Повторение по теме "Частица"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Ольга Николаевна Пономарёва

Повторение и обобщение теоретических знаний по теме «Частица».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение по теме "Частица"

Слайд 2

1. Для чего служат частицы ДАВАЙ, ПУСТЬ? 2. Если НЕ пишется слитно, то это …? 3. Какова функция частицы НИ, если уже есть отрицание в предложении? 4. Частицы, которые внося различные оттенки в предложения, называются …? 5. Частицы ТО и КА пишутся …? 6. Каков смысл предложения, если в нем 2 частицы НЕ: не мочь + н.ф.гл.? 7. Что образуют частицы САМЫЙ, БОЛЕЕ? 8. Частица – это …?

Слайд 3

Пушкинский заповедник — это книга, только написана она не буквенными знаками, не словами, а вещами. Немых вещей на свете нет. Все имеет свой язык, свое сказание. Если бы этого не было, так не хранили бы люди эти вещи так бережно, не было бы музеев-заповедников, не было бы в словаре русского языка слова «память», создавшего другое слово — «памятник».

Слайд 4

«Частица НЕ придает…» «Частица НИ служит…»

Слайд 5

1. В комнате __ души. 2. В газете __ было __ строчки о спорте. 3. Это предложение __ у кого __ вызвало никаких возражений. 4. Там я __ был __ разу. 5. Я __ мог __ любоваться этим произведением искусства.

Слайд 6

Проверь себя 1. В комнате ни души. 2. В газете не было ни строчки о спорте. 3. Это предложение ни у кого не вызвало никаких возражений. 4. Там я не был ни разу. 5. Я не мог не любоваться этим произведением искусства.

Слайд 7

Исправь ошибки Не изменил в рукописи не слова. Нет свободного времени не минуты. Тишина не нарушалась ни на мгновение. Ни верил не слову. Не выходил из дома не на шаг. Не видно ни зги. Ни слышно ни звука.

Слайд 8

Проверь себя Не изменил в рукописи ни слова. Нет свободного времени ни минуты. Тишина не нарушалась ни на мгновение. Не верил ни слову. Не выходил из дома ни на шаг. Не видно ни зги. Не слышно ни звука.

Слайд 9

Замените следующие предложения или словосочетания фразеологизмом с частицей ни и запишите их в тетрадь. - Встал очень рано; - Сделать что-то некстати; - Очень тесно; - Сделать что-то неожиданно, без видимых причин; - Так говорят о человеке, который сильно испуган; - Никаких известий, сведений о человеке; - Ничем не выделяющийся, заурядный человек;

Слайд 10

Продолжите фразу: Мне больше всего понравилось… Я понял (а), что частица… Я очень доволен (довольна) уроком, потому что… Мне бы очень хотелось ещё узнать… Свой вариант ответа

Слайд 11

Спасибо за работу!



Предварительный просмотр:

Тема: Повторение по теме «Частица»

Цель урока:

  1. Повторить и обобщить теоретические знания по теме «Частица», вырабатывать навык правописания частиц;
  2. Развивать навык орфографической зоркости, речь, память, внимание;
  3. Воспитывать интерес к родному языку.

Задачи:

-обучающие:

1.Показать многообразие значений модальных частиц.

2.Формировать умение выделять модальные частицы среди других частей речи.

3. Формировать умение употреблять модальные частицы в речи.

-развивающие:

1. Развивать познавательный интерес.

2. Развивать умение анализировать и делать выводы.

3. Развивать творческое мышление.

-воспитательная:

1. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, настойчивость в учёбе, аккуратность.

Форма урока: урок – повторение

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал

Ход урока:

Вступительное слово учителя. Эмоциональная подготовка к восприятию нового материала.

- Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся. Я рада, что у вас хорошее настроение и надеюсь, что мы сегодня с вами дружно и активно поработаем.

- Мы с вами изучили все темы по разделу Частица.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

- какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

Первое ваше задание – Блиц-опрос. (слайд 2)

1. Для чего служат частицы давай, пусть? (для образования повелительного наклонения глагола)

2. Если не пишется слитно, то это …? (приставка или часть корня, если без не не употребляется)

3.  Какова функция частицы ни, если уже есть отрицание в предложении? (усиливает отрицание)

4. Частицы, которые внося различные оттенки в предложения, называются …? (смысловыми)

5. Частицы то и ка пишутся …? (через дефис)

6. Каков смысл предложения, если в нем 2 частицы не: не мочь + н.ф.гл.? (положительный)

7. Что образуют частицы самый, более? (сравнительную степень прилагательных и наречий)

8. Частица – это …? (служебная часть речи, которая служит для образования форм слов и вносит различные оттенки значения в предложение.

Ребята скажите:

- Какие частицы участвуют в образовании? Что они образуют? (повелительное и условное наклонение глагола, составную форму сравнительной степени прилагательных и наречий)

- Скажите, какие частицы помогают нам изменить оттенки смысла в предложении? (смысловые)

Второе задание: Найдите в тексте частицы и определите их разряд. (слайд 3)

Пушкинский заповедник — это книга, только (огранич) написана она не (отриц) буквенными знаками, не (отриц) словами, а вещами. Немых вещей на свете нет. Все имеет свой язык, свое сказание. Если бы (формообраз) этого не (отриц) было, так не (отриц) хранили бы (формообраз) люди эти вещи так бережно, не(отриц) было бы (формообраз) музеев-заповедников, не (отриц) было бы (формообраз) в словаре русского языка слова «память», создавшего другое слово — «памятник».

Третье задание:  Отрицательные частицы не и ни

- Как Вы думаете, почему они так называются?

- Дополните предложения, появившиеся на слайде:

«Частица не придает…»

«Частица ни служит…» (слайд 4)

НЕ Отрицательное значение:

1. ВСЕМУ ПРЕДЛОЖЕНИЮ

2. ОТДЕЛЬНЫМ ЧЛЕНАМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

НИ Отрицательное значение

1. В предложениях без подлежащего (ни при сущ. в Р.п.):

2. Усиление отрицания, которое выражено частицей не или словом нет:

Утвердительное значение

Частица стоит перед сказуемым после слов: КТО, ЧТО, КАКОЙ, КУДА, ГДЕ, КОГДА, КАК, СКОЛЬКО и др.

Четвертое задание: Вставьте нужную частицу НЕ или НИ (слайд 5, 6)

1. В комнате ни души.

2. В газете не было ни строчки о спорте.

3. Это предложение ни у кого не вызвало никаких возражений.

4. Там я не был ни разу.

5. Я не мог не любоваться этим произведением искусства.

- Обратите внимание на последнее предложение (предложение получает положительный смысл)

Пятое задание: А)Исправьте ошибки: (слайд 7, 8)

                                   Б) Замените следующие предложения или словосочетания фразеологизмом с частицей ни и запишите их. (слайд 9)

Подведем итоги нашего урока

Рефлексия: (слайд 10)

Домашнее задание.

Литература:

pandia.rutext/78/511/55385.php

gcsh.ucoz.ruindex/otkrytyj_urok…jazyka…7_klasse…

povtorenie_izuchennogo_o_chasticah_7_klass.pptx.

infourok.rupo_teme_chasticy_7_klass-133577.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тема урока Имя прилагательное. Повторение изученного в V классе. (Второй – третий урок повторения) 2 часа.

Урок по теме "Имя прилагательное. Повторение изученного. 5 класс"  направлен не только  на повторение данной части речи, на правописание имен прилагательных, но и на отработку умения использ...

Рефлексия на уроке повторения по географии в 8 кл. "Повторение темы "Внутренние воды России"

Цели урока:Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Внутренние воды России». Выявить степень усвоения теоретических знаний  и географической номенклатуры, предусмотренных образовател...

Подготовка к ЕГЭ. Повторение художественно-изобразительных средств и стилистических фигур речи.Повторение пунктуации в СПП.

Повторение и обобщение знаний учащихся о художественно-изобразительных средствах и стилистических фигурах речи; подготовка к выполнению задания №24 ЕГЭ по русскому языку; развитие ключевых компетенций...

Урок повторение 11 класс Тема: Урок повторение редакторы операционной системы по теме «Что такое мир?»

Цель: углубить и расширить знания учащихся по теме редакторы ОС через защиту проектов.Задачиактуализация навыков по составлению графиков, рисунков, презентаций, фильмов;формировать навыки создания про...

Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различных исходных положений. Повторение техники нижней прямой и верхней прямой подач».

Данная методическая разработка предназначена для подготовки преподавателя по дисциплине «Физическая культура» по теме: «Повторение и закрепление техники приема и передачи волейбольного мяча из различн...

Конспект открытого урока физкультуры по теме: "Повторение верхней и нижней передачи в прыжке. Повторение прямого нападающего удара в прыжке"

Задачи урока: совершенствовать технику приема и передачи мяча сверху и снизу, развивать быстроту, ловкость и прыгучесть, воспитать смелость, настойчивость, волю, трудолюбие и товарищескую взаимопомощь...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...