Проблемные вопросы обучения изложению. Сжатие текста.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (7, 8, 9 класс) на тему

Родионова Валентина Николаевна

Проблемные вопросы обучения изложению. Этапы работы над сжатым изложением. Методика работы с текстом при написании сжатого изложения в 7-8 классах. Методические рекомендации по использованию приемов сжатия текста при написании сжатого изложения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:


Проблемные вопросы обучения изложению.

Сжатие текста. 

   Овладение ребенком письменной речью вообще и связной письменной речью в частности является значимым обретением в его речевом развитии. Письменная речь имеет большое значение для умственного развития, она «вводит ребенка в самый высокий абстрактный план речи, перестраивая тем самым сложившуюся психическую систему устной речи».

   Важнейшим этапом уроков по развитию речи является обучение учащихся созданию собственных высказываний, отвечающих требованиям правильности, стилевой адекватности, точности, богатства и выразительности. Этот аспект работы называется развитием связной речи.

   В методике связная речь, высказывание – это и речевая деятельность, и продукт этой деятельности – текст, речевое произведение. Вся работа по развитию речи,  в конечном счёте, подчинена главной цели – приобретению учащимися коммуникативной компетенции.

   В методике развития речи приято различать понятия «правильная речь» (это речь, соответствующая нормам литературного языка) и «хорошая речь» (речь коммуникативно-целесообразная, точная, богатая и выразительная). Целенаправленная работа в этом направлении осуществляется в двух аспектах:

1) анализ готового текста;

2) воспроизведение, трансформация и информационная переработка готового текста.

   Изложение является традиционным методом работы по развитию речи учащихся и служит формированию навыков аудирования, запоминания, воспроизведения текста и обогащению словаря и грамматического строя речи учащихся, а также развитию речемыслительных механизмов, тренировке памяти, закреплению и проверке правописных умений и навыков.

   В 9-м классе изложение – это основной вид деятельности, оцениваемый при аттестации учащихся.

   Сжатое изложение считается наиболее трудным видом деятельности. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств.

   Сжатое изложение должно быть коротким по форме, но не бедным по содержанию. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом. При обучении сжатому изложению формируются следующие коммуникативно-речевые умения:

·  умение отобрать в исходном тексте основное (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);

· умение сокращать текст разными способами;

· умение правильно и логично излагать свои мысли,

·  умение точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

 

Задание части 1  экзаменационной работы  (С1) заключалось в написании сжатого изложения по прослушанному тексту.  Без этого вида работы невозможно представить систему развития речи в современной школе. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности на правописных нормах, но отбора существенной информации, структурирован-ного восприятия содержания текста. Иными словами, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не только репродуктивные, но и продуктивные коммуникативные умения, в частности умение отбирать лексические и грамматические средства, необходимые для связной и краткой передачи полученной информации. 

    Основными условиями успешного выполнения речевой задачи,  связанной со сжатием информации, являются:

• умение слушать, т. е. адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в прослушанном тексте, и полноценное понимание исходного текста. Если текст не понят, неопределенно, что в нем главное, а что второстепенное, то работа представляет собой случайное, хаотичное удаление из исходного текста тех или иных элементов;

• владение навыками сокращения текста;

• умение письменно передавать обработанную информацию.

  Анализ экзаменационных работ показывает, что у выпускников 9-х классов недостаточно сформирован комплекс умений, необходимых для написания сжатого изложения:

- школьники не всегда могут правильно выделить главную информацию исходного текста (все основные микротемы) и передать ее без искажений;

- актуальна проблема, связанная с неадекватным восприятием содержания текста при аудировании, с неумением связно и последовательно излагать свои мысли.

- девятиклассники,  передавая содержание прослушанного текста,  часто искажают его,  подменяя одну или несколько авторских микротем собственными.  Встречаются также пропуски микротемы.  Это свидетельствует о том, что экзаменуемыми недостаточно освоены критерии выделения главной и второстепенной информации, а также приемы сжатия текста. Именно поэтому сокращения, которые экзаменуемые производят в исходном тексте, часто имеют случайный, субъективный характер и приводят к искажению авторского замысла.

     Таким образом, следует отметить, что большое значение   имеет формирование умения определять в тексте наиболее важные с содержательной точки зрения опорные слова, анализировать их структурно-смысловые связи. Следует отрабатывать у учащихся умение членить текст на смысловые части,  т. е.  определять не только его главную тему,  но и микротемы.  Нужно объяснить ученикам, какая информация текста является главной, а какая – второстепенной, и добиваться того, чтобы ученики научились распознавать ее на слух. Наконец, чтобы успешно справиться с задачей, ученики должны овладеть основными приемами сжатия текста.

   Сжатое изложение требует не просто мобилизации памяти школьника, сосредоточенности его на правописных нормах, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, выделять в них главное, отсекать второстепенное. Иными словами, сжатое изложение побуждает учащихся выполнить информационную обработку текста. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения, и, прежде всего, умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию.

    Предполагается, что учащийся может использовать различные приёмы компрессии исходного текста – содержательные и языковые.

   Среди содержательных приёмов компрессии текста основными являются:

- разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

- свёртывание исходной информации за счёт обобщения (перевода частного в общее).

     К основным языковым приёмам компрессии исходного текста относятся:

1. Замена:

-  замена однородных членов обобщающим наименованием; замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

- замена предложения или его части указательным местоимением;

- замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

- замена сложноподчинённого предложения простым.

2. Исключения:

- исключение повторов;

- исключение фрагмента предложения;

- исключение одного или нескольких синонимов.

3. Слияния:

-  слияние нескольких предложений в одно.

     Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике работы над текстом. При подготовке сжатого изложения значима роль работы по сокращению текста. Традиционно она проводится в форме беседы, в которой учащиеся решают, какая часть текста или предложение особенно важны для выражения главной мысли, какую часть можно выпустить, содержание какой части передать одним предложением и каким, то есть определяют способ сжатия текста. При сокращении текста более эффективны приемы по выделению в каждой микротеме опорных слов. По ним можно легко восстановить основное содержание текста.

     Итак, главная задача сжатия изложения – научить детей кратко, в обобщенной форме освещать описанные в тексте факты, явления или события, глубже вдумываться в содержание произведения, вычленять наиболее важный материал, самостоятельно подбирать слова и синтаксические конструкции [Борисенко, 2008:4].

 

Методика работы с текстом при написании сжатого изложения в 7-8 классах

В авторской работе Е.А. Гордиенко есть примерная схема подготовки детей к написанию изложений:

I этап – предварительная беседа и выявление знаний учащихся по теме. Школьники знакомятся с содержательной частью подготовительного материала (картина, опорные слова, текст и др. – в зависимости от вида работы).

II этап – анализ предъявленного материала.

III этап – составление плана или обсуждение готового плана.

IV этап – словарно-фразеологическая работа. Во время словарной фразеологической работы против каждого пункта плана можно записать слова и выражения, образно раскрывающие тему.

V этап – пересказ по некоторым пунктам плана.

В монографии Е.А. Гордиенко говорится о нецелесообразности составления учащимися полного устного пересказа по всем пунктам плана. Лучше отрабатывать начало рассказа, которое всегда затрудняет детей.

VI этап – самостоятельное написание учащимися изложения. Поскольку в начальной школе все творческие работы являются обучающими, детям разрешается пользоваться орфографическими словарями, рабочими тетрадями, в которых они на предыдущих уроках записывали слова и выражения по теме.

VII этап – самопроверка, саморедактирование.

Написание изложения предполагает “включение” целой системы умений учащихся, реализуемых и формирующихся в процессе различного рода письменных и устных речевых упражнений:

· умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту;

· отличать связное высказывание от набора отдельных предложений;

· определять тему высказывания;

·  соотносить заглавие и содержание текста;

· выбирать среди данных заголовков наиболее точный;

· определять границы предложений и порядок следования предложений в тексте и в каждой его структурной единице;

· находить некоторые средства межфразовой связи, а затем и использовать их. Известно, что умения и навыки связной речи при их спонтанном развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе. Над формированием этих умений и навыков необходима специальная работа.

 

Рекомендуется использовать предложенные разнообразные подготовительные специальные упражнения с комплексом игровых ситуаций:

Формирование связной речи

· преобразование предложений по сюжетным картинкам;

· договаривание предложений по предметным картинкам;

· договаривание предложений по демонстрации действий с картинками на панно;

· преобразование деформированной фразы;

· самостоятельное составление предложений по опорным картинкам;

· постановка вопросов к сюжетной картинке;

· полные ответы на вопросы по содержанию сказки, рассказа (составляя фразы из 3-5 слов);

· объединение фраз в рассказики с наглядной опорой (в виде натуральных объектов и действий с ними);

· составление предложений к каждой картинке из серии;

·  инсценирование отрывка из сказки, рассказа;

·  заучивание отрывков из стихов;

· пересказ отрывка с опорой на предметные картинки;

· словесное рисование картин к прочитанному отрывку;

· развитие диалогической речи (ответы на вопросы);

· пересказ по цепочке с опорой на картинки;

· составление предложений по опорным словам;

· составление предложений на определенную тему;

· работа над пословицей;

· сравнение, сопоставление небольшого текста и предложений не связанных по смыслу;

·  поиск соответствующего понятия и развертывание монологической речи “Беседа по теме”;

· найти подписи из текста к иллюстрациям;

· пересказ прослушанного рассказа путем договаривания предложений;

· формирование умений устанавливать смысловые отношения между смежными предложениями;

· использование распространенных повествовательных и вопросительных предложений;

·  выделение в тексте начала, середины и концовки;

· воспроизведение текста по данному началу, середине или концовке по плану и опорным словам;

· придумывание к рассказу начала или конца;

· озаглавливание текста;

· коллективное составление плана прослушанного рассказа;

·  использование графических моделей и символов;

· определение учащимися, какой части не хватает в тексте.

 

Лексико-грамматические упражнения

· словообразование и употребление относительных прилагательных;

· словообразование родственных слов;

· употребление в речи синонимов;

· подбор действий к сюжетным картинкам;

· подбор признаков;

·  обогащение лексики родственными словами;

·  обогащение лексики антонимами;

·  образование относительных прилагательных (по материалу, способу изготовления, сезону);

·   упражнения в употреблении в речи сложноподчинённых и сложносочинённых предложений;

· комментированное письмо;

·  редактирование текста;

·  нахождение более точного значения слова для предложения (используя “Словарь синонимов”, “Словарь антонимов”, “Толковый словарь”) и их активизация в речи;

·  исправление допущенных лексических ошибок;

· составление предложения – толкование нового слова, его запись, составление словосочетаний с изучаемым словом;

· составление предложений по вопросам;

· написание свободных диктантов;

· восстановление деформированного текста;

· деление текста, напечатанного без заглавных букв, сигнализирующих о начале предложения, и без знаков препинания в их конце, на предложения на основе смысла и грамматических связей;

·ступенчатое, по вопросам, распространение данного небольшого предложения;

· “обратное” упражнение – сокращение предложения до возможного предела;

· упражнения, дающие представление о многозначности слова;

· коллективная запись рассказа по частям (под руководством учителя).

    Данная система упражнений способствует развитию операций деления целого текста на части: выделению начала, конца высказывания, выяснению важности каждой выделенной части, формированию лексико-грамматических средств языка, а также развитию произвольного внимания, памяти, работоспособности, позволяет выделить определенные этапы в овладении учащимися речевыми умениями.

  

Проверка и анализ изложений

   Проверка и оценка работ – особый этап в деятельности учителя. Задача учителя не может быть ограничена исправлением ошибок, их подсчетом и выставлением оценки. Важно увидеть и отметить достоинство работы, удачи и находки.

   Все изложения носят обучающий характер. Это необходимо помнить и при проверке ученических работ.

    В соответствии с действующими нормами оценки за изложение так же, как и за сочинение, ставятся две отметки:

- первая – за содержание и речевое оформление работы.

- вторая – за правильность речи с точки зрения грамматических, орфографических и пунктуационных норм.

   При оценке содержания подробного изложения учитывается, насколько полно раскрыта тема и основная мысль исходного текста, нет ли отступлений от содержания и композиции авторского текста. При проверке выборочного изложения полнота раскрытия темы и основной мысли должна рассматриваться не в сопоставлении: исходный текст – изложение, а с позиции полноты отбора на заданную тему и наиболее целесообразного его объединения в новый текст. При оценке содержания сжатого изложения следует исходить из того, насколько точно, полно ученик сумел выбрать из текста главное и воспроизвести отобранное в нужной последовательности, используя языковые средства обобщенной передачи информации. Оценивая изложения с творческим заданием необходимо учитывать, как справился ученик с созданием микротекста данного типа.

   Речевое   оформление изложения предполагает богатство, точность, выразительность использования языковых средств с учетом особенностей ситуации общения. В хорошем изложении не только правильно и полно раскрывается тема текста, но и осмысливается и передается соответствующими языковыми средствами авторский замысел.

Особо следует сказать об исправлении ошибок. Изложение – творчество ученика, и оно требует к себе самого бережного отношения. На полях должны были отмечены не только ошибки, недочеты, но и находки, удачи юных авторов. (Спросить не только об ошибках, но и за что у тебя на полях плюс с восклицательным знаком? Чтобы закрепить этот успех )

Проверка изложения дает учителю богатый материал для размышлений. Что удалось ученикам и что вызвало затруднения? Почему? Над чем следует поработать еще? Насколько оказалась оправданной избранная учителем система подготовки к изложению. Какие коррективы следует внести в дальнейшее обучение.

После проверки и оценки работ готовятся материалы для анализа изложений и совершенствования написанного. Урок анализа изложений (как и сочинений) в школьной практике считается одним из самых сложных.

Урок анализа изложения призван решать три основные задачи:

1. Развивать языковое чутье ученика, воспитывать внимание к содержанию и речевому оформлению текста;

2. Формировать умение совершенствовать написанное (улучшать свой текст);

3. Готовить к более успешному выполнению последующих изложений.

Урок разбора включает в себя следующие компоненты:

1. Сообщение разъяснения цели урока (подготовка к исправлению ошибок и недочетов, совершенствования текста изложения, создание нового текста).

2. Общая характеристика работ, их оценка в целом.

3. Анализ содержания и речевого оформления работ в соответствии с задачей изложений.

4. Анализ одного – двух изложении (изложения зачитываются полностью).

5. Коллективное редактирование неудачных отрывков из ученических изложений или специально составленных текстов.

6. Самостоятельная работа учащихся по совершенствованию своих изложений.

7. Индивидуальные задания на дом (закончить работы по совершенствованию изложения, отредактировать указанный текст, провести работу над грамматическими, орфографическими, пунктуационными ошибками).

 

   Итак, мы изложили основные рекомендации по работе с текстом при написании сжатого изложения.

   При сжатом изложении содержание исходного текста передаётся кратко и обобщённо. Для этого учащемуся необходимо отобрать в тексте основное и существенное, произвести исключение второстепенного материала и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения и выстроить новый текст. Чтобы сжать текст, нужно вычленить главную информацию. Так, при сжатии повествования важно отобрать те действия, которые обеспечивают развитие сюжета, исключив все детали и подробности. В таком случае описания, характеристики сменяющихся действий окажутся второстепенными. При краткой передаче содержания учащийся может преобразовать стиль текста и его тип. Например, художественное повествование при сжатии утрачивает многие черты художественного стиля, прежде всего образность и эмоциональность, и превращается в некое подобие информационного сообщения. При сжатии текста всегда опускаются диалоги, пространные описания природы, описания чувств, настроений. При этом сохраняются ключевые слова и обороты речи, а также наиболее характерные изобразительно-выразительные средства, при помощи которых передаётся колорит исходного текста. Характер сжатия текста зависит от его стиля и типа речи. Например, рассуждение нельзя сокращать за счёт аргументов, а только за счёт иллюстративного материала или уплотнения синтаксических конструкций.

Серьёзные изменения претерпевает синтаксический строй исходного текста: при сжатии простые предложения обычно объединяются в более сложные синтаксические конструкции. В рабочих материалах к изложению учащийся должен указать синтаксические конструкции, которые он использует как начало абзацев или переходов от одной мысли к другой, так как эти предложения или словосочетания нельзя напрямую заимствовать из текста оригинала, а их отсутствие может разрушить связность высказывания.

Степень сжатия текста обычно оговаривается учителем и в экзаменационной практике может составлять сокращение на 1/3 или на 1/2.

Правила нескольких ступеней сжатия текста:

1) устранение деталей, повторов и прямой речи;

2) схематическое изложение основных событий;

3) устранение сюжета и действующих лиц; сохранение лишь общей мысли.

Готовясь к сжатому изложению, учащиеся должны учитывать последовательность операций при сжатии текста:

·                определение стиля исходного текста;

·                уточнение темы и основной мысли; при этом особое внимание обращается на заглавие текста и на подтекст;

·                определение типа речи;

·                анализ содержания текста (выявление микротем, составление плана, уточнение центральной части);

·                выполнение чернового варианта;

·                проверка собственного текста на сохранение связности и наличие ключевых языковых средств.

Сжатое изложение должно представлять собой не отдельные фразы из исходного текста, кое-как связанные между собой, а новый текст, лаконичный, целостный, построенный самим учеником.

Учащиеся должны следить, чтобы сжатое изложение не превратилось в выборочное. Сжатое изложение, как и подробное, должно быть полным, если условием задания не оговорено иное. Полное изложение передаёт содержание всего текста целиком (подробно или сжато). Выборочное же изложение воспроизводит одну из микротем или один из сюжетов исходного текста. Обычно такой материал рассредоточен по всему тексту, его надо выбрать и составить целостный рассказ. В соответствии с общепринятыми методическими установками они учат школьников излагать свои мысли, следуя нормам литературного языка, обогащают словарный запас учащихся, содействуют развитию их логического мышления и познавательного интереса, способствуют расширению кругозора, приучают к самостоятельности, умению преодолевать трудности в учении.

 

Методические рекомендации по использованию приемов сжатия текста при написании изложения

 

Говоря о системе работы над сжатым изложением, мы имеем в виду не порядок работы над одним изложением, а такую последовательность обучения изложению в целом, в котором предусмотрено развитие у учеников определенных умений связной речи.

Такой подход к системе работы по развитию связной речи, в основе которого лежит последовательное формирование у учащихся коммуникативных умений, необходимых для создания текстов разных типов, реализуется в программе по русскому языку. Изложение (как и сочинение) – одно из средств обучения связной речи, средств формирования и совершенствования умений, необходимых для формирования коммуникативной задачи в разных жизненных ситуациях общения. Следовательно, на вопрос: Чему обучать, работая над изложением? – естественно ответить: обучать коммуникативным умениям. Формирование этих умений и составляет предмет, содержание работы над изложениями разных видов.

Одни умения развиваются при проведении всех видов изложения (например, умение осмысливать и раскрывать тему и основную мысль высказывания, умение правильно и выразительно излагать мысли), для формирования других необходимо использовать определенный вид изложения. Так, для формирования умения воспроизводить текст в сжатом, обобщенном виде используется сжатое изложение. Для формирования умения собирать и систематизировать материал на заданную тему по предложенному тексту и на ее основе создавать свое высказывание применяется выборочное изложение.

Определяя последовательность проведения изложения, необходимо отметить, какие новые речевые умения будут формироваться каждым следующим видом работы (с учетом типа текста, способа его восприятия, характера воспроизведения).

Изложение (пересказ) с теми или иными целями используется на всех уроках. Главная цель изложения на уроках русского языка – обучение речи. Этим и определяется особая методика работы над изложением на занятиях по русскому языка.

Готовя класс к изложению, учитель выбирает следующие приемы, которые ему помогают успешно решать поставленные задачи.

1. Вступительная беседа.

Назначение этого приема работы – подготовить учащихся к восприятию текста. Круг вопросов, определяемых для беседы, зависит от цели изложений, сложности содержания текста и этапа обучения. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников.

В беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которых вызовет затруднение учащихся. Для объяснения используются различные типы словарей: толковый, словарь синонимов, словарь антонимов, фразеологический.

Вступительная беседа как прием работы особенно важна в тех случаях, когда текст совсем незнаком учащимся, а вместе с тем достаточно сложен и без предварительной беседы может оказаться непонятным.

2. Приемы работы, направленные на восприятие текста.

Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приемы, как:

1) чтение текста учителем;

2) чтение текста про себя;

3) параллельное прослушивание текста и чтение про себя.

Какой из перечисленных приемов выбрать, будет зависеть от конкретных условий:

- характера изложения (подробное, сжатое, выборочное);

- сложности текста;

- подготовленности класса.

Во всех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие содержание (например: «сформулируйте тему», «основную мысль текста», «почему текст назван …?», «как еще можно озаглавить текст?»).

3. Беседа по содержанию текста.

Задачу более глубокого понимания содержания текста, композиции языка решают приемы работы, направленные на анализ текста. Разбор текста – дело очень важное и трудное. Долгое «разжевывание» так же вредно, как и отсутствие разбора. Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определить тему и основную мысль, установку автора, выяснить, какие факты являются главными, определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и уметь обосновать свое отношение к воспринятому. В беседе по содержанию целесообразны вопросы и задания типа: «Почему он так поступил?», «С какой целью автор вводит описание природы?», «Докажи, что …», «Как вы считаете, кто прав?». Слишком большое количество вопросов, рассчитанное на детальное воспроизведение текста, методически не целесообразно, так как у учащихся пропадает интерес к работе. При подготовке к сжатому или выборочному изложению анализ содержания предполагает выделение и осмысление главного в содержании, вычленение тематических линий в тексте и более углубленную работу над содержанием одной из них (выборочное изложение).

4. Анализ структуры текста.

Назначение этого приёма работы – показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. Ученики в процессе анализа убеждаются, что тексты делятся на части (подтемы, микротемы), каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста, а также наблюдают способы связи частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи. Тексты разных типов дают им возможность показать, какие языковые средства можно использовать, чтобы высказывание не распадалось, а было единым структурным целым.

5. Составление плана.

Составление плана – это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся, так как при работе над ним требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесное оформление заголовков.

При составлении плана следует различать тип текста (описание, повествование и рассуждение) Различные функционально-смысловые типы текстов строятся по-разному.

Схема описания

Художественное описание

1. Общее впечатление от предмета.

2. Описание отдельных признаков.

Деловое (научное) описание

1. Назначение предмета.

2. Главные признаки предмета:

а) форма, размер;

б) материал, из которого сделан предмет;

в) устройство.

 Схема повествования (рассказ)

1. Начало действия (завязка).

2. Развитие действия.

3. Самый острый момент в развитии действия (кульминация).

4. Конец действия (развязка).

Схема дедуктивного рассуждения

1. Тезис (основное положение).

2. Доказательства.

3. Вывод.

Требование к плану будет зависеть от вида предстоящего изложения. Так, план подробного изложения должен отражать не только последовательность событий, фактов, но и основную мысль текста, словесные формулировки заголовков должны соответствовать стилю исходного текста. Такой план будет способствовать лучшему осмыслению и подробному воспроизведению содержания.

В соответствии с программой по развитию речи ученик должен уметь составить простой план повествовательного текста, используя в соответствии с поставленной задачей разные способы оформления заголовков.
Составление плана – чрезвычайно важный прием подготовки к написанию изложений, активизирующий процесс анализа, осмысления и воспроизведения текста. Умение составить план готового текста поможет ученику и в работе над планом к сочинению, докладу, реферату.

6. Устный пересказ текста.

Устный пересказ, полный или частичный, может быть использован при проведении всех видов изложений.

Как свидетельствует опыт, особенно эффективен устный пересказ при подготовке выборочных и сжатых изложений, когда ученикам приходится проводить значительную самостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению нового текста.

Характер текстов для изложений.

Текст для устного или письменного пересказа, как и любой дидактический материал, должен, с одной стороны, удовлетворять общедидактическим

требованиям (доступность, познавательная и воспитательная ценность), с другой – требованиям методики обучения русскому языку.

Основным показателем высокого качества текста считают его языковые достоинства. Текст должен быть образцом, определенным эталоном в использовании речевых средств. Такими текстами будут отрывки, подобранные из произведений наших писателей – классиков, мастеров слова. Через подражание художественному образцу идет обогащение, совершенствование речи ученика. Важно, чтобы в тексте было несколько примеров на изучаемый или
изученный ранее программный материал по русскому языку, что позволит сделать урок обучающего изложения естественным продолжением предыдущих уроков русского языка.

В работе над изложением можно выделить несколько этапов в деятельности учителя и учащихся.

Учитель:

1. Подготавливает учеников к созданию своих текстов на основе данных.

2. Проверяет и оценивает созданные тексты.

3. Заранее готовит и затем проводит анализ изложения в классе.

Ученики:

1. Готовятся к письменному воспроизведению текста.

2. Пишут изложения и осуществляют самоконтроль.

3. Совершенствуют написанное.

Подготовка к изложению проходит на специальном уроке развития речи. Работа на уроке будет включать следующие этапы:

1. Сообщение цели изложения.

2. Подготовка к восприятию текста.

3. Восприятие текста.

4. Анализ текста (содержательный, структурный, языковый).

5. Изложение текста в соответствии с поставленной задачей.

6. Самоконтроль.

Как проводить изложение?

Вопрос на первый взгляд можем показаться довольно странным: методика проведения изложения известна любому учителю.

Но стоит отказаться от некоторых привычных шаблонов.

Расскажем о методике проведения изложения, предложенной в наших учебниках.

Учитель читает текст первый раз. Ученики, слушая, стараются понять и запомнить текст. После первого чтения они пересказывают текст с целью понять, что они не запомнили.

Учитель читает текст второй раз. Ученики обращают внимание на те места, которые пропустили во время первого чтения. Затем они пересказывают текст еще раз, делают на черновике необходимые записи, составляют план, формулируют главную мысль и т.п. И только после этого пишут изложение.

В отличие от традиционной методики во время пересказа дети отмечают не то, что они и так хорошо запомнили, а то, что они пропустили, слушая текст Новая методика учитывает психологические механизмы, действующие в процессе восприятия текста, – механизмы запоминания и понимания. Проговаривая текст про себя, ученик, пусть и не сразу, осознает, что не запомнил какие-то части текста потому, что не понял их. На начальном этапе обучения текст может пересказывать один из учеников. Контроль за запоминанием и пониманием в этом случае осуществляется извне со стороны других учеников: они отмечают фактические ошибки, пропуски, логические неувязки и т.п. В результате такой совместной деятельности с классом постепенно даже самые слабые ученики научаются пересказу. Отдельного разговора заслуживает роль такого психического процесса, как воссоздающее воображение.

Итак, анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся  общеобразовательных школ показал, что в программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению  созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям  школьников. Все это доказывает необходимость создания такой системы работы с учащимися  в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме.

Основная цель обучения – научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи.

Сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, применяющимся с целью развития речи школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом.

 

   Многие учащиеся, заканчивая девять классов, имеют неустойчивую грамотность. И дело не в том, что они не знают или забыли какие-то правила орфографии или пунктуации. Проблема состоит в неумении пользоваться накопленными знаниями, в низкой языковой культуре школьников. Надо учитывать ещё одно обстоятельство: учащиеся мало и неохотно читают классику, слабо знают художественную литературу.

Изложения играют важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учащихся.

В основе изложений лежит подражание образцу. Но вместе с тем, относясь к видам работ, обучающим через подражание, изложение сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как производящее, так и творческое мышление.

В процессе работы над текстом школьники учатся анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредоточивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других. Работа с образцами художественных текстов положительно влияет на эмоциональную сферу, учит чувствовать образ, развивает воссоздающее и творческое воображение.

Углубленная работа над текстом, предшествующая изложению, повышает читательскую культуру.

Изложение (устное и письменное) формирует умение в разных видах речевой деятельности. С одной стороны, умение воспринимать текст на слух (аудирование) или зрительно (чтение), с другой – умение пересказывать текст устно или письменно. Анализ исходного текста, его темы, идей, композиционных и языковых особенностей и последующее его воспроизведение формирует у учащихся связную речь (коммуникативное умение). Это умение раскрывает тему и основную мысль высказывания; умение собирать и систематизировать материал к высказыванию по такому источнику как книга; умение планировать и создавать высказывание с учетом его задачи, темы, основной мысли; умение строить монологические высказывания разных функционально-смысловых типов (описание, повествование, рассуждение).

Проведение специальной подготовки к изложению положительно влияет на обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, совершенствует навыки правописания, учит правильному и целесообразному использованию языковых средств в соответствии с задачей и условиями общения.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тексты для обучения написанию сжатого изложения.

Данный материал может быть использован для подготовки к сжатому изложению учащихся 5-9-х классов, а также для различного вида проверочных и контрольных работ....

Урок развития речи. Обучение приемам сжатия текста (Подготовка к ГИА в 9 классе)

Данная методическая разработка позволяет готовить детей к ГИА с 8 класса. Помогает это сделать теоретический и раздаточный материал, где используются различные приемы сжатия текста....

Дать понятие о сжатом изложении, повторить способы сжатия текста, учить выделять микротемы текста; развивать монологическую речь учащихся

Осложнённое списывание.  Задание: вставить пропущенные буквы; обозначить корни слов; указать к какой части речи относится каждое слово....

Опыт написания изложения: сжатие текста

Урок русского языка в 9 классе с применением сингапурских структур обучения...

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...

Урок развития речи. Обучение приема сжатия текста.

Предлагаю материал, который поможет учителям-словесникам организовать работу по подготовке к сжатию текста на своих уроках....