Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы ( из опыта работы)
статья по литературе

Батлук Светлана Александровна

Методы и приемы активизации познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti.docx29.59 КБ

Предварительный просмотр:

 Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы (из опыта работы).

        Активизация познавательной деятельности   - это процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению. Это главный путь повышения эффективности педагогического процесса.  Основной задачей активизации является формирование активности учащихся, усиление, стимулирование умственной деятельности школьников в целях повышения качества знаний по изучаемым предметам.

Как правило, в учащиеся одного класса находятся на разных уровнях познавательной активности.

                  Первый уровень – воспроизводящая активность.

Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»

Второй уровень – интерпретирующая активность.

Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях.

Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.

Третий уровень – творческий.

Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.

Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы.

В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и  самостоятельность учащихся.

Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:

  • отстаивать свое мнение;
  • принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
  • ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
  • рецензировать ответы товарищей;
  • оценивать ответы и письменные работы товарищей;
  • заниматься обучением отстающих;
  • объяснять более слабым учащимся непонятные места;
  • самостоятельно выбирать посильное задание;
  • находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
  • создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
  • решать познавательные задачи путем комплексного применения  известных им способов решения.

В своей работе  на разных этапах работы я использую разные приемы активизации познавательной деятельностью.

 Приемы активизации познавательной  деятельности учащихся на этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу

  • Прием «Подумай и ответь». Перед началом изучения новой темы или раздела ученикам выдается перечень вопросов, заданий, для решения которых, помимо знаний учебного материала темы, требуются смекалка, интуиция, творческое, нестандартное мышление. Лучше вывесить  эти вопросы, задания в  классе  на специальном стенде. Учеников, выполнивших задание правильно, нужно простимулировать оценкой.

  •  Прием новизны – включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов из истории языка, литературы.  При повторении падежей, прошу определить падеж слова  «старче»  в предложении «Что тебе надобно, старче?». Рассказываю о звательном падеже. 

  • Прием  «Эмоциональная завязка».   В качестве такой завязки могут быть интересный факт биографии писателя; необычный пример, яркая цитата и т.д. Такая завязка должна быть тесно связана с темой урока. Например, при изучении рассказов А.П.Чехова перечисляю все его псевдонимы.

  • Прием толкования значения слова – в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова.  При изучении рассказа Платонова «Юшка» прошу учащихся объяснить значение слова «юродивый». При затруднении обращаюсь к толковому словарю. Выясняется, что у слова два значения. В каком значении используется  слово в рассказе? Ответ на этот вопрос становится итогом урока.

  • Прием использования ключевых вопросов

 В начале урока на доске записываются те вопросы, на которые в конце урока учащиеся должны дать ответ самостоятельно.  Организовав таким  образом свое  внимание, даже слабые учащиеся могут сформулировать основные выводы по  уроку.

Приемы активизации познавательной  деятельности учащихся на этапе объяснения новых знаний

  • Создание проблемной ситуации.

Каждому ученику, даже самому слабому, приятно стать первооткрывателем и испытать радость от успеха. Создание проблемной ситуации стимулирует мыслительную деятельность учащихся. На уроках  русского языка стараюсь, чтобы учащиеся  в процессе наблюдения, выявили закономерности написания слов и сформулировали орфографическое правило.

     Таким образом, учащиеся получают новые знания не в готовых формулировках, а в результате собственной активной познавательной деятельности.

  • Создание  алгоритма применения правила.

Для построения алгоритма применения правила  нужно знать  наиболее рациональный способ  применения правила. Рациональным способом решения владеют самые способные учащиеся. Лишь они могут выполнить эту работу самостоятельно. Для остальных учащихся такой алгоритм будет служить образцом деятельности. Алгоритмы можно составлять и коллективно.

  • Работа с опорными конспектами, схемами.

Среди учащихся можно выделить две крайние группы: хорошо запоминающие и плохо запоминающие учебный материал. Хорошо запоминающие ученики владеют рациональными способами запоминания (ассоциации, выделение опор, смысловая группировка).

Плохо запоминающие ученики не умеют сосредотачивать усилия на работе, они интеллектуально пассивны, их способы обработки материала бедны. Такие учащиеся имеют     привычку всё заучивать путём неоднократного повторения.

Опорный конспект или схема   облегчает   восприятие  темы,   её  понимание и запоминание. Ответ с опорой на схему помогает развивать слабым учащимся   речь, они  чувствуют себя увереннее у доски. Учащиеся, способные к самостоятельному обобщению материала, могут самостоятельно создавать  опорные конспекты по теме.

  • Использование банка ЦОР в качестве иллюстративного материала. Создание собственных ЦОР. В 9-х классах на уроках русского языка был проведен конкурс презентаций по теме «Выразительные средства русского языка». Сейчас учащиеся 7 класса начали работу над созданием презентации «По литературным местам России», которые будут прекрасными дополнениями  к урокам при изучении биографии писателей.  

 Приемы активизации познавательной деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала.

  • Дифференцированные задания

 Для обучения принцип организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося имеет исключительное значение. Мною реализуется через систему карточек с заданиями разных уровней сложности. Работаю не только над содержанием заданий , но и над их формулировками . «Определить часть речи, указать, что оно обозначает, как изменяется , каким членом  является в предложении»- вариант для  уровня А. «Определить часть речи, указать общее грамматическое значение, его морфологические признаки и синтаксическую роль» - вариант для уровня В. «Произвести морфологический разбор слова» -вариант для уровня С.

  • Взаимообучение

Обучение в парах, проговаривание правила соседу по парте, взаимодиктанты  помогают сильному учащемуся актуализировать  и развивать свои знания, слабому и застенчивому снять напряжение во время ответа.

  •  «Хитрые» вопросы, вопросы на «5».

Особую активность у детей вызывают не совсем обычные вопросы. Е.И. Ильин назвал их вопросами-чудинками, чаще же их называют « хитрыми». Уже сама фраза «А сейчас я задам вам «хитрый» вопрос» вызывает оживление в классе, это и  ожидание  подвоха, и соревновательный момент, и желание выделиться. Например, при изучении темы «Одушевленные существительные» задаю такой вопрос:

« Как вы думаете, существительное «мертвец» одушевленное или неодушевленное?».  Вопросы на «5» не содержат подвоха и проверяют общую эрудированность  и глубину знаний учащихся. За правильный ответ ставится отличная отметка.

  • Исследовательская деятельность.

 Исследование как один из методов преподавания литературы  можно успешно применять на всех этапах обучения литературы с 5 по 11 класс.

Например, изучается пушкинская “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”. Задаю вопрос: «Как называется сказка из зарубежной литературы, которая нам напоминает сказку А..С.Пушкина? Кто ее автор?» Обычно ребята называют  эту сказку «Белоснежка и семь гномов» братьев Гримм. Предлагаю перечитать сказку дома, а  на следующем уроке мы выясняем, чем различаются  сюжеты этих сказок,  чем можно объяснить различие  в поведении главных героинь в конце сказок?

    Организация исследовательской работы у старшеклассников открывает для учителя новые горизонты. Эту работу мы практикуем и при изучении теории и истории литературы, и при анализе художественного текста. Обычно начиная анализ стихотворений, учу ребят внимательно вчитываться в текст, идти от детали к смыслу, обращать внимание на дату написания,  на историко-литературный комментарий,  учу видеть, какие взгляды на жизнь  нашли отражение в данном произведении.

Мои ученики ежегодно выступают на школьной научно-практической конференции «К вершинам знаний»

        Темы исследовательских работ никогда не навязываю учащимся, они рождаются на уроке, в процессе изучения темы, выполнения упражнения. Так при повторении темы «Правописание приставок пре- и при- » учащихся заинтересовало правописание слов с приставками, имеющими затемненное  значение. Учащиеся обратились к этимологическому словарю, подобрали слова, в которых значение приставки можно объяснить с точки зрения исторического деления на морфемы и оформили свою работу в виде презентации «Наш помощник – этимологический словарь».

Тема исследовательской работы «Что общего между словами текстиль и текст?» возникла при изучении темы «Текст» на уроках  Русской речи» в 5 классе и затрагивает область двух предметов русского языка и технологии.

Тема коллективного проекта «О чем могут рассказать фамилии?» стала продолжением работы над упражнением №389 учебника УМК под  ред. Бабайцевой «Докажите, что  фамилии Гагарин, Пушкин, Кольцов, Виноградов когда-то давно были прилагательными».  

Задание «Лингвистический эксперимент» использую на уроках русского языка. Его суть заключается в том, что ученики изменяют  текст, предложение и делают вывод о том, что достигается путем этой замены.

  • Творческие задания.

Творческие задания могут быть самыми разнообразными, главное, чтобы у детей был выбор. При изучении стихов в среднем звене даю задание нарисовать иллюстрацию к стихотворению (словесно или красками), написать сочинение «Мое восприятие стихотворения» и красочно оформить его. «Составить карту местности сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». Ученики могут и показать знание текста и проявить свои творческие способности. На уроках  практикую инсценирование  произведений.

  • Дидактические игры.

 При изучении УНТ в 5 классе использую игру «Мы  ученые-фольклористы». Учащиеся  проводят опрос родственников, знакомых и с их слов записывают несколько произведений УНТ малых жанров, свой материал  представляют на специальных карточках. На основе собранного материала можно оформить рукописный сборник или стенгазету.

  • Элементы состязательности

Разнообразные диктанты «Кто больше», «Кто быстрее», «Кто внимательнее» и т.д.

 Приемы активизации познавательной активности учащихся на  этапе оценки работы учащихся на уроке.

  • Самоконтроль

Навыки самоконтроля и саморегуляции являются важнейшими для развития  самостоятельности учащихся. Развивают самокритичное отношение к  труду, снимают боязнь получения неудовлетворительной оценки.

  • Рецензирование ответа учащегося. Предварительное задание классу перед устным индивидуальным опросом активизирует внимание учащихся.

 Для рецензирования учащиеся используют  правило «5П», в котором кратко излагаются требования к отличному ответу:  правильность, полнота, последовательность ответа, примеры, правильное речевое оформление.

  • Прием «Даю шанс».

 Применяю в работе со слабыми учащимися. Небольшие письменные проверочные работы, написанные на «2», можно переписать на консультации по предмету. Важно простимулировать ученика еще раз просмотреть материал, тщательно подготовиться к повторной работе, так как языковой материал будет другим. Иногда иду навстречу и сильным ученикам, но они знают, что если повторно работа будет написана на более низкую отметку, то в журнал будет выставлена именно она.

  • Домашние задания

Давать разнообразные домашние задания: дифференцированные, по выбору, творческие. При этом могут проявить себя учащиеся тихие, незаметные на фоне более активных.

Речевые приемы  управления  вниманием как способ активизации познавательной деятельности учащихся

  • Сигнальные фразы.

В  ходе урока использую речевые, так называемые сигнальные фразы, с помощью которых повышается внимание класса.  Например, говорю: «Интересно, понятно ли вам будет то, что я сейчас изложу?» или «Сейчас я сообщу вам факт, который должны запомнить на всю жизнь». Можно и не отвечать на вопросы, а просто излагать дальнейший материал. Фраза сказана, сигнал сработал: вызвал повышенное внимание. Важно использовать эти фразы постоянно .

  • Вопрос учащегося

Попросить учащегося сформулировать вопрос по изучаемой теме отвечающему  в качестве дополнительного задания.

  Ответ на вопрос можно вызубрить, угадать, наконец, а вот «хороший» вопрос не всякий может задать.

  • Снятие эмоциональной напряженности

Для снятия наступившего состояния целесообразно привести остроумный пример, анекдотический случай, каламбур.  Как правило, внимание после этого восстанавливается. Лучше, если смешные эпизоды будут  как-то связаны с содержанием занятия. При изучении повести Н.В.Гоголя напоминаю учащимся «Кстати,  у самого Н.В.Гоголя был  «выдающийся» нос, который он как раз и отморозил, когда ехал в Санкт-Петербург  на службу».

  • Преднамеренное введение ошибки.

          В начале занятия  предупреждаю  учащихся  о  том, что я намеренно сделаю ошибку, чтобы проверить их внимательность.  Это вызывает повышенный интерес учащихся к уроку . Прием особенно эффективен, если ученика простимулировать оценкой.

Разнообразие форм работы как способ активизации познавательной деятельности учащихся

Чтобы  уроки не были похожи друг на друга  важно использовать  их разные виды

  •  Защита творческих проектов. Тема: «Литературные места России». Форма работы: групповое составление коллажей в виде презентаций  с последующей их  защитой.

  • Интеллектуальные игры. «Игра Что? Где? Когда?» по мифам и легендам Древней Греции, «Своя игра» и др.  Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией.  В игре  принимается во внимание природная эмоциональность детей.

  • Семинар с элементами дискуссии. Среди наиболее эффективных форм проведения семинара с точки зрения активизации  учащихся является  семинар с элементами дискуссии. Современный семинар не может обходиться без дискуссии.
  • Интегрированные уроки.

 Позволяют взглянуть на литературное произведение с новой стороны, глубже понять его смысл, получить эмоциональные переживания. При изучении повести Пушкина «Метель» использую музыку Свиридова к кинофильму «Метель».  Даю задание: « Сопоставьте части музыкального произведения с композицией литературного. Что вы видите общего? Как нарастает напряжение в музыкальном  и литературном произведениях?  Если бы каждый  музыкальный инструмент   озвучивал  голос  литературного героя,  как бы вы распределили роли?» Задание специфическое, требует  особых знаний музыки, при его выполнении опираюсь на детей , посещающих музыкальную школу, но при повторном прослушивании музыки  замирает весь класс.

Внеурочная  деятельность

  • Олимпиады
  • Творческие конкурсы
  • Школьная научно-практическая конференция
  • Внеклассные мероприятия
  • Дни науки в школе

Таким образом , мы видим, что успешное формирование   познавательной активности   зависит от уровня мастерства учителя, его творческого подхода к  делу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемность в обучении - один из приёмов активизации познавательной деятельности учащихся нат уроках русского языка и литературы

Статья для учителей русского языка и литературы  "Проблемность в обучении - один из приёмов активизации   познавательной деятельности  учащихся нат уроках русского языка и литерату...

Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями совреме...