План-конспект урока по ФГОС на тему: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Жильцова Оксана Сергеевна

Урок для 6-го класса с разработкой технологической карты по данной теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_fgos.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

Жильцовой Оксаны Сергеевны,

    учителя русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 города Льгова» Курской области

Класс:5

Предмет: русский язык

Учебник: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, М.: «Просвещение», 2014г.

Название темы: «Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

Цель: Создать условия для формирования понятия у обучающихся о правописаниио-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

Планируемые результаты:

предметные: формирование умения применять правило написания о-е после шипящих и ц; развитие творческих способностей обучающихся; развитие учебно-информационных и исследовательских умений учащихся (сопоставлять и анализировать факты; высказывать свою точку зрения); воспитание уважительного отношения друг к другу при работе в коллективе и парах, интереса к изучению предмета.

личностные УУД:личностное самоопределение, желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, рефлексия, саморегуляция.

познавательные УУД: осознание познавательной задачи, поиск и извлечение нужной информации, установление причинно-следственной связи, выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, карточки.

Литература:

  1. Примерные программы основного общего образования. Русский язык.-М.: Просвещение,2009(Стандарты второго поколения)
  2. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в 5 классе. Методические рекомендации. М.: Просвещение, 2010.
  3. Тростенцова Л.А., Стракевич М.М., Ладыженская Н.В. Русский язык 5 класс. Дидактические материалы. М.: Просвещение, 2010.

 Ход урока

Этапы урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оргмомент

личностные:внимание к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Учитель приветствует класс, создает позитивный настрой на урок.

Приветствуют учителя

Мотивация

(активизация

мыслительной

деятельности)

регулятивные: осознание цели через планирование действий к реализации намеченного.

Учитель:

-Берешь перо, берешь листок. Фантазий радужных поток

Тебе поможет сотворить прекрасный мир и оживить ряд строчных правил, строгих слов.

Ну что, дружок, уже готов?

Лингвистика – серьёзная страна. Она так долго вас ждала. Открытия свершить спешим, науку мы не насмешим.

-Сегодня мы с вами будем исследователями законов языка. Мы вместе будем открывать их. Но какие? Что мы должны узнать с вами в процессе нашего исследования?

Настраивают себя на работу

Актуализация знаний

Фронтальный опрос

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания.

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

Беседа: Что такое существительное? Как изменяется?

Как найти в слове окончание?

Что значит «шипящая буква»?

Вспоминают изученный материал, отвечают на вопросы, подтверждают ответы примерами

Усвоение новых знаний и способов действий

1)возникновение проблемной ситуации;

2)воспроизведение знаний

познавательные: формирование поисковой и исследовательской деятельности, построение логической цепочки рассуждений, анализ их истинности;

коммуникативные:инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

регулятивные: целеполагание

-Сегодня мы откроем закон написания букв о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных(запись темы в тетрадях)

-Я предлагаю вам поработать в парах, провести исследовательскую работу и самостоятельно сделать открытие: в каких случаях в существительных после шипящих и ц в окончаниях пишется Оа в каких – Е. У вас на столах карточки со словами и карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем. А вывод запишите на карточке(приложение №1)

-Чтобы убедиться, что вывод наш не ошибочный, советую обратиться к мудрейшему источнику знаний – книге, т.е. к нашему учебнику(стр. 221,п.101,орф.№18)

-Правы ли мы с вами? Сделали мы открытие? А какое? (правило)

Работа вы парах(исследовательская работа, которая позволяет сделать открытие)

Отчитываются по рядам.

Сравнивают выводы, выводят рисунок для запоминания.

Сверяют с учебником.

Релакс-пауза

личностные

-Глазки быстро заморгали: раз, два, три, четыре, пять. Но от этого устали и зажмурились опять.

Чижик спал и вдруг проснулся, больше спать не захотел, шевельнулся, потянулся, взвился вверх и полетел.

Выполняют определенные движения

3)обобщение. Первичный контроль знаний. Закрепление изученного

познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

личностные: желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

-Для закрепления научного открытия нужно, ребята, написать «распределительное письмо».

-А что это такое? Кто помнит? Я сейчас напишу на доске

О                        Е

А примеры будем брать из упражнения №557,стр.221.  Но не все, поэтому будьте внимательны. А поставить слова нужно будет в творительном падеже.

- Докажите, что это ваше открытие.

Посигнальте мне карточками-буквами

О и Е. Я называю слово, вы поднимаете букву.

-Теперь предлагаю написать буквенный диктант.

-Ребята, открытие мы с вами сделали, на практике проверили, а теперь его надо оформить. Для этого необходимо создать небольшой текст, написать сочинение-миниатюру. Но текст будет особенный: в нем должны быть слова на правописание букв О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных. Начало я придумала, предлагаю вам продолжить

Ранним утром легким морозцем я иду в лес. В этот раз мне пришлось любоваться громадами снежных дворцов, слушать тишину леса. Следы зайцев выходили из разных концов леса…

(В это время проверка буквенного диктанта)

-Проверяем творческую работу(2-3)

Обоснование принципа распределения слов

Взаимопроверка

Выполняют творческое задание

Итог урока

Рефлексия

личностные:стремление к речевому совершенствованию;

регулятивные: саморегуляция

Организация закрепляющей успехи урока беседы:

1)достигли ли цели урока?

2)Какое открытие сделали?

3)Что осталось непонятным?

Самоанализ проделанной работы на уроке

Домашнее задание

Объяснение выполнения домашнего задания

Записывают домашнее задание(п.101,орф.№18,упр.556,560,стр.222.)

Приложение №1

Карточка-информатор

  1. Прочитай слово.
  2. Поставь знак ударения.
  3. Выдели окончание.
  4. Выдели основу. Обрати внимание, на какой звук оканчивается основа, подчеркни букву.
  5. Сделай вывод.

Карточка со словами

1 рядНад чертежом, с кирпичом, за ландышем, с малышом, с врачом, пейзажем, пляжем.

2 рядЗа тучей, над рощей, со свечой, с лапшой, перед встречей, удачей, каланчой.

3 рядС овцой, за больницей, с птицей, сердцем, синицей, мудрецом, продавцом.

Карточка-правило

В окончаниях существительных после_____________

Под ударением пишем_______, без ударения________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе по теме: "Правописание О - Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

В процессе работы на уроке ребята  узнают основное правило правописания О-Ё после шипящих и Ц, побудут в роли исследователей законов языка, сделаю открытия, поиграют в игры, выполнят тренировочны...

Урок по теме "Правописание О-Е после шипящих и ц в окончаниях существительных". 5 класс

Сегодня на уроке недостаточно дать готовую информацию о литературном процессе, жизни и творчестве писателя, особенности художественного произведения, изложить учащимся свод правил, необхо...

Технологическая карта урока на тему: Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных

На уроке были использованы   элементы технологии проблемного обучения, технологии РКМЧП  и элементы игровой технологии. Урок направлен на организацию познавательной и регулятивной деяте...

Конспект урока русского языка в 5 классе Тема: Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Цель урока: обосновать выбор гласных О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; повторить знаки препинания при прямой речи и диалоге; развивать навыки работы с тестами, интерес к познавательн...

Дистанционный урок для 5 класса по теме "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

Урок для 5 класса по теме "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" разработан для дистанционного обучения учащихся 5 класса в условиях карантина.Ссылка на видеоурок ...