конспект урока по русскому языку в 6 классе "Правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Уроки русского языка в 6 классе "Правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных" (конспект и презентации) (урок изучения новых знаний и урок закрепления).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nnn.pptx | 307.43 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 227.16 КБ |
pravopisanie_n-nn_v_suffiksakh_imen_prilagatelnykh.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Станция «Домашняя» Ранняя весна Весенний день Журавлиный клин Безветренная погода Соловьиная трель Зеленое поле Багряный узор Туманная даль Утренний свет Синее небо 10-9 – 5 баллов 8-7- 4 балла 6- 3 балла
Станция «Творческая»
Станция «Радужная» Н НН Ледя ( н,нн ) ая фигура Были( н,нн ) ый герой Деревя ( н,нн ) ый дом Ржа( н,нн )ой хлеб Румя ( н,нн ) ое лицо Авиацио ( н,нн ) ый перелёт Мужестве( н,нн ) ый человек Звери( н,нн ) ый крик
Проверь себя Нет ошибок – 5 баллов 1-2 ошибки – 4 балла 3-4 ошибки – 3 балла 5-6 ошибки– 2 балла
Станция «Речевая » Составьте словосочетания «прил.+ сущ.»: Величество (природа) Дерево (зодчество) Стекло (фигурка) Ветер (день) Шерсть (шарф)
Станция «Речевая » Составьте словосочетания «прил.+ сущ.»: Величественная природа Деревянное зодчество Стеклянная фигурка Ветреный день Шерстяной шарф
Станция «Синтаксическая» В м арте равни … ые просторы имеют серебря… ый блеск.
Станция «Синтаксическая» В м арте равнинные просторы имеют серебряный блеск.
Станция «Поэтическая» И стоит берёза в со…ой тишине, И горят снежинки в золотом огне. Свет луны, таинств… ый и дли… ый . Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавл … ых Не разлюбит отчие поля . Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысле … ый и тусклый свет.
Станция «Поэтическая» соННый таинствЕННый длиННый журавлИНый бессмыслеННый
Станция «Домашняя. Конечная.» Стр. 132, № 321
Всего доброго!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Весенние воды Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят... Ф. И. Тютчев
ИСКЛЮЧЕНИЯ стеклЯННый оловЯННый деревЯННый ветрЕНый Стекл -ЯН-ЬН- ый Олов -ЯН-ЬН- ый Дерев-ЯН-ЬН- ый Ветрить НО! безветрЕННый
Н входит в корень р умяный синий ржаной зеленый юный свиной
I вариант I I вариант Мышь Комар Журавль Серебро Песок Кожа
I вариант I I вариант МышИНый КомарИНый ЖуравлИНый От имен существительных, обозначающих животных, насекомых, птиц СеребрЯНый ПесчАНый КожАНый Образуются имена прилагательные, обозначающие, из какого материала сделан предмет
Для прилагательных давно Записано в ученых книжках: Когда АН, ИН, ЯН, то Н одно И больше никаких излишков.
I вариант I I вариант Тыква Огонь Традиция Равнина Длина Блин
I вариант I I вариант ТыквЕННый ОгнЕННый ТрадицОННый Вам скажет каждый джентльмен 2 буквы Н порой пиши в словах, Где онн и енн . Только ветреный с одной. Р авни Н Ный Дли Н Ный Бли Н Ный Лимон имеет Н одно, Но если сок у нас лимонный, В основе Н и суффикс Н, И получается два НН.
Песч … ая насыпь Авиаци … ый завод Комар… ый укус Торф… ое болото Карти … ая галерея Мгнов … ая реакция
Песчаная насыпь Комариный укус Торфяное болото Картинная галерея Мгновенн ая реакция Авиационный завод
Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Я приобрёл... Мне захотелось... Меня воодушевило..
Всего доброго!
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 6 классе
Тема: Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных
Цель: познакомить с правилом правописания Н и НН в суффиксах прилагательных
Задачи:
Образовательная - познакомить учащихся с орфограммой «Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных»;
Коррекционно - развивающая – обогащать словарный запас учащихся, развивать умение осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их и употреблять на письме слова с этими суффиксами; развивать умение связно излагать свои мысли;
Воспитательная – воспитывать уважение к русскому народу – истинному творцу родного языка.
Тип урока: Урок изучения новых знаний и способов действий;
Методы и приемы: словесные, наглядно - практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Оборудование: 1.Медиапроектор
2.Экран
3.Компьютер
Ход урока
- Оргмомент
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке русского языка. Улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи. Я верю, что у нас сегодня всё получится!
- Синтаксический разбор предложения
Ребята, какое сейчас время года?
Предлагаю вам произвести синтаксический разбор предложения.
Весенние воды
Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят -
Бегут и будят сонный брег,
Бегут, и блещут, и гласят...
Ф. И. Тютчев
- предложение сложное
- найти прилагательное, разобрать по составу – сонный
- Повторение (прием «Закончи фразу»).
1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает…
и отвечает на вопросы….
2 .Имена прилагательные изменяются по…
3. По значению и форме имена прилагательные делятся на три разряда…
4. В предложении имена прилагательные бывают…
5. Основные способы словообразования имен прилагательных…
- Актуализация знаний.
Заполним таблицу
Качественные | Относительные | Притяжательные |
Длинный | Глиняный | Гусиное |
Современный | Кожаный | |
Авиационный |
Как вы думаете, почему в одних прилагательных пишется одна Н, а в других- НН?
Зависит от предыдущей гласной.
- Сообщение темы и цели урока Заполнение таблицы
Н | НН |
АН | ОНН |
ИН | ЕНН |
ЯН | Стык морфем |
ИСКЛЮЧЕНИЯ | |
Ветреный | Оловянный |
Деревянный | |
Стеклянный |
Чтение учебника – правила с.132
В словах румяный, синий, ржаной, зеленый, юный, свиной и других прилагательных пишется Н, она входит в корень.
Составить словосочетания.
- Работа со словами исключениями
СТЕКЛЯННЫЙ
ДЕРЕВЯННЫЙ
ОЛОВЯННЫЙ
ВЕТРЕНЫЙ
- К каким разрядам относятся эти прилагательные?
- Выступление ученицы
Орфограмма: одна и две буквы н в прилагательных.
В русском языке происходили изменения. Но только в трех словах – стеклянный, оловянный, деревянный – эти закономерности переплелись и дали удивительный результат.
Первоначально, в древний период все отыменные прилагательные образовывались с помощью суффиксов -ан- – -ян-, но при этом получали различное ударение. И уже от этих суффиксальных прилагательных могли возникнуть новые формы с дополнительным суффиксом -ьн- (ь –сверхкраткий звук). По этому правилу слова писались так: дерев-ян-ьн-ый, олов-ян-ьн-ый, стекл-ян-ьн-ный. Но в связи с исчезновением сверхкраткого звука ь ударение перешло на предшествующий слог и здесь закрепилось, возникли новые слова деревянный, оловянный, стеклянный.
Происхождение слова-исключения ветреный прозрачно. В древнерусском языке оно относилось к отглагольным прилагательным, образованным от глагола несовершенного вида ветрить, и писалось с одним н, а как только добавлялась приставка (безветренный), слово писалось с двумя буквами – нн. Сегодня слово ветреный перешло в прилагательные, однако сохранило свое старое написание.
- Придумайте предложения с этими словами (Андрей прописывает слова)
- Первичное закрепление
(Образование прилагательных с помощью суффиксов –ин, -ан, -ян, -онн, -енн)
I вариант | II вариант |
Мышь | Серебро |
Комар | Песок |
Журавль | Кожа |
Вывод | |
От имен существительных, обозначающих животных, насекомых, птиц | Образуются имена прилагательные, обозначающие, из какого материала сделан предмет |
Для прилагательных давно
Записано в ученых книжках:
Когда АН, ИН, ЯН, то Н одно
И больше никаких излишков.
I вариант | II вариант |
Тыква | Равнина |
Огонь | Длина |
Традиция | Блин |
Вам скажет каждый джентльмен 2 буквы Н порой пиши в словах, Где онн и енн. Только ветреный с одной. | Лимон имеет Н одно, Но если сок у нас лимонный, В основе Н и суффикс Н, И получается два НН. |
Каким способом образованы существительные?
- Физминутка
Приседаете, если в слове пишется Н, хлопаем в ладоши – НН
прохлада утренняя
сонный лес
багряный убор
оловянные глазки
серебряные сережки
каменный дом
овсяное поле
ветреная ночь
давайте похлопаем за правильные ответы
- Закрепление
А) Ребята заполните карточку
Соловьи ая | песня |
Стекля ая | ваза |
Глиня ый | горшок |
Мужестве ый | человек |
Ветре ый | день |
Коллекцио ая | марка |
Б) Упражнение Выписать I варианту слова с Н, II варианту - с НН
Н | НН |
песчаная насыпь | картинная галерея |
комариный укус | мгновенная реакция |
торфяное болото | авиационный завод |
9. Рефлексия
Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Для меня стало новым...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило…
10. Домашнее задание
Вставить пропущенные буквы в словах, с данными словосочетаниями составить текст.
Ранняя весна
Весенний день
Журавлиный клин
Безветренная погода
Соловьиная трель
Зеленое поле
Багряный узор
Туманная даль
Утренний свет
Синее небо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе".
Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены новые технологии и указаны планируемые результаты....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".
Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...
Конспект урока по русскому языку для 6 класса "Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК"
Урок овладения новым знанием. Содержит цель, задачи, планируемые результаты. Имеет следующую структуру: организационный этап, актуализация знаний, формулирование темы и цели урока, мотивация учебной д...
План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных
Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...
урок по русскому языку в 6 классе по теме "Разряды имен прилагательных по значению"
Урок по русскому языку в 6 классе разработан к УМК М.Т. Баранова, Т.Т. Ладыженской и т.д.. по теме "Разряды имен прилагательных". урок обзорный, без детального обучения. помогает ввести учен...
Урок по русскому языку в 6 классе по теме «Роль имени прилагательного в русском языке»
На уроке использована технология критического мышления....
Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Разряды имен прилагательных по значению"
laquo;Русский язык», 6 класс. Авторы Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва, «Просвещение&raqu...