Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку. Тема урока: Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных.
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку.

    Тема урока: Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных.

    Цели урока:

    1.  Сформировать понятие  у учащихся   о правописании О-Е после шипящих  и Ц в окончаниях  имен существительных.
    2. Научить учащихся находить орфограмму и применять теоретические знания на практике.

    Сетка времени

    Орг. момент

    1 мин.

    Подведение к ИНМ

    5 мин.

    ИНМ

    15 мин

    Закрепление ИНМ

    15 мин

    Подведение итогов

    4 мин.

    Ход урока

    Организационный момент

    У: Здравствуйте, ребята! Садитесь.

    У: Откройте тетради и запишите число и тему сегодняшнего урока.

    Пятое марта.

    Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных

    У: Для начала мы с вами повторим пройденный материал.

    Задание: Запишите СЛС с пояснением и графическим выделением орфограммы.

    Трудолюбивые пчёлы, спелый крыжовник, жёлтый одуванчик, мягкая шёрстка, тихий шёпот, ровный шов.

    У: Ребята, в какой морфеме находится орфограмма?

    Д: В корне.

    У: Что называется корнем?

    Д: Корень – главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

    ИНМ

    У: Буквы о-е  после шипящих могут стоять не только в корне, но и в окончании.

    У: Сегодня на уроке мы познакомимся с новой орфограммой «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных»

    У: Ребята, что называется окончанием?

    Д: Окончание – значимая часть слова, которая образует формы слова.

    У: Молодцы. Посмотрите, пожалуйста, на доску.

    На доске:

      О                                         Е

    Кольцо         полотенце

    Свечой                         тучей

    Плащом                        рощей

    Ковшом                        маршем

    Ножом                          пляжем

    Свинцом                       задачей

    Борцов                           горцев

    У: Какой ЧР являются данные слова?

    Д: Имена существительные.

    У: В какой части слова выделены буквы О-Е?

    Д: В окончании

    У: После каких согласных стоят эти буквы?

    Д: После шипящих и Ц.

    У: Определите ударение в этих словах.

     У: Давайте обобщим сказанное и попробуем самостоятельно сформулировать правило.

    Д: В существительных в окончаниях после шипящих и ц под ударением пишем о, без ударения е.

    У: Хорошо! А теперь прочитаем правило в учебнике на стр. 210 и сравним его с нашим.

    При чтении правила обратите внимание на то, как выделяется орфограмма.

    (читаем правило, повторяем его 2-3 раза)

    Закрепление изученного материала

    У: Сейчас мы с вами  будем учиться применять правило правописание о-е после шипящих и ц.

     

    Выполним упражнение  556. Поставьте имена существительные, данные в скобках, в нужной форме. Обозначьте орфограмму.

    Например: Идём узкой деревенской улицей. Пишем окончание –ей, так как в окончаниях существительных после ц без ударения пишем Е.

     Приступаем к выполнению упражнение. (Проверка)

    У: Продолжите предложения. Обозначьте орфограммы (распечатки).

    Образец: Музыканта, который играет на скрипке, называют скрипачом. Скрипачом – в окончании мы пишем О, так как о стоит под у дарением.

    У: Выполним упражнение 557. Записать существительные в И.п. и Т.п. ед.ч., используя предлоги над, под, перед, с.

    Подведение итогов

    Домашнее задание: правило, упр. 560.

    Всем спасибо за урок. Оценка работы учеников.

    Продолжите предложения. Обозначьте орфограммы.

    Образец: Музыканта, который играет на скрипке, называют скрипачом.

    1. Объявление о спектакле –
    2. Сильного человека –
    3. Умного человека –
    4. Родник –
    5. Участок, засеянный арбузами, дынями, тыквами –
    6. Плотную узорчатую шёлковую ткань с золотыми или серебряными нитями –
    7. Суп со свёклой, капустой и другими овощами –
    8. Твёрдую смесь смолистых веществ и воска для накладывания печатей –
    9. Только что выпавший снег –

    Слова для справок: афиша, сургуч, силач, умница, борщ, ключ, пороша, бахча, парча.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Мультимедийный урок по теме "Правописание о-ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных"

    Это урок изучения нового материала  по теме «Буквы о-ё после шипящих и ц в окончаниях имён существительных». На изучение данной темы отводится один урок....

    О-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных

    презентация к уроку и фрагмент конспекта...

    План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»

    Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания  Н и Н...

    Презентация к уроку р.я. в 5 классе по теме "о\ё после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"

    Презентация составлена с учетом требований ФГОС. Система заданий позволяет обеспечить условия для развития предметных, личностных, и метапредметных навыков....

    Технологическая карта урока по теме: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»

    Цели: 1. Формирование УУД при изучении темы «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных».2. Изучение  и закрепление нового материала по теме урока.Планируемые результаты:Предме...