Формы диагностики результатов учебной работы учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
статья по русскому языку (5 класс) на тему

В данной статье представлены различные диагностики результатов учебной работы учащихся на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx19.84 КБ

Предварительный просмотр:

         Формы диагностики результатов учебной работы

    обучающихся на уроках русского языка и литературы

                                  (из опыта работы)

Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№5

       им. П. Д. Киселёва г. Каменки Гиясова Н.А.

         Диагностика определяет и констатирует уровень обучения школьников русскому языку и литературе и определяет мониторинг качества процесса обучения русскому языку и литературе и при необходимости корректирование содержания или формы организации этого процесса.

         Главная задача диагностики уровня обученности – своевременное выявление конкретных пробелов в знаниях учащихся и установление причин их появления, точная и объективная оценка знаний, умений и читательских  навыков и определения системы мер по коррекции образовательного процесса.

       Эффективность диагностической работы по русскому языку и литературе во многом зависит от четкости целевых установок контроля, от отбора заданий и их разнообразия, от разнообразного сочетания заданий воспроизводящего и творческого характера, от внутрипредметной системности и своевременной и целенаправленной работы по ликвидации выявленных пробелов и их причин.

       Какие формы контроля подразумевает диагностика?

1. Предваряющий (входной) контроль – служит выявлению уровня знаний и развития учащихся; исполняется перед изучением нового раздела с целью выявления базовых знаний, умений, уровня интереса, имеющегося опыта.

2. Текущий контроль – проводится в процессе изучения темы, является элементом многих уроков.

3. Периодический (этапный, рубежный) – целесообразен после изучения крупной темы или раздела.

4. Итоговый – проводится после изучения курса или в конце определенного этапа изучения.

        Каждый вид контроля подразумевает определенные формы диагностики.

       Прежде всего, в своей работе я пользуюсь алгоритмом деятельности по организации диагностики уровня обученности учащихся.

       Одним из эффективных средств диагностики обученности является тест.

       Тест – это контрольно-тренировочное задание (или система заданий) в письменной форме, которая характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результатов и позволяет выявить уровень языковой или речевой компетентности тестируемых. Преимущества тестирования известны: это стандартизированность заданий, быстрота проведения работы и лёгкость её оценки, возможность охватить тестированием большие группы учащихся.

       В своей педагогической практике к тестовой форме проверки знаний обращаюсь на уроках русского языка и литературы и выстроила следующую структуру работы для учащихся.

      1.Диагностирующие тесты, выявляющие уровень знаний по теме, разделу.

       2. Подготовка к выполнению тестовых заданий:

- изучение (повторение) орфограммы или пунктограммы;

- многократное проговаривание и решение данной орфографической задачи через системы заданий;

- составление сводных таблиц, опорных конспектов;

- применение алгоритма;

- тренировочные обучающие тесты, выполняемые коллективно с обязательным комментированием;

- тренировочные обучающие тесты с последующей самопроверкой по ключу;

- выявление проблемных вопросов и коррекционный тест (т.е. тест, построенный на типичных ошибках учащихся).

       3. Контрольный тест.

       4.Анализ контрольной тестовой работы.

       5. Самостоятельная работа учащихся по устранению пробелов.

       Тесты могут быть как обучающими, так и контрольными.

       Считаю, что при  изучении определенной темы и тест должен быть обучающим. Здесь необходимо выявлять пробелы в знаниях учащихся и работать над их ликвидацией. Например, обучающий тест  «Умение работать с текстом». Заполняю «Лист наблюдения за ходом выполнения школьниками диагностических заданий». Затем заполняю «Лист для статистической обработки результатов диагностики учебного умения работать с текстом».  Потом составляю диаграмму «Уровень сформированности учебного умения работать с текстом».

       После анализа тестовой работы и работы над ошибками провожу повторный тест с другим текстом.

       Чтобы узнать и зафиксировать реальный уровень подготовки по русскому языку, целесообразно ежегодно проводить тестирование в декабре и апреле в 5-, 7-, 9- классах. Декабрьская диагностика отражает уровень усвоения образовательных стандартов:

- в 5-м классе – на основе базовых знаний, полученных в начальной школе;

- в 7-м классе – на этапе завершения курса орфографии;

- в 9-м классе – на момент завершения курса основной школы.

       Цель апрельского тестирования – выявить степень усвоения материала, заложенного в декабрьских тестах и изученного позже.

       Систематическое рубежное тестирование дает возможность узнать, насколько хорошо усвоены отдельные темы и позволяет более точно скорректировать работу по повторению и закреплению правописных и коммуникативных навыков, подготовить учебный материал.

       Диагностика уровня обученности учащихся по литературе, прежде всего, сориентирована на определение и оценку уровня знаний, умений и навыков школьников.

       Формы диагностики уровня обученности по литературе могут быть следующие:

       5 класс – мониторинг навыков и техники чтения; письменный развёрнутый (аргументированный) ответ о произведении.

      6 класс - письменный пересказ узловых сцен и эпизодов изученных произведений, составление цитатного (подробного) плана.

       7 класс – изложение на основе литературно-художественных текстов; характеристика главного героя произведения.

       8 класс -  сочинение по данному началу; сравнительная характеристика героев, отзыв о прочитанном произведении.

       9 класс – анализ данного текста, изложение с творческим заданием.

       10 класс – сочинение по изученному произведению, анализ данного текста.

       11 класс – анализ стихотворного текста.

       Работая по данной теме, определенный практический материал наработан: тестовые задания по курсу «Русский язык» 5-11 классы; создан банк тестовых заданий, использованных на центральном тестировании за последние 5 лет; итоговые тестовые задания по литературе 5-11 классы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Совершенствование монологической речи учащихся на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

Развитию связной речи учащихся сегодня придается особое значение, поскольку оно является непременным условием успешного формирования интеллектуальной личности. Совершенствование монологической ...

Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы. (Из опыта работы)

Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех...

Современные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Современная школаСовременные технологии, формы, приемы в организации учебной деятельности учащихсяПроблема образования - одна из актуальных и наиболее обсуждаемых в обществе проблем. Уже само словосоч...

Статья "Игрофикация как средство активизации учащихся на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы)

Данная работа посвящена игровым технологиям на уроках русского языка и литературы. Показано, что игровые технологии являются действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умстве...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы ( из опыта работы)

Методы и приемы активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы....

"Система оценивания предметных и метапредметных результатов обучающихся на уроках русского языка и литературы" (из опыта работы учителя).

Сложившаяся в школе привычная отметочная система оценивания  не всегда способствует формированию внутренних мотивов учебной деятельности, так как является внешним фактором, зачастую навязанным са...

Выявление и развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)

В ряд основных задач на уроках я ставлю перед собой задачу научить мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, анализировать ответы сверстников, принимать участие в спорах по тем или ины...