Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Бовт Марина Юрьевна

Конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_urok.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 6 Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

Урок 6

ТЕМА: Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

ЦЕЛИ УРОКА:

• повторить основные фонетические понятия;

• отработать навык фонетического разбора;

• продолжить работу по овладению орфографическими навыками;

• р/р. Уметь составлять план текста.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Добрый день! Рада приветствовать тебя на нашем уроке.

2. Проверка домашнего задания

Дома ты должен был, используя фразеологизмы, написать небольшое сочинение о своём друге, указывая положительные и отрицательные черты его характера. Давай посмотрим, что у тебя получилось. Прочитай своё сочинение.

3. Беседа по вопросам параграфа 4 (с.10) с анализом упражнения 17

-Молодец. Теперь давай перейдем к теме нашего урока. Ответь на вопросы:

— Что изучает фонетика?

— Приведите примеры слов, в которых есть ударные и безударные гласные (из упражнения 17).

— Почему в стихотворении одни и те же буквы могут обозначать разные звуки? Какие буквы и при каких условиях дают два звука?

— Сколько гласных букв в русском языке?

— Сколько гласных звуков?

— Охарактеризуйте звук [й].

4. Повторение темы

Рифмуя или говоря прозой, мы обязательно должны соблюдать нормы орфоэпии. Почему к ударению следует относиться с большим уважением?

Послушайте, как отвечает на этот вопрос автор следующего текста.

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они полезные и значимые. Но забыли пригласить Ударение. И оно очень обиделось.

Когда слова стали выступать, вдруг появилось Ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значения у некоторых из вас!»

Слова, конечно, не поверили. Вышел в перед ЗамОк и сказал: «Я тебя не боюсь. Я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то ударением. Ведь Ударение- это просто черточка!»

Рассердилось Ударение и перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез ЗамОк, и появился Замок! Слова зашумели. Тогда вышли вперед БелкИ и сказали: «Мы-самые главные компоненты любого живого организма, и уже с нами-то Ударение ничего не сделает!»

А Ударение передвинулось на другой слог: все увидели. Что перед ними живые грациозные Белки.

Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атласа появился АтлАс, вместо Капель-КапЕль, вместо Муки – МукА…

Видят слова, что без Ударения им не обойтись. Отвели они ему одно из почетных мест, и с тех пор стали относиться к Ударению с большим уважением.

- Давайте и мы будем относиться к ударению с уважением, правильно расставляя его в словах: ГазопровОд, партЕр, звонИт, щавЕль, алфавИт, красИвее, положИл, шофЕр, киломЕтр, докумЕнт, срЕдства, тЕфтели, квартАл.

Задание 1. Прочитайте слова ,расположив их в алфавитном порядке.

Астрономия, русский язык, география, английский язык, трудовое обучение, геометрия, физика, музыка, алгебра, литература, физкультура, изобразительное искусство, французский язык, история, зоология, немецкий язык, экономика.

Задание 2. Спишите слова, сгруппировав их по одинаковым удвоенным согласным.

Какие слова подчёркнуты? (Словарные слова за 6 класс.)

Как обозначаются при фонетическом разборе удвоенные согласные?

Троллейбус, фотоаппарат, терраса, дрессировщик, бассейн, коллекция, иллюстрация, искусство, теннис, пассажир, миллиард, суббота, мировоззрение, грамматика, миллион, профессия, шоссе, иссиня-чёрный, телеграмма.

Задание 3. Упр.18. стр. 10

Спишите, расставьте пропущенные знаки препинания, обозначьте части слов с пропущенными буквами, выполните фонетический разбор выделенных слов.

Задание 4. Расставьте ударения в следующих словах

Газопровод, блесна, партер, звонит, ревень, цедра, алфавит, выстаивать, красивее, положил, шофёр, километр, случай, документ, средства.

Задание 5. Тестирование.

1. В каком слове количество звуков и букв совпадает:

1) яма;

2) солнце;

3) сеешь;

4) кольцо.

2. В каком слове есть только твёрдые согласные:

1) леска;

2) позвонишь;

3) крушит;

4) смена.

3. В каком слове ударение падает на первый слог:

1) дремота;

2) партер;

3) звонит;

4) силос.

4. Это слово начинается с шипящего звука:

1) звук;

2) щётка;

3) сшить;

4) здесь.

5. Это слово состоит из четырёх звуков:

1) рай;

2) тля;

3) её;

4) края.

6. Это слово состоит только из мягких согласных:

1) тень;

2) чудо;

3) мусор;

4) факт.

7. В этом слове три звука:

1) льёт;

2) ель;

3) я;

4) иль.

5. Подведение итогов урока

— Что называется фонетикой?

— Приведите примеры слов с мягкими и твердыми согласными, со звонкими, глухими и сонорными согласными?

6. Домашнее задание

Повторить слова с удвоенными согласными, упр. 19 стр. 11, повторить слова с удвоенными согласными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 7 классе "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова".

Данная тема урока "Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова" является повторением в начале учебного года в 7 классе по учебнику М.Т.Баранова и др. и сопровождается презентацией....

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР СЛОВА.

Познакомить с порядком фонетического разбора слова....

Урок по теме "Фонетический разбор слова"

Конспект урока по теме "Фонетический разбор слова"...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе: "Фонетический разбор слова"

Презентация, которой можно привлечь внимание детей к изучению нового материала по русскому языку. В каждом слайде содержится познавательная информация по изучаемой теме....

Фонетика и фонетический разбор слова

Фонетика и фонетический разбор слова...