конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

Матвиенко Елена Викторовна

 

 

 

Тема: Несклоняемые имена существительные

 

 Тип урока- изучение нового материала.

 Цели:

Образовательная: познакомить с несклоняемыми именами существительными учить правильному употреблению несклоняемых имен существительных в своей речи.

 Развивающая: развивать связную речь , логическое мышление, способствовать развитию интереса к познанию нового, развитию литературной речи и каллиграфического навыка.

 Воспитательная: воспитывать любовь к предмету, уважение друг к другу, толерантность.

Коррекционная: коррегировать внимание, память, орфографическую зоркость.

 Межпредметные связи: история, окружающий мир, литература.

Формы обратной связи: учитель-ученик, ученик-учитель, ученик-ученик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroka_nesklonyaemye_matvienko.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 9 классе

Учитель: Матвиенко  Елена Викторовна

Тема: Несклоняемые имена существительные

 Тип урока- изучение нового материала.

Цели:

Образовательная: познакомить с несклоняемыми именами существительными учить правильному употреблению несклоняемых имен существительных в своей речи.

Развивающая: развивать связную речь , логическое мышление, способствовать развитию интереса к познанию нового, развитию литературной речи и каллиграфического навыка.

Воспитательная: воспитывать любовь к предмету, уважение друг к другу, толерантность.

Коррекционная: коррегировать внимание, память, орфографическую зоркость.

Межпредметные связи: история, окружающий мир, литература.

Формы обратной связи: учитель-ученик, ученик-учитель, ученик-ученик.

Стандарт образования: ученик должен знать особую группу имён существительных - несклоняемые, правописание окончаний несклоняемых существительных, изменение по падежам; ученик должен уметь: находить несклоняемые имена существительные среди других частей речи, определять падежи.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска для демонстрации презентации.

         

                                                  Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация  знаний.

- Ребята, какую часть речи  изучаем ?(Имя существительное.)

-Что такое  имя существительное?(Имя существительное-это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? )

-Какие грамматические признаки имени существительного знаете? (Собственное или нарицательное, одушевленное и неодушевленное, род, тип склонения, число, падеж.)

-Сегодня на уроке мы узнаем новую группу слов этой части речи. А сейчас словарная работа.(Работа в тетрадях)

  Словарь: инфекция, дубликат,  пальто, издательство, жюри(под диктовку).

-Назовите лишнее слово(инфекция).Почему? (Инфекция-существительное, 1-го склонения, ж.р., так как окончание -я.

 -А остальные слова какого склонения? (2-го) Почему?(м.р. с нулевым окончанием, и ср.р.  с окончанием –о ). Слайд №2

-Что такое склонение имён существительных?(Изменение формы слова , изменение по падежам, изменение окончаний).

-Что такое окончание? (Окончание-это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении).

3.Постановка проблемы.( Работа в группах).

-Измените по падежам слова  издательство и пальто.

Конверт №1. Задание. Просклоняйте существительные и выделите окончания.

-Какие вопросы соответствуют каждому падежу? (Дети называют. Ответы детей сопровождается демонстрацией презентации) . Слайд №3

-Какие окончания в каждом падеже при изменении слова издательство? (Дети называют).

-А в слове пальто?

Решение проблемы.

-Слово пальто склоняется? (Нет!) Почему?(Не изменяется форма).

-Как могут называться  такие существительные?(Предположение детей).

-Какая тема урока? (Несклоняемые имена существительные).

-Что такое несклоняемые существительные? (Предположения детей).

Конверт №2 Правило . Прочитайте правило. Слайд №4

-Прочитайте слова: окно, кино,  пианино, какао, молоко, сено.

-На какие группы их можно разделить?(Склоняемые и несклоняемые) Слайд №4

-Разделите  их на 2 группы (Дети работают в группах).

-Назовите окончания в словах  1-го столбика. Докажите.

-Назовите окончания  в словах 2-го столбика. Докажите.( Ответы детей сопровождаются  демонстрацией презентации).

Проблемный вопрос.

-Что можете сказать про окончания несклоняемых имен существительных?  (Его нет).Почему? ( Нет изменяемой части слова)

4.Физминутка.

Конверт №3 Игра-соревнование.

-Из слов на карточке выбрать и записать несклоняемые имена существительные( Работа в группах) .(Метро, пальто, село, поле, кафе, какао, шоссе, филе,  седло, горе, лото).

Проверка.

-Какая буква на конце несклоняемых имен существительных? Какого они рода? Можно ли утверждать , что они 2-го склонения?(Нет) Почему? (Нет окончания) .Молодцы!

Конверт №4

Работа по учебнику (стр.67, упр.91) Подчеркнуть существительное. Которое в разных падежах не изменило  своего окончания.

-Какое существительное повторяется? (Кенгуру)

-Форма одинаковая ? (Да). А падеж? ( Разный) Как определить падеж? ( По вопросам: кто?- кенгуру, кого? -кенгуру…

-Можно ли определить падеж у несклоняемых имен существительных? (Можно. Но только в тексте  по вопросам ).

5. Итог урока. Выводы .Слайд №5

-Что нового узнали на уроке? ( Есть особая группа существительных- несклоняемые).

-Что такое несклоняемые имена существительные? Какие это несклоняемые имена существительные? ( Существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму).

-Что можете сказать про окончание несклоняемых имен существительных? ( Они не имеют  окончания.  Всё  слово-основа).

-Можно ли у них определить падеж? ( Падеж можно определить только в тексте).

6.Домашнее задание

    1-ая группа –стр.68, упр.92

    2-ая группа- вставить в предложение слово  кино в нужном падеже.

( Сегодня мы ходили в … . В …  было много народу. Из … мы пришли поздно. Мы часто вспоминаем о … . Мы  рассказали о … друзьям.)

7.Рефлексия.

-Молодцы  ребята! Вы справились со всеми заданиями, потому что были добрыми, дружелюбными и внимательными по отношению друг к другу. Я вам подарю эту волшебную шкатулку, а в ней вот такие маленькие солнышки. Возьмите каждый своё солнышко, улыбнитесь ему так ,как  оно улыбается вам Будьте добрыми, внимательными , искренними, честными всегда. Пусть солнышко постоянно будет сиять в ваших сердцах, дарите тепло и ласку окружающим, и тогда станет больше солнца в мире , больше счастливых людей.

Список используемой литературы:

Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка АСТ Астрель М: 2006 г.

Галунчикова Н.Г. Русский язык М: «Просвещение» 2006 г.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные в пятом классе школы -интерната VIII вида"

Изучение представлений об одушевленной и неодушевленной природе на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы с легкой степенью умственной отсталости создает условия для формирова...

Разработка урока по русскому языку "Имена существительные мужского рода"

                     Тип урока – урок изучения новой темы...

Конспект урока по теме: "Несклоняемые имена существительные".

Урок предназначен для формирования представления у учащихся знаний о несклоняемых именах существительных и  правильном  употреблении несклоняемых имен существительных в своей речи...

урок по русскому языку "Имена существительные общего рода"

разработка урока по русскому языку "Имена существительные общего рода"...

Конспект урока по теме "Разносклоняемые имена существительные". 6 класс

 Конспект урока по теме: «Разносклоняемые имена существительные" с использованием элементов технологии критического мышления.  6 класс...

Конспект урока по русскому языку Имена существительные одушевленные и неодушевленные, 6 класс

Конспект урока по русскому языку "Имена Существительные одушевленные и неодушевленные" (6 класс)  с исполдьзованием ссылок на карточки УЧИ.РУ...