Конспект урока по русскому языку. Тема урока: Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку.

Тема урока: Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных.

Цели урока:

  1.  Сформировать понятие  у учащихся   о правописании О-Е после шипящих  и Ц в окончаниях  имен существительных.
  2. Научить учащихся находить орфограмму и применять теоретические знания на практике.

Сетка времени

Орг. момент

1 мин.

Подведение к ИНМ

5 мин.

ИНМ

15 мин

Закрепление ИНМ

15 мин

Подведение итогов

4 мин.

Ход урока

Организационный момент

У: Здравствуйте, ребята! Садитесь.

У: Откройте тетради и запишите число и тему сегодняшнего урока.

Пятое марта.

Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

У: Для начала мы с вами повторим пройденный материал.

Задание: Запишите СЛС с пояснением и графическим выделением орфограммы.

Трудолюбивые пчёлы, спелый крыжовник, жёлтый одуванчик, мягкая шёрстка, тихий шёпот, ровный шов.

У: Ребята, в какой морфеме находится орфограмма?

Д: В корне.

У: Что называется корнем?

Д: Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

ИНМ

У: Буквы о-е  после шипящих могут стоять не только в корне, но и в окончании.

У: Сегодня на уроке мы познакомимся с новой орфограммой «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

У: Ребята, что называется окончанием?

Д: Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова.

У: Молодцы. Посмотрите, пожалуйста, на доску.

На доске:

  О                                         Е

Кольцо         полотенце

Свечой                         тучей

Плащом                        рощей

Ковшом                        маршем

Ножом                          пляжем

Свинцом                       задачей

Борцов                           горцев

У: Какой ЧР являются данные слова?

Д: Имена существительные.

У: В какой части слова выделены буквы О-Е?

Д: В окончании

У: После каких согласных стоят эти буквы?

Д: После шипящих и Ц.

У: Определите ударение в этих словах.

 У: Давайте обобщим сказанное и попробуем самостоятельно сформулировать правило.

Д: В существительных в окончаниях после шипящих и ц под ударением пишем о, без ударения е.

У: Хорошо! А теперь прочитаем правило в учебнике на стр. 210 и сравним его с нашим.

При чтении правила обратите внимание на то, как выделяется орфограмма.

(читаем правило, повторяем его 2-3 раза)

Закрепление изученного материала

У: Сейчас мы с вами  будем учиться применять правило правописание о-е после шипящих и ц.

 

Выполним упражнение  556. Поставьте имена существительные, данные в скобках, в нужной форме. Обозначьте орфограмму.

Например: Идём узкой деревенской улицей. Пишем окончание –ей, так как в окончаниях существительных после ц без ударения пишем Е.

 Приступаем к выполнению упражнение. (Проверка)

У: Продолжите предложения. Обозначьте орфограммы (распечатки).

Образец: Музыканта, который играет на скрипке, называют скрипачом. Скрипачом – в окончании мы пишем О, так как о стоит под у дарением.

У: Выполним упражнение 557. Записать существительные в И.п. и Т.п. ед.ч., используя предлоги над, под, перед, с.

Подведение итогов

Домашнее задание: правило, упр. 560.

Всем спасибо за урок. Оценка работы учеников.

Продолжите предложения. Обозначьте орфограммы.

Образец: Музыканта, который играет на скрипке, называют скрипачом.

  1. Объявление о спектакле –
  2. Сильного человека –
  3. Умного человека –
  4. Родник –
  5. Участок, засеянный арбузами, дынями, тыквами –
  6. Плотную узорчатую шёлковую ткань с золотыми или серебряными нитями –
  7. Суп со свёклой, капустой и другими овощами –
  8. Твёрдую смесь смолистых веществ и воска для накладывания печатей –
  9. Только что выпавший снег –

Слова для справок: афиша, сургуч, силач, умница, борщ, ключ, пороша, бахча, парча.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийный урок по теме "Правописание о-ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных"

Это урок изучения нового материала  по теме «Буквы о-ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных». На изучение данной темы отводится один урок....

О-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных

презентация к уроку и фрагмент конспекта...

План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»

Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания  Н и Н...

Презентация к уроку р.я. в 5 классе по теме "о\ё после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"

Презентация составлена с учетом требований ФГОС. Система заданий позволяет обеспечить условия для развития предметных, личностных, и метапредметных навыков....

Технологическая карта урока по теме: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»

Цели: 1. Формирование УУД при изучении темы «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных».2. Изучение  и закрепление нового материала по теме урока.Планируемые результаты:Предме...

Дистанционный урок для 5 класса по теме "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных"

Урок для 5 класса по теме "Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных" разработан для дистанционного обучения учащихся 5 класса в условиях карантина.Ссылка на видеоурок ...