Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку «Н-НН в суффиксах имен прилагательных»
    план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

    Зорина Наталья Ивановна

    Тема: Н-НН в суффиксах имен прилагательных.

    Класс: 6

    УМК: Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_n-nn_v_suffiksah_imen_prilagatelnyh.doc61 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУ «Управления образования» администрации

    МОГО «Ухта»

    МОУ «Гуманитарно-педагогический лицей»

    Утверждаю: _____________

    Директор МОУ «ГПЛ» Дудкина Е. Ю.

    Конспект урока по русскому языку

    «Н-НН в суффиксах имен прилагательных»

    6 класс

    Составитель:

    Зорина Н. И.

    Ухта, 2014 г.


             Тема: Н-НН в суффиксах имен прилагательных.

             Класс: 6

             УМК: Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008.

              Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

    Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов; достичь усвоения правописания н-нн в суффиксах имен прилагательных.

    Развивающая: развитие навыков мыслительной деятельности, поэтического воображения.

    Воспитывающая: воспитание внимательного отношения к слову.

    Тип урока: открытие нового знания.

    Краткое описание этапов урока

    открытия нового знания в ТДМ

    Конспект урока

    1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

    Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

    С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:

    1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);

    2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

    3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

    В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни).

    Организационный момент. Звучит песня « Чему учат в школе».

                    После прослушивания песни:

    - Найдите в своем словарном запасе такое слово, которое было бы ответом на вопрос: «Чему учат в школе?» обобщив им все содержание песни.

    Дети:

              - знаниям,

              -дружить,

              -понимать,

              -открывать,

              -любить,

              -прощать.

    Учитель: все слова хороши, но выберите одно, которое подходит для изучения нового материала

    Дети: ОТ-КРЫ-ТИЕ

    2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

    На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения.

    Соответственно, данный этап предполагает:

    1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

    2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

    3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;

    4) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

    Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

    Учитель:  подберем прилагательные к слову луг, чтобы в прилагательном  была н ( выходят дети к доске)

    Дети: зеленый,прекрасный,дальний…

    Учитель: к слову человек

    Дети:умный,юный

    Учитель: кольцо

    Дети:серебряное.

          Возникла пауза: сколько н писать в суффиксе?

    3. Выявление места и причины затруднения.

    На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения.

    Для этого они должны:

    1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение;

    2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

    Учитель: почему возникло затруднение?

    Дети: потому что мы не знаем правило. Мы не знаем, когда в прилагательных пишется н-нн.

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:

    • ставят цель,
    • согласовывают тему урока,
    • выбирают способ,
    • строят план достижения цели;
    • определяют средства, ресурсы и сроки.

    Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов.

    Учитель: сформулируйте цель урока

    Дети: открыть для себя правописание слова серебряный ,а значит понять от какого условия зависит выбор н-нн в прилагательном.

    Учитель:попробуйте сформулировать тему урока.

    Дети:речь скорее пойдет о правописании н-нн в прилагательных.

    Учитель: пишем тему урока.

                     Какое слово было главным по песне?

    Дети: открытие

    Учитель: ваше предложение по достижению цели.

    Дети: можно почитать по себя параграф

    Учитель:можно.А что еще можно?

    Дети: наблюдать ,сравнивать, делать вывод,обобщать

    Учитель: сравните слова и сделайте вывод: кожаный,гусиный,комиссионный,клюквенный,травяной,лебединый,организационный,буквенный.

    В какой морфеме находится наша орфограмма?

    От каких частей речи образованы прилагательные?

    С помощью каких суффиксов?

    Дети: ответы

    5. Реализация построенного проекта.

    На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково.

    Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение.

    В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

    Учитель: что открыли для себя, прочитав учебник?

    Дети: нужно знать, как образовано прилагательное ,с помощью какого суффикса.

    Учитель: какие суффиксы даны?

    Дети: ан,ян,ин, онн,енн

    Работа с примерами:

                                       кожа+ан-кожаный

       Все на доске          трава+ян-травяной

                                       лебедь+ин-лебединый

                                       клюква+енн-клюквенный

                                       дистанция+онн-дистанционный

    Учитель: от какого условия зависит выбор н-нн

    Дети: ан-ян-ин-н

              Онн-енн-нн

    С помощью этих суффиксов прил. обр, от сущ.

    Учитель :значит ,почему в слове серебряный н?

    Дети: прил. серебряный образовано от существительного серебро +ян
    Учитель: составляем алгоритм

    1.Определаем, от какого существительного образовано прилагательное

    2.С помощью какого суффикса

    3.Делаем вывод.

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа над примерами с использованием алгоритма. Упражнение из учебника.

    На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.7. Само

    При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявляют и корректируют возможные ошибки, определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.

    В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

    Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

    Онлайн тестирование на сайте Е. Захарьиной http://www.saharina.ru/tests/test.php?name=test79.xml 

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

    Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.

    Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

    Подбираются эпитеты(серебряный голосок, ручеек….).

    Выполняются тренировочные упражнения. ( упр. 49,51)

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

    В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

    - Учитель: что сегодня для себя открыли на уроке ?

    Дети: условие, от которого зависит правописание н-нн в суффиксах прилагательных

    Учитель: что не прозвучало на уроке, хотя в параграфе об этом было сказано?

    Д.З.Напишите сочинение-миниатюру «Весна в городе» по теме урока ( используя прилагательные с н-нн и не забудьте слова- исключения).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в 6 классе: "Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода"

    Методическая разработка урока: "Предложный падеж прилагательных мужского и среднего рода"...

    Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".

    Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....

    Конспект урока по русскому языку в 5 классе "Падеж имен существительных"

    Реализуемая программа: составлена на основании программы «Русский язык 5-9» (2011 г.) под редакцией Т.А. Ладыженской  и др....

    конспект урока по русскому языку 5 класс "Доброе утро, Имя Прилагательное!"

    вводный урок по теме "Имя прилагательное" в 5 классе...

    технологическая карта урока по русскому языку на тему " "Не с именами прилагательными" (6 класс)

    урок изучения новой темы с использованием технологии развития критического мышления...

    урок по русскому языку в 6 классе"Разряды имен прилагательных по значению"

    организовать работу учащихся по построению знаний о разрядах имён прилагательных; формировать умение определять разряд имён прилагательных по нескольким классификационным признакам...

    Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"

    Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"...