие, длинными).
  5. Демонстрация филимоновских игрушек , вопросы учителя, информация об игрушке:

 - Знаете ли вы этот Тульский игрушечный промысел?

   Это игрушка издавна изготавливается в селе Филимоново Одоевского района

 - Игрушка эта имеет секрет: это оберег.

   Что такое оберег, знаете ЛЗ этого слова?

 - А отгонялись злые силы звуком – это игрушка- свистулька.

Рассмотрим и опишем по выбору любую:

  - Из чего сделана? – Глиняная

  - Что изображает? – Людей и животных.(мужичок с гусем, курочка с цыплятами).

 - Цвета? -  Белый, зелёный, жёлтый, малиноавый.

 - Общее впечатление? – Яркие, веселые,живые.

 - Орнамент?  - Геометрия: полосатые, кружочки.

- Нравится эта игрушка вам?

     

      6.Учащиеся выполняют творческую работу самостоятельно

       

     Открыть оборот доски с лексикой: филимоновская, оберег,   фигурки, глиняный, орнамент, малиновый, задорный, яркий.

   

       1. Текст из 6-7 предложений       

      2.  Опирайтесь в логике на текст упр.№ 324 о матрёшке.

      3. Чтение готовых текстов (2-3 варианта)

7. Подведение итогов

   - Роль прилагательных в речи?

   - Н и НН – условия выбора?

  - Оценки за урок.

  - Домашнее задание: № 329, морфологический разбор прилагательного «деревянными»

  -Отредактировать тексты об игрушке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"

Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.Тема у...

Открытый урок по русскому языку по теме: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных" (6 класс)

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме: "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"  - урок с применением ИКТ технологий....

Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

Конспект классического урока по русскому языку по теме  «Одна и две буквы  Н в суффиксах прилагательных»...

Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс

Урок по теме "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных". 7 класс...

План-конспект урока по теме: "Одна и две буквы н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени"

План-конспект урока по теме: "Одна и две буквы н в полных и кратких страдательных причастиях прошедшего времени". Урок в 7 классе....

Презентация к уроку по теме: Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных.

Презентация к уроку по теме: Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных....

Технологическая карта учебного занятия, реализующего развитие УУД. Тема "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"

Знакомство с правилом   написания одной и двух Н в суффиксах прилагательных;, а также первичное закрепление новых знаний....


 

Комментарии