Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку. Тема: Имя существительное. Повторение.
    план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему


    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока по русскому языку (5 класс).

    Тема: Имя существительное. Повторение.

    Цели:

    1. Обобщить и систематизировать сведения об имени существительном и           основных правилах с ним связанных;
    2. Привитие умения и навыков применять полученные знания на практике;
    3. Совершенствовать умения логически правильно, аргументировано говорить;

    Оборудование: распечатки с текстами, карточки с индивидуальными заданиями.

    Ход урока

    Организационный момент

    У: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

    Беседа по изученной теме

    У: Мы с вами изучили большую тему – Имя существительное. Сегодня мы повторим все уже известное нам по этой теме.

    У: Ребята, расскажите, пожалуйста об имени существительном.

    Д: 1.Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы Кто? Что?

     Имена существительные принадлежат к одному из трёх родов

    мужскому, женскому или среднему. Изменяются по числам и падежам.

    Н.ф. существительного – Именительный падеж единственного числа.

    В предложении существительные могут быть подлежащим, дополнением, обстоятельством.

    2.Существительные делятся на нарицательные и собственные. Существительные, называющие однородные предметы, являются нарицательными. Существительные, называющие единичные предметы, являются собственными. Имена собственные пишутся с большой буквы. Названия книг, газет, журналов и т.д. выделяются кавычками.

    3. Существительные делятся на одушевленные и на неодушевленные.

    Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос Кто? Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос Что?

    4.Имена существительные имеют три рода: мужской, женский и средний. Род существительных можно определить, поставив к существительному мой, моя, моё.

    М.р. - ; ж.р. - -а/-я; ср.р.- -о/-е.

    5.Существительные имеют два числа- единственное и множественное. Есть существительные, имеющие форму только единственного числа (молоко, дружба). Есть существительные, имеющие форму только множественного числа (каникулы, сани, Альпы).

    6. В русском языке есть 6 падежей. Каждый имеет своё название и отвечает на вопрос.

    И.п. кто? что?

    Р.п. кого? чего?

    Д.п. кому? чему?

    В.п. кого? что?

    Т.п. кем? чем?

    П.п. о ком? о чём?

    Чтобы определить падеж существительного в предложении, нужно найти слово, от которого зависит существительное, и задать от этого слова к существительному падежный  вопрос.

    Изменение существительных по падежам называется склонением.

    7.Существительные в ед.ч. распределяются по трем типам склонения.

    I скл. – сущ.  ж.р. и м.р. с окончанием –а (- я);

    II скл. – сущ. м.р. с нулевым окончанием и сущ. ср. р. С окончанием –о (-е);

    III скл. – сущ. ж. р.  С нулевым окончанием.

    Закрепление теоретических знаний на практике

    У: Молодцы! Вы хорошо усвоили теоретический материал. А теперь мы с вами повторим то, что усвоили, успели изучить по данной теме. И проверим, умеете ли вы применять на практике свои знания, соблюдаете ли нормы произношения и правописание имен существительных.

    У: Откройте свои тетради. Запишите число и тему нашего урока.

    Седьмое марта.

    Имя существительное. Повторение.

    У: У вас на партах лежат распечатки с текстом. Прочитайте его внимательно и выполните следующие задания.

    Текст

    Ёжик

     Женя и Зоя нашли в лесу ёжика. Он лежал тихо. Ребята решили, что ёжик заболел. Зоя положила его в корзину. Дети побежали домой. Они кормили ёжика молоком. Затем отнесли его в живой уголок. Там живёт много животных. Дети ухаживают за ними под руководством учителя Зинаиды Захаровны. Она поможет ёжику выздороветь.

    У: Задание первое. (Один ученик выполняет у доски, остальные на местах в тетради). Выпишите первое предложение и разберите его по членам предложения. Подпишите, чем выражен каждый член предложения. Дайте характеристику.

    Д: Женя и Зоя нашли в лесу ёжика.

    У: Задание второе (один ученик у доски, остальные в тетрадях). Выпишите все существительные собственные.

    Д: Женя, Зоя, Зинаида Захаровна.

    У: Задание третье.(Один ученик работает у доски, остальные на местах в тетрадях). В два столбика выпишите существительные одушевленные и неодушевленные.

    Д: Одушевленные: ребята, ёжик, Зоя, Женя, дети, животные, учитель.

    Неодушевленные: корзина, дом, лес, молоко, уголок.

    У: Молодцы! Вы справились  с этими заданиями. Найдите в тексте существительное, которые имеет форму только множественного числа.

    Д: ребята.

    У: Найдите существительное, которое имеет форму только единственного числа.

    Д: молоко.

    У: Давайте выполним морфологический разбор слова «молоком» (один ученик у доски, остальные работают на местах).

    Д: I Молоком – сущ. (чем?)

         II Н.ф. – молоко; нариц., неодуш., ср.р., 2 скл., в Т.п., в ед. ч.

         III покормили (чем?) молоком.

    У: Просклоняйте существительное «ребята» по падежам (один ученик у доски, остальные работают на местах).

    И.п. (кто?) ребята

    Р.п. (кого?) ребят

    Д.п. (кому?) ребятам

    В.п. (кого?) ребят

    Т.п. (кем?) ребятами

    П.п. (о ком?) о ребятах

    У: Молодцы, ребята. Очень хорошо. Сейчас мы с вами напишем диктант «Одним словом». Я вам буду загадывать загадки, а вы записывайте только ответ. Определите род и объясните написание  Ь на конце слова.

    1)Вот иголки и булавки выползают из-под лавки. На меня они глядят, молоко они хотят.  ЁЖ

    2)Чёрная корова весь мир поборола. НОЧЬ

    3)Маленький рост, длинный хвост. Серая шубка, острые зубки. МЫШЬ

    4)Если ты его отточишь, нарисуешь все, что хочешь. КАРАНДАШ

    5)Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. ПЕЧЬ

    6) Шевельнул бородой гном, И вошел хозяин в дом. КЛЮЧ

    7) В халате белом, в колпаке он ходит с трубкою в руке. Ты заболел, но ты не плачь. Тебе всегда поможет … ВРАЧ

    8) Будет хлеб, если пожнешь желтое поле колоса - … РОЖЬ

    Д: Ёж (м.р), ночь(ж.р.), мышь (ж.р.), карандаш (м.р.), печь (ж. р.), ключ (м.р.), врач (м.р.), рожь (ж.р.).  Мягкий знак пишется на конце существительных ж.р. после шипящих.

    У: Хорошо. Сейчас мы выполним с вами задание на правило: Родительный падеж множественного числа. Я буду диктовать вам слова, а вы записывайте их в форме Родительного падежа множественного числа. Например, яблоки – яблок.  Выделяем окончание у записанных слов.

    Сливы, груши, носки, апельсины, мандарины, валенки, чулки.

    Д: Слив, груш, носков, апельсинов, мандаринов, валенок,  чулок.

    У: Следующее задание, которое нам предстоит выполнить, звучит так: восстановите слова, определите склонение. Обоснуйте ответ (слова даны на доске, работаем устно).

    М _ _ _ _а  (машина, малина ,1 скл., ж.р.,  окончание -а);

    Т _ _ т  (торт, 2 скл., м.р., нулевое окончание);

    С _ _ _ т (спорт, 2 скл., м.р., окончание нулевое);

    О _ _о (окно, 2 скл., ср.р., окончание – о);

    Д _ _ я (дядя, 1  скл., м.р., окончание –я);

    Г _ _ _ ь (глушь, 3 скл., ж.р., окончание нулевое);

    Д _ _ ь (дочь, 3 скл., ж.р., окончание нулевое).

    У: Молодцы! Вы быстро справились с этим заданием. Вот мы с вами и повторили три типа склонений имен существительных.

    Следующее задание у нас такое: нам надо составить СЛС из имен существительных. Определить род (слова даны на доске). Например: путь – длинный путь. Окончание у зависимого слова -ый, м.р.

    Тюль, повидло, картофель, рояль, кофе, простыня, полотенце, лебедь.

    Задание выполняется на местах, потом проверяется. СЛС записываются на доску.

    Тюль белый (м.р.)

    Повидло яблочное (ср.р.)

    Картофель спелый (м.р.)

    Рояль старый ( м.р.)

    Кофе черный (м.р.)

    Простыня новая (ж.р.)

    Полотенце махровое (ср.р)

    Лебедь белый (м.р.)

    Вывод. Подведение итогов.

    У: Молодцы! Со всеми заданиями вы справились! Скажите, надо ли знать имя существительное? Что надо знать, чтобы правильно говорить и писать?

    Д: Надо знать имя существительное, чтобы правильно говорить и писать. Нужно хорошо учить правила.

    У: Правильно! Необходимо знать правила, хорошо учиться. Нужно еще время от времени повторять изученное. Недаром говорится, что «повторение – мать учения». Это мы с вами сегодня и делали.

    Всем спасибо за урок.

    Подведение итогов урока. Объявление оценок. Оценивается работа у доски, активность и правильность ответов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные"

        Тема: Несклоняемые имена существительные    Тип урока- изучение нового материала.  Цели: Образовательная: познакомить с несклоняемыми именами существительным...

    Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".

    Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...

    План-конспект урока по русскому языку Тема урока: «Правописание букв н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных»

    Цель урока: изучить правила правописания н и нн в суффиксах имен прилагательных, актуализировать знания учащихся по теме. Предметная:- формирование умения правильного написания  Н и Н...

    Разработка открытого урока по русскому языку. Тема: "Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые".

    Актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи и его признаках; дать понятие одушевлённости и неодушевлённости имён существительных; формировать умение классифицировать одушев...

    Конспект урока по русскому языку в 9 классе "Повторение по теме сложноподчиненное предложение"

    Материал представляет собой конспект урока по русскому языку в 9 классе "Повторение по теме сложноподчиненное предложение".Материал содержит в себе конспект урока, презентацию и приложение....