Конспект урока по русскому языку «Имена существительные, употребляемые только в единственном числе или только во множественном числе»
план-конспект урока (6 класс)
Конспект урока по русскому языку для обучающихся 6 класса с интеллектуальными нарушениями «Имена существительные, употребляемые только в единственном числе или только во множественном числе» направлен на закрепление умения дифференцировать имена существительные, которые употребляются только в форме единственного или множественного числа в предложении.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Зеленогорская школа-интернат»
Урок по русскому языку.
Тема: «Имена существительные, употребляемые только в единственном числе
или только во множественном числе»
Разработала:
Калинина Валентина Викторовна,
учитель первой категории
Зеленогорск, 2021 г.
Тема урока: Имена существительные, употребляемые только в единственном числе или только во множественном числе.
Цель: формирование знаний обучающихся об именах существительных, употребляемых только в единственном или только во множественном числе.
Задачи:
- продолжать формировать понятия «только единственное» и «только множественное» число имён существительных;
- упражнять в умении определять имена существительные, имеющие форму только ед.ч и форму только мн.ч.
- развивать навык связной речи и орфографической зоркости, память, внимание, мышление.
- воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга, бережное отношение к предмету.
- Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас, надеюсь на плодотворное сотрудничество. Желаю вам удачи и хороших оценок!
II. Актуализация знаний
Работа у доски. (Отгадки расположены на листах формата А4 на доске. Обучающиеся по одному выходят и записывают ответ, прослушав загадку.)
- Ребята, на доске вы видите зашифрованные слова. Ваша задача их отгадать, поэтому вы внимательно слушайте загадки до конца.
- Ребята, слова какой части речи в отгадках? (имя сущ.)
- Кто ответит на вопрос, что такое имя сущ.?
- Какая форма числа будет у имени существительного, которое обозначает один предмет?
- Какая форма числа будет у имени существительного, которое обозначает несколько предметов?
Вывод: имя сущ. имеет две формы числа: ед.ч. и мн.ч. (вывесить на доске таблицы: ед.ч. и мн.ч.)
-А сейчас, ребята, наше внимание на доску: скажите, какие предметы в слова - отгадках обозначают единственное число и множественное число?
- Давайте разделим эти имена сущ. в две группы. Кто догадался, на какие группы сможем разделить эти имена сущ.? Что у нас получится? (ед.ч и мн.ч.)
Вывешиваю на доску карточки: ед.ч, мн.ч. Обучающиеся выходят по одному и распределяют слова по группам.
ед.ч | мн.ч. |
мёд печенье сахар | дрожжи ножницы часы |
- Ребята, а мы можем изменить имена сущ. ед.числа в первом столбике так, чтобы они стали мн. числа? А наоборот: можем изменить имена сущ. мн.числа в первом столбике так, чтобы они стали ед. числа?
(нет)
Какой можно сделать вывод?
Вывод: есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа или форму только множественного числа.
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(об именах существительных, употребляемых только в ед.ч. или только во мн. ч.)
-Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение имен существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа.
III. Основная часть.
- Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Перед вами на столах лежат карточки с заданиями. Внимательно прочитайте задание.
а) Работа в парах. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Карточка №1
Прочитай слова. В каждом столбике найди лишнее слово. Объясни свой выбор.
грабли очки сахар | мёд санки молоко | ножницы град часы |
Читает ученик и поясняет задание.
Ответ: сахар (ед.ч.), санки (мн.ч.), град (ед.ч.)
Вывод: молодцы, вы справились с этим заданием.
б) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
- Если вы слышите существительное, которое имеет форму только единственного числа, то приседаете, если это существительное, имеющее форму только множественного числа – хлопаете над головой.
Молоко, ножницы, мёд, жмурки, часы, каникулы, шахматы, серебро, грабли, мел, очки, санки.
в) Работа с текстом.
- Ребята, продолжаем работу. Возьмите карточку №2. Давайте прочитаем текст. (ученик читает текст)
Карточка №2
Прочитай текст.
Предлагаем испечь к чаю печенье. Дрожжи вам не понадобятся. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте по полстакана сметаны и кефира. Добавьте соды и муки. Замесите тесто. Сделайте из него фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте к чаю, молоку, сливкам. Приятного аппетита!
Работа по тексту:
- Ребята, что было прочитано: слова, предложение или текст? Почему это текст?
- На какую тему текст?
- Озаглавьте текст.
Рецепт печенья.
Рецепт пряников.
Выпечка.
Обучающиеся выбирают наиболее подходящий заголовок и объясняют свой выбор.
- Продолжаем работать дальше и переходим к выполнению задания. Давайте прочитаем задание на карточке№2.
Задание:
- Выделенные слова поставь в именительный падеж.
- Определи число полученных слов и запиши в подходящую группу.
Вывод:
-существительные кефир, сахар, печенье, сметана, сода, мука, тесто, шоколад, молоко - ед.ч.,
-существительные дрожжи и сливки мн.ч.
г) Закрепление. Самостоятельная работа. (проверка по цепочке)
Сейчас поработаем в тетрадях. Откройте ваши тетради, запишите дату. Возьмите карточку №3. Положите ее перед собой.
Карточка №3
Спиши. Определи число имен существительных.
Масло, сливки, сметана, печенье, молоко, каникулы, дрожжи, санки.
- Что нужно сделать?
Выполнение задания с карточки №3 с последующей проверкой.
IV. Подведение итогов. Выставление оценок.
- Что мы сегодня изучали?
IV. Рефлексия.
На уроке я работал: активно, пассивно
Своей работой я: доволен, недоволен
За урок я: устал, не устал
Материал урока мне: понятен, интересен; непонятен, неинтересен
Приложение 1
п | ч |
а |
с
С
ж |
ы |
а |
ё |
Работа в парах. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Карточка №1
Прочитай слова. В каждом столбике найди лишнее слово. Объясни свой выбор.
грабли очки сахар | мёд санки молоко | ножницы град часы |
Карточка №2
Прочитай текст.
Предлагаем испечь к чаю печенье. Дрожжи вам не понадобятся. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте по полстакана сметаны и кефира. Добавьте соды и муки. Замесите тесто. Сделайте из него фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте к чаю, молоку, сливкам. Приятного аппетита!
Карточка №3
Спиши. Определи число имен существительных.
Масло, сливки, сметана, печенье, молоко, каникулы, дрожжи, санки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена существительные, употребляющиеся только в единственном числе
Предложенный материал поможет учителю систематизировать знания учащихся при изучении существительного и особенно такого явления как существительные, употребляющиеся только в единственном числе....
Разработка урока по русскому языку "Имена существительные мужского рода"
Тип урока – урок изучения новой темы...

Конспект урока по русскому языку Имена существительные одушевленные и неодушевленные, 6 класс
Конспект урока по русскому языку "Имена Существительные одушевленные и неодушевленные" (6 класс) с исполдьзованием ссылок на карточки УЧИ.РУ...

урок 7-Имена существительные употребляющиеся только в единственном числе
Имена существительные употребляющиеся только в единственном числе...

урок 8-Имена существительные употребляющиеся только во множественном числе
Имена существительные употребляющиеся только во множественном числе...

Конспект урока по русскому языку. "Имена существительные общего рода". (6 класс)
Тема. «Имена существительные общего рода». (6 класс)Педагогическая цель: познакомить обучающихся с понятием «имена существительные общего род». Тип урока:...