Главные вкладки

    конспект урока по русскому языку - тема: "Правописание гласных после шипящих"
    план-конспект по русскому языку на тему

    Ознакомление учащихся с правописанием гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.

    Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    RUSGERB

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

    школа № 613 Московского района Санкт-Петербурга

    Московский пр., дом. 203                                                                                     Тел.: 417 32 10

                             

                                                                                               

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

    НА ТЕМУ «Правописание гласных после шипящих »

    Составлен учителем: Майлат Татьяной Владимировной

    Учебный год: 2016-2017

    Санкт - Петербург

    Конспект урока русского языка в 4 классе

    Тема: Правописание гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.

    Цель урока: Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической «зоркости».

    Задачи урока:

    1. Образовательная: Актуализация знаний учащихся об орфограммах.

    Систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих.

    Закрепление навыков работы с текстом, предложением, различения правил на слух, умение писать по памяти.

    1. Коррекционно-развивающая: Развитие фонематического слуха при дифференциации слов. Формирование осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, предложений с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Обогащение словарного запаса учащихся.
    2. Воспитательная: Развитие у учащихся личностных качеств самоконтроля и самооценки.

    Оборудование: магнитная доска, панно «Город Правил», тетради для чистописания, тетради по русскому языку, таблица с образцом написания ЖШ, ЧЩ. Фонограмма мелодии. Сигнальные карточки ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Оргмомент. Учитель проводит психогимнастику. Время на проведение: 1 мин.

    - изобразите толстощекого Колобка

    - надуйте щеки, покажите руками как катится Колобок

    - дыхательные упражнения: вдох – живот стал как бочок у Колобка

    - медленный выдох – расслабление

    - изобразите грустного, веселого Колобка.

    Я предлагаю вам слоги, вырезанные из наждачной бумаги. Вы закройте глаза, а я положу перед каждым из вас такой слог.

    Нужно обвести их указательным пальцем правой (левой) руки и угадать, какой же слог у вас на парте (сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ).

    Откройте глаза и проверьте, правильно ли вы угадали слог.

    Актуализация знаний, полученных учениками на прошлых уроках. Время на проведение: 2 мин.

    - Ребята, сегодня мы с вами пройдем по улице «Город Правил».

    Вот дом, где живут «ЖИ» и «ШИ».

    - С какими гласными они дружат?

    ЖИ-ШИ – неразлучные друзья живут на этой улице.

    ЖИ-ШИ – всегда  пиши с гласной букой «И».

    Далее идем по улице ЧА-ЩА.

    - Вспомните правило: звуки (ч?, щ?) – мягкие, но в сочетаниях ЧА, ЩА пишется буква «А».

    Далее идем по какой улице?

    Улица сочетаний ЧУ-ЩУ.

    В сочетаниях ЧУ-ЩУ пишется буква «У».

    - Приведите примеры слов, где бы встречались все эти сочетания. Для детей, затрудняющихся в подборе слов, на доску выставляется ряд предметных картинок, из которых можно выбрать нужные.

    1 мин. Минутка чистописания. Сейчас вы будете красиво писать в тетрадях.

    Учитель напоминает гигиенические правила при письме, а учащиеся их выполняют. К магнитной доске прикрепляется таблица с образцом написания ЖШ, ЧЩ.

    - Правильно взяли ручки и красиво пишем в тетради прописные слияния букв Ж-Ш, Ч-Щ.

    Сообщение темы урока. Время на проведение 0,5 мин.

    Глазами пройдем по улицам города, где живут правила ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

    Вспомним правило: ЖИ-ШИ пиши с буквой «И».

    Миша, Миша: не спеши,

    Повнимательней пиши!

    Да потише нажимай,

    Карандаш свой не сломай!

    Г.Ладонщиков

    ЧА и ЩА пиши с буквой «А».

    Пища, чаща, роща, куча,

    Саранча, кочан и туча,

    Дача, чайка, каланча –

    Все слова на ЧА и ЩА.

    Н.М.Бетенькова

    ЧУ и ЩУ пиши с буквой «У».

    Я грамотно писать хочу,

    Слова на ЧУ и ЩУ учу:

    Чулок, и чудо, и чугун,

    Чудак, и щука, и ворчун,

    Чумазый, чучело, чурбан,

    Чудесный, чувство и чулан,

    Кричу, ворчу, ищу, тащу –

    Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!

    ФИЗМИНУТКА: Время на проведение: 1 мин.

    Дети встают «паровозиком», двигаются по кабинету и поют: «чщ, чщ…»

    Вот поезд наш мчится, колеса стучат,

    А в поезде нашем ребята сидят.

    Чу-чу-чу-чу-чу… чщ-чщ…

    Обобщение опыта.

    На доске слова с пропущенными буквами:

    ПИЩ., СВЕЧ., ЗАДАЧ., Ч.ТКИЙ, Ч.ЩА, ЧИЩ., Щ.КА, Ч.ДО, СНЕЖ.НКА, Ш.ПИТ, КУВШ.Н, НОЖ., ЕЖ.ХА.

    Упражнение.

    На партах конверты с буквами, нужно составить слово, детей предупреждают, что одна буква лишняя.

    Варианты слов в конвертах:

    для ЖИ, ЖИ: ерши(ы), ножи(ы), шило(ы) и т.п.;

    для ЧА, ЩА: кочан(я), качал(я), гуща(я), роща(я);

    для ЧУ, ЩУ: щука(ю), чудо(ю), угощу(ю), драчун(ю).

    Упражнение.

    Работа над деформированным текстом. На магнитной доске составлен (из слов на магнитиках) деформированный текст:

    чижи и стрижи Улетели. (Улетели стрижи и чижи).

    саду В тишина. (В саду тишина.)

    решил час я Через задачу. (Через час я решил задачу.)

    Работа с учебником.

    Откройте учебники на странице 42. Мы будем выполнять упражнение 74. Объясните как будете работать.

    - Как нужно изменить слова, чтобы сказать о многих птицах? Напишите: пестрые дятлы стуЧАт на деревьях, Сороки треЩАт и т.д.

    Подчеркните «ошибкоопасные» места в словах.

    Чтение пословицы.

    Умей друж… доро… . (Умей дружбой дорожить).

    Поспе… - людей насме… . (Поспешишь – людей насмешишь).

    Итог урока.

    - Чем занимались на уроке? Какие правила русского языка мы сегодня повторяли?

    - Что больше всего понравилось?

    Оценки за работу.

    Ученики выполняют задание

    ЖИ-ШИ (жил, шил)

    ЧА-ЩА (задача, роща)

    ЧУ-ЩУ (чудо, ЩУКА)

    Дети самостоятельно пишут в тетрадях.

    Дети объясняют какую букву нужно вставить, при этом проговаривается правило. Ученики вписывают цветным мелом нужную букву.

    Дети исправляют ошибки, переставляя слова в тексте. Находят «ошибкоопасные» места в словах, объясняют правило. Затем по памяти с комментированием записывают текст в тетради. Подчеркивают орфограммы.

    Учащиеся объясняют смысл обеих пословиц. Сильные ученики списывают пословицы в тетради с орфографическим проговариванием. (Взаимопроверка тетрадей).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс

    Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...

    План-конспект урока по ФГОС на тему: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

    Урок для 6-го класса с разработкой технологической карты по данной теме...

    Конспект урока по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"

    Конспект урока  по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"....

    Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих "

    Учащиеся должны не только  формировать представление о способе выбора о-ё после шипящих в корне слов и умение определять, комментировать условия такого написания,но и формировать умение учит...

    Конспект урока по русскому языку на тему "Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ"

    Конспект урока по русскому языку на тему "Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ"...