Урок-проект на тему "Описание зимы, картин с изображением зимних пейзажей и музыкальных произведений на зимнюю тему с использованием красочных эпитетов"
проект по русскому языку (6 класс) на тему

Гребенюк Ольга Алексеевна

Проект долгосрочный — 3 месяца (ноябрь-январь).

Cоставление иллюстрированного словаря эпитетов по теме «Волшебный мир зимы».Задачей было изучить литературу по

данной теме; проанализировать словари эпитетов; систематизировать словарные статьи,

относящиеся к теме «Зима»; произвести отбор существительных, к которым нужно написать словарные статьи;

проанализировать составленный словарь; подобрать поэтический, живописный и музыкальный иллюстративн

ый материал; оформить работу и презентацию для защиты проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_na_temu.docx10.73 КБ
Office presentation icon slovar._prezentatsiya_k_uroku_zima.ppt903 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Урок-проект на тему "Описание зимы, картин с изображением зимних пейзажей и музыкальных произведений на зимнюю тему с использованием красочных эпитетов"

 

Проект долгосрочный — 3 месяца (ноябрь-январь). 

ЦЕЛЬ: составление иллюстрированного словаря эпитетов по теме «Волшебный мир зимы».

ПРОБЛЕМА: опыт использования речевых средств для регуляции умственной деятельности и собственного речевого поведения.

ЗАДАЧИ: изучить литературу по данной теме; проанализировать словари эпитетов; систематизировать словарные статьи, относящиеся к теме «Зима»; произвести отбор существительных, к которым нужно написать словарные статьи; проанализировать составленный словарь; подобрать поэтический, живописный и музыкальный иллюстративный материал; оформить работу и презентацию для защиты проекта.

ОБОРУДОВАНИЕ:  проектор, ноутбук.

Ход урока:

 

Стихотворение о зиме.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

 

(Фёдор Тютчев «Чародейкою зимою…)

- Догадались, о чем сегодня наш урок? (слайд)

 

Тема: «Описание зимы, картин с изображением зимних пейзажей и музыкальных произведений на зимнюю тему с использованием красочных эпитетов»

 Какой вы представляли, себе зиму, слушая стихи?

 Какие звуки можно услышать зимой? (скрип снега, звон льда, шум ветра, вой вьюги)

 Какими красками можно нарисовать зиму? (сверкающими, солнечными, серыми, мягкими)

 Поднимите руку те, кто любит зиму?

 А теперь посмотрите, как художники изобразили зиму. (Показ слайдов с изображением зимы).

Учитель:   Идея нашего проекта возникла на одном из уроков русского языка. При изучении темы «Имя прилагательное» ребята писали творческую работу «Волшебный мир зимы». Работая над заданием, ребята часто обращались к словарику эпитетов, который есть в приложении к учебнику «Русский язык. 6 класс» под редакцией С.И.Львовой, В.В.Львова. Мы обнаружили ограниченность словарных статей, связанных с зимней темой. По окончании урока было решено собрать вместе эпитеты, относящиеся к теме «Волшебный мир зимы», составить словарь эпитетов к некоторым «зимним» словам.

Мы представляем вашему вниманию составленный нами словарь. Используя фрагменты из словаря, 6-классники приведут пример описания «зимних» художественных  произведений. (слайды со словарными статьями, отвечающие представляют подборку эпитетов к данным существительным.).
Учитель говорит

Зимняя пора в стихах грациозна и благодушна к спящей природе. Стихи о зиме в творчестве русских поэтов восхищают суровость русской зимы, передают уют народного быта русской избы и жизни крестьянина в долгое морозное время. Стихи повествуют о сказках, созданных самим очарованием зимней природы.

Зима в стихах русских поэтов задумчива и манит великолепием, словно, сама королева зимнего царства и повелительница метелей и вьюг, оковывает и манит своей красотой и величеством. Природа затаилась и спит, спрятавшись под белоснежное покрывало, в то время, как зима освободила силы ветров и морозов, заковавшие весь природный мир в ледяные оковы, словно, строки зимних стихов, околдованные красотой и очарованием русской поэзии.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня.

Словно пухом устилает

Все долины и поля ...

Все в природе замирает:

И поля, и темный лес.

Снег летает и сверкает,

Тихо падая с небес.

-На первый взгляд природа зимой однообразна все снег да холод. Но ведь нет, то мороз трескучий ударит, то оттепель.…А какой зимний день разный, то сверкающий, солнечный, звонкий, то серенький, мягкий, тихий.

Картины зимы захватывают своей широтой, размахом, радостным цветением красок. Небо зеленое, с золотыми и розовыми облаками. Деревья одеты в шубы и шапки.

Художники  мастерски изобразили переходное состояние природы. Рыхлый, беловато-серый снег, темно-коричневые лужи, свинцово-серое небо, коричнево-серый тон хорошо передает потеплевший влажный воздух, атмосферу оттепели. Маленькие домики, покосившиеся заборчики,  все это на фоне зимних красок, зимы.

- Одно и то же время года художники изобразили по-разному. Как думаете, почему?

Изображая то или иное состояние природы, художник тем самым выражает свое отношение. Он не просто слепо копирует увиденное. Через картину он передает свое внутреннее состояние.

 Пожалуй, зима - самое волшебное время года. Она дарит нам самые любимые праздники, самые веселые забавы, самые интересные сказки долгими таинственными вечерами.

 

- Послушайте музыку Чайковского «Декабрь»- «Святки». Эта пьеса входит в его цикл «Времена года» В цикле 12 пьес, столько, сколько месяцев в году.

Прежде, чем мы начнем слушать музыку, я хочу напомнить вам, что музыка – это особая страна, не каждому дано войти в ее прекрасный волшебный мир. Только самому внимательному слушателю она откроет свои сказочные ворота. Вслушайтесь в чудесные звуки музыки.

*Звучит пьеса П.Чайковского из цикла «Времена года»- «Декабрь»

- Какое настроение музыки?

- Какую картину нарисовал нам композитор? (ответы детей) Какие краски использовал?

- А теперь - зима Антонио Вивальди из его 4-ого концерта «Времена года»- «Зима». 

- Послушайте, какой эпиграф к этой части взял композитор:

Морозной гладью стелется дорога,
И человек, иззябшими ногами.

Протаптывая путь, стуча зубами,
Бежит, чтобы согреться хоть немного.

*Звучит I часть Allegro molto «Сильный ветер - от холода бегут и топают ногами»

- Понравилось?

- Какая зима в концерте Вивальди? (ответы детей)

- Какой темп? (быстрый)

- Динамика? (громко, усиливается и затихает)

- С какой картиной можно сравнить настроение этого музыкального произведения?

-Когда вы просыпаетесь и смотрите в окно, то обычно вас ласкает солнышко, но бывает и по-другому: хмурые тучи обволокли небо, злится метель.

-Какое сегодня утро вы увидели в окно?

-А какое зимнее утро нарисовал П.И.Чайковский?

Слушание «Зимнее утро» Чайковского.

Верно: хмурое, вьюжное, тревожное, метельное, ненастное.

-Да, когда мы слушаем пьесу, возникает картина ненастного зимнего утра. Темного, метельного, холодного, неприветливого.

-Какими музыкальными красками нарисовал Чайковский это утро?

Темп? (Встревоженный, быстрый, медленный)

Для чего? (чтобы изобразить вьюгу)

Для чего? (чтобы нарисовать хмурое утро)

 

Красота природы, смена времен года, а каждое из них - осень, зима, весна и лето - неповторимое, особенное. Всегда были источником вдохновения для поэтов, музыкантов, художников! Вот как разные люди, по-разному увидели и изобразили одно и то же время года.

Итог урока, обобщение.

Каждый человек в душе - художник. Красота жизни, дотронувшись до человеческой души, рождает в ней мелодию, или картину. Используя музыкальные краски, композиторы создают музыкальные картины, поэты рисуют рифмой свои образы зимы,  а художники - свои, поэтому мы находим в произведениях сходства и различия. Все творчество, произведения искусства – это творение рук человека.

-Какими средствами выразительности пользовались  поэты, художники, композиторы?

-Какие произведения о зиме прозвучали сегодня на уроке?

-Назовите поэтов, художников, композиторов, чьи творения мы сегодня узнали.

Творческое задание: описать, используя словарик эпитетов, зиму в музыкальной пьесе Чайковского.

Новизна работы состоит в том, что был составлен в печатном и электронном варианте тематический словарь-справочник эпитетов, который сопровождается поэтическими, живописными и музыкальными иллюстрациями по теме «Волшебный мир зимы». Он предназначен для обучающихся 2-7 классов при создании творческих работ по развитию речи.

Наш урок, посвященный прекрасному времени года закончился, когда вы будете идти домой, посмотрите на природу глазами Тютчева, Вивальди, Чайковского, Шишкина, Левитана. Спасибо за урок.

Стихотворение о зиме.

Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит,
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,
Не мертвец и не живой -
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Лёгкой цепью пуховой...

Солнце зимнее ли мечет
На него свой луч косой -
В нём ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня.

Словно пухом устилает

Все долины и поля ...

Все в природе замирает:

И поля, и темный лес.

Снег летает и сверкает,

Тихо падая с небес.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 6 класс по теме: "Сочинение-описание по картине И.Э.Грабаря "Зимний пейзаж".

Данный урок позволяет провести творческую работу по написанию сочинения-описания природы, развивать речь детей, обогащать словарный запас учащихся, воспитывать любовь к языку и природе....

Конспект открытого урока развития речи в 7 классе с использованием ЭОР : «Особенности изображения зимнего пейзажа языком поэзии, живописи, музыки»

Урок развития речи в 7 классе с использованием ЭОР: : «Особенности изображения зимнего пейзажа языком поэзии, живописи, музыки» средствами классической музыки, живописи, поэзии....

«ЗИМНЯЯ ДОРОГА». ПРИМЕТЫ ЗИМНЕГО ПЕЙЗАЖА, НАВЕВАЮЩИЕ ГРУСТЬ. ОЖИДАНИЕ ДОМАШНЕГО УЮТА,ТЕПЛА, НЕЖНОСТИ ЛЮБИМОЙ ПОДРУГИ. ТЕМА ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

• познакомить со стихотворением Пушкина «Зимняя дорога» • выявить мотив одиночества, печали, тоски во внутреннем монологе героя и в описании зимней дороги; • развивать навыки выразительного чтения, ...

Зимний пейзаж в картинах художников

Содержание данного учебного материала позволяет установить межпредметные связи с такими предметами как, мировая художественная культура, история.Организационный этап. Организация учебной деятельности ...