Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"
план-конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rus.sushch.d.p.docx542.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ИМЁН
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ФОРМЕ ДАТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА

Цели: учащиеся уточняют знания об особенностях дательного падежа; развивают умение обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных.

Оборудование: таблица вопросов, предлогов и окончаний дательного падежа.

Ход урока

I. Организационный момент.

 Знакомство с новым словом. Запись его в тетрадь.

– Отгадайте загадку.

                Есть в квартире молодец,

                Математик и мудрец.

                Постоянно, круглый год

                Точный счёт он дням ведёт. (Календарь.)

– Что такое календарь? Какие бывают календари?

– Что можно узнать при помощи календаря?

3. Знакомство с этимологией слова «календарь».

– Это слово пришло в русский язык в конце XVII века из Древнего Рима, где календарём называли книги, в которые кредиторы (люди, дающие деньги в долг) записывали проценты, а первые дни месяца назывались «календы». В эти дни должники платили проценты. Позднее в календарях стали указывать числа, дни недели, месяцы, праздники, дни рождения императора; включали заметки об исторических событиях.

Есть в квартире молодец,

Математик и мудрец.

Постоянно, круглый год

Точный счёт он дням ведёт.

(к_л_ндарь)

Какие бывают календари?

    Современные к_л_ндари бывают разные – перекидные и настенные, настольные и   к_л_ндари - домики.

III.Минутка чистописания.

 К  д  р    календарь

Запись предложения в тетрадь.

    Современные к_л_ндари бывают разные – перекидные и настенные, настольные и   к_л_ндари - домики.

 Запись однокоренных слов к слову календарь по схемам:

Календарик, календарный

III. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.

Читаем отрывки тсихов Барто определяем падеж выделенных существительных (Д.п.)

Я однажды ненароком
Задремала за уроком.
Мне уютно и приятно,
Я на лодочке плыву,
И одно мне непонятно,
Что во сне, что наяву.

Вдруг неведомо откуда
Раздается вдалеке:
- Шура Волкова,
к доске!

Мне теперь не до игрушек-
Я учусь
по букварю,
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю

Я тявкать умею,

Умею рычать,

Умею своих

От чужих отличать.

Котята боятся меня

Как огня.

Скажи мне по совести:

Примут меня?

– Сегодня на уроке мы повторяем всё, что нам известно о дательном падеже: его вопросы, предлоги; учимся проверять безударные окончания имён существительных в форме дательного падежа.

IV. Систематизация знаний учащихся о дательном падеже имён существительных.

– Расскажите о дательном падеже по плану:

  1. На какие вопросы отвечает?

Кому? Чему? (куда? Где?)

  1. С какими предлогами употребляется?

К по

  1. Каким членам предложения бывает?

Второстепенный член предложения

– Проверьте себя по таблице:

Дательный падеж

Кому? Чему?

(Куда? Где?)

к, по

Второстепенный член

Работаем с карточкой

Таблица 1

 бежать по тропе

 похлопать по  плечу

прижать к груди

 подойти к реке

 считать по календарю

прислониться к печи

 катиться по земле

 читать по букварю

мчаться по степи

В этих словах окончания ударные. Как же мы будем писать безударные окончания?

– занесем полученные результаты в таблицу:

Окончания существительных в Д.п.

1-е склонение

2-е склонение

3-е склонение

по деревн_

-у, -ю

по  календар_

к берег_

по очеред_

– В каких случаях правописание безударного окончания существительного будет вызывать затруднение? Почему?

– Достаточно ли определить только род существительного, чтобы выяснить, какое окончание  или  написать у существительного дательного падежа? Почему? Что ещё необходимо сделать? (Определить тип склонения.)

– Повторите ещё раз алгоритм проверки безударного окончания существительного. Проверьте себя (с. 96).

Памятка.

Как проверить безударное окончание имени существительного?

Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо:

  1. Определить падеж.
  2. Определить склонение.
  3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
  4. Используем слова-помощники (рука, плечо, грудь)

Работаем с карточкой

к радост_ - __________

по дорог_ - __________

к инженер__ - _____________

подошёл к  (кому?) к женщин_, директор_, командир_, к алле_, к проруб_  

подъехал к (чему? куда?) к вокзал_, к вагон_, к  дорог_, к библиотек_

бежал по (чему? где?) по алле_, по дорог_,

скучал по (чему?) по  лошад_, по осен_, по свобод_, по товарищ_

V. Работа с учебником.

 1.Упражнение в правописании безударных окончаний имён существительных  в  дательном  падеже. Выполняется  с  комментированием у доски (упр. 194, с. 101).

Просыпалось к ноч_  зерно.

Глянули утром – нет ничего.

Кто всю ночь по крыш_  бьёт 
Да постукивает, 
И бормочет, и поёт, убаюкивает?

Две сестры летом зелены, 
К осен_  одна краснеет, 
Другая — чернеет. 

Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски.
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничк_.

Слово по горизонтал_

Мы с подружкой отгадали,

И ответ по вертикал_

Тоже в клеточки вписали.

Последним было слово «лорд»,

Его вписали мы в...

2.Закрепление Работаем с карточкой.(загадки)

Работаем с карточкой (можно группой?)

VI. Домашнее задание: упражнение 195, с. 102.(разобрать)

VII. Итог урока.

– Что повторяли на уроке?

– Какие окончания имеют существительные в дательном падеже 1-го, 2-го, 3-го склонения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме "Правописание имен существительных" в 6 классе национальной школы

Данный урок  разработан в режиме технологии  КСО. Разработка содержит план занятия с приложением (алгоритмы работы, карточки с заданиями и т.д.)....

Конспект олимпийского урока по русскому языку на тему: « Род имен существительных» (5 класс)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Задачи:1)образовательная – учить определять род имен существительных2)развивающая – способствовать развитию речи, мышления3) воспитательная – воспи...

Конспект олимпийского урока по русскому языку на тему: « Род имен существительных» (5 класс)

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Задачи:1)образовательная – учить определять род имен существительных2)развивающая – способствовать развитию речи, мышления3) воспитательная – воспи...

Конспект урока по предмету "Русский язык" по теме "Окончания имен существительных", 5 класс.

Конспект урока на тему:" Окончания имен существительных". 5 класс....

Конспект урока русского языка на тему "Окончания имен существительных 2-го склонения в Д.п."

Представлен конспект комбинированного урока , цель которого: формирование навыка правописания окончаний имен существительных 2-го склонения в Д.п.....