Правописание Н, НН в суффиксах имен прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Таловская Лилия Владимировна
Урок русского языка в 10-м классе по теме 
"Правописание Н, НН в суффиксах имен прилагательных"
Цели: 
обобщить и систематизировать знания учащихся, связанные с правописанием н-нн в суффиксах имен прилагательных; закрепить умения аргументировать выбор н-нн в суффиксах прилагательных; 
развивать аналитические умения: умение анализировать, обобщать, делать выводы; 
развивать коммуникативные умения, воспитывать бережное отношение к русскому языку. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravopisanie_n-nn_v_suffiksah_imen_prilagatelnyh.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10-м классе по теме

"Правописание Н, НН в суффиксах имен прилагательных"

Цели:

  • обобщить и систематизировать знания учащихся, связанные с правописанием н-нн в суффиксах имен прилагательных; закрепить умения аргументировать выбор н-нн в суффиксах прилагательных;
  • развивать аналитические умения: умение анализировать, обобщать, делать выводы;
  • развивать коммуникативные умения, воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок-практикум

Оборудование: доска, мультимедийная установка, учебники, тетради

Ход урока

  1. Организационный момент.

Когда академику Лихачеву задали вопрос, в чем он видит смысл жизни? Он ответил так: «Жизнь – это драгоценнейший дар, он дается не зря, а для какой-то огромной, великой цели». Мы с вами еще молоды, и чтобы достичь какой-то цели в жизни, нам необходимо учиться.  

Посмотрите на экран, на тему и скажите, а какова цель нашего урока.

Сегодня на уроке вы будете себя оценивать сами. Максимально вы сможете набрать 10 баллов.

Для реализации цели урока, нам необходимо вспомнить теоретический материал по теме, изложенный в п.38, 51 (ч.7) учебника, с которым вы работали дома.

II. Повторение.

Слайд

Россия – наш общий дом. 

- как вы понимаете эти слова?

- С чего начинается родина? (ответы учащихся)

- Понятие «родина» неразрывно связано с  человеком, его отношением к своему родному краю. В русском языке есть два имени прилагательных, которые образованы от существительного ЧЕЛОВЕК –человечный, человеческий. Как вы понимаете эти слова?

В ваших контрольных листах найдите задание №1 . Слайд

Человечный- Гуманный, достойный человека, отзывчивый, внимательный к чужой личности.

Человеческий- Свойственный человеку. Человеческие недостатки.

Проверка после выполнения

Слайд

В каком предложении вместо слова человеческий нужно употребить слово человечный?

1.Она думала, что нашла наконец-то родную человеческую душу.

2. Защита человеческого достоинства - одна из самых характерных черт этого публициста.

3. В своих произведениях он часто изображал человеческие страдания.

4.Экзаменатор нам попался очень человеческий.

- Скажите, как называются в русском языке слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию

- За правильное выполнение работы  вы получаете 1 балл.

III. Опрос по теме урока. 

- Чтобы быть грамотными и не допускать ошибок, необходимо хорошо знать теоретический материал. Давайте послушаем ваших друзей.

(заранее подготовленный ученик у доски готовит ответ на вопрос «Правописание Н – НН в суффиксах имен прилагательных, образованных от имен существительных»)

При выполнении задания №2 контрольного листа вам необходимо подчеркнуть слова

1 вариант – в которых пишется –Н- , 2 вариант – НН.

Государственная символика, багряный закат, утиная охота гора величественна, традиционное восприятие, песчаная коса, былинный герой, туманные дали, травяной покров жизненный путь, торжественное обещание, деревянная ложка.

- давайте проверим выполнение вашей работы. Если работу вы выполнили абсолютно правильно, то получаете 2 балла, 1-2 ошибки– 1 балл, 4 ошибки – 0,5 балла

Слайд

1 вариант: песчаная коса, травяной покров, утиная охота, багряный закат.

2 вариант: Государственная символика,  гора величественна, традиционное восприятие, былинный герой, туманные дали, жизненный путь, торжественное обещание, деревянная ложка.

- Объясните свой выбор

Индивидуальное задание( карточка выполняется у доски)

- расскажите  оправописании  Н – НН в суффиксах имен прилагательных, образованных от глаголов.  ( в отглагольных прилагательных пишется Н, если прилагательное образовано от глагола несовершенного вида, НН, если прилагательное образовано от глаголов с суффиксами ОВА, ЕВА. ИСКЛ.: жеваный, кованый. ЗАПОМНИТЬ: раненый, смышленый, нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, нечаянный, желанный, деланный.

Способ действия для раграничения кратких прилагательных, кратких причастий и наречий: в предложениях к прилаг. и  прич. могут выступать в роли сказуемого.. В к. прич. всегда пишется Н, его можно заменить гл. прош. времени. К.прилаг. можно заменить прилаг. в полной форме: пишется столько н, сколько в полной форме. Если в предложении обстоятельство образа действия относится к глаголу, то это наречие, в котором пишется  столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано. Его можно заменить на другое наречие.)

Вставить пропущенные буквы, указать части речи в предложенных словосочетаниях и предложениях:

  1. Смотрел рассея..о
  2. Облака рассея..ы
  3. Девочка рассея..а  
  4. Участники эксперимента были ограниче..ы во времени
  5. Необразованные люди часто бывают невежестве..ы и ограниче..ы
  6. Работа комиссии хорошо организова..а
  7. Команда спортсменов дисциплинирова..а и организова..а

(Ответы)

1.Смотрел рассеянно (наречие).

2.Облака рассеяны (краткое причастие). 

3.Девочка рассеянна (краткое прилагательное). 

4.Участники эксперимента были ограничены во времени (краткое причастие.) 

5.Необразованные люди часто бывают невежественны и ограниченны (краткие прилагательные.) 

6.Работа комиссии хорошо организована (краткое причастие). 

7.Команда спортсменов дисциплинированна и организованна (краткие прилагательные.) 

Учащимися делается вывод о правописании н-нн в суффиксах прилагательных.

VI. Закрепление.

 Ребята! Давайте закрепим наши умения в выборе Н – НН в суффиксах имен прилагательных, решая тестовые задания.

1. Самостоятельная работа учащихся с тестовыми заданиями ( контрольный лист , задание 3)

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.

1. коноплян..ый

4. торжествен..ый

2. курин..ый

5. румян..ый

3. оловян..ый

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.

1. стеклян..ый

4. серебрян..ый

2. деревян..ый

5. ветрен..ый

3. прян..ый

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква НН.

1. безветрен..ый 

4. полотнян..ый

2. багрян.ый

5. овчин..ый

3. времен..ый

Г.В каком слове на месте пропуска пишется Н?

  1. Идеи русской литературы прекрасн…ы и бесцен..ы.
  2. В своих делах она была безукоризнен..а.
  3. В наследство от бабушки семье досталась старин..ая картина.
  4. В центре города находится гостин..ца “Советская Гавань”.

Д. В каком слове на месте пропуска пишется НН?

  1. Клюкве..ый морс  
  2. Багря…ые закаты
  3. Дровя…ой склад
  4. Беше...ый ритм
  5. Ветре...ая девушка

- Проверьте свою работу, сверив ответы со слайдом. За каждый правильный ответ вы получаете по 1 баллу.

VI. Работа учащихся с текстом

- имена прилагательные играют свою роль, и не малую, в нашей речи. Давайте сначала послушаем Катю Клыпа, подготовившую сообщение на эту тему, а потом рассмотрим текст, в котором автор тоже употребил немалое количество прилагательных.

- по каким признакам вы сможете найти в тексте имя прилагательное?

- давайте восстановим слова текста, вставив пропущенные буквы.

( приложение 2)

1.Подготовиться к выразительному чтению текста.

2. Определите тему , основную мысль текста

3. Определите стиль текста. Докажите свое мнение .

4. Определите тип речие. 

Реализация индивидуального домашнего задания: написать сочинение «Мои мысли о городе, в котором я живу».

5.Вставьте пропущенные буквы . 

        

        Самостоятельная работа

  1. Определите способ образования следующих слов: солнечных ,крепостью, лучеобразно

7. Назовите тип связи, который используется в словосочетании  НОВУЮ ОПАСНОСТЬ (предложение 9)

8.Среди предложений 5 – 9  найдите бессоюзное сложное предложение и укажите его номер.

- чтобы проверить самостоятельную работу, вам необходимо поменяться работой со своим товарищем. Ответы выведены экран. За правильный ответ в каждом задании вы получаете по одному баллу.

IX. Итоги урока ( на фоне песни Сергея Трофимова «РОДИНА»)

  • Достиг ли урок цели?
  • Какие знания и умения закрепили на уроке? 

Послесловие: любовь к своей стране - основа возрождения нации, ее величия. Главное богатство страны – ее люди, герои нашего времени. Это нужно понимать, потому что в нас с вами – настоящее и будущее страны, нашей Родины

X. Домашнее задание:.

Приложение 1

Правописание Н-НН в суффиксах разных частей речи. Имена прилагательные, образованные от имен существительных.

-нн-

-н-

-онн-,-енн-,-ённ-,

+ н

-ин-, -ан-

(-ЯН-).

Исключения:

Ветреный день/ ветреный человек

Стеклянный, оловянный, деревянный.

Обратите внимание на слова:

Старинный, подлинный, истинный, безветренный, гостиный, серебряный.

Запомните: румяный, юный, единый, свиной, зеленый, багряный, пряный.

Различайте: масляная краска - масленый блин

Ветреный день - ветряная мельница

Имейте в виду: в кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в

полных.

Даль туманна. Листы зелены.

Приложение 2

(1)Степан-городок – сейчас большое село среди дремучих лесов, лес..ых ручьев и болот. (2)Когда-то оно было крепостью, опорным пунктом, в котором люди оборонялись от врага. (3)Теперь же оно стало  обыкнове..ым полесским селом. (4)Разве только улицы стали поровнее и расходились они лучеобразно от центральной площади, да на самой площади вросло в землю несколько древних  каме..ых домов, торговых помещений; да поближе к центру ветхие дома со стекля..ыми верандами или мезонинами, с замысловатыми чердаками своей архитектурой указывали на далекое прошлое села…

(5)Наша стоянка была продлена на несколько дней. (6)Морозы упали, погода стояла ясная, снег не таял, но был мягкий и пористый. (7)Где-то в утре..их морозах, ярких солнечных днях и светлых лунных ночах угадывалась пришвинская весна света. (8)Кто бы мог подумать, что в эти светлые ночи гитлеровцы осуществят самое жестокое и провокацио..ое дело? (9)Гнусный замысел врага не был понят нами вначале во всей его глубине, и мы все более познавали новую опасность, которая вставала на нашем пути.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

правописание суффиксов имен прилагательных

презентация для обобщающего повторения в 10 классе....

правописание суффиксов имен прилагательных

презентация для обобщающего повторения...

Презентация-тренажер по теме - Правописание н-нн- в суффиксах имен прилагательных

Цели и задачи: Использовать данную презентацию для повторения и закрепления навыков правописания н-нн- в суффиксах имен прилагательных....

конспект урока по русскому языку в 6 классе "Правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных"

Уроки русского языка в 6 классе "Правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных" (конспект  и презентации) (урок изучения новых знаний и урок закрепления)....

Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации.

Правописание н и нн в суффиксах имен прилагательных. Конспект урока по русскому языку в 6 классе с применением технологии уровневой дифференциации....

Презентация к уроку по теме Правописание н-нн в суффиксах имен прилагательных

Презентация к уроку русского языка в 6 классе. Тема " Правописание н-нн в суффиксах имен прилагательных"...