Программа внеурочной деятельности по русскому языку 6 класс
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему

Спас Ирина Павловна

Мастерская юного словесника

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_6.docx37.74 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Ульяновска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Ульяновска

«Средняя школа № 28»

Рассмотрено и принято                               Согласовано                                                   УТВЕРЖДЕНО

на заседании МО                                       на заседании НМС                                          приказ от  «____»____20__ г. №  46-о      

учителей ____________                        протокол №______

                название МО                                 от «____»___ 20___ г.                                     директор       _____________/____________                                                            

протокол                                                 __________/Пронина О.А.                                                 подпись          ФИО

от «____»_____ 20__ г.                           подпись                                                                                   

Журавская Н. И.                                                                                            

                                                                                                                                                     

________/________________                                          

подпись                     ФИО

Программа

внеурочной деятельности

«Мастерская юного словесника»

_общеинтеллектуальное_

Направление

для учащихся 11-13 лет

срок освоения программы – 1год

на 2015-2016 учебный год

Спас Ирина Павловна

город Ульяновск, 2015

  1. Пояснительная записка

1) Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в образовательный процесс:

  Актуальность программы заключается в том, чтобы ввести учащихся в сложный и увлекательный мир русской речи, показать слово изнутри, раскрыть таящиеся в нём возможности, что способствует развитию мотивации к обучению русскому языку и литературе. Потребность проникновения в глубину слов обусловлена всё чётче проявляющейся проблемой современной речевой культуры.

    Данная программа является попыткой научить детей видеть и слышать слово, расширить словарный запас, строить свою речь так, чтобы слово содержало своё истинное значение или играло своими выразительными оттенками. Решение лингвистических задач, связанных с вопросами истории развития языка, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.   Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умение самостоятельно работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  диалогического рассуждения, определения и аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Связь с уже существующими по данному направлению программами заключается в том, что содержание занятий в данной студии представляет собой введение в некоторые  вопросы языкознания, как сопутствующие изучению русского языка, изучение лексического состава языка, введение в этимологию русского языка, обращение к историческому комментарию слова, знакомство с   языковыми нормами.  

 И практическую значимость наблюдаем в совершенствовании учащимися своих знаниий, умения и навыков по русскому языку и литературе.

Итогом  работы в студии является участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, создание учебно-исследовательских проектов         (индивидуальных и групповых), защита их.

 Новизна (перспективность) данного курса заключается в том, что предполагается дальнейшее расширение темы от слова к словесности.  

   Формируя коммуникативную компетенцию учащихся, программный курс развивает способность к собственному речетворчеству, учит творческому употреблению родного языка.

   Творческие работы, проектная деятельность, коллективная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы студии, должны быть ориентированы на то, чтобы ученик получил широкую практику работы с различными текстами.

Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы студии  желательно, чтобы занятие проводилось в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

Вид данной программы – модифицированная (т. к. составлена на основе программы  Р.И.Альбетковой  (Альбеткова Р.И. Основы русской словесности для 5-9 классов. - // Программы для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М., 2008)

2) Цель и задачи данного курса

 Предметом изучения курса является рассмотрение языка как материала словесности и произведения как явление искусства слова. Поэтому цель изучения словесности – помочь ученику, творчески овладевая родным языком, осваивать духовный опыт человечества.

Словесность составляет единое целое с традиционными школьными предметами – русским языком и литературой. Вместе с тему этого предмета есть собственные задачи:

1) закрепление уже изученных лингвистических терминов  

2) знакомство с новой лексикографической терминологией;

3)  развитие умения работать со словарем;

4) развитие навыка поиска лингвистической информации;

5) формирование стремления бороться за чистоту и красоту русского языка;

6) формирование умения самостоятельного лингвистического исследования и наблюдения над художественным текстом.

 

3) Отличительные особенности программы.

    Обучающиеся  6 классов  познакомятся   с употреблением языковых средств, средств художественной изобразительности,  с произведениями устной народной словесности, лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, метаграммами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка,  изучат роды литературы .Разделы программы изложены в логической последовательности. Каждый последующий раздел связан с предыдущим.

Реализация программы  « Мастерская юного словесника» рассчитана на один год , объемом  34 часа (9 аудиторных занятий и 25 внеаудиторное активное занятие). Данная внеурочная   деятельность организована по общеинтеллектуальному направлению развития личности детей. Форма такой деятельности – студия.

4) Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа.

Возраст обучающихся  11-13  лет. Это возраст, когда  развивается отношение  к Родине, родному языку, формируется личностная манера поведения и желание внести свой вклад в какую-нибудь сферу деятельности. Каждый ребенок пытается найти свое место в коллективе, продемонстрировать свои возможности и таланты, участие в работе студии дает возможность самореализации через участие в коллективной творческой деятельности.

Режим занятий

Обучение происходит в течение 1учебного года – 34 часа, по 1 часу в неделю.

Прогнозируемы результаты и способы  их проверки.

Обучающиеся должны:

-  владеть языковыми нормами, нормами речевого поведения в различных сферах общения ;

- знать приёмы работы с текстом;

-  знать художественно – выразительные средства языка и использовать их в своей речи;

- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач, свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;

- моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения и языковыми нормами;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их  с точки зрения нормативности.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении работы;
  • поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
  • повышение качества успеваемости по школьным предметам.

5)  Уровень  результатов работы по программе:

Первый уровень результатов-  приобретение школьниками знаний  о происхождении, истории образования и изменения лексических единиц русского языка,  о причинах и механизмах заимствования, исчезновения и появления слов в русском языке, о способах нахождения информации в справочной литературе; расширение словарного запаса,  осознанное овладение лингвистическими терминами.  

Второй уровень результатов —  развитие ценностных отношений школьников к родному языку, Отечеству, родной культуре, народу; умения находить необходимую информацию, употреблять термины в речи, работать с лингвистическими словарями, выявлять «болезни языка» и бороться с ними, применять полученные знания на практике.    

Третий уровень результатов — получение школьниками опыта взаимодействия (проведение заседаний студии,  изготовление наглядных пособий по русскому языку, раздаточного материала, лингвистических бюллетеней (карточки, буклеты,  сменный материал для стендов).

Формы проведения занятий

  • лекции;
  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
  • анализ и просмотр проектов;
  • составление проектов.

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

  1. Тематическое планирование

№ п/п

Названия разделов и тем

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

Дата проведения

План

Факт

        Употребление языковых средств ( 6 часов )

1

Стилистические возможности слов и выражений

1

1

2

Общеупотребительные и диалектные слова. Специальные слова

1

1

3

Заимствованные слова. Неологизмы.

1

1

4

Употребление имени существительного

1

1

5

Употребление имени прилагательного

1

1

6

Употребление глагола. Играем со словами.

1

1

Средства художественной изобразительности (7 часов)

7

Сравнение, аллегория, эпитет

1

1

8

Метафора. Олицетворение.

1

1

9

Метонимия. Синекдоха.

1

1

10

Гипербола

1

1

11

Порядок слов в предложении. Инверсия.

1

1

12

Повтор. Антитеза

1

1

13

Риторический вопрос и риторическое восклицание

1

1

        Юмор в произведениях словесности (3 часа )

14

Что такое юмор. Комическая неожиданность

1

1

15

Соединение несоединимого

1

1

16

Остроумная речь.

1

1

Произведения устной народной словесности ( 2 часа)

17

Былины. Былинный стих. Особенности языка былины.

1

1

18

Легенда. Предание.

1

1

        Эпическое произведение, его особенности (5 часов )

19-20

Отличие эпического произведения от лирического и драматического.

2

1

1

21

Литературный герой. Характер литературного героя

1

1

22

Как раскрывается характер героя в сюжете. Герой произведения и его автор.

1

1

23

Особенности языка эпического произведения

1

1

Лирическое произведение, его особенности ( 5 часов)

24-25

Лирическое произведение. Особенности языка лирического произведения

2

1

1

26

Двусложные и трёхсложные размеры стиха.

1

1

27

Аллитерация.

1

1

28

Рифма. Главное свойство стихов

1

1

Драматическое произведение, его особенности (3 часа)

29

Особенности языка драматического произведения

1

1

30

Как изображается характер героя в пьесе

1

1

31

Сюжет драматического произведения

1

1

Что вы узнали на уроках русской словесности ( 2 часа )

32

Язык как материал словесности

1

1

33

Произведение словесности

1

1

34

Урок-зачёт

1

1

  1. Содержание программы

Тема 1. Употребление языка  

Стилистические возможности общеупотребительных и диалектных слов. Лекция. Специальные, заимствованные слова, неологизмы. Употребление существительного, прилагательного, глагола. Занятие с элементами игры

Тема 2. Средства художественной изобразительности

Сравнение. Аллегория. Эпитет. Метафора. Олицетворение. Синекдоха. Гипербола. Порядок слов в предложении.  Инверсия. Повтор. Риторический вопрос и риторическое восклицание. Игровое занятие с разгадыванием кроссвордов и головоломок.

Тема 3. Юмор в произведениях словесности

 Что такое юмор. Комическая неожиданность. Соединение несоединимого. Остроумная речь. Лингвистическая сказка.

Тема 4. Произведения устной народной словесности

Эпические жанры устной словесности. Былины. Особенности стиха и языка былин. Легенды и предания. Практическое занятие с элементами игры

Тема 5. Эпическое произведение

Отличие эпического произведения от лирического и драматического. Литературный герой, его характер. Герой и автор произведения. Особенности языка эпического произведения. Лекция. Практическое занятие с элементами игры

Тема 6. Лирическое произведение

 Понятие о литературном  лирическом произведении, его жанрах. Особенности языка  лирического произведения. Стихотворные размеры: двусложные и трёхсложные. Аллитерация. Рифма. Лекция. Викторина.

Тема 7. Драматическое произведение

 Понятие о литературном  драматическом произведении, его жанрах. Особенности языка драматического произведения. Характер героя в пьесе. Сюжет. Создание сценария.  Театральная постановка

  1. Предполагаемые результаты освоения школьниками курса внеурочной деятельности.

Личностные результаты:

  • умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту, богатство и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; 
  • формирование интереса  к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребности в чтении; интереса к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
  •  составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  •  работать по плану, сверяя свои действия с целью, 
  • корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  •  пользоваться словарями, справочниками; 
  • осуществлять анализ и синтез;
  •  устанавливать причинно-следственные связи; 
  • строить рассуждения;

             Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  •  владеть монологической и диалогической формами речи, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  •  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; 
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; 
  • задавать вопросы.
  1. Список литературы

I. Литература, используемая педагогом для разработки

программы и организации образовательного процесса

        

Вартаньян, В.А. Путешествие в слово. Книга для внеклассного чтения. М.: ООО «ТИД «Русское слово».1999.

 Введенская Л.А. Наш родной язык. / Л.А. Введенская, Р.Я Саакьян.–М.:  Просвещение, 1971.–143с.

Горбачевич К.С. Русский язык: прошлое, настоящее, будущее.  М.: Просвещение, 1984.–190с.

Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 кл.М.: Просвещение, 2009 г.

Костомаров В.Г. Русский язык среди других языков мира. / В.Г. Костомаров.– М.: Просвещение, 1975.

 Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.–М.: Высшая школа, 1990.–158с.

Откупщиков Ю.В.К истокам  слова. Азбука-классика, 2005г.

Панов М.В. Занимательная орфография.М.: Просвещение 2010 г.

II. Литература, рекомендуемая для детей и родителей.

Голанова Е.И. Как возникают названия. / Е.И. Голанова.– М.: Просвещение, 1989.–142с.

Голуб И.Б. Занимательная стилистика. / И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь.– М.: Просвещение, 1988.–207с.

Горбаневский М.В. В мире имён и названий. / М.В. Горбаневский.– М.: Знание, 1983.–191с.

Горшков А.И. Всё богатство, сила и гибкость нашего языка /Пушкин в истории русского языка.// А.И. Горшков.– М.: Просвещение, 1993.–175с.

Граник Г.Г. Секреты орфографии. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая.– М.: Просвещение, 1991.–220с.

Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. / Л.Т. Григорян.– М.: Просвещение, 1988.–205с.

Иванова В.А. Занимательно о русском языке. / В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.– Л.: Просвещение, 1990.–252с.

Колесов В.В. История русского языка в рассказах. / В.В. Колесов.– М.: Просвещение, 1982.–190с.

Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. / В.М. Мокиенко.– М.: Высшая школа, 1990.–158с.

Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. / В.В. Одинцов.– М.: Просвещение, 1988.–171с.

Постникова И.И. Фонетика – это интересно. / И.И. Постникова, И.М. Подгаецкая.– М.: Просвещение, 1992.–95с.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 5-6 классов «ЯЗЫК ИНТЕРНЕТА»

В XXI веке Интернет становится важной средой обитания для учащихся. На его просторах школьники находят информацию, узнают новости, развивают своё творчество, общаются, поддерживают дружеские связи и н...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Секреты русского языка"

Программа курса по внеурочной деятельности «Секреты русского языка» для 6 класса составлена...

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык" 7 кл

Программа внеурочной деятельности по русскому языку "Занимательный русский язык"  7 кл...