Главные вкладки

    Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5 класс для детей с ОВЗ
    рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему

    Жирякова Альфия Абузяровна

    Данная программа разработана для индивидуального обучения.

       В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане школы на изучение предмета отведено 102 часа (3 часа в неделю). В связи с этим в адаптированной программе по сравнению с авторской сокращено общее количество часов на изучение каждой темы и часов по развитию речи.

       При составлении адаптированной индивидуальной программы учитывались специфика состояния здоровья учащихся, их  психофизические особенности, возможности  и потребности получения образования, а также рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПк.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по русскому языку для 5  класса составлена на основе:

    Закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 9, 13, 14, 15, 32, 79);

    Приказа Министерства образования Российской Федерации                             от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) образования»;

    Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год, утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от «19» декабря 2012 г. № 1067;

    Приказа ОУ «Об утверждении учебного плана на 2014-2015  учебный год», утвержденный 15 августа 2014 г. №113;

            Авторской программы общеобразовательных учреждений (5-9 классы) М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского,  которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение»,  2010 год;

           Данная программа разработана для индивидуального обучения.

       В авторской программе отведено на изучение русского языка 204 часа в год. В учебном плане Центра на изучение предмета отведено 102 часа (3 часа в неделю). В связи с этим в адаптированной программе по сравнению с авторской сокращено общее количество часов на изучение каждой темы и часов по развитию речи.

       При составлении адаптированной индивидуальной программы учитывались специфика состояния здоровья учащихся, их  психофизические особенности, возможности  и потребности получения образования, а также рекомендации по обучению, составленные специалистами ПМПк. На основе всего этого названная группа учащихся отнесена к цензовому уровню (Второй вариант специального стандарта).  Содержательная область  программы образования учащихся цензового уровня включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции. «Академический» компонент рассматривается в структуре образования  как накопление потенциальных возможностей учащихся для их активной реализации в настоящем и будущем. Второй вариант стандарта характерен усилением внимания к формированию полноценной жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальных условиях. Вот почему программа по русскому языку предусматривает  обе стороны образовательного процесса: знания о языке – речевая практика и речевое творчество. Это включает:

              1) овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;

    2) развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;

    3) развитие вкуса и способности к словесному творчеству на уровне, соответствующем возрасту и развитию.

    В данной программе сохранены все разделы и темы по развитию речи, но для реализации программы меньше часов отведено на изучение теоретических основ предмета, за счет этого увеличено количество часов на практическую работу по закреплению навыков орфографии и пунктуации ввиду того, что у учащихся низкая грамотность. («Части речи. Морфологические и синтаксические признаки». Вместо 3 часов на изучение теории взят 1 час). На изучение практической части, связанной с изучением правописания существительных,отводится на два больше.  На уроках будут использованы формы занятий  и виды деятельности, развивающие творческие способности (сочинения, устное иллюстрирование), способствующие выработке орфографической зоркости (орфографическое проговаривание, графическое обозначение орфограмм),  вырабатывающие  навыки контроля и оценки своей деятельности. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся таких важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения. Программа нацелена на развитие навыков каллиграфии, умения работать по письменной и словесной инструкции, алгоритму. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.

    Основные цели обучения русскому языку:

    1. воспитание  сознательного отношения к языку как  средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к языку;
    2. развитие  коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих умением владеть русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса;
    3. освоение знаний об  основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
    4. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике

       Задачи обучения:

    • приобретение знаний о языке , его устройстве, развитии;
    • совершенствование умений и навыков письменной речи;
    • овладение основными нормами русского литературного языка; умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения.

    Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    • Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
    • Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
    • Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
    • В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

    Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.

    Общая характеристика организации учебного процесса

    Формы и методы обучения:

    Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - игра, урок-практикум, урок развития речи.

    Методы и приёмы  обучения:

    - обобщающая беседа по изученному материалу;

    - индивидуальный устный опрос;

    - опрос с помощью перфокарт;

    - выборочная проверка упражнения;

     - самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

    - различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

    - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

    - изложения (выборочные, подробные и сжатые) на основе текстов типа описания, рассуждения;

     - написание сочинений;  

    - письмо под диктовку;

     - комментирование орфограмм и пунктограмм.

    Технологии обучения, методики:

    • проблемное обучение;
    • информационно-коммуникационные технологии;
    • здоровьесберегающие технологии;
    • проектно-исследовательская технология.

    Планируемые результаты обучения

    Личностные

    1)  понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;

    2)  уважительное отношение к родному языку, гордость за него;

    3) достаточный объем словарного запаса для  выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

    Метапредметные

    1) владение всеми видами речевой деятельности (понимание информации, владение разными видами чтения; умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью развернутости; умение создавать устные и письменные тексты разных типов; способность правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;  соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

    2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

    3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения.

    Предметные

    1) представление об основных функциях языка, о роли родного языка в жизни человека и общества;

    2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

    3) усвоение основ научных знаний о родном языке;

    4) опознавание и анализ основных единиц языка;

    Содержание тем учебного курса

    1. Язык – важнейшее средство общения. – 1 час.

    2. Повторение  изученного в начальных классах.  -  8 ч. + 2ч.Р.р.

    I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, а, у после шипящих. Разделительные ъ и ь. Самостоятельные и служебные части речи. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих.  Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в надежных окончаниях прилагательных.  Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Глагол: лицо, время, число, род (в прошедшем времени); правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов 1 и 2 спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание - тся и - ться; раздельное написание не с глаголами. Раздельное написание предлогов со словами.

    II Текст. Тема текста. Стили.

    3. Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. – 16 ч. + 1 ч.Р.р.

    I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст.

    Пунктуация как раздел науки о языке.   Словосочетание: главное и зависимое слова в словосочетании.  Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение).

    Грамматическая основа предложения.  Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространенные и распространенные предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и с союзами а, но, и. Обобщающие слова перед однородными членами. Двоеточие после обобщающего слова. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Обращение, знаки препинания при обращении. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном предложении перед и, а, но, чтобы, потому что, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Диалог. Тире в начале реплик диалога.

    II. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом.

    III. Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая. Основная мысль текста. Этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста.

    4. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи. –  5ч. + 1 ч. Р.р.

    I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твердые и мягкие согласные. Твердые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие и ц. Сильные и слабые позиции звуков. Фонетический разбор слова. Орфоэпические словари.

    Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Рукописные и печатные буквы; прописные и строчные. Каллиграфия. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Опознавательные признаки орфограмм. Орфографический разбор. Орфографические словари.

    II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических).

    III. Типы текстов. Повествование. Описание (предмета), отбор языковых средств в зависимости от темы, цели, адресата высказывания.

    5. Лексика. Культура речи. – 4ч. + 1 ч. Р.р.

    I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари.

    II. Умение пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и другими школьными словарями. Умение употреблять слова в свойственном им значении.

    Ш. Создание текста на основе исходного (подробное изложение), членение его на части. Описание изображенного на картине с использованием необходимых языковых средств.

    6. Морфемика. –  14 ч. + 2 ч. Р.р.

    I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как минимальная значимая часть слов. Изменение и образование слов. Однокоренные слова. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. чередование гласных и согласных в слове. Варианты морфем. Морфемный разбор слов. Морфемные словари. Орфография как раздел науки о языке. Орфографическое правило.  Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных о и а в корнях -лож-- -лаг-, -рос- - -раст-. Буквы е и о после шипящих в корне. Буквы ы и и после ц.

    II. Умение употреблять слова с разными приставками и суффиксами. Умение пользоваться орфографическими и морфемными словарями.

    III. Рассуждение в повествовании. Рассуждение, его структура и разновидности.

    7. Морфология –  34 ч. + 6ч. Р.р.

    Самостоятельные и служебные части речи – 1 ч.

    Имя существительное  -  10 ч.  + 1 ч. Р.р.

    I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевленные и неодушевленные (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географическими названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, газет, журналов, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Три склонения имен существительных: изменение существительных по падежам и числам. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Морфологический разбор слов. Буквы о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Правописание гласных в падежных окончаниях имен существительных.

    II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с существительными, род которых может быть определен неверно (например, фамилия, яблоко).  Умение правильно образовывать формы именительного (инженеры, выборы) и родительного (чулок, мест) падежей множественного числа.  Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов.

    III. Доказательства и объяснения в рассуждении.

    Имя прилагательное  - 6 ч. + 2 ч. Р.р.

    I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Полные и краткие прилагательные. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Неупотребление буквы ь на конце кратких прилагательных с основой на шипящую.  Изменение полных прилагательных по родам, падежам и числам, а кратких - по родам и числам.

    II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мысли и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов.

    III. Описание животного. Структура текста данного жанра. Стилистические разновидности этого жанра.

    Глагол –  18 ч. + 2 ч. Р.р.

    I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении.  Неопределенная форма глагола (инфинитив на -ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание -ться и -чь (-чься) в неопределенной форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола; I и II спряжение. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов.  Правописание чередующихся гласных е и и в корнях глаголов -бер- - -бир-, -дер- - -дир, -мер- - -мир-, - пep- - -пир-, - тер- - - тир-, -стел- - -стил-. Правописание не с глаголами.

    II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит, облегчит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах имена существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мысли, для устранения неоправданного повтора слов.

    III. Понятие о рассказе, об особенностях его структуры и стиля. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам.

    8. Повторение и систематизация изученного в 5 классе –  5 ч. + 1 ч. Р.р.

     Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках и в корнях слов. Орфограммы в окончаниях слов. Употребление букв ъ и ь. Знаки препинания в простом и сложном предложении и в предложениях с прямой речью.

    Учебно-тематический план.

    № п.п.

    Наименование разделов и тем

    Всего часов

    Диктанты (кол-во)

    Развитие речи

    Всего

    Сочинение

    (кол-во)

    Изложение

    (кол-во)

    1

    Язык – важнейшее средство общения.

    1 ч.

    2

    Повторение изученного в начальных классах.

    10 ч.

    1

    2 ч.

    1

    3

    Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.

    17 ч.

    1

    1 ч.

    1

    4

    Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография. Культура речи.

    9 ч.

    1 ч.

    1

    5

    Лексика. Культура речи.

    5 ч.

    1 ч.

    1

    6

    Морфемика.

    13 ч.

    1

    2 ч.

    1

    7

     

     

    Морфология: 

    Самостоятельные и служебные части речи.

    40 ч.

    1 ч.

    5 ч.

    Имя существительное.

    12 ч.

    1

    1ч.

    1

    Имя прилагательное.

    8 ч.

    1

    2

    1

    Глагол.

    20 ч.

    1

    2

    1

    1

     8

    Повторение и систематизация  изученного в 5 классе.

    7 ч.

    1

    1

    1

    Итого:

    102 ч.

    7

    14 ч.

    5

    4

                        Календарно- тематический план

    урока

       

     Тема урока

     

    Кол-во

    час

                               Планируемые       результаты

    Дата

    провед.

         личностные

          предметные

       метапредметные

    I

                              Язык – важнейшее средство общения (1ч. )

    1

    Язык и человек, Язык и речь.

    1

    Осознавать эстетическую ценность русского языка; осознавать необходимость владения русским языком для учебной деятельности; анализировать себя как слушателя

    Осознавать роль родного языка в жизни человека и общества, основную функцию языка; знать основные особенности устной и письменной речи; различать разные виды речевой деятельности;

    Использовать виды чтения (ознакомительное и изучающее) для работы с учебной книгой;

     воспроизводить содержание прослушанного текста

    II

                       Повторение изученного в начальных классах        (8ч. + 2 ч.Р.р.)

    2

    Звуки и буквы. Произношение и написание

    1

    Стремление к речевому совершенствованию.

    Знать о соотношении произношения и правописания;; с помощью орфографических правил уметь решить, какой буквой обозначить тот или иной звук .

    Строить рассуждение, аргументировать своё мнение; извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;

    3

    Орфограмма. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова

    1

    Стремление к речевому совершенствованию.

    Усвоить понятие орфограммы как написания по орфографическим правилам или по традиции. Знать способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова

    Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; пользоваться орфографическим словарём.

    4

    Правописание проверяемых согласных в корне слова. Правописание  непроизносимых согласных в корне слова.

    1.

    Стремление к речевому совершенствованию

    Знать способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова; правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки согласных в корне

    Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекат информацию из текстов, содержащих теоретические сведения: пользоваться орфографическим словарём

    5

    Буквы И, У, А после шипящих. РазделительныеЪ и Ь знаки

    1

    Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.

    Правильно писать слова с буквами и, у, а после шипящих и слова-исключения; графически обозначать условия выбора правильных написаний;

    Знать правило употребления разделительных ъ и ъ;

    Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарём.

    6

    Раздельное написание предлогов с другими словами.

    .

    1

    Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.

    Усвоить понятие орфограммы-пробела (раздельного написания), орфограммы-дефиса; знать о совпадении в устной речи предлогов и приставок по звучанию; знать, что предлог — слово, приставка — часть слова; знать о написании через дефис предлогов из-за, из-под

    Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; адекватно выражать своё отношение к изображённому на рисунке; создавать письменный текст,

    7

    Р.р. Текст. Подготовка к написанию обучающего изложения по упр. 66. Сбор и систематизация материала.

    1

    Стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для изложения исходного текста.

    Знать признаки текста; анализировать и отграничивать тексты с точки зрения единства темы, смысловой цельности; составлять текст из разрозненных предложении; озаглавливать текст; составлять письменный пересказ текста с опорой на предложенный план

    Вычитывать информацию, представленную в схеме;  соблюдать нормы построения текста в письменной форме; соблюдать в процессе пересказа исходного текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

    8

    Части речи. Глагол. Глагол. – ТСЯ  и   - ТЬСЯ в глаголах. Личные окончания глаголов. Не с глаголами

    1

    Понимание роли русского языка в развитии моральных качеств личности (анализ содержания пословиц из упражнений).

    Знать, на какие вопросы отвечают и что обозначают имена существительные, имена прилагательные, глаголы; знать наречие как неизменяемую часть речи; Знать способ определения написания -тся или -тьсяв глаголах; знать личные окончания глаголов I и II спряжения; знать о раздельном написании не с глаголами; находить орфограмму в -шея и -ться в глаголах,

    Вычитывать информацию, представленную в схеме, соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило;

    9

    Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение.

    1

    Осознание и определение (называние) своих эмоций; достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей в письменной форме.

    Знать, на какие вопросы отвечает имя существительное;  прилагательное и местоимение; определять их морфологические признаки.

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в таблицах; соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила

    10

    Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в начальной школе».

    1

    Стремление к самооценке.

    Правильно писать слова с изученными орфограммами; определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу (без выделения основы

    Способность осуществлять самоконтроль.

    Ш

    Синтаксис.          Пунктуация.       Культура речи.                (  16+1ч.Р.р.)

    11

    Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание

    1

    Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.

    Знать предмет изучения синтаксиса, пунктуации; знать о роли знаков препинания в понимании смысла предложения, названия знаков препинания; знать суть пунктуационных ошибок; разграничивать пунктуационные и синтаксические ошибки; связывать слова в предложении по смыслу;

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспро-изводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме;

    12

    Синтаксис. Пунктуация. Словосочетание

    1

    Потребность сохранить чистоту русского языка; интерес к созданию собственного текста.

    Знать, чем словосочетание отличается от слова; знать строение словосочетания; знать о смысловой связи слов в словосочетании; отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слово в слово-сочетании; устанавливать смысловую связь слов в словосочетании»; составлять словосочетания по образцу;

    Находить и исправлять грамматические ошибки в письменной речи; создавать устный текст с учётом замысла и ситуации, соблюдая нормы построения текста и нормы русского литературного языка.

    13

    Виды словосочетания. Разбор словосочетания

    1

    Потребность сохранить чистоту русского языка;

    Знать порядок разбора словосочетания; выполнять

    разбор словосочетания по образцу в устной и письменной форме; находить словосочетания в тексте; определять основную мысль текста

    Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты

    14

    Понятие о предложении как речевой единице. Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.

    1

    Осознание эстетической ценности русского языка; умение чувствовать выразительность речи.

    Знать основные признаки предложения; знать опознавательный признак для определения границ предложения и постановки знаков завершения (интонация конца предложения); знать знаки завершения;

    Повествовательные, побудительные, вопроситель-ные); знать особенности  их интонации

    Вычитывать информацию, представленную в схеме;

    15

    Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

    1

    Стремление к речевому совершенствованию

    знать, что составляет грамматическую основу предложения; знать второстепенные члены предложения; способы выражения подлежащего; разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены;

    Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

    16

    Сказуемое.

    1

    стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для пересказа исходного текста.

    знать способы выражения сказуемого (глаголом, существительным, прилагательным); находить в грамматической основе сказуемое; выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации; 

    Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; воспроизводить прочитанный художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста;

    17

    Тире между подлежащим и сказуемым

    1

    стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств

    Знать условие употребления тире между главными членами предложения (существительные в имени-тельном падеже); знать о паузе между подлежащим и сказуемым в данной конструкции; знать схему данной конструкции.

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться толковым словарём.

    18

    Нераспространенные и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения. Дополнение.

    1

    Понимание русского языка как национально-культурной ценности русского народа.(работа с текстом «Волшебный мир русской сказки

    достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств

    Знать определение нераспространённых и распространённых предложений; знать общее определение второстепенных членов предложения (поясняют главные или другие второстепенные члены); их названия; разграничивать эти  предложения.

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах. высказывать и обосновывать свою точку зрения

    19

    Определение.

    1

    Cтремиться к совершенствованию собственной речи

    Знать формулировку понятия «определение», способ выражения определения; графическое обозначение определения как члена предложения; роль определения в усилении выразительности художественного описания; находить определения в предложениях; верно обозначать определение как член предложения;

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; строить рассуждение, обосновывать свою точку зрения

    20

    Обстоятельство.

    1

    Уважительное отношение к родному языку

    Знать определение понятия «обстоятельство»; знать способы выражения обстоятельства; уметь графически обозначать обстоятельство как член предложения; знать о зависимости обстоятельств от глаго-лов-сказуемых; составлять предложения с включением всех второстепенных членов по указанным схемам; рассказывать о главных и второстепенных членах по плану

    Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах.

    21

    Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

    1

    Стремление к речевому совершенствованию;  осознание необходимости владения русским языком для учебной и других видов деятельности

    Знать условия постановки запятой между однородными членами (перечислительная интонация, бессо-юзная связь, союзы а, но) и непостановки запятой (перечислительная интонация, одиночный союз и); знать условия постановки двоеточия в предложениях с однородными членами при обобщающем слове;

    Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах

    22

    Предложения с обращениями

    1

    Осознание ответственности за произнесённое; умение чувствовать выразительность речи.

    Знать определение обращения; знать опознавательный признак выделения обращения в устной речи — звательную интонацию; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением; схемы предложений с обращением;

    Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; адекватно использовать разные формы обращения в заданных речевых ситуациях;

    23

    Синтаксический разбор простого предложения. Пунктуационный разбор простого предложения.

    1

    Способность к самооценке

    Знать порядок синтаксического разбора простого предложения; выполнять синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения; определять стиль речи, к которому относится устный разбор

    Способность определять последовательность действий, работать по плану, оценивать достигнутые результаты

    24

    Простое и сложное предложение. Синтаксический разбор сложного предложения

    1

    Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.

    Знать структурные различия простых и сложных предложений; знать о делении сложных предложений на две группы (союзные и бессоюзные); знать о функции запятой между простыми предложениями в сос-таве сложного — знака разделения; правило поста-новки запятой в сложном предложении; схемы слож-ных предложений;

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; адекватно понимать основную и дополнительную информацию; способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую.

    25

    Р.р. Заголовок и основная мысль текста.  Изложение

    1

    Осознание ответст-венности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.

    Знать приёмы сжатия текста; формулировать основную мысль текста; озаглавливать текст; отбирать в исходном тексте основное; производить исключение и обобщение; строить сжатый текст; писать сжатое изложение исходного текста

    Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста в свёрнутой форме;

    26

    Прямая речь.

    1

    соблюдать нормы речевого этикета.

    Знать: способы передачи чужой речи; понятие прямая речь; структуру предложений с прямой речью; правила пунктуации при прямой речи.

    Уметь: распознавать предложения с прямой речью расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью;

    Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах; способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

    27

    Диалог.

    1

    Осознание ответственности за произнесённое и написанное

    Знать: понятия диалог, реплика; структуру диалога; правила пунктуационного оформления диалогов.

    Уметь: определять, сколько человек участвует в диалоге; записывать и правильно оформлять реплики диалога; составлять диалоги по схемам

    Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в схемах

    28

    Проверочный тест по теме «Синтаксис. Пунктуация».

    1

    IV

    Фонетика. Орфоэпия. Графика и  Орфография. Культура речи. (5ч. + 1 ч.Р.р.)

    29

    Фонетика. Гласные звуки.

    Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Алфавит

    1

    Интерес к изучению языка.

    Знать предмет изучения фонетики, группы и подгруппы звуков речи в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков, элементы транскрипции; различать гласные и согласные звуки по способу образования; подбирать односложные слова с разными ударными гласными звуками,

    Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; извлекать информацию, представленную в схеме; преобразовывать информацию из текстовой формы в форму таблицы.

    30

    Р.р. Описание предмета. Подготовка к написанию сочинения-описания по упр.295. Сбор и систематизация материала.

    1

    Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совер-шенствованию; доста-точный объём словар-ного запаса и грамма-тических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме

    Знать об описании как о функционально-смысловом типе речи; знать структуру текста типа описание, об особенностях описания в разных стилях речи; различать описание предмета в разных стилях речи; редактировать текст (сочинение-описание) ученика; писать сочинение — описание предмет

     создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания

    31

    Обозначение мягкости согласных с помощью Ь.

    1

    Стремление  к совершенствованию собственной речи

    Знать о роли ъ для обозначения мягкости согласных; знать правила употребления и неупотребления ь для обозначения мягкости согласных; находить в словах мягкий согласный; употреблять ъ для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия его выбора;

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться орфографическим словарём.

    32

    Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я.

    1

    Стремление  к совершенствованию собственной речи

    Знать о звуковом значении букв е, ё, ю, я в разных фонетических позициях; различать звуковое значение букв е, ё, ю, я в разных фонетических

     позициях;

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

    33

    Фонетический разбор слова.

    1

    Интерес к изучению языка на основе наблюдений за собственной речью

    Знать порядок фонетического разбора слова; выполнять фонетический разбор слова (устный и письменный)

    Способность определять последовательность действий, работать по плану.

    34

    Контрольная работа   по теме «Фонетика». (Тест)

    1

    35

    Орфоэпия.

    1

    Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

    Знать предмет изучения орфоэпии; иметь представление о важнейших произносительных нормах и их отражении в специальных словарях; правильно произносить указанные слова;

    Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические нормы;

    V

    Лексика. Культура речи.(4 ч. + 1 ч.Р.р.)

    36

    Слово и его лексическое значение.

    Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение

    1

    Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию.

    Знать предмет изучения лексикологии; знать функцию слова в языке, содержание понятий «словарный состав», «лексическое значение слова», «толковый словарь», «словарная статья»; уметь толковать лексическое значение слова, используя различные способы;

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; осознавать роль сло-ва для выражения мыслей, эмоций; пользоваться толковым словарём (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию); излагая свои мысли.

    37

    Омонимы.

    1

    Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию.

    Знать содержание понятия «омонимы»; знать о различии между омонимами и многозначными словами, об отражении омонимов в толковом словаре; находить омонимы; отличать омонимы от многозначных слов; находить омонимы в толковом словаре; отличать способы обозначения омонимов и многозначных слов в толковом словаре

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться толковым словарём (находить словарные статьи, извлекать из них нужную информацию).

    38

    Синонимы. Антонимы.

    1

    Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык; стремление к речевому самосовершенствованию

    Знать содержание понятия «синонимы», смысловые и стилистические различия синонимов; знать о связи синонимов и многозначных слов, о функции синонимов и антонимов в речи (выразительность, средство связи предложений в речи, средство преодоления неоправ-данного повторения слов), о словаре синонимов и антонимов.

    использовать антонимы при описании изображённого на рисунке

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств.

    39

    Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

    1

    Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.

    Описывать изображённые на картине предметы, используя синонимы; предупреждать повторы слов

    Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно выражать своё отношение к изображённому на картине; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения;

    40

    Контрольный диктант  с грамматическим заданием по разделам «Фонетика» и «Лексика».

    1

    VI.

    Морфемика.    (14 ч.+2 ч.Р.р.)

    41

    Морфема. Изменение и образование слов. Окончание и основа слова

    1

    Интерес к пересказу

    исходного текста в устной форме; стремление к речевому совершенствованию

    Знать содержание понятия «морфема», предмет изучения морфемики; знать об отличии однокоренных слов от форм одного и того же слова; выделять в слове морфемы; понимать, что морфемы — значимые части слова; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова,выделять в слове окончание; понимать грамматическое значение нулевого окончания .

    Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

    42

    Корень слова.

    1

    стремление к речевому совершенствованию.

    Знать определение корня слова; знать, что в корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов, что однокоренные слова могут быть словами и одной части речи, и рзных частей речи; правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова,

    Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; находить и исправлять чужие ошибки.

    45

    Суффикс.

    1

    Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык

    Знать определение суффикса, смысловое значение суффикса; правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами;

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения

    43

    Приставка.

    1

    Осознание лексического богатства русского языка, гордость за язык

    Знать определение приставки, смысловое значение приставки; правильно выделять приставку в слове; подбирать слова с указанными приставками; опреде-лять значения, выражаемые приставками; определять состав слова

    Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения

    44

    Р.р. Выборочное изложение с изменением лица (упр.407).

    1

    Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать изложение, сохраняя структуру текста и авторский стиль

    45

    Чередование звуков гласных и согласных в корне слова. Беглые гласные

    1

    Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык

    Знать о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов, об отражении некоторых чередований на письме; знать перечень чередующихся звуков; знать о чередовании гласных о и е с нулём звука в одной и той же морфеме; распознавать чередования гласных и согласных звуков в корне при образовании и изменении слов.

    Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;

    46

    Варианты морфем. Морфемный разбор

    1

    Уважительное отношение к русскому языку, гордость за родной язык, интерес к созданию текстов

    Знать содержание понятия «варианты морфем»; различать варианты морфем (корней, приставок, суффиксов); определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные; подбирать слова с вариантами морфем к указанным словам

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

    Способность определять последовательность действий, работать по плану.

    47-48

    Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы з – с на конце приставок

    2

    Стремление  к совершенствованию собственной речи

    Знать правило написания букв з и с на конце приставок; знать о единообразном написании приставки с-;знать словарные слова, представленные в теме; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний;

    Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; строить рассуждение, обосновывать свою точку зрения

    49-50

    Правописание слов с корнями –лаг- //-лож-, раст -//ращ-//рос-

    2

    стремление к речевому совершенствованию.

    Знать правило написания букв а — о корне –лаг-лож-', раст

    -рос-; знать слова-исключения знать о том, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; 

    Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило;

    51-52

    Буквы о – ё  после шипящих в корне слова

    2

     Свободно  выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;

    Знать правило написания букв ё — о после шипящих в корне; знать слова-исключения; написание слов с непроверяемыми безударными гласными после шипящих; находить и правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; 

    Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; извлекать информацию из текстов,  уметь вести самостоятельный поиск информации; пользоваться орфографическим словарём.

    53-54

    Буквы  ы – и после ц.

    2

    способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

    Знать правило написания букв и — ы после ц в корнях, в словах на -ция, в окончаниях, в суффиксах; знать слова-исключения; правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний;

    Соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы.

    55

    Контрольный диктант  по теме «Морфемика. Орфография» с грамматическим заданием.

    1

    VII.

    Морфология.      (34 ч.+ 6ч. Р.р.)

    56

    Самостоятельные и служебные части речи.

    1

    Осознание ответственности за произнесённое

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пользоваться толковым словарём; способность строить рассуждение.

    Имя существительное.  (10 ч. = 1 ч.Р.р.)

    57

    Имя существительное как часть речи. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые

    1

    Стремление к речевому совершенствованию

    Знать, что обозначает существительное, что «предмет» в грамматике понимается обобщённо, что признак и действие могут выражаться через значение предметности; знать морфологические признаки существительных (род, число, падеж), о синтаксической роли существительных Знать основные различия между одушевлёнными и неодушевлёнными существительными; составлять словосочетания .

    Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; способность адекватно выражать своё отношение к изображённому на рисунке

    58

    Имена собственные и нарицательные.

    1

    Стремление к речевому совершенствованию

    Понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа; гордость за героическое прошлое русского народа и за его язык.

    Знать основание деления существительных на собственные и нарицательные, правило употребления большой буквы в именах собственных, правило выделения кавычками заглавий книг, газет и т. п.; распознавать имена собственные и нарицательные;

    Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения, и текстов упражнений; владеть диалогом; владеть речевым этикетом в заданной ситуации.

    59

    Морфологический разбор имени существительного. Род имени существительного.

    1

    Понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;

    Знать порядок морфологического разбора имени существительного; выполнять морфологический разбор имени существительного (устный и письменный)

    находить и исправлять нарушения норм литературного языка, связанные с родом существительных

    Способность определять последовательность действий, работать по плану.

    вычитывать и дополнять информацию, представленную в таблице.

    60

    Р.р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение по упр.496.

    1

    Интерес к созданию соб-ственных текстов; стрем-ление к речевому совер-шенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме

    Знать о рассуждении как о функционально-смысло-вом типе речи, знать структуру рассуждения, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы речи (описание, повествование); находить структурные элементы рассуждения (тезис, доказательство) в повествовательном тексте;

    Способность создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

    61

    Имена существительные, имеющие только форму множественного или единственного числа.

    1

    Стремление к речевому совершенствованию

    Знать о грамматической категории числа и реальном количестве предметов; знать о лексических группах существительных, имеющих форму только множественного числа;; распознавать существительные, имеющие форму только единственного числа, соотносить их с определённой лексической группой;

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию сообщения текста ,пересказывать часть текста, выделенную в ходе изучающего чтения.

    62

    Три склонения имён существительных.

    1

    потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

    Знать о склонении имён существительных, об основании деления существительных на три типа склонения; знать о начальной форме существительного; уметь находить начальную форму и определять склонение существительных; склонять указанные существительные

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; перерабатывать информацию из текстовой формы в форму таблицы.

    63

    Падеж имён существительных.

    1

    осознание эстетической ценности русского языка

    Знать названия падежей, их значение, порядок их следования, падежные вопросы;уметь находить и исправлять ошибки в определении падежей существительных; уметь верно употреблять предлоги с указанными падежами; уметь ставить смысловые вопросы к указанным существительным; соотносить их с синтаксической ролью существительного в предложении

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

    64

    Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

    1

    осознание эстетической ценности русского языка

    Знать правило правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе (в том числе у существительных на -ия, -ий, -ие); знать порядок рассуждения для применения правила; распознавать существительные с изучаемой орфаграммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний;

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

    65

    Множественное число имен существительных.

    1

    уважительное отношение к родному языку

    Знать об особенностях склонения существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах, об образовании и употреблении в речи формы именительного падежа множественного числа некоторых существительных мужского рода на -и, -ы, -а, -я, об образовании форм родительного падежа множественного числа от существительных чулки, валенки, сапоги и т. д

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

    66

    Правописание о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

    1

    уважительное отношение к родному языку

    Знать правило правописания о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных; правильно писать

    о — е после шипящих и ц в окончаниях сущест-вительных;  уметь находить орфограммы-буквы о — е после шипящих и ц в разных частях слова и правильно писать слова с данными орфограммами

    Извлекать информацию из текстов  содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое  правило.

    67

    Контрольный диктант  по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием.

    1

    68

    Р.р. Сочинение по картине. Устное  описание картины Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» (по упр.564)

    1

    Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словар-ного запаса и граммматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в устной форме;

    Знать об элементах рассуждения в описании; включать элементы рассуждения в устное описание изображённого на картине; составлять отзыв на устное сочинение одного из учеников

    Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; адекватно понимать отношение художника к изображаемому; выражать своё

    отношение к увиденному на картине; создавать устный текст, соблюдая нормы его построения; 

    Имя прилагательное (6 ч. + 2 ч. Р.р.)

    69

    Имя прилагательное как часть речи

    1

    осознание эстетической ценности русского языка

    Знать характеристику имени прилагательного по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; знать об особенностях употребления прилагательных в речи; определять морфологические признаки прилагательного (род, падеж, число); подбирать синонимы к указанным прилагательным; уметь употреблять прилагательные в речи;

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; адекватно понимать информацию.

    70

    Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных

    1

    потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры

    Знать правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных; знать о возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ьш, -ий, -ой) и о том, что эти окончания нельзя проверить вопросом; знать порядок рассуждения для верного определения окончания прилагательного; графически обозначать условия выбора правильных написаний

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

    71

    Прилагательные полные и краткие

    1

    осознание эстетической ценности русского языка

    Знать о полной и краткой форме прилагательных, о грамматических особенностях кратких форм прилагательных, об их синтаксической роли, правило правописания кратких прилагательных с основой на шипящий; различать полную и краткую формы имён прилагательных; находить в тексте краткие формы прилагательных и определять их синтаксическую роль;

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; находить и исправлять грамматические ошибки в заданных предложениях

    72

    Морфологический разбор имени прилагательного.

    1

    стремление к речевому самосовершенствованию

    Знать порядок морфологического разбора имени прилагательного; выполнять морфологический разбор имени прилагательного (устный и письменный)

    Способность определять последовательность действий, работать по плану.

    73

    Повторение по теме  «Имя прилагательное».

    1

    стремление к речевому самосовершенствованию

    Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Имя прилагательное как часть речи»; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями, изученными в разделе

    Адекватно понимать письменные высказывания; пользоваться толковым словарём.

    74

    Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

    75

    Р.р. Подготовка к написанию сочинения по картине А.Н. Комарова «Наводнение». Сбор и систематизация материала.

    1

    Интерес к пересказу исходного текста в письменной форме; интерес к ведению диалога с автором текста; стремление к речевому совершенствованию.

    Знать структуру текста типа описание (описание животного в художественном стиле); знать задачи художественного описания животного, об использовании образно-выразительных средств в художественном описании; озаглавливать текст, устно пере-сказывать содержание исходного текста; создавать текст подробного изложения повествовательного характера с элементами описания

    Воспроизводить художественный текст в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении исходного текста; соблюдать в процессе письменного пересказа исходного текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания.

    76

    Р.р. Написание сочинения по картине А.Н. Комарова «Наводнение».

    1

    владение достаточныйм

    объемом словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств

    Глагол (18ч. = 2  ч. Р.р.)

    77

    Глагол как часть речи.

    1

    осознание эстетической ценности русского языка

    Знать характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли; уметь доказать принадлежность слова к глаголу в форме рассуждения; определять морфологические признаки глагола

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

    78

    НЕ  с глаголами.

    1

    соблюдать нормы речевого этикета.

    Знать правило написания не с глаголами; правильно писать глаголы с не; графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы в речи; рассказывать о глаголе в форме научного описания

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

    79

    Неопределённая форма глагола.

    1

     стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для воспроизведения ответа  в устной форме.

    Знать, что неопределённая форма глагола — это начальная форма; знать окончания неопределённой формы, правило употребления ь после ч в неопределённой форме; распознавать глаголы в неопределённой форме; образовывать неопределённую форму от заданных глаголов; правильно писать в неопределённой форме ъ после ч.

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; пересказывать исходный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе пересказа основные нормы русского литературного языка.

    80

    -ТСЯ  и  -ТЬСЯ  в глаголах.

    1

    способность к самооценке на основе наблюдения

    Знать условия выбора написания -тся и -тъся в глаголах; зправильно произносить глаголы на -тся и -тъся; правильно ставить вопрос к указанным глаголам; правильно писать -тся или -тъся в глаголах;

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

    81

    Виды глагола.

    1

    Осознавать лексическое и грамматическое богатство русского языка.

    Знать о видах глагола, об их значениях, о видовых парах глаголов; знать различие между глаголами совершенного и несовершенного вида; пользоваться приёмом распознавания видов глаголов по вопросам, по значению; определять вид глагола; распознавать видовые пары.

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы; пользоваться орфографическим словарём

    82-

    83

    Е   -    И  в корнях с чередованием.

    1

    способность к самооценке на основе наблюдения

    Знать перечень корней с чередованием е — и, условия выбора букв е — и в изучаемых корнях, различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, прове-ряемыми ударением; правильно писать слова с чере-дованием е — ив корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

    Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило

    84

    Р.р. Невыдуманный рассказ (о себе)

    1

    Интерес к созданию собственных текстов; стремле¬ние к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения   мыслей и чувств при создании текста в устной форме.

    Знать о рассказе как об одном из видов повествования, о композиции рассказа, о главном в рассказе; составлять устный рассказ по  сюжетным картинкам

    Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; способность адекватно понимать отношение художника к изображаемому; выражать своё

    отношение к увиденному на картине, создавать устный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка;.

    85

    Время глагола. Прошедшее время.

    1

    Стремление к речевому совершенствованию.

    Знать об изменении глаголов в прошедшем времени, о суффиксе, служащем для образования прошедшего времени, правила написания безударной гласной перед суффиксом -л- в прошедшем времени, о прави-льном ударении в глаголах прошедшего времени (понимал,, понял, поняла и др.); 

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

    86

    Настоящее время.

    1

    стремление к речевому совершенствованию.

    Знать, что формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида, о правильном ударении в глаголах настоящего времени (звонит и др.); распознавать глаголы в форме настоящего времени; изменять глаголы в настоящем времени; соблюдать правильное ударение в указанных глаголах; употреблять глаголы в настоящем времени в речи; составлять текст на тему по выбору

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения; соблюдать правила правописания.

    87

    Будущее время.

    1

    Стремление к речевому совершенствованию.

    Знать формы (простую и сложную) будущего времени, способы образования форм будущего времени; распознавать глаголы в форме будущего простого и будущего сложного времени;

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; вычитывать информацию, представленную в форме таблицы.

    88

    Спряжение глаголов.

    1

    Стремление к речевому совершенствованию.

    Знать определение спряжения глагола, личные окончания глаголов I и II спряжения, о правильном ударении в глаголах облегчит, углубйт, упростйт; определять спряжение глагола; изменять указанные глаголы по лицам и числам; правильно произносить указанные глаголы

    Извлекать  информацию из текстов, содержащих теоретические сведения.

    89-90

    Как определить  спряжение глаголов

    1

    Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию.

    Знать порядок рассуждения для определения верного написания безударного личного окончания глагола; применять порядок рассуждения для определения верного написания безударного личного окончания глагола; правильно писать гласные в безударных личных окончаниях глаголов (в том числе в глаголах с чередованием согласных.

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило.

    91

    Морфологический разбор глагола.

    1

    способность к самооценке на основе наблюдения

    Знать порядок морфологического разбора глагола; выполнять морфологический разбор глагола (устный и письменный)

    Способность определять последовательность действий, работать по плану.

    92

    Р.р. Сжатое изложение по упр. 699

    1

    Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.

    Производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица; составлять диалог

    Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде с изменением лица в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении текста в свёрнутой форме с изменением лица.

    93

    Ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа.

    1

    потребность сохранить чистоту русского языка

    Знать правило употребления ь после шипящих в глаголах во 2-м лице единственного числа; находить изучаемую орфограмму в слове; правильно писать слова с изучаемой орфограммой; графически обозначать условия выбора правильного написания

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения; соблюдать в практике письменного общения изученное орфографическое правило

    94

    Употребление времён.

    1

    Интерес к созданию собственных текстов в устной форме; стремление к речевому совершенствованию

    Знать об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом; употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при продолжении рассказа о событиях прошлого в устной форме

    Извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения

    95

    Урок-зачёт по теме «Глагол». Подготовка к написанию контрольного диктанта по теме «Глагол»

    1

    осознание эстетической ценности русского языка

    Правильно отвечать на контрольные вопросы по разделу «Глагол»; определять вид и время глаголов; рассказывать об орфограммах, изученных в разделе, в научном стиле речи; правильно писать слова с непроверяемыми написаниями, изученными в разделе

    Адекватно понимать задания и правильно на них находить ответы.

    96

    Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол».

    1

    VIII.

    Повторение и систематизация изученного   в 5 классе    (5ч. +1 ч. Р.р.)

    97

    Разделы науки о языке. Орфограммы в приставках.

    1

     достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения

    Знать разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; систематизировать изученное по фонетике, лексике, морфемике, морфологии, синтаксису и пунктуации

    Знать об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении; группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в приставке, в корне) и по основному условию выбора; графически их обозначать

    Уметь вести самостоятельный поиск информации; способность преобразовывать информацию в форму таблицы; способность извлекать изученную информацию из таблиц; способность составлять сообщения, действуя по заданному плану; определять успешность своей работы.

    98

    Орфограммы в корнях.

    1

    способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

    Знать об условиях выбора орфограмм и их графическом обозначении; группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в приставке, в корне) и по основному условию выбора; графически их обозначать

    Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения; строить рассуждение; обосновывать свою точку зрения; определять успешность своей работы.

    99

    Орфограммы в окончаниях.

    1

    способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

    Знать, что выбор гласных в окончаниях слов связан с морфологией; знать об условиях выбора гласных в окончаниях разных частей речи, об их графическом обозначении; правильно писать слова с изученными орфограммами в окончаниях и графически их обозначать

    Соблюдать в практике письменного общения изученные орфографические правила; адекватно понимать информацию письменного сообщения; способность преобразовывать информацию в форму таблицы; определять успешность своей работы.

    100

    Итоговый контрольный диктант  с грамматическим заданием за курс 5 класса

    1

    Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему.

    101

    Р.р. Написание  контрольного  изложения 

    1

    Осознание ответственности за написанное; интерес к созданию сжатой формы исходного текста.

    Производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица; составлять диалог

    Воспроизводить прочитанный художественный текст в сжатом виде с изменением лица в письменной форме; способность сохранять логичность, связность, соответствие теме при воспроизведении

    102

    Итоговый урок

    1

    Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольном диктанте и грамматическом задании к нему

    Литература  для учителя

    1.  Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А.Тростенцовой и других. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2011. . 9-11 классы – М.: Просвещение, 2011
    2. С.В. Абрамова Русский язык. Проектная работа старшеклассников.
    3. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 5 кл. / Г. А. Богданова. - СПб., 2004.
    4.   Богданова Г. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5-9 классы. / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2005.
    5. М.Г. Бройде Занимательные упражнения по русскому языку: 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2012.
    6.   Виноградова Л. А. Сборник диктантов по русскому языку: 5 кл. / Л. А. Виноградова. -М., 1985.
    7.  Горшкова В. Н. Морфология. Словообразование. Орфография: упражнения с выборочным ответом / В. Н. Горшкова. - М., 1983.
    8.  Граник Г. Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. - М., 1991.
    9.  Дейкина   А. Д.   Универсальные   дидактические   материалы   по   русскому   языку: 5-6 классы / А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.
    10.  Ивченков П. Ф. Обучающее изложение: 5-9 кл. / П. Ф. Ивченков. - М., 1994.
    11. А.В. Канафьева, В.В. Леденева Русский язык: Имя существительное. – М.: Дрофа, 2003.
    12.  Капинос    В. И.    Развитие    речи:    теория    и    практика    обучения:    5-7    классы / В. И. Капинос, Н. Н. Сергеева, М. Н. Соловейчик. - М., 1991.
    13.   Костяева    Т. А.    Проверочные    и    контрольные    работы    по    русскому   языку: 5 класс/ Т. А. Костяева. - М.: Просвещение, 2005.
    14. Ладыженская Т. А. Развивайте дар слова / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М., 1990.
    15. Ладыженская Т. А. Практическая методика русского языка: 5 кл.: Книга для учителя / Т. А. Ладыженская, Т. С. Зепалова. - М.: Просвещение, 1992.
    16. Панов М. В. Занимательная орфография. - М., 1984.
    17. Тростенцова Л. А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л. А.Тростенцова, М. М. Стракевич. - М.: Просвещение, 2004.

    Литература для учащихся

    1) Русский     язык:     Учебник     для     5     кл.      общеобразовательных     учреждений /Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. - 33-е издание, доработанное. - М.: Просвещение, 2006.

    2) С.В. Савченкова Рабочая тетрадь по русскому языку: 5-й кл.: к учебнику Т.А. Ладыженской- М.: АСТ, 2012.

    Интернет-ресурсы

    материалы i-Класса «Русский язык. 5 класс»

    I. Русский язык. Теория, правила орфографии и пунктуации

    Правила орфографии: http://school-collection.edu.ru/dlr

    Российский общеобразовательный портал: http://language.edu.ru/ (Р.яз.-правила, диктанты. Литература)

    Термины и определения: http://www.orfo.ru/Tutorial/Html/Tutorial.htm

    II. Тренировочные упражнения, тесты

    Тесты по русскому языку: http://russiantests.narod.ru/p98aa1.html

    Теория,  он-лайн тесты: http://www.orfo.ru/Tutorial/Html/Tutorial.htm (обобщающие упражнения и правила по орф. и пунк-ции)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 3,4 класса СКОШ VIII вида

    - Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида : Подготовительный класс. 1-4 классы / А. А. Айдарбекова, В.М. Белов, В.В. Воронкова и др.\ - 8 изд.- М: Просвеще...

    Адаптированная рабочая программа по русскому языку для 6 класса

    Настоящая программа по русскому языку для ученика 6 класса, с выраженной задержкой психического развития церебрально-органического происхождения создана на основе федерального компонента государственн...

    Адаптированная рабочая программа по русскому языку 5«Л» класс На 2015 – 2016 учебный год

    Адаптированная рабочая программа по русскому языку5«Л» классНа 2015 – 2016 учебный год...

    АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку 11 класс для детей с ОВЗ

    Адаптированная программа призвана обеспечить языковое развитие учащихся с ОВЗ : помочь им овладеть речевой деятельностью на родном языке через полноценное восприятие и понимание письменной и устной ре...

    Адаптированная рабочая программа по русскому языку, 6 кл. Учебник «Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы /Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 4-е изд. –М.: Просвещение, 2018.»

    Данная рабочая программа по предмету «Русский язык» предназначена для учащихся 6 класса, имеющих интеллектуальные нарушения. Рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельн...

    Адаптированная рабочая программа по русскому языку 8 вид 9 класс 101 час по программе Бгажноковой

    Рабочая программа учебного курса «Русский язык»,  программа разработана на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида,   5- 9...