урок по русскому языку в 6 классе по теме "Разряды имен прилагательных по значению"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Иваненко Наталья Александровна

Урок по русскому языку в 6 классе разработан к УМК М.Т. Баранова, Т.Т. Ладыженской и т.д.. по теме "Разряды имен прилагательных". урок обзорный, без детального обучения. помогает ввести учеников в тему и познакомить с разрядами имен прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_v_6_klasse.docx20.18 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку в 6 классе к УМК М.Т. Баранова, Т.Т. Ладыженской и т.д..

Тема урока: Разряды имен прилагательных по значению.

Цель: дать понятие о разрядах имен прилагательных по значению, о качественных, относительных и притяжательных прилагательных.

Планируемые результаты: знание разрядов прилагательных по значению и грамматической форме, признаков качественных, относительных и притяжательных прилагательных; умения распознавать указанные разряды прилагательных, объяснять языковые явления; развитие мотивации к самостоятельной деятельности.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2.  Проверка домашнего задания
  3. Самоопределение к деятельности

- образуйте степени сравнения от следующих прилагательных:

 свежий, хороший, высокий, железный, утиный;

- от каких прилагательных не удалось образовать степени сравнения? Почему? (От прилагательных железный и утиный. Они обозначают такие свойства предметов, которые не могут проявляться в большей или меньшей степени.)

- прилагательные имеют важную морфологическую характеристику -  разряды по значению. Как по-вашему, о какой характеристике предмета говорят прилагательные свежий, хороший, высокий?

 (о качестве)

- как могут называться такие прилагательные? (качественные)

- слова железный, шерстяной, зимний, местный могут ли образовывать сравнительную степень?  (нет. Такие прилагательные называют относительными. Они выражают отношение одного предмета к другому, или обозначать материал, из которого предмет сделан);

- как называются прилагательные, которые отвечают на вопрос Чей? Чья? Чьё? Чьи? (притяжательные) ;

- какие задачи мы сегодня поставим перед собой на уроке?

(познакомиться с разрядами прилагательных по значению. С особенностями качественных прилагательных, относительных и притяжательных);

  1. Работа по теме урока:

Работа с учебником

  1. Чтение теоретического материала (с.16), беседа по прочитанному с комментариями учителя.

- на какие разряды делятся прилагательные? (качественные, относительные и притяжательные)

- какие прилагательные называются качественными?

Каковы признаки качественных прилагательных? (имеют краткую форму, образуют степени сравнения; могут сочетаться с наречиями, обозначающими качество (очень, слишком и т.д.), образуют сложные прилагательные путем повтора, могут образовывать прилагательные с приставкой НЕ)

     Кроме того, от качественных прилагательных образуются прилагательные с уменьшительно – ласкательным суффиксом: беленький, мягонький, добренький. К таким прилагательным можно подобрать синонимы (мудрый – умный, большой – огромный и т.д.)

  1. Упр. 340 – выразительное чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение письменных заданий.
  2. Слово учителя:

1. Но есть и другие прилагательные, которые обозначают материал, из которого сделан предмет (шерстяной, стальной), характеризуют предмет по пространственному и временному признакам (местный, зимний, сельский, двухдневный)

- как называются такие прилагательные? (относительные)

Например, спортивная одежда – одежда для занятий спортом, относящаяся к спорту,  домашняя одежда – одежда для дома. (прилагательные здесь обозначают назначение); деревянная ложка, серебряная вилка (обозначают материал, из которого сделан предмет); вчерашняя газета, летнее утро .(обозначают время)

2. Сопоставление качественных и относительных прилагательных

- попробуем примерить к относительным прилагательным признаки качественных. Можно ли образовать краткую форму от прилагательных майская, вчерашняя, подводная и других относительных прилагательных? (нет)

- можно ли образовать от этих прилагательных степень сравнения? Можно ли быть более майским или самым вчерашним? (нет)

- могут ли эти прилагательные сочетаться с наречиями, означающими качество? Можно ли быть очень вчерашней или сильно приморским? (нет)

- могут ли эти прилагательные образовать сложную форму путем повтора? (нет)

-образуют ли они новые прилагательные с приставкой НЕ? (нет)

- сочетается ли с такими прилагательными уменьшительно – ласкательный суффикс? (нет)

Вывод:

Итак, относительные прилагательные не имеют степеней сравнения, не имеют краткой формы, не сочетаются с наречиями, обозначающими качество, не образуют сложных прилагательных, прилагательных с приставкой НЕ- и прилагательных с уменьшительно – ласкательным суффиксом.

  1. Работа по учебнику:

Упр. 343 – коллективное выполнение  с комментированием.

  1. Слово учителя:

- И теперь посмотрим, какие прилагательные называются притяжательными? (Те, которые обозначают принадлежность кому либо и отвечают на вопросы Чей? Чьё? Чья? Чьи?)

- притяжательные прилагательные имеют некоторые морфемные особенности: суффикс сливается с окончанием. Поэтому и выделяется на письме как суффикс в словах волчий, медвежья, заячья

Чаще имеют суффиксы –ов,(-ев), ин,- (ын)

  1. Занимательные факты:

Притяжательные прилагательные послужили основанием для образования многих фамилий: Иванов, Петров, Сидоров. Синицын, Курицын.

В составе многих географических наименований есть притяжательные прилагательные : Киев, Царицын, Александров, Львов и т.д.

Притяжательные прилагательные входят в состав некоторых фразеологических оборотов: прокрустово ложе, крокодиловы слезы, медвежья услуга…

Рефлексия: Итак. Что же мы узнали о разрядах прилагательных по значению? В чем особенности каждого разряда прилагательных?

Как они отличаются друг от друга?

Домашнее задание:

Узнать значение своей фамилии, выписать из учебника литературы 5 – 7 предложений с разными разрядами прилагательных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 5 класс Правописание окончаний имен прилагательных

Урок в 5 классе (учебник Баранов, Ладыженская и др.). В ходе занятия используется краеведческий материал (Курская область). Урок включает элементы системно-деятельностного подхода, приближен к требова...

Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".

Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....

конспект урока по русскому языку 5 класс "Доброе утро, Имя Прилагательное!"

вводный урок по теме "Имя прилагательное" в 5 классе...

Конспект урока по русскому языку «Н-НН в суффиксах имен прилагательных»

Тема: Н-НН в суффиксах имен прилагательных.Класс: 6УМК: Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008....

технологическая карта урока по русскому языку на тему " "Не с именами прилагательными" (6 класс)

урок изучения новой темы с использованием технологии развития критического мышления...

План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».

Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...

Русский язык. 5 класс. Степени сравнения имен прилагательных.

В презентации представлен материал, направленный на повторение и закрепление темы "Степени сравнения имен пригалательных".Материал может использоваться в качестве самостоятельной подготовки....