Конспект урока по русскому языку «Имена существительные, употребляемые только в единственном числе или только во множественном числе»
план-конспект урока (6 класс)

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 6 класса с интеллектуальными нарушениями «Имена существительные, употребляемые только в единственном числе   или только во множественном числе»  направлен на закрепление умения дифференцировать имена существительные, которые  употребляются только в форме единственного или множественного числа в предложении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2021_g_urok.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зеленогорская школа-интернат»

Урок по русскому языку.

Тема: «Имена существительные, употребляемые только в единственном числе  

или только во множественном числе»

Разработала:

Калинина Валентина Викторовна,

учитель первой категории

Зеленогорск, 2021 г.

Тема урока: Имена существительные, употребляемые только в единственном числе или только во множественном числе.

Цель: формирование знаний  обучающихся  об именах существительных, употребляемых только в единственном или только во множественном числе.

Задачи:  

- продолжать формировать  понятия «только единственное» и «только множественное» число имён существительных;

 - упражнять в умении определять имена существительные, имеющие форму только ед.ч и форму только мн.ч.

- развивать навык связной речи и орфографической зоркости, память, внимание, мышление.

- воспитывать культуру общения через умение слушать друг друга, бережное отношение к предмету.

  1. Организационный момент


- Здравствуйте, ребята! Очень рада видеть вас, надеюсь на плодотворное сотрудничество. Желаю вам удачи и хороших оценок!


II. Актуализация знаний

Работа у доски.  (Отгадки расположены на листах формата А4 на доске. Обучающиеся по одному выходят и записывают ответ, прослушав загадку.)

- Ребята, на доске вы видите зашифрованные слова. Ваша задача их отгадать, поэтому вы внимательно слушайте загадки до конца.

Вкусный он и очень сладкий,
Быть здоровым помогает,
Его пчелы собирают…

м

ё

д

Из муки рассыпчатой,
Сладкое, хрустящее
Формою узорчатой,
Да в печи печёное
Каждый с наслаждением
Ест вкусное … .

п

е

ч

е

н

ь

е

Они знают свое место -
Заставляют "расти" тесто.

д

р

о

ж

ж

и

Белый, как снег. В чести у всех.

В рот попал, там и пропал.

 

с

а

х

а

р

Догадайтесь, кто такая?

Белоснежная, густая.

Сливки взбили утром рано,

Чтоб была у нас...

с

м

е

т

а

н

а

Идут лет двести,
А всё на месте.
Шагают так!
Тик! — Так! Тик! — Так!

ч

а

с

ы


- Ребята, слова какой части речи в отгадках? (имя сущ.)

- Кто ответит на вопрос, что такое имя сущ.?

 - Какая форма числа будет у имени существительного,  которое обозначает один  предмет?

-  Какая форма числа будет у имени существительного,  которое обозначает несколько  предметов?

Вывод: имя сущ. имеет две формы числа: ед.ч. и мн.ч. (вывесить на доске таблицы: ед.ч. и мн.ч.)

-А сейчас, ребята, наше внимание на доску: скажите, какие предметы в  слова - отгадках обозначают  единственное число   и множественное число?

- Давайте разделим эти имена сущ. в две группы. Кто догадался, на какие группы сможем разделить эти имена сущ.? Что у нас получится? (ед.ч и мн.ч.)

Вывешиваю на доску карточки: ед.ч, мн.ч. Обучающиеся выходят по одному и распределяют слова по группам.

ед.ч  

мн.ч.

мёд

печенье

сахар

дрожжи

ножницы

часы

- Ребята, а мы можем изменить имена сущ. ед.числа в первом столбике так, чтобы они стали мн. числа? А наоборот: можем изменить имена сущ. мн.числа в первом столбике так, чтобы они стали ед. числа?

 (нет)

Какой можно сделать вывод?

Вывод: есть имена существительные, которые имеют форму только единственного числа или форму только множественного числа.

-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

(об именах существительных, употребляемых только в ед.ч.  или только во мн. ч.)

-Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение имен существительных, имеющих форму только единственного или только множественного числа.

III. Основная часть.

- Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Перед вами на столах лежат карточки с заданиями. Внимательно прочитайте задание.

а) Работа в парах. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

 Карточка №1

Прочитай слова. В каждом столбике найди лишнее слово. Объясни свой выбор.

грабли

очки

сахар

мёд

санки

 молоко

ножницы

град

 часы

Читает ученик и поясняет задание.

Ответ: сахар (ед.ч.), санки (мн.ч.), град (ед.ч.)

Вывод: молодцы, вы справились с этим заданием.

б) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Если вы слышите существительное, которое имеет форму только единственного числа, то приседаете, если это существительное, имеющее форму только множественного числа – хлопаете над головой.

Молоко, ножницы, мёд, жмурки, часы, каникулы, шахматы, серебро, грабли, мел, очки, санки.

в) Работа с текстом.

- Ребята, продолжаем работу. Возьмите карточку №2. Давайте прочитаем текст. (ученик читает текст)

 Карточка №2

Прочитай текст.

        Предлагаем испечь к чаю печенье. Дрожжи вам не понадобятся. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте по полстакана сметаны и кефира. Добавьте  соды  и  муки.  Замесите  тесто. Сделайте из него фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте к чаю, молокусливкам. Приятного аппетита!

Работа по тексту:

  1. Ребята, что было прочитано: слова, предложение или текст? Почему это текст?
  2. На какую тему текст?
  3. Озаглавьте текст.

Рецепт печенья.

Рецепт пряников.

Выпечка.

Обучающиеся выбирают наиболее подходящий заголовок и объясняют свой выбор.

- Продолжаем работать дальше и переходим к выполнению задания. Давайте прочитаем задание на карточке№2.

Задание:

  1. Выделенные слова поставь в именительный падеж.
  2. Определи число полученных слов и запиши в подходящую группу.

Вывод:

-существительные кефир, сахар, печенье, сметана, сода, мука, тесто, шоколад, молоко  - ед.ч.,

 -существительные дрожжи и сливки мн.ч.

г) Закрепление. Самостоятельная работа. (проверка по цепочке)

Сейчас поработаем в тетрадях. Откройте ваши тетради, запишите дату. Возьмите карточку №3. Положите ее перед собой.

   Карточка №3

Спиши. Определи число имен существительных.

   Масло, сливки, сметана, печенье, молоко, каникулы, дрожжи, санки.

- Что нужно сделать?

Выполнение задания с карточки №3 с последующей проверкой.

IV. Подведение итогов. Выставление оценок.

- Что мы сегодня изучали?

IV. Рефлексия.

На уроке я работал:  активно,   пассивно

Своей работой я:        доволен, недоволен

За урок я:                    устал, не устал

Материал урока мне: понятен,  интересен;       непонятен, неинтересен


Приложение 1

п

ч

 

а

с

С

ж

ы

а

ё

Работа в парах. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

 Карточка №1

Прочитай слова. В каждом столбике найди лишнее слово. Объясни свой выбор.

грабли

очки

сахар

мёд

санки

 молоко

ножницы

град

 часы

Карточка №2

Прочитай текст.

        Предлагаем испечь к чаю печенье. Дрожжи вам не понадобятся. Взбейте два яйца со стаканом сахара. Добавьте по полстакана сметаны и кефира. Добавьте  соды  и  муки.  Замесите  тесто. Сделайте из него фигурки и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте к чаю, молокусливкам. Приятного аппетита!

Карточка №3

Спиши. Определи число имен существительных.

   Масло, сливки, сметана, печенье, молоко, каникулы, дрожжи, санки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена существительные, употребляющиеся только в единственном числе

Предложенный материал поможет учителю систематизировать знания учащихся при изучении существительного и особенно такого явления как существительные, употребляющиеся только в единственном числе....

Разработка урока по русскому языку "Имена существительные мужского рода"

                     Тип урока – урок изучения новой темы...

Конспект урока по русскому языку Имена существительные одушевленные и неодушевленные, 6 класс

Конспект урока по русскому языку "Имена Существительные одушевленные и неодушевленные" (6 класс)  с исполдьзованием ссылок на карточки УЧИ.РУ...

урок 7-Имена существительные употребляющиеся только в единственном числе

Имена существительные употребляющиеся только в единственном числе...

урок 8-Имена существительные употребляющиеся только во множественном числе

Имена существительные употребляющиеся только во множественном числе...