Конспект урока по русскому языку. Тема: Множественное число имен существительных. Именительный падеж имени существительного (1-ый час).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Множественное число имен существительных. Именительный падеж имени существительного (1-ый час).

Цели:

1) Узнать особенности написания и употребления форм множественного числа существительных.

2) Научиться правильно писать и употреблять существительные во множественном числе.

Сетка времени

Орг. момент

1 мин.

Фронтальный опрос

5 мин.

ИНМ

15 мин

Закрепление материала

15 мин

Подведение итогов

4 мин

Ход урока

Орг. момент

У: Здравствуйте. Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.

Фронтальный опрос

У: Мы с вами продолжаем изучать Имя существительное. На какие вопросы отвечает имя существительное и что оно обозначает?

Д: Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? И обозначает предмет.

У: Чем бывает имя существительное в предложении?

Д: Обстоятельством, дополнением, подлежащим.

У: Как изменяется имя существительное?

Д: По числам и падежам.

У: Сколько падежей существует в русском языке?

Д: 6 (называют падежи)

У: Как определить падеж имени существительного?

Д: Сначала надо найти слово, к которому относится имя существительное, потом поставить от этого слова к сущ. вопрос.

У: Что вы можете сказать о категории числа имени сущ.?

Д: Ед. и мн. число. Есть сущ., которые имеют форму только ед.ч., а есть, которые имеют форму только мн.ч. (примеры)

ИНМ

У: Сегодня мы с вами продолжаем изучать категорию числа имени существительного. Запишите, пожалуйста, число и тему нашего урока.

Первое марта.

Множественное число имен существительных.

У: Посмотрите на доску.

На доске:

Жизнь     Слесарь      блюдо

Вода       бант            окно

Нога       автор           изображение

               Адрес

               Якорь

У: Определите род и скл. данных слов, поставьте  их во мн.число. Выделите окончание у сущ. мн. ч.

Д:

 Жизнь – жизни    автор – авторы       блюдо – блюда

вода – воды          бант – банты            окно – окна

нога –ноги           слесарь – слесари     изображение -

                              адрес – адреса        изображения

        якорь – якоря

У: Ребята, скажите, что нового мы должны узнать сегодня на уроке об имени существительном в И.п. ?

Д: Новые сведения о правописании окончаний имен существительных И.п. мн. ч.

У: Посмотрите внимание на окончания, которые вы выделили у имен существительных мн. ч. Что интересного заметили?

Д: У большинства имен существительных И.п. во мн.ч. окончание –ы/-и, но есть и –а/-я)

У: Отчего зависит написание окончаний у имен существительных И.п. мн.ч.? Когда пишется  окончание –ы/-и, а когда  –а/-я?

У: Еще раз посмотрите на доску. Давайте предположим отчего зависит выбор окончания у имен существительных И.п. мн.ч.?

Д: Выбираем окончание по склонению, а во 2 скл. по роду.

У: Сейчас мы с вами составим схему. Запишите название схемы: Именительный падеж множественного числа. Запишем таблицу в тетради.

Запись на доске:

Именительный падеж множественного числа

1 скл. – 3 скл.                        2 скл.

  -ы/-и                          м.р.                   ср.р.

                             -ы/-и     -а/-я            -а/-я

У: Хорошо. Сейчас откройте учебники на странице  207 и посмотрите на таблицу. Давайте сравним таблицу и нашу схему. Выпишите из таблицы примеры в схему.

У: Сейчас мы с вами закрепим новый материал, а для этого выполним упражнение  упр. 549. Прочитайте внимательно задание. Надо записать существительные в именительном падеже множественного числа. Например: Адрес. Ставим это слово во мн.ч. И.п. Адреса. Окончание –а. Директор. Множественное число им.п. – директора, окончание –а. Итак, приступаем к выполнению упражнения, не забывайте выделять окончания.

Проверка.

У: А теперь мы с вами выполним следующее упражнение, чтобы научиться видеть орфограмму и научиться применять правило.  Я раздам вам распечатки. В них письмо. Надо помочь мальчику Пете правильно написать окончания. Вставьте пропущенное окончание, при этом определите род и скл.

Проверка.

Подведение итогов

У: Молодцы Вы справились с этим заданием хорошо. Что вам не понятно в этой теме? Возникли ли какие-нибудь трудности?

Хорошо. На следующем уроке мы с вами продолжим тему множественного числа имен существительных Спасибо за урок. Идите отдыхать на перемену  

 

 

           Приложение.

Здравствуй, Ваня!

Пишет тебе твой друг Петя. К нам в село на строительство новой школы приехал студенческий отряд. Студенты уже приступили к работе, так как мастер… заключили договор… с руководством села. Работа у них кипит. Шофёр…  только успевают подвозить строительный материал. Среди студентов есть и столяр…, и моляр…, и токар…. Это им пригодится ведь они будущие  инженер….

Напиши, чем ты занимаешься.

Твой друг Петр.

         Здравствуй, Ваня!

Пишет тебе твой друг Петя. К нам в село на строительство новой школы приехал студенческий отряд. Студенты уже приступили к работе, так как мастера заключили договоры с руководством села. Работа у них кипит. Шофёры  только успевают подвозить строительный материал. Среди студентов есть и столяры, и моляры, и токари. Это им пригодится ведь они будущие  инженеры.

Напиши, чем ты занимаешься.

Твой друг Петр.



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку (5 класс).

Тема: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа

Цели урока:

  1. Повторить признаки существительного.
  2. Повторить категорию числа имени существительного.
  3. Выяснить какие существительные имеют форму только единственного числа.
  4. Научиться распознавать имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Сетка времени

Орг. момент

1 мин.

Фронтальный опрос

5 мин.

ИНМ

15 мин.

Закрепление

15 мин.

Подведение итогов

4 мин.

Ход урока

Организационный момент

У: Здравствуйте. Проверьте свою готовность к уроку. Садитесь.

Фронтальный опрос

У: Ребята, откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите число.

Двадцатое февраля.

У: Тему урока мы запишем позже.

Сначала ответьте на следующие вопросы:

  1. Какую часть речи мы с вами изучаем?

Д: Имя существительное.

  1. На какие вопросы отвечает имя существительное?

Д: Кто? Что?

  1. Как изменяется имя существительное?

Д: Имя существительное изменяется по числу и падежу.

  1. Чем имена существительные бываю в предложении?

Д: Подлежащее, дополнение, обстоятельство.

  1. Какие имена существительные мы называем одушевленными, а какие неодушевленными? Приведите примеры.

Д: Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос «кто?», неодушевленные на вопрос «что?». Например, одушевленные: кот, дочь, отец; неодушевленные: лес, парта, ручка.  

  1. Скажите, как вы понимаете существительные собственные и нарицательные?

Д: Существительные собственные – название единичных предметов, например: ФИО, географические названия, название литературных произведений, название картин и т.д.Существительные собственные пишутся с большой буквы.

Существительные нарицательные – название однородных предметов. Например: стол, доска, мел, окно.

  1. Когда имена собственные пишутся в кавычках?

Д: Заглавие книг, название журналов, газет, картин, заводов и т.д. пишутся с большой буквы и заключаются в кавычки.

  1. Что вы можете рассказать о категории рода?

Д: Есть м.р., ж.р., ср.р.

  1. Как мы определяем род?

Д: «Он мой»- м.р., «Оно моё»- ср.р., «она моя» - ж.р.

Примеры.

  1. Что вы можете сказать о категории числа?

Д: Имя существительное изменяется по числам. Есть множественное и единственное число.

У: Вчера вы изучили имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. Назовите значение слов и приведите примеры.

Д: Значение «игры»: салки, жмурки, шахматы;

«Парные предметы»: брюки вилы; «несколько предметов как одно целое»: бусы, соты, всходы; «географические названия»: Карпаты, Увильды.

ИНМ

У: Молодцы. Прежде, чем мы с вами запишем тему нашего урока, посмотрите на доску и поставьте слова во множественное число.

        Стол                    Соль

        Игра                    Посуда

       Ночь                     Тишина

Д: Стол – столы                        Соль -

        Игра – игры                          Посуда -

      Ночь – ночи                         Тишина –

У: Что у вас вызвало затруднение?

Д: Слова во втором столбике нельзя поставит во множественное число.

У: Верно. Какой из этого можно сделать вывод?

Д: Есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

У: Итак, запишем тему нашего урока: Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Тема записывается на доске. Ученики записываю в тетрадь.

У: Сегодня мы с вами будем учиться распознавать имена существительные, которые имеют форму только единственного числа, находить их в тексте и употреблять в речи.

У:  Откройте, пожалуйста, учебники на странице 196. Посмотрите правило. Давайте мы его прочитаем. Читаем правило.

У: Хорошо. Теперь мы с вами выясним, какие имена существительные имеют только единственное число. Посмотрите на распчатки.

Нам дана таблица: первая колонка – значение имен существительных, которые имеют форму только единственного числа; вторая колонка – примеры. Первая колонка, как вы видите, не заполнена.

На доске записана таблица.

Значение

Примеры

1)

Кислород, молоко, соль

2)

Листва, молодёжь, посуда, мебель, детвора

3)

Тишина, синева, верность, обучение

4)

Челябинск, Москва, Юпитер, Сатурн

У: Я распределила слова, которые имеют форму только ед.ч., по группам. Посмотрите внимательно и скажите, по какому принципу я их сгруппировала.

(Выясняем значения групп: 1) вещества, продукты; 2) группы людей или предметов как одно целое; 3) отвлечённые существительные со значением признака или действия; 4)географические и астрономические названия).

Таблица на доске и в  распечатках заполняется.

У: Молодцы. Найдите, пожалуйста, упражнение 512.  . К упражнению даны слова для справок. Распределим эти слова по группам и запишем во вторую колонку таблицы в качестве примеров.

Выполнение упражнения. Проверка.

У: Итак, мы выявили 4 группы существительных, которые имеют форму только ед.ч.

Закрепление изученного материала

У: Сейчас мы будем учиться применять правило на практике. Выполним упражнение 513. Сначала прочитаем вслух все слова, правильно расставляя ударение.  После запишите слова в тетрадь и определите значение слов.

У: Сейчас мы с вами будем учиться определять слова по лексическому значению.

Я буду зачитывать значение, а вы в тетради записываете слова (слова для справок на доске).

  1. Повседневная, обыденная жизнь – будни.
  2. Избрание  путем голосования – выборы.
  3. Густые, труднопроходимые лесные заросли в болотистых местностях тропических стран – джунгли.
  4. Парфюмерное средство – ароматическая жидкость – духи.
  5. Материал в виде рулонов, широких полос для внутренней оклейки стен – обои.
  6. Прибор для определения веса- весы.
  7. Четко расположенные ряды для хранения мёда – соты.
  8. Крестьянские открытые сани для перевозки дров, грузов – дровни.

У: Будем учиться находить слова в тексте на изученное правило. Теперь посмотрите на текст в распечатках. Прочитайте его. Подчеркните существительные, которые имеют форму только ед.ч.

Выполнение. Проверка.

Подведение итогов

Домашнее задание: выучить теорию по таблице, упр. 515.

Всем спасибо за урок. Объявление результатов. Оценка работы учеников.

Приложение

Значение

Примеры

1)

Кислород, молоко, соль

2)

Листва, молодёжь, посуда, мебель, детвора

3)

Тишина, синева, верность, обучение

4)

Челябинск, Москва, Юпитер, Сатурн

Задание: Прочитайте текст. Подчеркните существительные, которые имеют форму только ед.ч.

 Вы хотите испечь что-нибудь к ужину, но у вас отсутствуют дрожжи? Не расстраивайтесь! Испеките самое простое печенье. Возьмите два яйца со стаканом сахара. Налейте полстакана сметаны, разбавленной кефиром. Потом добавьте соды и всыпьте муку. Замесите тесто, раскатайте его, а затем вырежьте фигуры и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте печенье к чаю или кофе со сливками.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»

Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания  Н и Н...

конспект урока по русскому языку - тема: "Правописание гласных после шипящих"

Ознакомление учащихся с правописанием гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости....

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Обобщение знаний об имени существительном, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Обобщение знаний об имени существительномЦели деятельности учителя: актуализация знаний по теме «Имя существительное», совершенствование умения правильно...

Проверочная работа по русскому языку. Тема «Род и число имени существительного»

Предлагаю материал проверочной работы по русскому языку для учащихся 5 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Род и число имени существительного»....

Конспект урока по русскому языку. Тема: Алфавит.

Из истории Алфавита. За основу учёные взяли греческий алфавит, и в 863 году был составлен первый славянский алфавит, который получил название глаголица. После смерти Кирилла и Мефодия был создан новый...