Гласные О - Ё после шипящих в корне слова
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Ваганова Галина Николаевна

План - конспект урока с применением интерактивной доски 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_-_yo_posle_shipyashchih.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока русского языка в 5 классе по

теме: О – Ё в корне  слова  после шипящих

Цели урока:

Образовательная:  сформировать у учащихся понятие о правописании О - Ё в корне слова после шипящих;

Развивающая: содействовать формированию и развитию учебно-информационных и исследовательских навыков у учащихся;

Коррекционная: способствовать развитию процессов мышления;

Воспитательная: формировать интерес к родному языку и предмету «русский язык», развивать умение договариваться, работая в паре.

Оборудование: интерактивная доска, презентация (частично взят материал в ИНТЕРНЕТЕ)

1 стр. конспекта на интерактивной доске

На доске записано:  Дата

                                 Классная работа

                                 Тема ( закрыта)

I. Эмоциональный настрой.

II. Актуализация.

1. На доске скороговорки. Читаем.

У Саши нос в саже, скажи об этом Саше.

Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу.

В живом уголке жили ежи и ужи.

Волки рыщут, пищу ищут.

На проговаривание каких звуков направлены скороговорки?

(шипящие Ж Ш Ч Щ)

Вот они все в одной скороговорке ( открываем  пятую скороговорку). Читаем.

Поезд мчится скрежеща: же, че, ша, ща;  же, че, ша, ща.

-Назовите. ( Вытаскиваем.) Шипящие – сигнал, что в слове есть орфограмма.  Предположите, какова тема урока? Приоткрою часть. …….после шипящих.

Какие правила связаны с шипящими согласными?

ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, Чу - Щу

Скороговорки убрать.

III.Объяснение нового материала.

Переход к новой теме. Ситуация незнания. Проверим, хорошо ли вы помните правописание гласных после шипящих.

2 стр. конспекта на интерактивной доске

Работа у доски. Вставьте букву:

                                           ж…лище                  жилище

                                            ч…йник                   чайник

                                            ш…рина                   ширина

                                             ч…до                       чудо

                                             ш…пот                     шёпот

                                             ш…рох                     шорох

                                             ж…нглёр                  жонглёр

 Что видите?                        

 ( Не только и, а, у могут писаться после шипящих, но и другие гласные.)

Проверим, верно ли мы написали. Открываем второй столбик.

Выстроим в строчку слова с гласными О - Ё  после шипящих , добавим похожие. Например, щётка, крыжовник, чёлка.

Шёпот, шорох, жонглёр, щётка, крыжовник, чёлка.

Понаблюдаем,  что общего?

(После шипящих в корне слова.)

Обозначим корень, подчеркнём двумя чертами шипящий

Чем различаются?

О –  Ё

Подчеркнём О –Ё.

Сформулируем до конца тему. Открываем тему на доске. Запишем.

Поставьте себе цель: чему вы сегодня хотите научиться?

( Выбирать гласную О или Ё после шипящих в корне слова.)

Слова с  гласными О – Ё распишем  в 2 столбика

 Ё                                                            О

шёпот                                           шорох

щётка                                             жонглёр

чёлка                                              крыжовник

Посмотрим на 1 столбик. Найдём общее. Что командует этими корнями? (Ударение. Ё всегда ударная)

Может, во 2 столбике О безударная? Ставим ударение.

(Не всегда.)

Разделим на 2 столбика

Под уд.                             Без уд.

шорох                              жонглёр

крыжовник                    

      Поищем ответ в учебнике. (П. 86, стр.180. ) Читаем самостоятельно. Ищем вывод. Дополняем  столбик слов исключений.  Затем стр.181. Дополним столбик словом  шоссе

Под уд. (искл)                             Без уд.

шорох                              жонглёр

крыжовник                      шофёр

шомпол                           жокей ( значение в словаре)

шов                                  шоколад

Составим схему (рисунки)

3 стр. конспекта

1) На доске слова в 2 столбика, в первом закрыта буква, второй закрыт весь.

Какая буква закрыта? Почему?              

жёлтый              желтеть

щёчка                 щека

чёрный             чернеть

шёл                    шедший

Можно ли изменить слова так, чтобы на гласный в корне не падало ударение? Может, тогда О пишется?

По мере называния открываем шторку. Ученики выходят, обозначают орфограмму.

 Вывод: Подбор однокоренного слова помогает определиться, что писать в корне (О или Ё). Если в безударном положении пишется Е, то под ударением Ё.

О – Ё в корне слова после шипящих (распечатка)

          Алгоритм

1. Определю часть слова.

2. Если в корне, поставлю ударение.

3. Если под ударением, проверю, не является ли слово исключением.

4. Если исключение, напишу О.

5. Проверю, чередуется ли Ё с Е в безударном положении.

6. Если чередуется, то под ударением пишу Ё, без ударения Е.

7. Если не чередуется, О.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

IV.Закрепление.

2) Задания из презентации (слайды А), Б), В), Г), Д) :

А)   Поставь под ударение:  

     щетина              щётка

     расчесать          расчёска

     шедший             шёл

  Б) Назови ласково:

Щель, пчела, шерсть, черта.

Щёлка, пчёлка, шёрстка, чёрточка.

В) Диктант – молчанка. Проверка вслух.

V.Проверка усвоения.

Г) Самостоятельно. Распечатка текста (один на двоих). Вставить пропущенную букву. Одновременно текст на доске. Буква-орфограмма закрыта. Работа в парах. Проверка.

 Перед Нильсом распахнулась дверь одного из магазинов, и мальчик вошёл. Хозяин улыбался почётному гостю и расставлял товары. Здесь было всё: шёлковые ткани и игрушечные жокеи на лошадях, вкусные жёлуди из шоколада и даже чёрный рыцарский плащ. Но Нильс не мог купить и дешёвой расчёски: денег у него не было.

Д) Контрольный тест «Найди ошибку»: Записать только букву, за которой стоит слово.

 а) жолтый

б) решотка

в) чёрточка

г) жёнглёр

д) жокей

е) шорох

ж) крыжовник

з) шопот

код: а б г з

VI. Оценивание.

Верный код – «5».

VII. Рефлексия. 

Какую цель ставили перед собой? Достигли?

На доске схема.

Уходя, поставьте точку на стрелочках.

                                                                                                  Дома: С.180, 181, п.                           86 (учить), упр.442

                                                                                                         

                                                                                                                                             

                                                                                                                           

                                          чувствую себя

                                            очень хорошо

ничему не                                                            многому научился

научился

                                        очень плохо

Приложение

О – Ё в корне слова после шипящих

Алгоритм (ход рассуждения)

1. Определю часть слова

2. Если в корне, поставлю ударение.

3. Если под ударением, проверю, не является ли слово исключением.

4. Если исключение, напишу О.

5. Проверю, чередуется ли Ё с Е в безударном положении.

6. Если чередуется, то под ударением пишу Ё, без ударения Е.

7. Если не чередуется, без ударения пишу О.

Вставить пропущенную букву

 Перед Нильсом распахнулась дверь одного из магазинов, и мальчик вош…л. Хозяин улыбался поч…тному гостю и расставлял товары. Здесь было всё: ш…лковые ткани и игрушечные ж…кеи на лошадях, вкусные ж…луди из ш…колада и даже ч…рный рыцарский плащ. Но Нильс не мог купить и деш…вой расч…ски: денег у него не было.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Гласные О-Ё после шипящих в корне слова"

Урок в технологии «Дидактический цикл»...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...

Буквы о,ё после шипящих в корне слова

презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»

Самоанализ открытого урока русского языка в 5 классе. «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.» в рамках конкурса «Учитель года» учителя русского языка и литературы второй квалификационной категории Та...

Гласные после шипящих в корне слова

Знакомство в 5 классе с написанием О,Ё,Е после шипящих в корне слова, прктическое задание с ответом...

Урок русского языка с презентацией в 5 классе по теме "Гласные "о" и "ё" после шипящих в корне слова".

Урок русского языка по теме "Буквы О–Ё после шипящих в корне". 5-й класс Название урока: «Лесная сказка».Тип урока: изучение нового материала.Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой «Букв...