Урок русского языка в 5 классе "Буквы О,Е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Яковлева Вероника Николаевна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_yakovleva_v.n.docx21.96 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Яковлева Вероника Николаевна, МОБУ СОШ №2  г.Сочи

Предмет: русский язык

Класс 5

Базовый учебник: Т.А. Ладыженская Русский язык. 5 класс

Тип урока: изучение нового материала

Цели  

Образовательные: знакомство с правописанием букв О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, формирование умения производить выбор буквы, формирование навыка грамотного письма.

Развивающие: формирование интереса к  языку в целом, обогащение устной и письменной речи.

Воспитательные: формирование эмоционально-ценностного отношения учащихся к языку как к наследию, воспитание чувства любви к языку, воспитание культуры поведения при индивидуальной и групповой работе.

 Формировать  УУД:

Личностные УУД: развивать опыт межличностных отношений, умение вести диалог на основе уважения к другим языкам

Регулятивные УУД: контролировать и оценивать свои действия по результату, управлять своим поведением

Коммуникативные УУД: работать в группе, учитывая разные мнения, аргументировать свою точку зрения, оказывать взаимопомощь, задавать вопросы, владеть устной и письменной речью

Познавательные УУД: систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать информацию, давать определение явлений, происходящих в словах.

Планируемые результаты

Предметные: знать правило написания О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Личностные: с уважением относиться к  русскому языку и его богатой истории, осознавать лексическое богатство русского языка, гордиться родным языком, стремиться к речевому самосовершенствованию.

Метапредметные: извлекать информацию  из текста, содержащего теоретические сведения, соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило, уметь представлять правило в схеме или читать схему, работать в группе, коммуникативно взаимодействуя с одноклассниками в процессе выполнения одного задания

Основные понятия: окончание слова, морфема, партитура текста

Межпредметные связи: изобразительное искусство, музыка

Ресурсы: презентация, компьютер, интерактивная доска, карточки с текстами и групповыми заданиями

Организация пространства: индивидуальная работа, групповая работа

Технологическая карта

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятель-ность ученика

Средства обучения

Планируемые результаты  (УУД)

Организа-ционный

момент

Учитель приветству-

ет учащихся, создает комфортную атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку

1

Учитель предлагает послушать музыку, рассмотреть репродукции картин, записать имена существительные

Ученики выполняют задание, записыва-ют существи-тельные  

1 слайд(картины)+ музыка,

2 слайд (картина)

Учитель  задает вопрос: «Что обозначает имя существительное?»

Ученики отвечают, опираясь на изученное ранее

Познава-тельные

(учащиеся выбирают эффективный способ решения задачи)

2

Введение в тему

Учитель просит прочитать выразительно строки стихотворения и обратить внимание, в какой части слова пропущена орфограмма. Назовите шипящие, после которых пропущены буквы

Ученики читают стихотвор-ные строчки, определяют часть речи  названных слов, определя-ют, в каких морфемах пропуще-ны буквы    

3 слайд

«Стихо-творные строки»

Познава-тельные

(учащиеся строят речевое высказыва-

ние)

Учитель задает вопрос: «А как вы думаете, какую букву надо писать?» Вам сейчас предстоит стать исследовате-лями,вам нужно прявить наблюдатель-ность, орфографическую зоркость

Ученики высказыва-ют предполо-жение

Регулятивные

(учащиеся ставят учебную задачу)

Познаватель-ные

(учащиеся выделяют и формулируют познаватель-ные цели)

Учитель просит определить тему урока

Ученики высказыва-ют предположение о том, какова тема урока

4 слайд ТЕМА УРОКА

Регулятивные

(учащиеся формулируют тему урока)

Учитель спрашивает:  «А что поможет не ошибаться в выборе гласной?» - и предлагает воспользо-ваться подсказкой

Ученики высказыва-ют свои предположения и вставляют пропущен-ные буквы в слова, которые помогут найти ответ на вопрос учителя

5 слайд УДАРЕ

НИЕ

Регулятивные

(учащиеся определяют последовательность промежуточ-ных цепей с учетом конечного результата)

Учитель предлагает сформулиро-вать правило и сравнить его  с формулиров-кой в учебнике

Ученики сопостав-ляют свои ответы с правилом, изложен-ным в учебнике

Учебник русского языка

Познаватель-ные

(учащиеся строят речевое высказывание)

Осмысле-ние изучен-ного и первона-чальное закрепле-ние изученно-го

Учитель предлагает учашимся записать существительные в форме   Т.п. ед.ч.

Ученики записыва-ют существи-тельные, ставя их в форму Т.п. ед.ч.

6,7,8,9 слайды «Карандаш» и т.д.

Познаватель-ные

(учащиеся выбирают эффективный способ решения задачи)

Регулятивные

(учащиеся прогнозируют, какой результат получится в конце работы)

Учитель предлагает проверить правильность выполнения задания

Ученики проверяют

10 слайд «ПРО

ВЕРЬ СЕБЯ»

Регулятивные

(учащиеся контролируют друг друга и при необходимости корректируют)

Учитель говорит о применении правила в повседневной жизни, просит назвать профессии  с шипящим на конце

Ученики отвечают: врач, ткач, скрипач, циркач и т.д.

Коммуника-тивные (учащиеся выражают свои мысли)

Учитель предлагает записать   различные профессии и занятия людей, применяя изучаемое правило

Ученики выполняют задание  

11,12 слайды «ТРУБАЧ» и т.д.

Коммуника-тивные

(учащиеся аргументируют свою точку зрения)

Познаватель-ные

(дают оценку процесса деятельности)

 Закрепле-ние изученно-го

Задание по группам (задания  на карточках каждой группе)

Ученики по группам выполняют задания. После выполне-ния каждого задания предста-витель группы отвечает

Задания на бумаж

ных носите-

лях

13 слайд

14 слайд

15 слайд

16 слайд

Личностные
Коммуника-тивные

(учебное сотрудничест-во, учащиеся выражают свои мысли в соответствии с задачами коммуника-ции)

Работа с текстом

Учитель предлагает ученикам поработать с текстом и говорит о том, что лучше разобраться в тексте поможет  выразительное чтение,  а для этого надо выполнить партитуру текста, предлагает ученикам подчеркнуть ключевые слова в тексте

Ученики работают по группам с текстом.

После выполне-ния заданий представи-тель группы отвечает

Тексты на бумаж ных носителях

17 слайд

18 слайд

Личностные

Коммуника-тивные

(инициативное сотрудничест-во в поиске и сборе информации)

Работа по развитию речи

Учитель предлагает учащимся написать сочинение-миниатюру, используя ключевые слова(луч, пейзаж, дача, крыша)

Ученики пишут сочинение-миниатюру

19 лайд «ЦВЕТУ

ЩИЕ ЯБЛО

НИ»

Коммуника-тивные

(учащиеся корректируют работу участников группы)

Познаватель-ные

(учащиеся строят речевое высказывание )

         

Учитель предлагает представите-лям групп выразительно прочитать сочинения-миниатюры

Представи-тели групп читают сочинения-миниатюры

Личностные

Коммуника-тивные

(учебное сотрудничест-во)

Инструктаж по выполнению домашне-го задания

Учитель предлагает записать домашнее задание, комментируя его

Ученики записы-вают

20 слайд «ДОМА-ШНЕЕ ЗАДАНИЕ»

Познаватель-ные

(учащиеся выбирают эффективный способ решения задач)

Рефлек-сия

Учитель говорит: «Сегодня на уроке вы были исследователями, чтецами. Я думаю, у каждого сложилось свое впечатление об уроке .Мне бы хотелось, чтобы музыка, которая сейчас прозвучит, помогла вам оценить свою работу на уроке, определить своё настроение

Ученики слушают, желающие делятся своими впечатлениями

21слайд «НОТЫ» звучат два музыка-льных фрагмента

22 слайд

Личностные

Коммуникативные

(учащиеся выражают свои мысли в соответствии с задачами коммуника-ции )

23слайд «СПАСИБО ЗА УРОК»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

О-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных

презентация к уроку и фрагмент конспекта...

Презентация к уроку р.я. в 5 классе по теме "о\ё после шипящих и ц в окончаниях имен существительных"

Презентация составлена с учетом требований ФГОС. Система заданий позволяет обеспечить условия для развития предметных, личностных, и метапредметных навыков....

Технологическая карта урока по теме: «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных»

Цели: 1. Формирование УУД при изучении темы «Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях имен существительных».2. Изучение  и закрепление нового материала по теме урока.Планируемые результаты:Предме...

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа (2 урок)

Пятиклассникам предлагается информативный, закрепительный  и контролирующий материал по изучаемой теме....

Урок русского языка в 5 классе на тему " Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц"

Урок русского языка в 5 классе на тему "Правописание о-е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц"...