Урок русского языка "Заруби себе на носу" (фразеологизмы в устной и письменной речи)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Григорьева Анастасия Дмитриевна

Данный урок-игра  - обобщение и систематизация знаний по теме "Фрезеологизмы".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок-игра по русскому языку

«Заруби себе на носу»

 (фразеологизмы в устной и письменной речи) 

Учитель: Григорьева А.Д.

Класс: 6.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Цель – обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Лексика. Фразеология»:

1) образовательная: закрепить и расширить знания учащихся о фразеологизмах, показать многообразие, разнородность фразеологизмов;

2) развивающая: развивать творческое мышление, активность учащихся; формировать умение работать в группах; совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся;

3) воспитывающая: способствовать воспитанию любви к родному языку, к устойчивым оборотам речи.

Технологии: образовательные, игровые, информационные.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, музыкальное сопровождение, лист для жюри.

Ход урока

Сила слова – беспредельна.

(Поговорка)

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы должны углубить и расширить свои знания о фразеологизмах  – «жемчужинах» русского языка. Тема нашего урока  «Заруби себе на носу» (фразеологизмы в устной и письменной речи).

Итак, не будем бить баклуши.

Вы засучите рукава.

Задания приготовьтесь слушать,

Чтоб не кружилась голова.

II. Запись темы и  эпиграфа (класс делится на 3 команды)

III. Проведение игры

1 конкурс «Разминка»

Начнём урок мы с повторения.

  1. команда. Что изучает фразеология? (Раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые словосочетания слов, цельные по своему значению).
  2. команда. Что называется фразеологизмом? (Устойчивые сочетания слов, равные по своему значению либо 1 слову, либо целому предложению).
  3. команда. Чем фразеологизмы отличаются от свободных сочетаний слов? (Являются неделимыми оборотами речи, в предложении подчеркиваются как 1 член).

2 конкурс «О каких фразеологизмах идет речь?»

  1. команда. Что не вырубишь топором?
  2. команда. Кто пишет лапой?
  3. команда. Что бьют бездельники?

  1. команда. На каких ножках избушка?
  2. команда. Кого тянут за хвост?
  3. команда. Когда цыплят считают?

3 конкурс «Кто быстрее?» (собрать фразеологизм)

Два сапога (не подточит)

Проще пареной (горы)

Не в бровь (пара)

Обвести вокруг (репы)

Крокодиловы (пальца)

Сулить золотые (слезы)

Комар носа (а в глаз)

4 конкурс «Закончите фразеологизм»

1 команда

Медвежья … (услуга)

Золотые … (руки)

Прикусить … (язык)

2 команда

Ни жив, … (ни мертв)

Как снег … (на голову)

Кто в лес, … (кто по дрова)

3 команда

Чёрным по … (белому)

Тише воды, … (ниже травы)

Лёгок  на … (помине)

1 команда

(Мастер)… на все руки

(Спустя)… рукава

(Несолона)… хлебавши

2 команда

(Высосать)... из пальца

(Бить)… баклуши

(Рукой)… подать

3 команда

(Намылить)… шею

(Сквозь землю)… провалиться

(Выйти)…сухим из воды

5  конкурс «Назовите предложения с фразеологическими оборотами»

1 команда

Разграфите лист сначала вдоль, а затем поперек.

Путешественники изъездили вдоль и поперек все Зауралье.

Отец не находил себе места от волнения.

Я  не нашёл себе места и стал в проходе.

Эта деревня не за горами, а вон за тем лесом.

Весна уже не за горами.

2 команда

Не разгибая спины, поднимите руки повыше вверх. 

Они трудились не разгибая спины до самого вечера.

В двух словах изложите вашу просьбу.

В двух словах он допустил три ошибки.

Ни днем, ни ночью гости не приехали.

Нам не давали покоя ни днем ни ночью.

3 команда

За едой малыш прикусил язык и заплакал.

Он чуть было не проговорился, но вовремя прикусил язык.

Я подхватил упавшего ребенка и осторожно поставил на ноги.

Немало было у отца забот, пока он поставил на ноги сына.

Не стыдно тебе стоять перед ним на задних лапках?

Пудель продолжал стоять на задних лапках.

6 конкурс «Подберите нужный фразеологизм»

1 команда. На школьном дворе мы  работали дружно, старались не   ударить…(в грязь лицом)

Бросились искать Ивана, а его и след ...(простыл)

2 команда. Маша и Даша  похожи как… (как две капли воды)  

Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи… (слона)  

3 команда. Буратино молчал, словно воды ...  (в рот набрал)

Обиделся Незнайка на друзей, надулся      как …(пузырь)

7 конкурс «Замените выделенные слова фразеологическими оборотами»

     Ваня на уроке бездельничал (бил баклуши).

Он человек бывалый (тертый калач).

Малыш  исчез (сквозь землю провалился).

Опаздывая, мы мчались быстро (сломя голову).

Потерпев неудачу, он совсем приуныл (опустил голову).

Они работали не отдыхая (не покладая рук).

8 конкурс «Аукцион»  (записать как можно больше фразеологизмов со словами: глаза, нос, уши)

  1. конкурс «Какие фразеологизмы имел в виду художник?»

  1. конкурс «Проиллюстрируйте фразеологизм»
  1. команда. Клевать носом.
  2. команда. Медведь на ухо наступил.
  3. команда. Пускать пыль в глаза.

11 конкурс «Кто быстрее?» (составить предложения)

Я знал городские переулки                             как снег на голову

Дождь лил                                                         как сивый мерин

Гости свалились                                               как рыба в воде

Он всегда врет                                                  как из ведра

У себя во дворе Мишка был                            как свои пять пальцев

12 конкурс капитанов (списать, подчеркнуть фразеологические обороты как члены П)

Капитан 1 команды

Маша ломала голову над трудной задачей.

Капитан 2 команды

На уроке труда Петя работал спустя рукава.                                                                    

Капитан 3 команды

Оля опять  висела на телефоне.

Пока капитаны выполняют задание, команды, отвечая на шуточные вопросы, зарабатывают балы:

Можно ли что-нибудь перелить из пустого сосуда? (Из пустого в порожнее).

Может ли вопрос заболеть? Есть ли у него ребро? (Больной вопрос; поставить вопрос ребром).

Какое блюдо бывает в голове у некоторых людей? (В голове каша).

Есть ли глаза у опасности? (Смотреть в глаза опасности).

В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения? (Как дважды два).

Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше? (Бежать со всех ног). 

Завершаем игру шуточными загадками:

Дружнее этих двух ребят

На свете не найдешь.

О них обычно говорят:

Водой не разольешь.        

Мы исходили городок

Буквально вдоль и поперек,

И так устали мы в дороге,

Что еле волочили ноги.

Товарищ твой просит украдкой

Ответы списать из тетрадки.

Не надо! Ведь этим ты другу

Окажешь медвежью услугу.

Ежата-детки хоть куда!

И что же тут дивиться?

Ведь мама держит их всегда

В ежовых рукавицах.

Фальшивят, путают слова

Поют кто в лес, кто по дрова.

Ребята слушать их не станут:

От этой песни уши вянут.

Глеб у доски повесил нос,

Краснеет до корней волос.

Он в этот час, как говорится,

Готов сквозь землю провалиться.

О чем же думал он вчера,

Когда баклуши бил с утра?

IV. Подведение итогов игры, награждение ребят, выставление оценок

V. Заключительное слово учителя

Зарубите себе на носу, что фразеологические обороты обогащают язык, делаю речь яркой, образной, меткой. Если язык можно сравнить с тканью мышления, то фразеологизмы – это ее драгоценные нити, придающие ткани неповторимую расцветку и блеск.

Знания фразеологии – необходимейшее условие глубокого овладения русским языком. Умение правильно пользоваться фразеологическим богатством характеризует степень владения речью.

Список литературы

  1. Куркина С.А. Урок-игра по русскому языку в 6-м классе по теме «Фразеологизмы» [Электронный ресурс]/ С.А.  Куркина – Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/ru.
  2. Гатаулина Н.А. Обобщающий урок-игра по русскому языку в 6-ом классе по теме «Лексика. Фразеология» [Электронный ресурс]/ Н.А.  Гатаулина – Режим доступа: http://nsportal.ru .
  3. Иванова Г.А. Разработка урока русского языка в 6-ом классе по теме «Фразеологизмы» [Электронный ресурс]/  Г.А. Иванова – Режим доступа: http://festival.1september.ru .

                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа по развитию устной и письменной речи на уроках русского языка в 5 классе

Данный материал помогает выбрать эффективные методы коррекции по развитию устной и письменной речи в 5классе...

Выявление недостатков устной и письменной речи у учащихся начальных классов. Рекомендации учителям начальных классов по работе с детьми, имеющими недостатки устной и письменной речи.

В данном материале в доступной форме описываются рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов по выявлению обучающихся с недостатками устной и письменной речи и своевременной помощи данной...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Имена числительные в устной и письменной речи"

Данный конспект урока по русскому языку содержит богатый материал по именам числительным. Конспект разработан в соответствии с системно-деятельностным подходом, нацелен на вовлечение учащихся в разноо...

Презентация к уроку русского языка "Заруби себе на носу" (фразеологизмы в устной и письменной речи)

Данная презентация - хороший наглядный материал к уроку русского языка в 6 классе "Заруби себе на носу" (фразеологизмы в устной и письменной речи)....

Статья "Повышение учебной мотивации школьников на уроках английского языка при работе над совершенствованием навыков устной и письменной речи"

Статья "Повышение учебной мотивации школьников на уроках английского языка при работе над совершенствованием навыков устной и письменной речи"...

Урок: по теме:"Употребление простого прошедшего времени в устной и письменной речи"

Данный  урок позволит организовать учебную деятельность учащихся, направленную на отработку умений употреблять предложения в Past Simple в устной и письменной речи....