Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему:
    Конспект урока по русскому языку для 6 класса "Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК"

    Мамонова Евгения Анатольевна

    Урок овладения новым знанием. Содержит цель, задачи, планируемые результаты. Имеет следующую структуру: организационный этап, актуализация знаний, формулирование темы и цели урока, мотивация учебной деятельности, ознакомление с новым материалом, закрепление, домашнее задание, подведение итогов и рефлексия.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Фамилия, имя, отчество

    Мамонова Евгения Анатольевна

    Район

    Городецкий

    Место работы

    ГБУЗ НО «Детский санаторий «Городец»

    Должность

    Педагог дополнительного образования

    Общая информация

    Тема занятия

    "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

    Тип занятия

    Овладение новым знанием

    Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

    Цель: познакомить с правилом правописания гласных и и е в суффиксах существительных –ик и –ек и научить применять его на практике.

     Задачи:

    Образовательные: обобщить  знания  по  теме  «Имя существительное»; учиться правильно писать гласные в суффиксах существительных  -ек- и -ик;  различать суффиксы –чик-, -щик-/ -ик-, -ек-.

    Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, орфографическую зоркость, самоконтроль, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков.

    Воспитательные: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения, коммуникабельности.

    Необходимое оборудование

    Компьютер, проектор, экран, колонки, флеш – накопитель.

    Дидактическое обеспечение

    • фрагмент  мультфильма  «В  стране  невыученных уроков»;
    •  раздаточный материал: тест;
    • Учебник  для  6  класса  под  ред.  Ладыженской  Т.А.,  Тростенцовой  Л.А., Баранова М.Т.;
    • рабочие тетради;
    • карточки со словами;
    • записи на доске
    • слайд № 1 «Верно-неверно»;
    • слайд №2 «Лови ошибку»;
    • слайд №3 «Четвертый лишний»;
    • слайд №4  с домашним заданием.

    Планируемые результаты урока

    • личностные
    • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
    • формирование доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению;
    • формирование  навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;
    • Предметные
    • умение грамотно писать слова с суффиксами  –ик и -ек;
    • умение различать суффиксы –чик-, -щик-/ -ик-, -ек-;

    • метапредметные
      (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
    • умение определять цели предстоящей учебной деятельности;
    • способность регулировать свои действия, взаимодействовать в группе;
    • уметь вести учебное сотрудничество в группе и с учителем;
    •  уметь строить речевое высказывание,  использовать информацию для обоснования своего суждения.

    Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

    Устный - фронтальный опрос учащихся, индивидуальный опрос, групповой контроль; письменный – тест.

    Литература и Интернет-ресурсы

    Основная

    • Учебник по русскому языку  для  6  класса  под  ред.  Ладыженской  Т.А.,  Тростенцовой  Л.А., Баранова М.Т.;
    • Поурочные разработки по русскому языку, 6 класс. - М.: ВАКО, 2017

    Дополнительная

    • Я познаю мир. Русский язык./ Сост. Волков С.В.-М.: АСТ,2006;
    • фрагмент  мультфильма  «В  стране  невыученных уроков»– http://www.youtube.com

    Этап урока

    Время

    Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

    Деятельность обучающихся с указанием форм организации

    1.Организационный

    2 мин

    Приветствие педагога.

    Проверка наличия необходимых учебных принадлежностей, отсутствующих.

    -Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с суффиксами, при помощи которых образуются имена существительные. Эти суффиксы можно назвать близнецами, но на письме они отличаются одной буквой. Пока их имена остаются для нас загадкой, я предлагаю вам вспомнить те суффиксы, о которых мы с вами говорили на прошлом уроке.

    Дети приветствуют учителя.

    2. Актуализация знаний по теме «Суффиксы –чик- и -щик- в именах существительных»

    5 мин

    Игра «Верно-неверно»

    1.В существительных, основа которых заканчивается на д, т, з, с, ж, пишется суффикс –ЩИК.

    2.Суффикс –ЧИК имеет два значения: лица и уменьшительное.

    3.Во всех существительных перед суффиксами –ЧИК-ЩИК- пишется ь.

    4.Перед суффиксом –ЧИК буквы к, ц, ч заменяются на т.


    - Тестирование по теме «Правописание суффиксов –чик- и – щик -»

    1.От какого глагола образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом – щик-?

    1. Грузить.

    2. Погонять.

    3. Рассказывать.

    4.Летать.

    2.В каком ряду все слова имеют суффикс –чик-?

    1.Перебеж…ик, спор…ик, налад…ик.

    2. Руб…ик, камен…ик, паром..ик.

    3. Донос…ик, обход…ик, автоответ…ик.

    3. Вставьте пропущенные буквы: сма…ик, обра..ик.

    1. –ЗЧ-

    2. –Щ-.

    4. Найдите слово, в котором перед суффиксом –щик- нужно поставить ь.

    1.Заговор…щик.

    2. Угол…щик.

    3. Угон…щик.

    Ответы детей.

    Код ответов: 2, 4.

    Взаимопроверка.

    Код ответов: 2,3,1,2.

    3. Формулирование темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

    3 мин.

    Проблемная ситуация                         

    - Ребята, вы обратили внимание, что сегодня на доске не записана тема? Определить ее мы попробуем вместе. В этом нам поможет материал для наблюдений.

    -Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое – то правило для их написания или нет.

    ключик                замочек

    -Запишите эти слова.

    -Какой частью речи являются эти слова?

    -Какие корни в словах ключик, замочек?

    -Выделите в каждом слове суффикс и укажите ударный или безударный гласный звук в нём.

    -Сделаем вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах -ик –, -ек –?

    -Кто теперь сможет озвучить тему нашего урока? 

    -Давайте запишем её в свои рабочие тетради.

    -Сформулируйте цели урока, опираясь на формулировку темы. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться …

     

    Записывают слова в тетрадь.

    - Эти слова имена существительные.

     –Ключ-, -замоч-

    –ик, -ек 

    - В суффиксе –ик безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный.

    -  Гласные в суффиксах -ик -ек  надо проверять.

    - Правописание гласных и и е в суффиксах существительных –ик и –ек.

    Записывают.

     - Познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах

    –ек, -ик.

    -Учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек, -ик.

    4. Ознакомление с новым материалом

    15 мин.

    - Посмотрите внимательно на ряд существительных. На какие две группы их можно разделить?

    На доске карточки со словами: кузнечик, сыночка, карманчик,  мячик, орешка, сыночек, кузнечика, мячика, орешек, карманчика.

    - Сравните эти два столбика и придите к выводу, когда пишется е, когда и? Ваши гипотезы….

    - Какой суффикс изменяется?

    - Что произошло с гласной?

    -  Как в русском языке называем такую гласную, которая выпадает при изменении слова?

    - Какое слово здесь лишнее? Почему?

    - Сформулируйте правило: когда пишется е, когда и. Что нужно сделать со словом, чтобы понять какой суффикс выбрать - ек или -ик.

    - Проверим, правильно  ли  мы  озвучили  правило.  Сравним наши  выводы  с  тем, что написано в учебнике.

    -Мы справились?

    -Посмотрим образец рассуждения.

    -Давайте запишем наш вывод в виде свернутого правила (компакта).

    -Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.

    В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс –ик- был прилежным учеником, а его брат, суффикс – ек -, был самым настоящим прогульщиком – вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз когда Е опять убежал, учитель, суффикс - тель-, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе – ек -. И сейчас, когда мы изменяем слова с суффиксом – ек -, гласный Е всегда выпадает, становится беглым.

    Например:

    платочек – платочка - платочки.

    - Подтвердить наше научное открытие поможет мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Вспомните, как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек».

    - Посмотрим фрагмент мультфильма.

    -У Вити было слово – помощник «нет»: замочек – (нет) замочка; ключик – (нет) ключика.

    - На существительные в И.п. и Р.п.

    Дети выходят по одному к доске и располагают карточки в два столбика.

    И.п.                       Р.п.

    кузнечик               кузнечика

    сыночек                сыночка

    мячик                    мячика

    орешек                  орешка

    карманчик                    карманчика

    - Изменяется суффикс –ек.

    - Она исчезла.

    - Беглая гласная.

    - Лишнее слово – карманчик, так как в нем суффикс –чик.

    -Если при изменении формы слова гласный и остается, то его и надо писать в суффиксе –ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать  -ек.

         

    Работа с учебником.

    - Да!

     

     - ек(а)               -ик(а)

                       *        

    Просмотр фрагмента из мультфильма.

    5. Закрепление нового материала

    15 мин

    -На доске записаны слова, вставьте пропущенные гласные в суффиксы имен существительных.

    Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, огурч..к.

    В пр…роде ещё много тайн и секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.

    -Какое значение придают существительным суффиксы ЕК-ИК?

    Физкультминутка. Музыка спокойная.

    А) Гимнастика для глаз

    1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

     2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5).

    3. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1 – 6.

     Б) Для улучшения мозгового кровообращения . Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и.п. (Повторить 3-4 раза. Темп медленный).

    -Ещё раз прочитайте внимательно правило в учебнике.  Составьте с товарищем по парте краткий алгоритм действий, который помог бы вам безошибочно написать слова с суффиксами –ек и –ик.

    -Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами алгоритма, выполним следующее задание «Лови ошибку». Найдите ошибки, исправьте их и доказав правильность своего утверждения, спишите правильно.

    Кармашик, слоник, хвостек, лучик, мячик, вечерочик, орешик.

     - Работаем по закреплению знаний дальше.

    Игра « Четвертый лишний»

    - Найдите четвертое лишнее слово. Поясните свой выбор.

    1) Перчик, пальчик, огурчик, помидорчик;

     2) Ящик, мостик, коврик, карандашик.

     - Чему учит это задание?

      Работа в парах  в тетрадях с последующей проверкой у доски

    - Суффиксы –ек, -ик имеют уменьшительно – ласкательное значение.

    Выполняют упражнения для расслабления глаз и улучшения мозгового кровообращения.

     

    Ответы 3-х учеников. Выбор самого правильного и краткого алгоритма.

    Запись его в тетрадь.

    ШАГ 1. Определяем, от чего образовано слово. Действительно ли там суффикс ЕК или ИК?

     ШАГ 2. Поставим существительное в форму Род. падежа.

     ШАГ  3.  Если  гласная  суффикса  не  выпадает,  то  пишем  ИК; если  выпадает  –  то  ЕК .

    Хвостик, вечерочек, орешек.

    Фронтальная работа.

    - Помидорчик, суффикс – чик.

    -Ящик, -ик входит в состав корня.

    - Прежде чем применять правило, следует верно выделить морфему.

    6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    2 мин.

    - Ваше домашнее задание будет связано с творчеством: напишите сочинение миниатюру на тему «Планета крошечных человечков», используя слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Опишите кого вы встретили на планете крошечных человечков, что увидели.

    Списывают со слайда домашнее задание.

    7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

    3 мин.

    -  Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?

    - Какое значение придают существительным суффиксы  -ек, -ик?

    - От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

    Закончите предложения:

    Сегодня на уроке я узнал…

    Теперь я умею…

    Вызвало затруднение…

    Достигли ли мы целей урока?

    - Верно выделить корень.

    - Суффиксы –ек, -ик имеют уменьшительно – ласкательное значение.

    -  Если при изменении формы слова гласный и остается, то пишем –ик, а если гласный исчезает, то надо писать  -ек.

    Ответы детей.

    -Да!



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку для 6 класса "Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных"

    Предлагаемый конспект содержит объяснение нового материала по теме "Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных", а также серию упражнений для закрепления. Материал урока предназначен для всех учит...

    Планы-конспекты уроков по русскому языку для 6 класса

    планы-конспекты уроков содержат цели и задачи урока, содержание материала...

    конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему"Отрицательные местоимения"

    Урок составлен с использованием личностно-ориентированной технологии...

    конспект урока по русскому языку для 6 класса на тему"Различение на письме суффиксов к и ск"

    На данном  уроке   разрабатывается   алгоритм определения разряда имён прилагательных...

    Конспекты уроков по русскому языку (Н и НН в суффиксах прилагательных, Стили речи)

    2 урока, посвященные стилям речи и изучению орфограммы "Н и НН в суффиксах прилагательных"...

    Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»

    Конспект классического урока по русскому языку по теме  «Одна и две буквы  Н в суффиксах прилагательных»...

    Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме « Н - НН в суффиксах прилагательных»

    Конспект урока по русскому языку для 6 класса по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»...