конспект урока по русскому языку - тема: "Правописание гласных после шипящих"
план-конспект по русскому языку на тему

Ознакомление учащихся с правописанием гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.

Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

RUSGERB

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа № 613 Московского района Санкт-Петербурга

Московский пр., дом. 203                                                                                     Тел.: 417 32 10

                         

                                                                                           

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

НА ТЕМУ «Правописание гласных после шипящих »

Составлен учителем: Майлат Татьяной Владимировной

Учебный год: 2016-2017

Санкт - Петербург

Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема: Правописание гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.

Цель урока: Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической «зоркости».

Задачи урока:

  1. Образовательная: Актуализация знаний учащихся об орфограммах.

Систематизировать знания учащихся о правописании гласных после шипящих.

Закрепление навыков работы с текстом, предложением, различения правил на слух, умение писать по памяти.

  1. Коррекционно-развивающая: Развитие фонематического слуха при дифференциации слов. Формирование осознанного восприятия составляемых и прочитываемых слов, предложений с сочетаниями ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. Обогащение словарного запаса учащихся.
  2. Воспитательная: Развитие у учащихся личностных качеств самоконтроля и самооценки.

Оборудование: магнитная доска, панно «Город Правил», тетради для чистописания, тетради по русскому языку, таблица с образцом написания ЖШ, ЧЩ. Фонограмма мелодии. Сигнальные карточки ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент. Учитель проводит психогимнастику. Время на проведение: 1 мин.

- изобразите толстощекого Колобка

- надуйте щеки, покажите руками как катится Колобок

- дыхательные упражнения: вдох – живот стал как бочок у Колобка

- медленный выдох – расслабление

- изобразите грустного, веселого Колобка.

Я предлагаю вам слоги, вырезанные из наждачной бумаги. Вы закройте глаза, а я положу перед каждым из вас такой слог.

Нужно обвести их указательным пальцем правой (левой) руки и угадать, какой же слог у вас на парте (сочетания ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ).

Откройте глаза и проверьте, правильно ли вы угадали слог.

Актуализация знаний, полученных учениками на прошлых уроках. Время на проведение: 2 мин.

- Ребята, сегодня мы с вами пройдем по улице «Город Правил».

Вот дом, где живут «ЖИ» и «ШИ».

- С какими гласными они дружат?

ЖИ-ШИ – неразлучные друзья живут на этой улице.

ЖИ-ШИ – всегда  пиши с гласной букой «И».

Далее идем по улице ЧА-ЩА.

- Вспомните правило: звуки (ч?, щ?) – мягкие, но в сочетаниях ЧА, ЩА пишется буква «А».

Далее идем по какой улице?

Улица сочетаний ЧУ-ЩУ.

В сочетаниях ЧУ-ЩУ пишется буква «У».

- Приведите примеры слов, где бы встречались все эти сочетания. Для детей, затрудняющихся в подборе слов, на доску выставляется ряд предметных картинок, из которых можно выбрать нужные.

1 мин. Минутка чистописания. Сейчас вы будете красиво писать в тетрадях.

Учитель напоминает гигиенические правила при письме, а учащиеся их выполняют. К магнитной доске прикрепляется таблица с образцом написания ЖШ, ЧЩ.

- Правильно взяли ручки и красиво пишем в тетради прописные слияния букв Ж-Ш, Ч-Щ.

Сообщение темы урока. Время на проведение 0,5 мин.

Глазами пройдем по улицам города, где живут правила ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

Вспомним правило: ЖИ-ШИ пиши с буквой «И».

Миша, Миша: не спеши,

Повнимательней пиши!

Да потише нажимай,

Карандаш свой не сломай!

Г.Ладонщиков

ЧА и ЩА пиши с буквой «А».

Пища, чаща, роща, куча,

Саранча, кочан и туча,

Дача, чайка, каланча –

Все слова на ЧА и ЩА.

Н.М.Бетенькова

ЧУ и ЩУ пиши с буквой «У».

Я грамотно писать хочу,

Слова на ЧУ и ЩУ учу:

Чулок, и чудо, и чугун,

Чудак, и щука, и ворчун,

Чумазый, чучело, чурбан,

Чудесный, чувство и чулан,

Кричу, ворчу, ищу, тащу –

Я с У пишу и ЧУ и ЩУ!

ФИЗМИНУТКА: Время на проведение: 1 мин.

Дети встают «паровозиком», двигаются по кабинету и поют: «чщ, чщ…»

Вот поезд наш мчится, колеса стучат,

А в поезде нашем ребята сидят.

Чу-чу-чу-чу-чу… чщ-чщ…

Обобщение опыта.

На доске слова с пропущенными буквами:

ПИЩ., СВЕЧ., ЗАДАЧ., Ч.ТКИЙ, Ч.ЩА, ЧИЩ., Щ.КА, Ч.ДО, СНЕЖ.НКА, Ш.ПИТ, КУВШ.Н, НОЖ., ЕЖ.ХА.

Упражнение.

На партах конверты с буквами, нужно составить слово, детей предупреждают, что одна буква лишняя.

Варианты слов в конвертах:

для ЖИ, ЖИ: ерши(ы), ножи(ы), шило(ы) и т.п.;

для ЧА, ЩА: кочан(я), качал(я), гуща(я), роща(я);

для ЧУ, ЩУ: щука(ю), чудо(ю), угощу(ю), драчун(ю).

Упражнение.

Работа над деформированным текстом. На магнитной доске составлен (из слов на магнитиках) деформированный текст:

чижи и стрижи Улетели. (Улетели стрижи и чижи).

саду В тишина. (В саду тишина.)

решил час я Через задачу. (Через час я решил задачу.)

Работа с учебником.

Откройте учебники на странице 42. Мы будем выполнять упражнение 74. Объясните как будете работать.

- Как нужно изменить слова, чтобы сказать о многих птицах? Напишите: пестрые дятлы стуЧАт на деревьях, Сороки треЩАт и т.д.

Подчеркните «ошибкоопасные» места в словах.

Чтение пословицы.

Умей друж… доро… . (Умей дружбой дорожить).

Поспе… - людей насме… . (Поспешишь – людей насмешишь).

Итог урока.

- Чем занимались на уроке? Какие правила русского языка мы сегодня повторяли?

- Что больше всего понравилось?

Оценки за работу.

Ученики выполняют задание

ЖИ-ШИ (жил, шил)

ЧА-ЩА (задача, роща)

ЧУ-ЩУ (чудо, ЩУКА)

Дети самостоятельно пишут в тетрадях.

Дети объясняют какую букву нужно вставить, при этом проговаривается правило. Ученики вписывают цветным мелом нужную букву.

Дети исправляют ошибки, переставляя слова в тексте. Находят «ошибкоопасные» места в словах, объясняют правило. Затем по памяти с комментированием записывают текст в тетради. Подчеркивают орфограммы.

Учащиеся объясняют смысл обеих пословиц. Сильные ученики списывают пословицы в тетради с орфографическим проговариванием. (Взаимопроверка тетрадей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих в корнях слов" 5-й класс

Цель урока:1.Обучающая. Закрепление навыка правописания о-ё после шипящих в корнях слов.2.Развивающая. Развитие орфографической зоркости, навыков грамотного письма, развитие устной и письменной ...

План-конспект урока по ФГОС на тему: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

Урок для 6-го класса с разработкой технологической карты по данной теме...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"

Конспект урока  по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"....

Конспект урока по русскому языку "Буквы о-ё после шипящих "

Учащиеся должны не только  формировать представление о способе выбора о-ё после шипящих в корне слов и умение определять, комментировать условия такого написания,но и формировать умение учит...

Конспект урока по русскому языку на тему "Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ"

Конспект урока по русскому языку на тему "Гласные в приставках ПРЕ и ПРИ"...

Конспект урока по русскому языку "Буквы ы, и после приставок"

ТемаБуквы ы, и после приставок.ЦелиОбразовательные: познакомить с условиями  выбора орфограммы, научить применять правило.Предметные уменияФормировать УУД:Планируемый результатнаходить слова с ор...