"Гласные О-Ё после шипящих в корне слова"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Диана Борисовна Кретова

Урок в технологии «Дидактический цикл»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_na_osnove_tehnologii.doc22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок для 5 класса по русскому языку (технология «Дидактический цикл»)

Тема:  О-Ё после шипящих в корне слова

Цели урока:

  1. вспомнить, какие шипящие звуки известны учащимся;
  2. выяснить условия выбора для новой орфограммы;
  3. назвать слова-исключения;
  4. отграничить слова с данной орфограммой от словарных слов;
  5. научиться видеть новую орфограмму в слове, правильно писать слова с этой орфограммой, объяснять условия ее выбора, находить и исправлять ошибки в слове с этой орфограммой.

Ход урока:        

I фаза. Обнаружение незнания                                                              

Учащимся диктуются слова (двое слабых учеников пишут это на задней стороне доски): желтый, шепот, почетный, щетка.

Сравниваем написанное. Оно не у всех будет одинаковым.

Учитель: Как можно решить эту проблему? Чей вариант окажется верным?

II фаза. Усвоение нового материала                                                                           

Учитель организует активное восприятие и осмысление учениками нового учебного материала,                                                                                                                       записанного на доске:

желудь

 шелк

пчелы

 щелкать

Исключения:

крыжовник

 шорох

шов

капюшон

Учитель: 1) Прочитайте слова из левой колонки вслух. Слышите ли вы шипящие? Назовите их. Все ли шипящие представлены в данных словах? Подчеркнем их двумя чертами.

2) Какой гласный звук слышится под ударением после шипящих? А какой пишется? В чем заключается опасность в написании слов с ударными гласными после шипящих? (пишется не то, что слышится) Исходя из этого, сформулируйте цели нашего урока.

  1. В какой морфеме находится эта орфограмма? (в корне) Оформляем орфограмму графически!
  2. Обратите внимание на слова правого столбика. Это слова-исключения. За что их исключили? (пишется то, что слышится) Эти слова надо запомнить!
  3. Попробуйте сформулировать правило написания новой орфограммы. Сравниваем свое правило с правилом в учебнике, повторяем еще два раза.

                         

III фаза. Ликвидация незнания                                                                                      

Ребята возвращаются к заданию первой фазы и самостоятельно исправляют допущенные в словах ошибки в соответствии с изученным правилом.

Учитель пишет на доске слова с непроверяемыми гласными после шипящих: шоколад, шофер, шоссе. Вопрос классу: в чем разница между ними и словами левой колонки? (буква безударная, слова не входят в правило, их нужно запомнить). Запись этих слов в словарик.

IV фаза. Применение нового материала

Выполнение упражнения в учебнике (устно), затем объяснительного диктанта с графическим обозначением орфограммы.

V фаза. Присвоение новых знаний                                                                     

Учитель: Зачем мы изучаем правило «О-Ё после шипящих в корне слова»? Давайте поможем гипотетическому мальчику Васе Ошибкину, который такого правила не знает (каждый ученик получает карточку для самостоятельной работы с заданием исправить ошибочное написание в тех словах, где это необходимо):                                                      

Жолудь, шёпот, шов, шорох, шёл, шолк, зачет, жордочка, щоголь, крыжовник, шоссе, шеколад.

VI фаза. Осуществление  обратной связи                                                     

Учитель: Какие ошибки было исправить легко, а какие трудно? Почему?

Школьники разным цветом выделяют легкие и трудные слова.

Итог урока.

Учитель: Что стало для вас сегодня новым знанием на уроке? Достигли ли мы поставленных вами целей?

Д/з. 1) Выучить правило. 2) Составить небольшой текст, включающий 10 слов с новой орфограммой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Гласные О - Ё после шипящих в корне слова

План - конспект урока с применением интерактивной доски...

Гласные после шипящих в корне слова

Знакомство в 5 классе с написанием О,Ё,Е после шипящих в корне слова, прктическое задание с ответом...

Урок русского языка с презентацией в 5 классе по теме "Гласные "о" и "ё" после шипящих в корне слова".

Урок русского языка по теме "Буквы О–Ё после шипящих в корне". 5-й класс Название урока: «Лесная сказка».Тип урока: изучение нового материала.Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой «Букв...