Урок русского языка с презентацией в 5 классе по теме "Гласные "о" и "ё" после шипящих в корне слова".
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Шикуля Елена Николаевна

 Урок русского языка по теме "Буквы О–Ё после шипящих в корне". 5-й класс

Название урока: «Лесная сказка».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой «Буквы О – Ё после шипящих в корне».

Задачи:

  • Обучающие: научить видеть место орфограммы; используя и графически объясняя условия выбора орфограммы, правильно писать слова на данную орфограмму;
  • Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, умение сравнивать и сопоставлять, подбирать различные комбинации, аргументировать свою точку зрения.
  • Воспитательная : формировать коммуникативную компетенцию, умение интересно рассказывать, слушать и слышать друг друга, сотрудничать при выполнении упражнений.

Форма урока: урок-сказка

Оборудование: ИКТ (компьютер и проектор).

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок русского языка по теме "Буквы О–Ё после шипящих в корне". 5-й класс

Название урока: «Лесная сказка».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с новой орфограммой «Буквы О – Ё после шипящих в корне».

Задачи:

  • Обучающие: научить видеть место орфограммы; используя и графически объясняя условия выбора орфограммы, правильно писать слова на данную орфограмму;
  • Развивающая: развивать внимание, логическое мышление, умение сравнивать и сопоставлять, подбирать различные комбинации, аргументировать свою точку зрения.
  • Воспитательная : формировать коммуникативную компетенцию, умение интересно рассказывать, слушать и слышать друг друга, сотрудничать при выполнении упражнений.

Форма урока: урок-сказка

Оборудование: ИКТ (компьютер и проектор).

Ход урока

I. Орг. момент.

Приветствие. В рабочей тетради записываем число, классная работа. (Слайды 1, 2, 3, 4)

II. Ход урока.        

В класс входит фея Орфография. (Слайд 5)

Фея: Здравствуйте, дорогие ребята. Вы все сегодня мои гости. Добро пожаловать в сказочную лесную страну, которая называется Орфографией. Деревья и цветы в ней – это предложения, слова, морфемы. А птицы – звуки, которым дана возможность свободного полёта. Итак, вперёд, в страну волшебства и чудес.

Практическая проверка знаний.

Фея: Для того, чтобы получить пропуск в моё царство, вы должны выполнить три задания, как это принято в любой сказке. Посмотрите, ребята, в предложениях запятые играют в прятки. Скажите, где они должны быть? Давайте их поставим на место.

Учитель: Ребята, давайте сделаем пунктуационный разбор этих предложений.

(Слайды 6, 7)

Выполняется пунктуационный разбор предложений. (Один учащийся работает за компьютером, остальные списывают в тетради).

  • Склонились ветви деревьев спрятали молодые грибки.
  • Всё в саду промокло от дождя опавшие листья кора старых деревьев остывшая земля некрашеные скамейки.

Фея: Молодцы… Ой, взгляните, в словах потерялись буквы! Нужно срочно их поставить на место, иначе начнётся переполох в нашем волшебном лесу!

Учитель: Перепишите предложения в тетради и вставьте пропущенные буквы. Объясните орфограммы и графически их выделите.(Слайд 8)

Выполняется задание: списать предложения, вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы. (Один учащийся работает за компьютером, остальные списывают в тетради).

  • Идите же дети р…стите на воле.
  • Три гордые пальмы высоко р…сли.
  • Темнота л…жилась у наших ног на р…стениях.
  • Лагерь ра…пол…гался в прекрасном лесу.
  • Ра…сыпалась роса по ра…росшемуся кустарнику.

III. Введение в новую тему.

Фея. А теперь посмотрим, какие вы наблюдательные. Прочитайте словосочетания и скажите, есть ли здесь слова, в правописании которых вы затрудняетесь. Назовите эти слова. (Слайд 9)

Дети читают словосочетания:

- Жёлтые листья, пошёл дождь, падают жёлуди,

жёсткая кора старых деревьев.

(Проблемная ситуация). 

Учитель:

- Это нужные для сегодняшней орфограммы слова?

Ученики: Да, эти слова нам подходят, потому что орфограмма

  1. ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ (Ж, Щ, Ш, Ч)
  2. В КОРНЕ

IV. Работа с новым материалом.

Фея: Послушайте, какая приключилась история с этими словами.

Разыгрывается сценка.

Фея.В стародавние времена в волшебном лесу страны Орфографии, в одном домике в мире и дружбе жили корни слов, шипящие согласные, Ц  и две подружки, буквы «О» и «Ё». И всё было бы хорошо, если бы хвастливая О не возгордилась. Она однажды заявила:

Буква О. Поглядите все, какая я круглолицая, румяная. Просто красавица. Я думаю, что все должны дружить только со мной: и корни, и шипящие, и Ц. А букве Ё не место среди нас. Её даже совсем не слышно в корнях после шипения согласных.

Фея. Да так О разошлась, что совсем букве Ё не стало житья, и несчастная обиделась, закрылась в своей комнате и совсем перестала показываться. Вот тогда среди остальных слов случился переполох: они не могли обойтись без этой буквы. Ну скажите, как можно произнести слово «ёж» без буквы «ё»? Слова собрались и решили пойти за советом к доброй волшебнице Старого Леса.

(Слова наперебой рассказывают о своей беде)

Фея. Та, услышав про такую беду, приняла решение наказать гордячку О. Она повелела:

Волшебница Старого Леса.  Чтоб в корнях после шипящих и Ц, если падает ударение, всегда стояла скромная Ё. Но чтобы О не была без дела, я оставила ей несколько слов для работы, и назовём те слова исключениями.

Фея. Почему именно эти слова? Просто с буквой О однажды случилась такая история: она услышала какой-то шорох, взяла, что попалось под руку, чтобы раздвинуть колючие ветки (это был шомпол), полезла в кусты крыжовника, проверить, что там, и порвала капюшон курточки. Пришлось накладывать шов, и курточка была испорчена.

Фея вспомнила эту историю и приказала О дружить с обидчиками. На том и порешили. А тут ещё в сказочный лес пришли чужеземцы. Они не знали о повелении феи и стали дружить с О. Фея не стала разрывать эту дружбу: пусть слова иноязычного происхождения тоже пишутся с О, даже если нет ударения. Постепенно все запомнили, что эти слова отличаются от других. Вот некоторые из них: артишок, джонка, жом, жор, жох, изжога, крюшон, мажор, обжора, прожорливый, трещотка, трущоба, чащоба, чокаться, чопорный, чох, чохом, шок, шоркать, шорник, шоры.  А ещё - шоссе, шофёр, шоколад, жокей и другие слова. (Слайд 10)

Фея: А ещё я знаю одну считалочку, которую придумали в нашем волшебном лесу, послушайте: ШОРОХ, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА, ШОВ, КРЫЖОВНИК и ОБЖОРА, ШОКОЛАД, ШОССЕ, ЖОНГЛЁР, ТРЕЩОТКА, ШОРНИК и ШОФЁР, МАЖОРНЫЙ, ШОРТЫ, КАПЮШОН.

Вот такая сказочная история. Её услышали люди и тоже решили, что в корнях слов после шипящих и Ц нужно писать «ё», а не «о», за исключением некоторых слов. Даже правило такое написали, прочитайте его в своих учебниках.

           Дети знакомятся с правилом учебника.

Фея. Вы, ребята, хорошо потрудились, теперь немножко отдохнём: сделаем небольшую разминку.

Физминутка.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали,

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Учитель: Мы сегодня узнаем значения некоторых слов, названных феей. Посмотрите на экран. ( На экране слова: шоры, шорник). (Слайды 11, 12)

Шоры – пластинки, находящиеся у глаз лошади. Как вы думаете, зачем они? Нет, не для красоты, они нужны, чтобы лошадь не смотрела по сторонам, бежала прямо и ничего не боялась.

Шорник – человек, который изготавливает приспособления для упряжки.

V. Тренировочные упражнения.

Фея: Мальчики и девочки, я каждому, кто сможет предупредить ошибки в словах, подарю по цветочку, да не простому, а со словами-исключениями.

Предупредительный диктант. (Один учащийся работает за компьютером, остальные списывают в тетради). (Слайд 13)

1. Улыбнулись сонные берёзки ра…трепали ш…лковые косы.

2. Я помню осенние ночи берёзовый ш…рох теней.

3. За горами за ж…лтыми долами пр…тянулась тропа деревень.

Фея отвечавшим дарит цветы с написанными на них исключениями из правил.

Фея. Вы так замечательно справляетесь с заданиями! Но я припасла вам кое-что посложнее. Вы должны среди других слов отыскать слова-исключения из нашего правила.

Учитель. Ребята, ваша задача – не только найти эти слова, но и правильно записать их в тетрадь.

Задание: «Найди слово-исключение». (Слайд 14)

В сад пришел наш Буратино,

А в саду крыжовник рос.

Он услышал тихий шорох

За кустом цветущих роз.

Сразу стало интересно.

Он накинул капюшон.

Кто ж за розой? Неизвестно?

Но не испугался он.

Он вперед шагнул бесстрашно.

Треск!.. И разорвался шов.

"Мой капюшон! О, так ужасно!"

И Буратино был таков.

VI. Закрепление материала.

Фея: Отлично! Ещё одно задание для того, чтобы вы лучше запомнили наказ волшебницы Старого Леса. Сейчас вам предстоит, как когда-то золушке, перебрать кое-что. Но только это не горох и пшено, а слова.

Распределительный диктант. (Слайд 15)

Учитель. Распределите слова в три столбика. (Один учащийся работает за компьютером, остальные списывают в тетради).

1 столбик –слова с  проверяемыми и непроверяемыми  гласные в корне

2 столбик – с чередующимися гласными в корне

3 столбик – слова с о – ё после шипящих

Обл…ко, под…рить, зар…стают, ш…пот, предпол…жение, св…вают, в…ст…бюль,

сл…жение, ш…рох, отр…сль, распол…гаться, выр…щен, р…стительность, бр…сать,

встр…пенуться.        

Фея: Все вы, ребята, молодцы. Как жаль, но нужно прощаться. До скорых встреч, мальчики и девочки! (Фея уходит).

VII. Рефлексия. (Слайд 16)

Учитель: Вот и закончилась наша сказка. Фея нам рассказала о многом. Сейчас я хочу, чтобы вы продолжили предложения. Это будет итог нашего урока.

  • Сегодня на уроке я узнал новое о …
  • Мне было интересно узнать …
  • Мне захотелось …
  • Я не понял …
  • Я почувствовал …
  • Я впервые ...
  • Я оцениваю свою работу на уроке на …

VIII. Домашнее задание. (Слайд 17)

  1. Выучить правило.
  2. Составить 5 предложений со словами, в которых есть о – ё после шипящих и «ц».
  3. Нарисовать рисунок с изображением новых для вас слов

 

  • Наш урок подошёл к концу. Спасибо за внимание. (Слайд18).

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений»,

М, Просвещение,2010.

Используемая методическая литература: 

  1. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский  «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык  5- 9 классы», М., Просвещение, 2008.
  2. Дидактический материал к учебнику русского языка 5 класса. Пособие для учителя / Л.А. Тростенцова, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская – М.: Просвещение, 1989
  3. Чурсина Л.Н. Уроки русского языка с применением информационных технологий.- М.: Издательство «Глобус», 2010.
  4. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 5 классе», М., Просвещение, 2003.
  5. Интернет-ресурсы.

[http://festival.1september.ru/articles/637905/]

[http://www.proshkolu.ru/user/Nadegda797/blog/410997]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 7-м классе по теме "Дефис между частями слова в наречиях"

Цели и задачи   урока:знакомство с условиями написания наречия с приставками через дефис;формирование умения писать при определенных условиях наречия через дефис;формирование умения от...

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О-Ё после шипящих и Ц в корнях слов"

Цель урока: (слайд 2)·         выяснить правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в корнях словЗадачи урока:(слайд 3)Образовательные:·...

Открытый урок русского языка по теме "Буквы О-Ё после шипящих и Ц в корнях слов"

Цель урока: (слайд 2)·         выяснить правописание букв О-Ё после шипящих и Ц в корнях словЗадачи урока:(слайд 3)Образовательные:·...

Урок русского языка по теме: «Буквы ё–о после шипящих в корне»

Урок русского языка по теме: «Буквы ё–о после шипящих в корне».Урок для 5 класса.Программа по русскому языку для 5—9 классов общеобразовательных учреждений под ред. Т.А. Ладыже...

Презентация к уроку русского языка по теме «Буквы ё–о после шипящих в корне»

Презентация к уроку русского языка по теме «Буквы ё–о после шипящих в корне»....

Урок русского языка в 5- Б классе по теме "Правописание безударных гласных в корне слова."

Тема. Правописание безударных гласных в корне слова.Цели: Образовательные:1) выявить условия действия правила правописания проверяемых безударных гласных в корне слова.Развивающие:1) развивать умение ...

Презентация "Буквы О/Ё после шипящих в корне слова"

Презентация предназначена для учащихся 5 классов. Она станет отличным подспорьем учителю при объяснении и закреплении темы "Правописание букв О/Ё после шипящих в корне слова"....