Гласные Ё-О после шипящих в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект урока изучения нового материала
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектирование учебного занятия на основании примерной рабочей программы, УМК по предмету «Русский язык»
- Предмет: русский язык
- Класс: 5
- Автор УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская и др.. 2020 г.
- Тема урока: «Буквы Ё-О после шипящих в корне»
- Тип урока: изучение нового материала
I . Цели и задачи занятия:
Цели занятия
совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам
Задачи занятия:
- Научиться систематизировать и обобщать знания, полученные при изучении морфемики
- Научиться анализировать случаи написания гласных Ё-О в корне
- Научиться применять способ действия при выборе написания Ё - О после шипящих в корне
- Научиться использовать алгоритм для решения учебных задач.
II. Планируемые результаты урока
Личностные:
- воспитание интереса к предмету, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.
- сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека.
Метапредметные:
- 1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями
Базовые логические действия
- выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;
- устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
- классифицировать языковые единицы по существенному признаку.
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;
- формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями
Общение
- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах.
Совместная деятельность:
- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.
- 3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
- ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);
- самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений.
Эмоциональный интеллект:
- развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
- понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;
- регулировать способ выражения собственных эмоций;
- признавать своё и чужое право на ошибку; принимать себя и других, не осуждая;
- проявлять открытость;
Предметные:
- Знать правило написания букв ё-о после шипящих в корне
- знать слова-исключения, написание слов с непроверяемыми безударными гласными после шипящих.
- уметь графически обозначать условия выбора правильных написаний.
Ход урока.
I. Мотивационно-целевой этап
На доске демонстрируется текст:
Перед сном и после сна
Гигиена всем нужна!
Мойте глазки, ушки, губы,
Очень важно чистить зубы.
Всех микробов, точно плеткой,
Разгонит вмиг зубная ЩЕТКА.
- Предложите задания к этому тексту.
(Учащиеся предлагают объяснить орфограммы в словах «гигиена», «микробов», разгонит»; найти однородные члены предложения, возможно, выполнить разборы (морфемный, фонетический).
II. Актуализация знаний (подготовка к основному этапу занятия)
На доске демонстрируется текст:
Перед сном и после сна
Гигиена всем нужна!
Мойте глазки, ушки, губы,
Очень важно чистить зубы.
Всех микробов, точно плеткой,
Разгонит вмиг зубная ЩЕТКА.
- Предложите задания к этому тексту.
(Учащиеся предлагают объяснить орфограммы в словах «гигиена», «микробов», разгонит»; найти однородные члены предложения, возможно, выполнить разборы (морфемный, фонетический).
Формируемые УУД на данном этапе урока.
постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно. Поиск и выделение информации. Постановка вопросов.
- Интрига и объявление темы
- Ребята, мы только что вспомнили о зубной щетке. А почему в щетке – ё, а в шортах – о? После каких звуков находится орфограмма? (После шипящих согласных.)
-В каких морфемах находится орфограмма? (В корне)
- Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? Верно, о правописании гласных после шипящих в корне, но не всех гласных, а О и Ё.
– Откройте тетради, запишите число и тему: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова».
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? (Мы научимся определять, какую гласную мы пишем после шипящих в корне слова, О или Ё)
Формируемые УУД на данном этапе урока.
Выдвижение гипотез и их обоснование. Целеполагание. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно
- Усвоение новых знаний и способов действий.
- Работа в парах с материалами §86. Материал для наблюдения. Сравните, какой звук слышится в корне под ударением, а какая буква пишется. Сформулируйте правило.
- На каждую парту раздается алгоритм, которым учащиеся будут пользоваться при выполнении упражнений.
- Лабораторная работа. Правильное написание О-Ё после шипящих зависит от того, верно ли мы нашли корень слова и подобрали однокоренное с вариантом на Е. Разделим нашу лабораторную на две части: 1-ю сделаем вместе, 2-ю часть – индивидуально.
Слово реш..тка. Проверочное решето. Вывод (устно) - в корне Ё
- Щелкать (Щелкать щелчок в корне Ё); шелк (шелка в корне Ё); шорох (нет варианта с Е в корне О)
- Продолжение работы самостоятельно. Слова написаны на доске: ч..рствый, щ..голь, ч..рный, ш..в, ш..пот, ч..рствый, щ..лка
Работа продолжается самостоятельно. По окончании работы учитель выводит на доску слова с обозначенными орфограммами, взаимопроверка в парах.
- Почему пишется О в словах капюшон, шомпол? Что такое шомпол? Какие еще запомнили слова-исключения?
-Запишите слова в словарь-справочник, придумайте предложения с этими словами.
(в случае затруднения учащиеся обращаются к правилу в учебнике. Пользуясь толковым словарем, объясняют лексическое значение слова шомпол).
Формируемые УУД на данном этапе урока.
планирование решения учебной задачи. Анализ с целью выделения признаков. Подведение под понятие, выведение следствия.
- Первичная проверка понимания усвоения материала.
- Работа с упражнением №459 (фронтальная). С предложенными словами составьте предложения, запишите их. Обозначьте изучаемую орфограмму.
- В упражнении встретились слова шофер, шоссе, шоколад. Чем они отличаются от остальных? Пользуясь толковым словарем учебника, объясните лексическое значение слов жокей, жернов.
2. Игра «Третий лишний». (Демонстрируется на интерактивной доске). Найдите лишнее слово в каждом из рядов, объясните:
1) черный, значок, зачет.
2) шов, шорох, шепот.
3) челка, щеголь, шорты
Формируемые УУД на данном этапе урока.
анализ с целью выделения признаков,
подведение под понятие, выведение следствия,
находить информацию, используя справочную литературу
Физкультминутка
- Закрепление знаний и способов действий.
#1054;тгадайте слово, запишите его, обозначая изучаемую орфограмму.
- Плод дуба (жёлудь –желудёвый)
- Человек, который модно одевается (щёголь - щеголять)
- Погладить котика по мягкой… (шёрстке – шерсть)
- Знак переноса слов (чёрточка- черта)
- Цвет одуванчика (жёлтый -желтеть)
Формируемые УУД на данном этапе урока.
Находить информацию, используя справочную литературу. Построение логической цепи рассуждения, классификация объектов.
VII. Обобщение и систематизация знаний.
Предупредительный диктант.
- Ветер что-то нашептывает березкам. 2) Я помню осенние ночи, берёзовый шорох теней. 3) Вышел еж с сапожной щеткой, занялся работой четкой. 4) По шоссе ползет тяжелый грузовик.
VIII. Самостоятельная работа с взаимопроверкой по образцу.
Работа по упр. 458. Спишите, обозначая в словах изученную орфограмму.
Смирнов по-хозяйски зашел за реш..тку,
Умело взял в руки ж..лезную щ..тку.
Протер этой щ..ткой поверхность металла,
Как зерк..ло сразу она засияла.
Текст с обозначенными орфограммами проецируется на доску для взаимопроверки. Соседи по парте обмениваются тетрадями и проверяют вставленные буквы, графическое объяснение изученной орфограммы.
Формируемые УУД на данном этапе урока.
Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать выбор. Определение способов взаимодействия
IX. Подведение итогов.
- А теперь давайте ответим на вопрос, поставленный в начале урока: почему же в слове «щётка» пишется Ё, а в слове «шорты» - О?
X. Рефлексия деятельности.
Оцените свою работу на уроке:
#1042;сё понял, могу этот материал объяснить другому. (5 баллов)
#1071; сам всё понял, но объяснить другому не берусь.(4 балла)
#1044;ля полного понимания мне нужно повторить тему.(3 балла)
#1071; ничего не понял. (2 балла)
(Учащиеся поднимают карточку с нужным количеством баллов)
Формируемые УУД на данном этапе урока.
Анализ собственной работы, оценивание уровня владения учебным действием.
XI. Домашнее задание. Составить опорный конспект, упражнение 457
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация по русскому языку для 5 класса по теме: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"...
Буквы о,ё после шипящих в корне слова
презентация к уроку русского языка (5 класс) по учебному комплексу под редакцией В.В.Бабайцевой...

Конспект урока русского языка Тема: «Буквы ё-о после шипящих в корне слова.»
Цели урока.Образовательная:научить детей грамотному письму слов с данной орфограммой, умению видеть ее в тексте и слышать;Развивающая: развивать орфографическую зоркость, творческие способности детей:...

Гласные после шипящих в корне слова
Знакомство в 5 классе с написанием О,Ё,Е после шипящих в корне слова, прктическое задание с ответом...

Урок русского языка с презентацией в 5 классе по теме "Гласные "о" и "ё" после шипящих в корне слова".
Урок русского языка по теме "Буквы О–Ё после шипящих в корне". 5-й класс Название урока: «Лесная сказка».Тип урока: изучение нового материала.Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой «Букв...

