Главные вкладки

    Упражнения по теме "Правописание О-Ё после шипящих в корне слова"
    учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

    Федорова Оксана Владимировна

    Дынные упражнения предназначены для закрепления темы "Правописание о-ё после шипящих в корне слова".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл o-yo_posle_shipyashchih.docx21.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Повторение пройденного материала
    • Орфографическая разминка

    Спишите в рабочую тетрадь, вставьте пропущенные буквы, в словах с пропуском выделите корень, подчеркните орфограммы:

    Тонкая ж_рдочка, деш_вый товар,  спелый ж_лудь,  длинная беч_вка,  завитая ч_лка, красивый ш_лк, ч_рствый хлеб, тяж_лая ноша, ч_рная кош_лка, легкий ч_лн,  ж_сткая щ_тка, чугунная реш_тка, кривой ш_в, щ_лкать,  ч_порный вельможа,  тихий ш_рох,  спелый крыж_вник, городские трущ_бы, полуш_пот, ш_ковая терапия, ож_г руку, ож_г руки, ж_нглер, ш_фер, мокрое ш_ссе.

    (Вспомни правило: Буква Ё в корне после шипящих пишется, если можно подобрать родственное слово с буквой Е под ударением или без ударения. В большинстве случаев затруднительно или невозможно найти проверочное слово с ударной Е, написание таких слов следует запомнить.

    Пример проверяемых ударением написаний: дешёвый — деше́вле, жёрдочка — же́рдь.

    Пример непроверяемых ударением написаний: шёлк — шелкови́стый, жёлтый — желте́ть.

    Написание слов с буквой О после шипящих в корне является непроверяемым, и такие слова следует запомнить.

    О//Ё п.шип.

    без ударения

    Жонглёр шокирует жокея и шофёра с шоколадом на шоссе в Шотландии.                      (шовинизм)

    О//Ё п. шип.

    в корне

    Шорох, шорты и крюшон,

    Шорник шомпол, капюшон,

    Жор, прожорливый, боржом,

    Шов и шоу, шоры, жом,

    Шок, крыжовник и мажор,

    Шоркать, джонка и вечор,

    Трущоба, чопорный, обжора,

    Жостово, ужо, Ижора,

    И чокнуться, с судьбой не споря,

    В северной реке Печоре.

    Примечание. Не путать существительные ожог и поджог с глаголами: получил ожог — обжёг руку, совершил поджог — поджёг сарай.)

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ: Тонкая жёрдочка, дешёвый товар, городские трущобы, спелый жёлудь,  длинная бечёвка,  шофер, завитая чёлка, красивый шёлк, чёрствый хлеб, мокрое шоссе, тяжёлая ноша, чёрная кошёлка, спелый крыжовник, легкий чёлн,  жёсткая щётка, чугунная решётка, кривой шов, щёлкать,  чопорный вельможа,  тихий шорох,   полушёпот, шоковая терапия, ожёг руку, ожог руки, жонглер;

    • Синтаксическая разминка

    Подчеркните орфограммы на изученную тему «о-ё после шипящих в корне слова», объясните их написание, выполните синтаксический разбор предложения №1, пунктуационный разбор предложения №2

    1. У ч…рной реш…тки на ж…стком диване сидели ж…нглёр и ж…кей, ш…фёр и ш…тландец.4
    2. Они перебирали крыж…вник, ж…луди и  ш…коладные конфеты, которые  перемешались в ш…лковом мешке ж…нглёра.5

    ПРОВЕРЬ СЕБЯ:

    1. У чёрной решётки на жёстком диване сидели жонглёр и жокей, шофёр и шотландец.4

    Синтаксический разбор предложения: Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено однородными подлежащими. О и О, О и О.

    1. Они перебирали крыжовник, жёлуди и  шоколадные конфеты, которые  перемешались в шёлковом мешке жонглёра.5)

    Объяснение постановки знаков препинания:

    - [  ], (которые….). СПП      

    - …О, О и О


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Гласные О-Ё после шипящих в корне слова"

    Урок в технологии «Дидактический цикл»...

    Буквы о,ё после шипящих в корне слова

    презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

    Буквы о,ё после шипящих в корне слова

    презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...

    Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

    Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

    Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

    Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

    Дидактический материал к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"

    Карточка для учащегося  к уроку русского языка "О-ё после шипящих в корне слова"...

    Тренировочные упражнения по теме "Ё после шипящих в корне слов"

    Упражнения предназначены для обучающихся 5 класса. Задания разнообразны, помогают закрепить орфограмму, запомнить слова-исключения....