Элективные курсы, внеурочная деятельность
элективный курс по русскому языку (9 класс)

Соловьева Ирина Владимировна

Разнообразие форм обучения в современной школе направлено на успешное выполнение поставленных образовательных задач. Одной из подобных форм выступают элективные курсы, внеурочная деятельность и дополнительные платные услуги.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Знаете ли вы русский язык?»

Составила Соловьева И.В.,

учитель русского языка

высшей квалификационной категории

Нижневартовск, 2021-22

  1. Пояснительная записка

  Внеурочной  работе по русскому языку придается огромное значение, потому что в системе школьных дисциплин изучение родного языка занимает особое место. Это определяется прежде всего его ролью в обществе. Язык не просто обеспечивает наше общение в любой сфере жизни. Язык – инструмент нашей мысли и наших чувств. Степень речевого развития – это и степень развития мышления, а значит, хорошее владение языком – условие успешной работы по всем учебным предметам. Изучение родного языка, понимание его структуры – естественная база для изучения иностранных языков.

Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяет ответить на многие вопросы, интересующие детей.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Знаете ли вы русский язык?» тесно связана с уроком, но она стремиться к некоторой автономности: к расширению и углублению знаний учащихся по предмету, к поискам форм, наиболее адекватно отражающих специфику занятий по интересам. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления обучающихся, способствует повышению их интеллектуального уровня, воспитывает чувство уважения к родному языку. В отличие от уроков русского языка  на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам: «Морфемика», «Морфология», «Графика», «Пунктуация», «Лексика», «Синтаксис», «Культура речи», «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данная программа отличается от других.

Содержание и методы обучения в рабочей программе внеурочной деятельности «Знаете ли вы русский язык?» содействуют приобретению и закреплению школьниками 5 класса прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Цель программы: создать условия для развития у школьников интереса к русскому языку как учебному предмету, воспитания бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремления настойчиво овладевать этими богатствами, любви и уважения к русскому языку.

Задачи программы:

        Обучающие:

-         способствовать углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний, тем самым, помогая обучающимся лучше усвоить программный материал;

-         совершенствовать навыки анализа различных фактов языка;

-         расширять лингвистический кругозор школьников;

-         воспитывать языковое чутье;

-         повышать общую языковую культуру учащихся;

-         выявить одаренных в лингвистическом отношении учеников, а также воспитывать у слабоуспевающих учащихся веру в свои силы.

Воспитывающие:

- воспитывать культуру обращения с книгой;

-  формировать и развивать у учащихся разносторонних интересов, культуру мышления.

Развивающие:

-развивать творческие возможности;

-совершенствовать психологические качества школьников: любознательность, активность, волю, самостоятельность в приобретении знаний;

- приобщать школьников к исследовательской работе;

- развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Общая характеристика программы

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Ребята познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, мегаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. После освоения программы учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к  предмету.

Формы проведения занятий:

- практические занятия,

- интеллектуальные игры,

- тренинги,

- защита проектов,

- презентация,

- интерактивные занятия.

 Программа рассчитана на 1 год, 35часов. Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю по 45 минут.Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – 11-12 лет, т.е. 5, 6 класс.

  1. Планируемые результаты освоения программы

«Знаете ли вы русский язык?»

 

Обучающиеся должны знать:

- определения основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

- особенности ударения в русском языке;

- основные правила орфоэпии;

- основные способы образования слов;

- основные способы определения лексического значения слова; тематические группы слов;

- правила русской орфографии;

- морфологические признаки частей речи;

- нормы употребления в речи языковых единиц;

- виды словосочетаний;

- виды предложений;

- основные группы пунктуационных правил;

- признаки текста.

Обучающиеся должны уметь:

- адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

- выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность к определенному типу речи;

- сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

- анализировать тексты с точки зрения соответствия их требованию точности и логичности речи;

- редактировать чужие и собственные тексты;

- проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

- правильно произносить широко употребляемые слова;

- по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

- соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

- владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

- составлять схемы словосочетаний и конструировать словосочетания по предложенной схеме;

- определять синтаксическую роль всех частей речи;

- объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций;

- строить пунктуационные схемы предложений.

Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки, проводятся промежуточные интерактивные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично защищают.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам

обучающихся

Личностные результаты:

- развивать любознательность, сообразительность при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера, внимательность, настойчивость, целеустремленность, умение преодолевать трудности – качества, весьма важные в практической деятельности любого человека;

- воспитывать чувство справедливости и ответственности;

- развивать самостоятельность суждений, независимость и нестандартность мышления;

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;

- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом;

- учиться работать по предложенному плану.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, выборочно анализировать их.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- слушать и понимать речь других; пользоваться приемами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

- выразительно читать и пересказывать текст, редактировать его, составлять собственные тексты;

- учиться работать в паре, группе4 выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные УУД:

- расширять представление о русском языке, развивать эстетические чувства;

- создавать письменные монологические высказывания (тексты-описания);

- производить фонетический разбор;

- наблюдать за использованием звукописи;

- овладевать основными правилами нормативного произношения;

-находить орфограммы в словах на основе опознавательных признаков;

- правильно писать слова с названными в теме орфограммами;

- овладеть основными понятиями лексикологии;

- различать лексическое и грамматическое значение, прямое и переносное (метафора), омонимы и многозначные слова;

- применять знания морфемики и словообразования в практике правописания; находить орфограммы в корнях, приставках по опознавательным признакам;

- излагать в письменной форме содержание прослушанного и прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно);

- выделять морфологические признаки слов разных частей речи с опорой на формообразующие морфемы;

- определять части речи в тексте;

-различать самостоятельные и служебные части речи;

- производить морфологический разбор самостоятельных частей речи.

3. Учебно-тематическое планирование и содержание программы

Учебный план

Наименование темы

Общее кол-во часов

Теория

Практика

Контроль

Тема 1. В глубь веков на машине времени.

3

1

2

Тема 2. Путешествие на Лингводилижансе.

4

1

2

1

Тема 3. Господин Синтаксис  и ее величество Пунктуация.

3

3

Тема 4. Волшебная страна Фонетика

4

1

2

1

Тема 5. Занимательная Лексика

5

1

3

1

Тема 6. Морфемика.

4

1

2

1

Тема 7. Морфология.

13

4

8

1

Итого часов

35

9

22

5

Содержание программы

Тема 1. В глубь веков на  Машине времени.

Красота и выразительность мира русского языка. Письменность и книга на Руси. Мировой язык современности.

Тема 2. Путешествие на лингводилижансе.В мире звуков.

Где живут хитрые буквы? В гостях у Слова. Презентация альбома  «К истокам слова».                

Тема 3. Господин Синтаксис и ее величество Пунктуация.Станция Краснословие.В царстве Предложений.Строим диалог.

Тема 4. Волшебная страна Фонетика.

Шаги в науку.Царство гласных и согласных звуков.Станция Словарная.

Презентация кроссвордов по «Фонетике».

Тема 5. Занимательная Лексика.

Мир Лексики и его обитатели.Пёстрое семейство синонимов. Великое противостояние антонимов. Слова-двойники. Омонимы.

Тема 6. Морфемика.

Эти простые сложные звуки. Госпожа Морфема. Коварные сестры-приставки. Чудеса в стране морфем. Алфавит встречает гостей.

Тема 7. Морфология.

Разноцветный мир существительных. Станция Ономистика. Какие бывают имена? О чем рассказывают географические названия. Словари – сокровища языка. Очень занимательное имя прилагательное. В мире лингвистических сказок. Фокусу глагола. Необычные правила. Путеводные звезды орфографии. Не с глаголами в стране невыученных уроков. Скорая орфографическая помощь.

Календарно-тематический план  

№ п/п

Каледа

рные

сроки

Наименование темы, раздела

Вид деятельности

Вид контроля

Организационная форма

Тема 1. В глубь веков на Машине времени (3 часа)

1

Красота и выразительность мира русского языка.

Коллективная работа, чтение и анализ высказываний о русском языке

Беседа

2

Письменность и книга на Руси.

Выступления летописцев о появлении письменности на Руси, о первых книгах.

Чтение справочной литературы

3

Мировой язык современности.

Групповая практическая работа

Составление рекламы современного русского языка

Тема 2. Путешествие на лингводилижансе (4 часа)

4

В мире звуков.

Коллективная работа

Лекция учителя с элементами беседы.

5

Где живут хитрые буквы?

Коллективное заочное путешествие.

Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».

6

В гостях у Слова.

Групповая работа

Игра «Продолжи слово», конструирование слов.

7

Презентация альбома «К истокам слова»                

Индивидуальные выступления обучающихся.

Защита проекта

Работа над проектом

Тема 3 . Господин Синтаксис и ее величество Пунктуация ( 3 часа)

8

Станция Краснословие.

Коллективная работа

Конкурс скороговорок, составление собственных.

9

В царстве Предложений.

Творческая групповая и индивидуальная работа.

Составление сказок о предложении.

10

Строим диалог.

Занятие - консультация

Рассказ учителя, выступление помощников-консультантов, инсценирование.

Тема 4.Волшебная страна Фонетика( 4 часа)

11

Шаги в науку.

Занятие– открытие

Выступление консультантов-помощников

12

Царство гласных и согласных звуков.

Занятие-игра

Рассказ учителя «Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом».

13

Станция Словарная.

Занятие-исследование

Знакомство со справочниками и словарями. Самостоятельная работа со справочной литературой.

14

Презентация кроссвордов по «Фонетике».

Коллективная и групповая работа

Творческий отчет

Составление и разгадывание кроссвордов обучающихся.

Тема 5. Занимательная Лексика ( 5 часов)

15

Мир Лексики и его обитатели.

Экскурсия

Посещение школьной библиотеки, знакомство с лексическими словарями.

16

Пёстрое семейство синонимов    

Коллективная работа

Знакомство со словарями синонимов, устный репортаж «Об одном и том же – разными словами».

17

Великое противостояние антонимов    

Занятие-консультация

Знакомство со словарями антонимов,  выступление консультантов-помощников.

18

Слова-двойники. Омонимы

Устный журнал

Выступление знатоков русского языка, игра «Словесный мяч». Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

19

Итоговое занятие.

Защита знаний

Выступления обучающихся в самостоятельно выбранной ими форме.

Тема 6.Морфемика( 4 часа)

20

Эти простые сложные звуки. Госпожа Морфема.

Коллективная

Игра «Вопрос – ответ», редактирование и конструирование текстов.

21

Коварные сестры-приставки.

Групповая работа

Игра «Много ли на свете приставок», «Секрет безошибочного письма», тренировочные упражнения, игры и упражнения с приставками

22

Чудеса в стране морфем.

Сюжетно-ролевая игра

Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

23

Итоговое занятие. Алфавит встречает гостей.

Коллективная работа

Защита знаний

Круглый стол.

Тема 7. Морфология ( 12 часов)

24

Разноцветный мир существительных.

Коллективная работа

Выбор темы  мини-проекта

25

Станция Ономистика.

Творческая мастерская

Разработка плана работы над мини-проектом, распределение «ролей».

26

Какие бывают имена?

Творческая мастерская

Выполнение индивидуальных заданий мини-проекта.

27

О чем рассказывают географические названия.

Индивидуальные выступления учащихся

Сообщение историй происхождения географических названий Кемеровской области.

28

Словари – сокровища языка.

Практическая работа

Беседа о значении словарей. Работа с толковым и орфографическим словарями.

29

Очень занимательное имя прилагательное.

Создание собственных сказок, выборочный анализ текста.

30

В мире лингвистических сказок.

Практическая работа

Чтение лингвистических сказок, создание собственных сказок на лингвистические темы.

31

Фокусы глагола.

Соревнование

Правила «Узелки на память». Кроссворд «Конкурс знающих».

32

Необычные правила.

Коллективная и групповая работа

Выпуск экстренных теленовостей консультантами-помощниками.

33

Путеводные звезды орфографии.

Работа в группах

Игра «Что? Где? Когда?»

34

Не с глаголами в стране невыученных уроков.

Работа в группах

Выбор формы защиты своего проекта участниками группы.

35

Скорая орфографическая помощь. Занятие-отчет «Наши выступления».

Работа в группах

Защита идей

Работа групп по завершению проекта. Презентация проекта: конференция.

  1. Учебно – методические средства обучения

Список литературы для педагога

1.Анашина, Н.Ю. День словесности в школе: интеллектуальные игры и развлечения[ Текст]: /Н. Ю. Анашина. – Ярославль:Академия развития, 2006.- 130 с.

2. Баранов, Н.Т.  Методика преподавания русского языка [Текст]:  методическое пособие /Н.Т.   Баранов.- М.: Просвещение, 1990. – 218 с.

3.Коновалова, Е. И. Нестандартные уроки [Текст]: /методические рекомендации / Е. И. Коновалова.- М.:Дрофа, 2002. – 128 с.

4. Петухова, Е.Ю. Весёлые вечера в школе [Текст]: /Е.Ю.  Петухова. - М.: Русское слово, 2004. - 118 с.

5.Ромашина, Н.Ф. Внеклассные мероприятия в игровой форме [Текст]:/ Н. Ф. Ромашина. - М.: Глобус,2007.- 202 с.

6. Руденко, В.И. Новые школьные КВНы и конкурсы [Текст]: / В. И. Руденко. -  Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 175 с.

7. Скороходова, Т.Н. Внеклассная работа по русскому языку [Текст] : /Т.Н. Скороходова. – Волгоград: Корифей, 2007. – 237 с.

8. Троицкая, Н.Б. Нестандартные уроки и творческие занятия [Текст]: /Н. Б. Троицкая. - М.: Астрель, 2004. – 230 с.

Список литературы для детей и родителей

1. Мельникова, А.М. Праздники в средней школе: сценарии, капустники, развлечения, турниры, игры [Текст] : /А.М. Мельникова. – Волгоград: Учитель, 2003. – 279 с.

2. Текучев, А.В. Хрестоматия по методике русского языка [Текст]: /А. В.Текучев. – М.: Просвещение¸ 1982. – 340 с.



Предварительный просмотр:

Аннотация

   Программа элективного курса «Нормы русского языка» составлена в связи с

  • Подготовкой учащихся к ЕГЭ по русскому языку
  • Средним уровнем орфо- и пунктуационной грамотности учащихся
  • Отсутствием серьёзной подготовки учащихся по разделу «Культура речи. Нормы русского литературного языка»

   Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:

  • поддержка и развитие учащихся с хорошей мотивацией к учебному процессу и изучению русского языка
  • ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов

   Данная  программа основывается на учебных пособиях Л. Г. Смирновой «Культура русской речи» и «Нормы русского литературного языка» (под ред. О. В. Загоровской)

Пояснительная записка

   Цели программы:

  • преодолеть искусственный разрыв, созданный между средней и высшей школой, помочь учащимся подготовиться к поступлению в вуз
  • По возможности подготовить призёров городской олимпиады по русскому языку
  • Привить учащимся интерес к предмету русского языка

   Программа опирается на учебные пособия Л. Г. Смирновой «Культура русской речи» и «Нормы русского литературного языка» (под ред. О. В. Загоровской)

На занятиях учащиеся будут получать теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:

  • Современный русский язык
  • Культура речи
  • Орфография
  • Пунктуация

   На практических и лабораторных занятиях ребята будут закреплять полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами лингвистических словарей,  выполнение программированных и тестовых заданий повышенной сложности.

   Программа рассчитана на 1 года обучения (10 класс).

Количество часов в неделю – 1 час

Учебно-тематический план (35 часов)

№п/п

Наименование раздела

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Всего

1

Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы

1

1

2

Орфоэпические нормы русского языка

1

3

4

3

Лексические нормы в русском языке

1

8

9

4

Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования

1

1

2

5

Морфологические нормы.

2

6

8

6

Синтаксические нормы русского языка.

3

4

7

7

Задания ЕГЭ

4

4

Итого

9

26

35

Литература для учителя и учащихся

1.АгеенкоФ.Л.Зарва М.В. Словарь ударений русского языка. - М.,2000;

 2.Ахманова О.С.Словарь лингвистических терминов. - М.,1996;

3.Большой энциклопедический словарь. - М.,1998;

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-на-Дону,1995;

5. Введенская Л.А., Червинский П.П. Русское произношение и правописание: словарь-справочник. - Ростов-на-Дону,1996;

6.Голуб И.Б.Стилистика русского языка. - М.,1997;

7.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. - М.,1997;

8.Горбачевич К.С.Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. - Спб.,2000;

9.Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов.- М.,1998;

10.Культура русской речи./Под ред.Л.К.Граудиной, Е.Н.Ширяева. - М.,1998;

11.Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник- практикум. - М.,1998;

12.Лексические трудности русского языка./Под ред.А.А.Семенюк.-М.,1994;

13.Нормы русского литературного языка./Под ред. О.В.Загоровской. - М.,2006;

14.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. М.,1999;

15.Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/под ред.Р.И.Аванесова. - М.,1999;

16.Петрякова А.Г.Культура речи: словарь – справочник для 10-11 классов. - М.,1997;

17.Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.,1997;

18.Розенталь Д.Э.,Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. - М.,2001;

19. Розенталь Д.Э.Справочник  по правописанию и литературной правке. - М.,2004

В результате изучения курса учащиеся должны:

знать основные аспекты культуры речи, требования, предъявляемые к устным и письменным текстам  различных жанров в разных ситуациях общения,  соблюдать в практике речевого общения нормы литературного языка, фиксировать и исправлять нарушения норм,  анализировать языковые явления с точки зрения их  соответствия нормам,  редактировать текст, создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов, интерпретировать тексты различной стилистической принадлежности,соблюдать нормы речевого поведения, пользоваться словарями и справочниками.


Календарно-тематическое планирование

№п/п

Дата по факту

Дата

Тема занятия

Виды письменных и творческих работ

Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы (1 час)

1

3.09

Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы

«Молодёжный жаргон. Какие мысли можно выразить средствами жаргона?»

Орфоэпические нормы русского языка (4 часа)

2

10.09

Типы орфоэпических норм

Анализ актёрской речи

3

17.09

Акцентологические нормы

Редактирование

4

24.09

Типы орфоэпических норм. Нормы произношения гласных звуков.

Редактирование

5

1.10

Произношение согласных звуков

Редактирование

Лексические нормы в русском языке (9 часов)

6

8.10

Лексическое значение слова

Проектные работы «Ты и твоё имя»

7

15.10

Лексика русского языка с точки зрения происхождения

Сообщения

8

22.10

Лексика русского языка с точки зрения активного/пассивного запаса

Минипроекты

9

29.10

Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления

Сообщения

10

12.11

Стилистическая окраска слов

Экскурсия «Заповедные уголки малой моей родины»

11

19.11

Паронимы

Редактирование

12

26.11

Фразеологические обороты.

Составление текста на основе фразеологического оборота. Малые проекты «Библейские выражения»

13

3.12

Крылатые слова

Конкурс эрудитов «Как появились эти крылатые слова?»

14

10.12

Лексические ошибки

Редактирование

Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования (2 часа)

15

17.12

Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования

16

24.12

Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования

Анализ текста

Морфологические нормы. (8 часов)

17

14.01

Морфологические нормы

18

21.01

Особенности употребления имён существительных

19

28.01

Особенности употребления имён существительных

Тестирование

20

4.02

Особенности употребления имён прилагательных

Редактирование

21

11.02

Особенности употребления имён числительных

Тестирование

22

25.02

18.02

Особенности употребления местоимений

Редактирование

23-24

4.03

11.03

25.02

4.03

Особенности употребления глаголов

Редактирование

Синтаксические нормы русского языка. (7 часов)

25

18.03

11.03

Порядок слов в предложении. Согласование подлежащего со сказуемым

Тестирование

26

1.04

18.03

Нормы согласования

Редактирование

27

8.04

1.04

Нормы управления

Работа на карточках

28

15.04

8.04

Употребление деепричастных оборотов

Редактирование

29

22.04

15.04

Употребление однородных членов предложения

30

29.04

22.04

Связь частей в сложных предложениях

Тестирование

31

6.05

29.04

Проектная работа по курсу

Минипроекты

Практическое применение

32

13.05

6.05

Решение заданий ЕГЭ

33

20.05

13.05

Решение заданий ЕГЭ

34

27.05

20.05

Решение заданий ЕГЭ

35

3.06

27.05

Решение заданий ЕГЭ

Итого: 35 часов



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 6»

Директор МБОУ «СОШ № 6»

___________А.П.Сущая

                                                                           Приказ № ____от ________

Программа работы

школьного объединения

 «Проба пера»

(основы журналистики)

https://encrypted-tbn1.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcT5y3UL_dynho9X_cDuMGQEMdOQvyFOrQc1G3AhppWYhglVCQAgmQ

Автор:

Соловьева Ирина Владимировна,

педагог высшей категории

г. Нижневартовск


Пояснительная  записка

Детско-молодежная пресса стала массовым и повсеместным явлением нашей жизни. Редкая школа обходится без выпуска собственной газеты, журнала, Дети и подростки нуждаются в периодических изданиях, но не только в еженедельниках со сказками и стишками, а в таких изданиях, где сотрудничали бы они сами и где затрагивались бы важные и интересные для них темы. А что для детей и подростков важно, они сами должны сказать.

Кому нужна школьная газета, когда много других детских и подростковых печатных изданий? Конечно, соперничать с центральными зданиями школьная печать не может. Но это вовсе и не ее задача. Разве газета существует только для того, чтобы сообщать новости? Школьную газету можно сейчас рассматривать как средство создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, как средство формирования общественного мнения, средство воспитания и т.д. Для ребят активных, любознательных школьная газета – это своеобразный катализатор и генератор идей. А содержание школьной газеты – это школьная жизнь в самом широком смысле. Это круг интересов ребят, их забот, поисков, их общие радости и печали, сомнения и открытия, это своеобразная школьная летопись.

Несмотря на занятость в школе и спортивных секциях, у каждого подростка есть свободное время. Многие ребята отдают его увлечению кино-, фотосъемкой, общению, пробуют свои силы в написании статей для школьной стенгазеты. Как соединить интересы ребят и подготовку к возможной будущей профессии? Как найти единомышленников? Как активно включаться в школьную жизнь? Один из вариантов решения этих вопросов - создание школьного пресс-центра, где будет выпускаться печатная школьная газета.

Программа знакомит школьников с  аспектами культуры письменной речи, помогает им совершенствовать навыки работы над статьями на школьную тематику. Программа не только помогает школьникам раскрыть свои творческие способности, но и готовит их к обучению в классах гуманитарного профиля.

            Особенность курса. Помимо изучения теории учащиеся постоянно выполняют разнообразные практические задания как для школьной прессы, так и для городской газеты. Ученикам предлагается не только рассказывать о школьных событиях, но и создавать работы, связанные с предпрофильной подготовкой в городе . В процессе работы расширяется кругозор школьников, развивается логическое мышление, усваиваются нормы культуры речи.
           Цели курса. Теоретическое и практическое знакомство с газетными жанрами и принципами создания школьной газеты. Формирование культуры речи учащихся.
           Задачи курса 

  • расширение представлений о газетных жанрах;
  • развитие коммуникативной компетенции через участие в создании школьной газеты;
  • развитие культуры речи учащихся;
  • развитие познавательного интереса к СМИ;
  • содействие личностному росту учащихся.

Методические принципы курса
— личностно-ориентированный подход учитывает особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить;
— коммуникативная направленность обучения даёт учащимся возможность общаться в процессе создания газеты;
— деятельностный характер обучения позволяет каждому члену объединения научиться работать как индивидуально, так и в коллективе;
— поэтапность  обучения предполагает изучение курса по принципу “от простого к сложному”, выводит учащихся к свободному владению письменной речью при создании статей;
— принцип автономии учит школьников самостоятельности и позволяет наиболее эффективно решать поставленные перед ними задачи.
Для курса характерны следующие особенности:
— организация обучения  творческой деятельности;
— формирование творческого отношения к работе;
— развитие культуры речи на основе создания собственных заметок и статей;
— совершенствование умения работать в коллективе;
— возможность для самовыражения школьников, проявления самостоятельности;
— формирование чувства ответственности за результаты общего дела.
Программа рассчитана на 70 часов, предназначена для обучающихся 7-10 классов.

Требования к уровню освоения курса

Учащиеся должны знать:
- основные жанры прессы;
- специфику создания заметок, репортажей, интервью;
- законы построения номера школьной газеты;
- особенности речевой организации школьной газеты.


Учащиеся должны уметь: 
- логично излагать материал;
- создавать различные по жанру заметки и статьи;
- брать интервью и оформлять его;
- работать индивидуально, в соавторстве, в группе;
- уметь создавать циклы статей на определённую тематику;
- правильно строить текст;
- осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста.


В процессе изучения курса учащиеся должны
овладеть основными категориями и ключевыми терминами, составляющими понятийный аппарат:
- лексика современной газеты;
- синтаксис языка газеты;
- заметка;
- интервью;
- статья;
- издательская работа. 

 

Учебно-тематическое планирование

темы

Тема занятия

Кол-во часов

Форма обучения

1.

Введение. Журналистика – профессия и призвание.

1

Лекция с элементами беседы

2.

Из истории российской журналистики

2

Лекция

3.

Современный человек – субъект и объект речевого воздействия

4

Лекция, практикум

4.

Виды газет. Газета-приложение

2

Практикум

5.

Газета-молния

2

Практикум

6.

Боевой листок

2

Практикум

7.

«Живая газета»

2

Практикум

8.

Пресс-бюллетень

2

Практикум

9.

Обменный номер

2

Практикум

10.

Газетная журналистика. «Как делать газету?»

4

Работа в группах

11.

Пресс-центр

1

Практикум

12.

Создание редакции и её состав

1

Практикум

13.

Ответственный секретарь

1

Практикум

14.

Юнкор

1

Практикум

15.

Дизайнер

1

Практикум

16.

Фотокорреспондент

1

Практикум

17

Верстальщик

1

Практикум

18.

Создаём свою газету!  (Название, редакционная коллегия, рубрики, формат, оформление страниц и т.д.)

4

Практикум

19

Организация работы редакции газеты «Местное время»

2

Экскурсия

7.

Стили речи, используемые в журналистике

2

Лекция

8.

Публицистический стиль речи в газетной статье

2

Лекция, практикум

9.

Лексические особенности публицистического стиля речи

1

Практикум

10.

Морфологические особенности публицистического стиля речи

1

Практикум

11.

Синтаксические особенности публицистического стиля речи

1

Практикум

12.

Средства эмоциональной выразительности и их использование в собственной речи учащихся и периодике

2

Практикум, работа в группах

13.

Жанры газетной журналистики.

1

Лекция  

14.

Анализ статей местной периодики.

2

Практикум

15.

Подготовка статьи в газету. Редактирование.

2

Практикум

16.

Подготовка репортажа

2

Практикум

17.

Подготовка интервью

2

Практикум

18.

Радиожурналистика. Работа современного радиовещания.

1

Лекция

19.

Работа журналиста – ведущего на радио

2

Работа в группах

20.

Работа нижневартовского радио «Эфир»

1

Экскурсия

21.

Тележурналистика. Журналистские профессии на ТВ

2

Ролевая игра

22.

Работа нижневартовского телевидения. «Сфера», «Транзит»

1

Экскурсия

23.

Фотожурналистика. История возникновения и развития фотографии и фотожурналистики

1

Лекция

24.

Анализ фотографий в иллюстрированном журнале

1

Работа в группах

25.

Профессия – рекламист. Технология создания рекламного текста

1

Лекция с элементами беседы

26.

Создание рекламы

2

Работа в группах

27.

Защита проектов

2

Проекты

Итого

70


Основное содержание курса

Введение

Информирование населения о важнейших событиях мирового, регионального и местного масштаба - главная задача журналистики. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества. Где и как получить профессию журналиста?

Из истории российской журналистики

 Газета «Ведомости» — начало истории российской печати. Заслуги М.В. Ломоносова в становлении российской журналистики. Работа М.В.Ломоносова «Рассуждения об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенных для поддержания свободы философии». Развитие журналистики в 19—начале 20-го вв. (альманахи «Полярная звезда», «Колокол», журналы «Московский телеграф», «Современник», «Русское слово», «Отечественные записки», просветительские издания,  общенациональные газеты «Россия», «Русское слово»). Периодическая печать в России после Октябрьской революции. Роль журнала «Новый мир» в 50—б0-е гг. Газеты «Известия», «Комсомольская правда», «Советская Россия». Развитие журналистики после распада СССР.

 Виды школьных газет

ГАЗЕТА-ПРИЛОЖЕНИЕ. Это газета-спутник, которую выпускают ребята, работающие по определенным направлениям (спорт, краеведение, национальная культура и т.д.)

ГАЗЕТА-МОЛНИЯ. Особый тип газеты. Она содержит экстренную информацию об одном или нескольких событиях в жизни школьной общественности (класса) (т.е. “молния” – экстренный выпуск газеты с сообщением о важном событии). Информация “молнии” требует немедленного реагирования. “Молнию” можно выпускать: а) когда школе (классу, человеку) предстоит какое-то важное, срочное, новое дело и нужно сообща придумать, как лучше всего его выполнить; б) когда в жизни школы (класса) возникли непредвиденные обстоятельства, серьезные трудности и нужно вместе решить, как эти трудности преодолеть; в) когда произошло какое-то событие и т.д. Рядом с газетой-“молнией” можно установить “почтовый” ящик для предложений, пожеланий, мнений. “Молния” не терпит шаблона, стандарта в оформлении. Каждый ее выпуск должен быть оригинальным. “Молния” приковывает внимание всех. Тут не стоит бояться ярких красок, нужно дать броский заголовок, острый рисунок или фото. Газета-“молния” не должна висеть долго. И главное – не стоит выпускать ее по незначительному поводу.

БОЕВОЙ ЛИСТОК. Оперативная газета, выпускаемая на месте происходящего события. В самом названии заложена суть этих выпусков – боевитость, быстрота, действенность. “Боевой” - значит, газета эта, как никакая другая, должна быть оперативной. Ее выпускают по ходу дела – во время субботника, трудового десанта, какой-то операции, акции, во время встречи и т.д. “Листок” - значит, газета эта невелика, в ней всего одна-две заметки. Это могут быть интервью или заметка и фельетон (и др. варианты). Хорошо часть работы, связанной с выпуском боевого листка, выполнить заранее – придумать варианты заголовка, оформление – рамочки, рисунки и т.д. Боевой листок можно выполнить на цветной бумаге (или фоне), а сами заметки поместить на белый фон. Оперативность выпуска боевого листка требует краткости изложения материала, четкой позиции, точности в изложении фактов.

“ЖИВАЯ ГАЗЕТА”. История “живой газеты” началась во время гражданской войны. Ее появление объясняется просто. Люди тянулись к политической деятельности, знаниям, а грамотных было мало. Вот и появилась газета, которую не надо было читать, ее смотрели и слушали. Эта необычная по форме газета-агитация и сейчас не потеряла своей актуальности. “Живая газета” представляет собой серию коротких выступлений, каждое из которых по-своему раскрывает содержание темы. “Живая газета” - это газета тематическая, показывает насущные проблемы. Она может быть посвящена проблемам мира, экологии. Программа “живой газеты” может сохранить форму печатной газеты – у нее может быть заголовок, хроника, заметки, сатира и юмор. Весь материал демонстрируется с помощью выразительных средств и приемов – плакаты, лозунги-речевки, сценки, диалоги, танцы и декламация, дружеские шаржи и теневые картинки. Можно использовать загадки, частушки, построенные на собственном материале. Для “живой газеты” важны актуальность и злободневность.

ПРЕСС-БЮЛЛЕТЕНЬ. Это такая газета, которая информирует читателя о ходе какого-то события, освещая самые важные его моменты, давая оценку, подводя итоги. Пресс-бюллетень выпускается на слетах, фестивалях, во время соревнований, пресс-конференций и т.д.

Это оперативная работа. Значительная часть заметок в пресс-бюллетене несет информацию о том, как идет слет или фестиваль, повествует о его гостях, участниках. Все сообщения в таком выпуске очень короткие, написаны порой в “телеграфном” стиле.

ОБМЕННЫЙ НОМЕР. Это газета, которую делают для своих друзей, коллектива ребят, с которым вы дружите. Готовится обычно совместно в редколлегией газеты другой школы. Цель – помочь друзьям выпускать хорошую газету, поучиться самим.

Школьный пресс-центр

Чем занимается школьный пресс-центр? Прежде всего, он объединяет воедино всю школьную печать. И не просто объединяет, а координирует работу, проводит обмен опытом, организует учебу юнкоров. Также школьный пресс-центр проводит социологические опросы и исследования среди учеников, родителей и педагогов.

Пресс-центр организует: занятия в школе (студии, кружке) юнкоров, творческие отчеты и конкурсы юнкоров, юных литераторов, диспуты и дискуссии, экскурсии в местные редакции газет, смотры стенгазет.

 Пресс-центр планирует и готовит

выездные редакции и пресс-десанты, пресс-рейды, читательские “конференции”, дни открытого письма.

Пресс-центр проводит: юнкоровские летучки, пресс-конференции и встречи с интересными людьми за “круглым столом”, журфиксы, юнкоровские игры и праздники, консультации юнкоров, выставки рисунков и фотографий, Неделю молодежной и детской печати (по традиции проводится в мае каждого года. Во время недели проходят читательские конференции, пресс-коктейли, встречи с журналистами и писателями, устраиваются экскурсии и т.д.).

Пресс-центр отвечает

за своевременный выпуск школьной газеты, пропаганду центральных и других детских и подростковых печатных изданий. 

Редакция

Чтобы школьная газета регулярно выходила, необходимо создать постоянную редакцию. Редакция – это все, кто выпускает одну газету: журналисты, фотокорреспондент, дизайнер, верстальщик и прочие во главе с редактором. Редактору при этом необходимо быть хорошим организатором – ему предстоит объединить вокруг газеты многих ребят, юнкоров. Сколько должно быть юнкоров? Это зависит от структуры редакции. Можно построить работу как в настоящих редакциях, организовать отделы: например, отдел школьной жизни, отдел спорта, отдел информации, отдел творчества и т.д.

Кто и что делает в редакции ?

Редактор – самый главный человек. Его основная обязанность – любыми судьбами сделать так, чтобы газета выходила вовремя и ее интересно было читать. Редактор отвечает за все и всех отвечает, продумывает, какие статьи будут в номере, редактирует рукописи (оригиналы), следит за исполнением всех работ, за выходом каждого номера газеты, решает все важные и спорные вопросы.

Ответственный секретарь (ответсек) – тот, без кого газета тоже не выйдет, ведь ответсек в буквальном смысле определяет, каким быть каждому номеру: на какой полосе и каком именно месте будет стоять тот или иной материал, какие линейки его выделят, каким шрифтом будет набран каждый текст и заголовок, где поместят рисунок или фотографию, влезет ли материал в номер или его лучше сократить – эти и другие вопросы (конечно, вместе с опытным редактором и помощниками) решает ответсек, составляя макет номера.

Юнкоры – те, кто собирает информацию, обрабатывает ее и пишет в газету статьи, интервью и т.д. Разумеется, у каждого свои вкусы и пристрастия, мы неодинаково разбираемся в разных вещах. Поэтому один любит писать о спорте, второй – об экологических проблемах, третий гоняется за впечатлениями для путевых заметок.

Дизайнер – разрабатывает дизайн выпуска, обложку газеты, создает иллюстрации к текстам, разрабатывает новые стили и варианты оформления газеты и т.д. Хорошо бы ему уметь работать в графических программах Adobe Rhotoshop, Corel Draw и т.д.

Фотокорреспондент – тот, кому заказывают иллюстрации к материалам и кто тоже может писать собственные материалы.

Верстальщик – осуществляет верстку газеты, занимается макетированием издания и его выпуском.

Газетная журналистика

Разнообразие изданий по тематике, стилю, языку, оформлению. Современная структура редакции газеты. Как делается газета? Жанры газетной журналистики. Подготовка статьи в газету. Подготовка репортажа и интервью.  

Жанры газетной журналистики. Заголовок, план заметки. Виды заголовков: слово, словосочетание, предложение, цитата, риторический вопрос и другие.
Разновидности заметки. Заметка информационного характера. Особенности положительной заметки. Критическая заметка. Полемическая заметка. Расширенная заметка. Подготовка заметки в газету.
Учащийся
должны знать: виды, формирующие жанр заметки; роль и функции заголовка
 должны уметь: продуцировать заметку любого вида.
Форма занятия: практикум.

Репортаж. Предмет репортажа. Вступление, основная часть, вывод.
Форма занятия: практикум.

Интервью.  Формы организации интервью. Подготовка к интервью. Драматургия интервью. Завершение интервью. Искусство задавать вопросы. Разновидности вопросов. Вопросы, которых следует избегать. Умение слушать. Запись со слов интервьюированного. Уточнения. Запись речи собеседника, её передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учёт пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений.

Учащийся  должен знать: 

теоретические и практические основы интервьюирования: виды, формы, режиссуру интервью; знать разновидности вопросов; тактику преодоления неприемлемых обстоятельств при интервьюировании.
должен уметь: задавать вопросы; преодолевать “особые” обстоятельства.
Форма занятия: практикум.

Оформление газеты силами слушателей курса.
Выбор и подготовка иллюстраций, фотографий. Литературное и шрифтовое оформление заголовков. Техническое оформление изданий. Макетирование. Планирование работы.
Учащийся 
должны знать:
как оформить заголовок (шрифт); как составить макет будущей газеты.
должны уметь:
оформить печатные издания; планировать работу; уметь работать в команде.
Форма занятия: практическое занятие.
Радиожурналистика  

История возникновения и развития радиожурналистики. Работы современного радиовещания. Популярные радиостанции «Маяк», «Радио России», «Юность — молодежный канал», «Русское радио», «Европа плюс» и др.  Работа журналиста - ведущего на радио. Экскурсия на местное

радио.

Тележурналистика  

Из истории развития телевидения. Журналистские профессии на ТВ: репортёр, редактор, ведущий или диктор, корреспондент, телережиссер, продюсер. Как снять видеофильм? Экскурсия на местное телевидение.

Фотожурналистика

История возникновения  фотожурналистики. Современная фотографическая техника. Люди-легенды в фотожурналистике: Роберт Кап, Анри Картье-Брессон, Дмитрий Бальтерманц. Значение фоторепортажей для печатных СМИ. Анализ фотографий в иллюстрированном журнале.

Профессия - рекламист

Виды рекламы: коммерческая, политическая социальная, имиджевая, самореклама. Качества, необходимые для рекламиста: знание психологии, общекультурный кругозор, свободное владение письменной речью, умение разбираться в общих принципах текущей экономической ситуации. Креатив — технология создания рекламного текста. Умение использовать возможности языка — залог успешной рекламы. Создание рекламы.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №6

Элективный курс

для учащихся 9-х классов

Деловое письмо

Соловьева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы


Пояснительная записка

Курс «Деловое письмо» направлен, прежде всего, на развитие и совершенствование культуры письма в целом.

Деловая речь - это нормативная литературная речь, она должна быть по возможности благозвучной.

Следовательно, цели профильного обучения  школьников по курсу делового русского языка в общеобразовательном учебном заведении состоят в следующем:

  • раскрыть многообразие стилистических возможностей русского языка в официально-деловой речи;
  • дать представление о нормах письменной деловой речи;
  • показать значение специальной лексики, фразеологии, используемой в
    официально-деловом стиле;
  • повысить речевую культуру;
  • расширить активный словарный запас учащихся;
  • совершенствовать практические, коммуникативные навыки и умения.

Задачи элективного курса:

  • закрепить и совершенствовать навыки владения нормами русского
    литературного языка;
  • развивать речевое мастерство для подготовки к профессиональным ситуациям общения (заявления, автобиография, объяснительная и т.д.);
  • формировать практические умения в области стратегии и тактике речевого
    поведения в различных формах и видах коммуникации (письменные, устные
    формы и жанры речи);

•        монологический, диалогический, полилогический виды речи).

        Практическое значение для жизни элективного курса «Деловое письмо» трудно переоценить. Предполагается, что прослушав курс, учащиеся будут иметь опыт:

  • говорить и писать, владея навыками деловой речи;
  • уметь излагать свои мысли в устной и письменной форме в деловом общении;
  • уметь подбирать необходимую литературу на определенную тему.

В данном курсе все темы собраны воедино. Работа с лексико-фразеологическими и грамматическими особенностями официально-делового стиля, с образцами документов, вариантами их композиционной структуры начинается с азов.

Это позволяет вспомнить пройденное, получить дополнительные сведения, разобрать основные виды деловых бумаг и их особенности, обратиться к художественной литературе.

Курс имеет теоретико-практическую направленность и предполагает на базе

теоретических сведений организовать практическую работу.

   Все задания рассчитаны на осмысленное применение знаний в практической деятельности. Знание особенностей составления документов предопределяет успешность обучения, особенно актуальную в ситуации делового общения. Новизна курса определяется формами организации учебного процесса, предлагаемыми методами обучения, приоритетом практики, лежащим в основе курса.

   Отличительная черта творческих вопросов и заданий в том, что прямые ответы на них не найдешь в текстах учебника. Для ответа необходимо применить приобретенные знания.

Работа над курсом заканчивается защитой учениками своего «Портфолио» Портфель курса - собрание материалов, представляемое учащимися. Это и деловые письма конкретного содержания, составленные самостоятельно и по заданию учителя (тема предложена педагогом); это и самостоятельно выполненные образцы объявлений (возможно рекламных) и заявлений; это и пригласительные билеты, и протоколы, и характеристики - все то, чем занимался ученик на протяжении курса. Преимущества «портфеля»:

  • свидетельствует о дополнительной внеклассной работе школьников, относящейся к данному курсу;
  • стимулирует инициативное учение;
  • предоставляет   учащимся большой контроль в плане самооценки;
  • дает учителю возможность отслеживать текущую успеваемость и прогресс в
    обучении;
  • стимулирует рефлексию и самооценивание.

Курс рассчитан на 17 часов, разработан на основе требований к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы.

Учебно-тематический план

Тема

Общее количество часов

Форма контроля

В том числе

теоретические часы

практические часы

1. Введение. Официально-деловой стиль

1

подготовить сообщение «Язык дипломатии и язык законов»

1

2. Письмо

1

подготовить образец (по выбору)

0,5

0,5

3. Адрес и телеграмма

1

подготовить образец

0,5

0,5

4. Объявление. Объявление усложненного типа

1

подготовить образец (о продаже/ покупке, рекламного) по  выбору

0,5

0,5

5.Заявление. Расписка

1

0,5

0,5

6. Открытка. Пригласительный билет.

1

подготовить образец

0,5

0,5

7. Памятка, правила

1

составить памятку, правила (по выбору)

0,5

0,5

8. Характеристика (деловая, художественная)

1

написать характеристику (деловой, художественной) (по выбору)

0,5

0,5

9. План работы

1

составить план работы класса (школы, отряда и др.)

0,5

0,5

10. Отчёт

1

написать отчет о работе класса (школы, отряда и др.)

0,5

0,5

11. Резюме

1

написать резюме по образцу документа (инд.)

0,5

0,5

12. Справка, удостоверение. Инструкция

1

написать инструкцию по применению, использованию (по выбору)

0,5

0,5

13. Доверенность. Объяснительная записка

1

описать ситуацию: нарушение трудовой дисциплины

0,5

0,5

14. Автобиография

1

сообщение по литературному произведению

0,5

0,5

15. Протокол (простой и сложный)

1

сделать выписку из протокола, составленного на уроке

0,5

0,5

16. Типичные нарушения норм официально - делового стиля

1

тест; анализ ошибок, правка готовых работ

1

17. Итоговое занятие. Факс и электронная почта

1

Презентация «Портфолио»

0,5

0,5

ИТОГО:

17

Содержание программы

Количество часов

1.   Введение. Официально - деловой стиль. Сферы использования: правовые, международные и деловые отношения. Официальное сообщение как основная функция официально делового стиля. Основные черты. Разновидности. Жанры. Языковые особенности.

1

2.  Деловое письмо. Личное письмо. Благодарственное письмо. Поздравительное письмо. Письмо с выражением соболезнования. Повторение темы: «Предложения с обращениями».

1

3.  Адрес и телеграмма. Адресат. Адресант. Требования к оформлению конверта. «Телеграфный стиль». Правила заполнения бланка телеграммы. Повторение темы: «Правописание собственных и нарицательных существительных»

1

4.  Объявление. Объявление усложненного типа. Составление текста объявления. (Цель: найти и устранить недочеты в текстах    объявлений, закрепить навык оформления этой деловой бумаги). Повторение темы: «Правописание падежных окончаний имени существительных». «Правописание падежных окончаний действительных причастий»

1

5.  Заявление. Мотивированное заявление. Форма написания заявления, последовательность расположения элементов в нем. Повторение темы: « Предложения с однородными членами» (в начале или в конце учебного года) или с изучением сложноподчиненных предложений. Расписка. Составление схемы расписки (форма, элементы). Повторение: «Имя числительное»

1

6.  Открытка. Пригласительный билет. Пригласительный билет усложненного типа. План составления пригласительного билета. Написание приглашений. Повторение: «Правописание падежных окончаний имен существительных» «Обращение».

1

7.   Памятка, правила. Составление правил и памяток. Повторение: «Употребление наклонений глагола»

1

8.  Характеристика. Деловая. Художественная. Сопоставление деловой и художественной характеристик. Работа с текстами литературных произведений. (А.С. Пушкин «Капитанская дочка», И.С. Тургенев «Бежин луг» и др.) Повторение: грамматический материал, выбранный по усмотрению учителя.

1

9.  План работы. Форма и элементы. Составление плана. Резолюция. Повторение: употребление отглагольных существительных.

1

10. Отчёт. Назначение и форма. Знакомство с образцами этой деловой бумаги. Составление отчета. Повторение: «Синтаксис простого предложения»

1

11. Резюме. Что значит резюмировать? Обучение резюме. Работа с образцами резюме.

1

12. Справка, удостоверение. Форма справки. Написание справки. Анализ текстов справок. Инструкция. Составление инструкций. Повторение: «Составное именное сказуемое», «Типы простого предложения».

1

13. Доверенность: когда она пишется и что в ней указывается. Образцы доверенностей. Самостоятельное составление доверенностей. Повторение: «Предложения с обособленными членами» Объяснительная записка. Схема документа. Работа с образцами. Написание объяснительной записки.

1

14. Автобиография (Официальный документ и литературное произведение). Работа с образцами. Форма деловой автобиографии. Составление автобиографии с последующим анализом. Повторение:« Обособленные предложения»

1

15. Протокол (простой и сложный). Анализ образцов простого (резолютивного) и сложного протоколов. Форма составления протокола. Написание протокола. Обучение умению делать выписки из протокола. Повторение: «Прямая и косвенная речь».

1

16. Типичные нарушения норм официально-делового стиля речи: несоблюдение правил составления и оформления документов, использование в деловых текстах разговорных и художественно- литературных средств языка, построение устных официальных выступлений по законам письменной речи. Употребление средств официально-делового стиля за его пределами. «Канцелярит» (К. Чуковский)

1

17. Итоговое занятие. Работа с текстами деловых бумаг, различных по содержанию и назначению. Представление своего «Портфолио». Факс и электронная почта. Бланк. Визитная карточка

1

Литература

1.Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: грамматика, текст, стили речи. М.: «Просвещение», 1980г.

2.Касумова М.Ю. Деловой русский язык. Методическое пособие. Москва, 2005г.

З.Розенталь Д.Э. Русский язык М.: «Альянс = В», 1998г.

4.Семенюк А.А. Уроки углубленного изучения русского языка. 9 класс. М.: «Просвещение», 1994г.

5. Стилистика русского языка. /Автор программы С.С.
Вартапетова/Москва. «Дрофа», 2001г.

6. Стилистика языка и стилистика речи в школьном курсе
русского языка /Автор программы Баранов М.Т./ Москва.
«Дрофа» 2001г.

7.Щепина К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка. М.: «Просвещение», 1980г.



Предварительный просмотр:

Элективный курс "Лингвостилический анализ текста"

Курс "Лингвостилистический анализ текста" предназначен в качестве элективного курса для 11 класса и рассчитан на 34 часа. Он опирается на те знания и навыки учащихся, которые были получены при изучении базового курса русского языка. Овладение практической грамотностью, безусловно, одна из первых задач, которые ставят перед собой школьники. Но далеко не единственная. Недаром в принятых образовательных стандартах выдвигается требование формирования коммуникативной компетенции у учащихся. В современной жизни не менее грамматической важна и речевая грамотность – умение связно и адекватно выражать свои мысли, строить коммуникативно-целесообразные высказывания «в устной или письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условием общения».

Курс направлен на расширение и углубление знаний и навыков, которые приобретают учащиеся на уроках русского языка. Решая задачу повышения предметной компетентности, курс знакомит учащихся с одним из двух основных аспектов всестороннего полного анализа художественного текста – лингвостилистическим анализом художественного текста. Программа курса адресована  учащимся 11 общеобразовательных классов, желающим развить навык анализа текста, подготовиться к сдаче ЭГЕ по русскому языку.

Данный курс "Лингвостилистический анализ текста" учит умению анализировать, логически и аналитически мыслить.

Цель курса: помочь учащимся в ходе практической работы по лингвостилистическому анализу приобрести лингвистическую и речевую компетенцию для понимания текста как феномена словесного искусства, сформировать навык такого анализа.

Задачи курса: 

  • Дать представление об уровневой структуре лингвостилистического анализа текста
  • Задать систему ориентиров в многообразии этих уровней
  • Способствовать овладению учащимися методикой и техникой лингвостилистического анализа текста
  • Способствовать развитию языкового и стилистического чутья
  • Расширять социокультурное пространство старшеклассников путём знакомства с текстами высокой художественной ценности

Ожидаемые результаты: в результате изучения курса учащиеся

  • овладеют умением анализировать и критически осмысливать авторский текст;
  • обогатятся новыми знаниями в области литературы и лингвистики;
  • совершенствуют умение писать обоснованные аналитические статьи;
  • углубят представление о научном методе (выделение проблемы, выбор метода и путей анализа текста), научатся интерпретации результатов своего поиска.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема

Количество часов

Формы организации занятий

1

Лингвостилистический анализ как составная часть анализа художественных произведений

1

Вводная беседа

2

Текст как объект изучения многих филологических дисциплин. Место лингвостилистического анализа в иерархии уровней анализа художественного текста.

1

лекция

3

Задачи, возможности и уровни лингвостилистического анализа текста.

1

лекция

4

Этапы лингвостилистического анализа текста

1

лекция

5

Фонетический уровень структуры текста при лингвостилистическом анализе текста

1

лекция

6

Морфемный и словообразовательный уровни структуры текста при

2

лекция

7

Случаи авторского словообразования.

1

Традиционное занятие

8

Анализ морфемных и словообразовательных особенностей стихотворений

1

Практикум

9

Лексический и лексико-фразеологический уровни структуры текста при лингвостилистическом анализе текста. Анализ лексики текста с точки зрения происхождения (исконно русская, в т.ч. старославянизмы, и заимствованная - латинизмы, галлицизмы и т.д.);

2

Лекция

10

Однозначность или многозначность лексики текст, актуализация одного из значений многозначного слова, утрата одного и появление другого значения, расширение или сужение первичного значения слов. Употребление слов в переносном значении, тропы (эпитет, метафора, метонимия, синекдоха, сравнение, литота, гипербола).

2

Лекция с элементами беседы

11

Функциональная значимость и эстетическая функция  лексических и лексико-фразеологических средств в тексте

1

практикум

12

Морфологический уровень структуры текста при лингвостилистическом анализе текста

2

лекция

13

Сравнительный анализ морфологических средств стихотворений

1

практикум

14

Синтаксический уровень структуры текста при лингвостилистическом анализе текста

3

Лекция + традиционное занятие

15

Фигуры речи (антитеза, градация, разнообразные виды параллелизма, анафора, эпифора, умолчание, лексико-синтаксический повтор, риторические вопросы и восклицания и др.)

2

Лекция + традиционное занятие

16

Ритмо-метрический уровень структуры текста при лингвостилистическом анализе текста

1

лекция

17

Анализ стихотворений

1

практикум

18

Структурно-композиционный уровень структуры текста при ЛСАТ. Типы и виды композиции художественного произведения.

2

лекция

19

Определение композиции художественного текста

1

Традиционное занятие

20

Композиционный анализ стихотворений

1

практикум

21

Определение доминирующего уровня структуры текста при лингвостилистическом анализе текста

1

семинар

22

Анализ доминирующего уровня стихотворения в прозе И.С. Тургенева

1

практикум

23

Полный лингвостилистический анализ текста. Обобщение всех этапов работы, переход от собственно языкового анализа структурных уровней вновь к теме, проблематике, авторской позиции, эмоциональной тональности, но на более высоком – осознанном и текстуально “доказанном”- уровне.

2

семинар

24

Презентация творческих работ учащихся по лингвостилистическому анализу художественного текста.

2

презентация

Список использованной литературы: 

  1. Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область “Филология” /Министерство образования РФ.- М.:Вита-Пресс,2004.
  2. Словарь юного филолога.
  3. Русский язык. Языкознание: Большая Энциклопедия школьника. 5-11 классы.- М.: Дрофа, 2001.
  4. Александров В.Н. и др. Единый государственный экзамен: Русский язык (справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста). – Челябинск: “Взгляд”,2004.
  5. Власенков А.И. Русская словесность: Интегрированный курс русского языка и литературы: 9-11 класс. – М.: Просвещение,1997.
  6. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение,2000.
  7. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. – М.: Просвещение, 1995.
  8. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика.– М.: Просвещение, 1988.
  9. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. Правила хорошей речи. – М.: Просвещение, 1996.
  10. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом.- М.: Просвещение, 1987.

Использованные Интернет-ресурсы 

  1. Федеральный образовательный портал http://www.edu.ru
  2. Портал профильной школы http://www.profile-edu.ru
  3. http://www.ege.edu.ru
  4. Официальный сервер МО РФ http://www.informikfa.ru
  5. Генеративная энциклопедия “Брокгаузъ-on-line” http://russia.agama.com/bol
  6. Электронная энциклопедия КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ http://mega.km.ru

Рецензия

Предлагаемая программа предназначена для занятий по русскому языку с учащимися 11 классов.

Программа разработана учителем русского  языка и литературы  средней  общеобразовательной  школы № 6 Соловьевой И.В.  

Программа спецкурса рассчитана на 34 часа.

Структура  программы  выдержана  согласно  общепринятым  в  образовательной  среде  требованиям и состоит из: пояснительной записки, определённых целей и задач курса, содержания, планируемых результатов обучения, списка литературы.

Программа курса содержит все необходимое для достижения запланированных в ней учебных целей – работа с теоретическим и практическим материалом; содержит знания, вызывающие познавательный интерес учащихся. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников и построено таким образом, что изучение всех последующих тем обеспечивается предыдущими знаниями базовых курсов.

Предусматривается формирование умений собирать, обрабатывать, анализировать и излагать материал, содействовать повышению речевой культуры учащихся.

Программу  элективного  курса отличает то, что она предоставляет учащемуся  возможность  освоения  следующих  видов деятельности в данном предмете: поискового (проблемного),  коммуникативного,  репродуктивного,  творческого.

В процессе занятий вводятся новые сведения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания, полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в процессе самостоятельной работы. Материал программы распределен с постепенным усложнением форм и методов учебной работы во времени с учетом его достаточности для качественного изучения материала и получения запланированных результатов.

Данная программа не создает учебных перегрузок для школьников, т.к. домашнее задание отсутствует.

Вышеназванная  программа  может  быть рекомендована к использованию в учебном процессе  с учащимися  общеобразовательных  школ.



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА (ФГОС)

по платным образовательным услугам

по курсу « Русский язык на «отлично»

9Б   КЛАСС

                 Составитель: учитель русского

                                                                                                                         языка и литературы

Соловьева Ирина Владимировна

Пояснительная записка

      Рабочая программа курса «Русский язык на «отлично» для 9 класса разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (Примерные программы основного общего образования. Русский язык. — 2-е изд. — М., 2010. — (Стандарты второго поколения), в соответствии c рабочей программой по русскому языку к учебникам для 5 – 9 классов (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский)      

 Цель: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению итоговой аттестации по русскому языку.

   Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

     В соответствии с учебным планом школы на 2019-2020 рабочая программа по курсу «Русский язык на «отлично» для 9 класса рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю).

1.2. Планируемые результаты освоения учебного курса

1.2.1.  Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу

 Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

  Выпускник научится:

  • владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9- классников;
  • грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания  и вникать в её смысл;
  • совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и по данному тексту;
  • формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать  временные рамки на выполнение заданий;
  • работать с бланками экзаменационной работы;

Выпускник получит возможность научиться:

  • использовать средства художественной выразительности в собственных текстах;

  Учимся выполнять тестовые задания

 Выпускник научится:

  • владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
  • работать с бланками экзаменационной работы;

Выпускник получит возможность научиться:

 • применять при подготовке к ОГЭ цифровые средства обучения.

   1.2.2. Организация проектной деятельности учащихся

Проекты:

Русский язык без пробелов.

2. Содержание учебного курса «Русский язык на «отлично»»

9 КЛАСС (34 ч.)

Раздел 1. Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение (20ч.)

Ознакомление со структурой изложения и сочинения рассуждения.

Ознакомление с приемами компрессии текста.

Обучение написанию сжатого изложения.

Формулировка тезиса сочинения, подбор аргументов.

Написание сжатого изложения и его анализ.

Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема и способы их определения и формулирования.

Композиция, логическая, грамматическая структура текста.

Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста Представление об абзаце как о пунктуационном знаке.

Главная и второстепенная информация в тексте. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации.

Упражнения на развитие умения строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение.

Как начать сочинение-рассуждение. Речевые клише, используемые в сочинении-рассуждении.

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

Раздел 2. Учимся выполнять тестовые задания (14 ч.)

Типология тестовых заданий, задания на понимание текста.

Культура речи.

Хорошая речь: правильность, точность, ясность, выразительность, красота, уместность.

Нормы литературного языка как основное понятие культуры речи.

Нормы ударения и произношения, лексические, грамматические: морфологические и синтаксические.

Нормы ударения и произношения.

Основные нормы литературного произношения: произношение безударных гласных звуков, согласных, сочетаний согласных.

Произношение некоторых грамматических форм.

Особенности произношения иноязычных слов, а также русских имен и отчеств.

Нормы ударения в современном русском языке.

Причины отклонения от произносительных норм.

Исторические изменения в произношении и ударении.

Допустимые варианты произношения и ударения.

Лексические нормы. Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы

Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению. Лексический анализ

Выразительность русской речи.

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Средства выразительности. Тестовые задания.

Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением – важное условие речевого общения.

Лексическая сочетаемость.

Смешение паронимов.

Жаргонизмы.

Речевая избыточность и речевая недостаточность.

Грамматические нормы.

Нормы в морфологии и орфографии. Нормативное употребление форм имен существительных, имен прилагательных, глаголов, местоимений, числительных.

Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов.

Синтаксические нормы.

Словосочетание

Нормативное построение словосочетаний по типу согласования, управления. Правильное употребление предлогов в составе словосочетаний.

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа

Простое осложнённое предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении

Правильное построение предложений.

Правильное построение предложений с обособленными членами.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Синтаксический анализ сложного предложения

Сложные бессоюзные предложения

Сложные предложения с разными видами связи

Задания по разделам: фонетика, орфография, морфология, синтаксис, пунктуация.

3. Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

Планируемые образовательные результаты учащихся (Характеристика основных видов деятельности ученика по разделу)

1.

Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение

20 ч.

Изучение инструкции по выполнению экзаменационной работы по русскому языку. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Работа с бланками ответов,

демонстрационным вариантом ОГЭ. Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых (опорных) слов. Знакомство со структурными особенностями сжатого изложения. Работа с текстом, отработка основных приёмов компрессии исходного текста. Создание собственного текста изложения, оценивание работы.

Знакомство с алгоритмом написания сочинения на лингвистическую тему. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении на лингвистическую тему. Написание сочинения на лингвистическую тему.

2.

Учимся выполнять тестовые задания

14 ч.

Работа с тестом,  заполнение бланков

Итого

34 ч.

3.1. Календарно-тематическое планирование

9 класс (34 часа, 1 час в неделю)

 

п.п

Наименование тем

Плановые сроки прохождения темы

Коррекция

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и вид заданий.

Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ.

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с демонстрационным вариантом ОГЭ.

Часть 1.Что такое микротема.  Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста

Структурные особенности сжатого изложения

Структурные особенности сжатого изложения

Основные приёмы компрессии исходного текста

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма исключение.

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма обобщение.

Основные приёмы компрессии исходного текста. Отработка приёма упрощение.

Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста

Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста

Часть 3. Структура сочинения на лингвистическую тему

Критерии оценки задания

Тезис сочинения на лингвистическую тему или сочинения по тексту.

Аргументы в сочинении на лингвистическую тему или сочинения по тексту.

Заключение в сочинении на лингвистическую тему или сочинении по тексту. Практическое занятие

Заключение в сочинении на лингвистическую тему или сочинении по тексту. Практическое занятие.

Тезис сочинения на лингвистическую тему или сочинения по тексту.

Аргументы в сочинении на лингвистическую тему или сочинения по тексту.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста.

Анализ текста. Лексическое значение слова.

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности.

Фонетика. Звуки и буквы. Фонетический анализ слова

Правописание корней. Правописание словарных слов

Правописание приставок. Слитное, дефисное, раздельное написание.

Правописание суффиксов различных частей речи. Правописание –Н-/-НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

Лексика и фразеология. Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению

Словосочетание.

Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Простое осложненное предложение.

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Синтаксический анализ сложного предложения.

Материально-техническое обеспечение:

  • Ноутбук
  • Проектор
  • Колонки
  • Экран

Цифровые образовательные ресурсы:

Рассмотрена и проверена на соответствие

стандарта образования кафедрой филологов

Руководитель кафедры

 ________________ Е.А. Савельева

Протокол № 1

от «____» августа 2017

Согласовано на методическом совете школы

«_____» августа 2017 г.

Председатель методического совета

__________________ Е. В. Погодина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»

В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах....

Программа элективного курса внеурочной деятельности школьников по бурятскому языку 8-9 класс

        Одним из приоритетных направлений реализации Концепции государственной национальной политики Республики является поддержка и развитие языка, культуры и жизненного ук...

Внеурочная деятельность. Программа курса внеурочной деятельности "Клуб юного читателя" 2 класс

Образовательная программа внеурочной деятельности «Клуб юного читателя» составлена в соответствии  с  требованиями  Федерального  государственного  образовательног...

Рабочая программа по элективному курсу «внеурочная деятельность» «ПРОЕКТИРУЕМ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»

        Программа элективного курса «Учимся проектировать на английском языке» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта осно...