9 кл. "Изучение лексики в процессе подготовки к ОГЭ"
план-конспект занятия по русскому языку (9 класс) по теме

Емельянова Валентина Васильевна

Цели урока:

закрепление знаний, умений и навыков по лексике и фразеологии, полученным в 5 – 8 классах; нравственное воспитание учащихся.

Задачи урока:

 Образовательная: повторить основные сведения о лексикологии и фразеологии

 Развивающая: развивать и культивировать внимание к слову как социально значимому явлению, чтобы учащиеся научились отбирать, подбирать слова и произносить их со смыслом так, чтобы речь была интеллектуальной деятельностью.

 Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к слову, его значению, прививать навык обращать внимание на непонятные слова в художественном произведении, в учебниках, газетах, журналах и пользоваться словарём; пробуждать стремление узнать значение таких слов, вводить их в речь и не употреблять слова, значения которых не знаешь

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_kl._urok_po_leksike_i_frazeologii.docx31.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Городовиковская средняя общеобразовательная школа №4

им. Б.Б.Городовикова»

Методическая разработка урока русского языка

Урок

«Изучение лексики в процессе подготовки к ГИА»

9 класс

                                          Учитель русского языка и литературы

                                 МКОУ «Городовиковская СОШ № 4.

    им. Б.Б. Городовикова»

      Емельянова Валентина Васильевна

Городовиковск, 2015 г.

Цели урока: закрепление знаний, умений и навыков по лексике и фразеологии, полученным в 5 – 8 классах; нравственное воспитание учащихся.

Задачи урока:

  • Образовательная:         повторить основные сведения о лексикологии и фразеологии        
  • Развивающая: развивать и культивировать внимание к слову как социально значимому явлению, чтобы учащиеся научились отбирать, подбирать слова и произносить  их со смыслом так, чтобы речь была интеллектуальной деятельностью.
  • Воспитательная: воспитывать ценностное отношение к слову, его значению, прививать навык обращать внимание на непонятные слова в художественном произведении, в учебниках, газетах, журналах и пользоваться словарём; пробуждать стремление узнать значение таких слов, вводить их в речь и не употреблять слова, значения которых не знаешь.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, презентация Power Point, содержащая ссылки на ЭОР.

Ход урока

I.  Организационный момент.

Ребята. В этом учебном году вам предстоят трудные испытания – вы будете сдавать экзамен по русскому языку в форме Государственной итоговой аттестации. К нему надо готовиться заранее, чтобы к концу учебного года повторить все темы и быть во всеоружии. Сегодня на уроке русского языка мы вспомним интересный и важный тему, знание которого сделает вашу речь богатой, яркой, образной, грамотной и красивой.

Полная запись темы урока, постановка целей. (Слайд 1) «Изучение лексики в процессе подготовки к ГИА».

II. Актуализация знаний.

Слова в нашем языке удивительно многолики. Например, повторяя фонетику, мы говорили о звуковом составе. Это внешняя, материальная оболочка слова. А что же прячется в этой оболочке? Правильно. Значение слова. То есть его внутренний смысл. Но значение слова тоже имеет как бы две грани. Возьмём, к примеру, слово ДОБРЫЙ. Оно имеет лексическое и грамматическое значения.

-Каково же, ребята, значение слова ДОБРЫЙ? («благожелательный к людям»).

-Каково грамматическое значение? (Это прилагательное единственного числа, мужского рода, корень –добр -, окончание – ый).

Так вот, во владениях Лексики – лексическое значение слова.

А слово нередко имеет несколько значений. Так, наше слово «ДОБРЫЙ» имеет семь значений. (слайд 5)

III. Работа со словарём.

  1. Делающий добро другим, отзывчивый: добрый человек, доброе сердце.
  2. Несущий добро, благо: добрые известия, добрый совет.
  3. Дружески милый: наши добрые знакомые.
  4. Хороший, нравственный: добрые дела.
  5. Безукоризненный, хороший: он в добром здравии, добрый молодец.
  6. Безукоризненный, честный: доброе имя.
  7. Такой большой, не меньший, чем указывается числительным: Ждал добрых полчаса. Прошли добрых десять километров.

- Как называются слова, имеющие несколько значений? (Многозначные.)

- Подберите к первому значению слова добрый человек синонимы. (Добродушный, добросердечный, гуманный)

- Подберите антоним. (Злой)

- Какое это слово по своему происхождению? (Исконно  русское)

- А его синоним гуманный? (Заимствовано из французского)

- Вот видите, слова в лексике связаны тысячами невидимых смысловых нитей и образуют сложную систему. Но это ещё не всё. Существуют слова, которыми активно пользуются в повседневном общении, т.е. находящиеся в активном словаре, и слова, составляющие пассивный словарь. К последним относятся устаревшие слова (перст, ланиты, чело…) и неологизмы – новые слова, ещё не успевшие стать общеупотребительными. Как видите, владения Лексики огромные. Умеем ли мы ориентироваться в её огромном пространстве, докажем, выполняя практические упражнения.

        IV. Практические задания.

        - Запишите под диктовку ряд слов, объясняя правописание там, где нужно.

Никудышний, скверный, плохой, так себе, посредственный, средний, сносный, терпимый, приемлемый. удовлетворительный, стоящий, подходящий, хороший, славный, отличный, прекрасный, превосходный, безукоризненный, безупречный, идеальный.

        1.  Перед вами синонимы, на первый взгляд. Но почему же тогда крайние из них антонимы? Попытайтесь объяснить, в чём дело. Найдите границы пяти самостоятельных синонимичных рядов (отделив их точкой с запятой укажите в каждом ведущее слово (подчеркните).

        2. Запишите словосочетания со слово ОСТРЫЙ так, чтобы показать многозначность этого слова. Кто больше? (Острый нож, острый ум, острый нос лодки, острый недостаток воды, острый язык). Определите значения слова.

Острый нож – хорошо режущий, отточенный.

острый ум - проницательный

острый нос лодки – суживающийся к концу

острый недостаток воды – сильно выраженный

острый язык – значит, отличающийся остроумием

острый угол – менее 90 градусов

        - Найдите слово с прямым значением. (Острый нож).

        Как возникают переносные значения слов?

        В русском языке существует несколько способов образования переносного значения слова.

  • Перенос значения одного предмета на другой на основе сходства – МЕТАФОРА.

Например, крыло самолёта (сходство по форме), нос лодки (по расположению), золотые волосы (по цвету), дворник на стекле автомашины (по функции).

http://www.google.ru/search?aq=f&gcx=c&sourceid=chrome&ie=UTF-8&q=%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B0+-+%D1%8D%D1%82%D0%BE

  • Перенос названия одного предмета на другой на основе смежности – МЕТОНИМИЯ.

В основе метонимии пространственные, временные, логические и другие отношения. Перенос может быть с сосуда, помещения – на содержимое, на предмет, находящийся внутри (чайник закипел, зал зааплодировал), с места жительства на население (вся Москва вышла на парад), с имени человека на его произведение (читал всего Пушкина) и т.д.

http://www.google.ru/search?aq=1&oq=%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%B0+-+%D1%8D%D1%82%D0%BE&gcx=c&sourceid=chrome&ie=UTF-8&q=%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%B0+%D1%8D%D1%82%D0%BE+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B

Перенос с целого на часть или с общего на частное, и наоборот – СИНЕКДОХА.

Например: И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

  1. Запишите отрывки стихотворений Есенина, найдите метафоры и олицетворение.

Выделите обращения.

http://www.stihi-rus.ru/1/Esenin/54.htm

                        Злой октябрь осыпает перстни

                        С коричневых рук берёз.

                                ***

                        За прощальной стою обедней

                        Кадящих листвой берёз.

                                ***

                        Взбрежи, полночь, луны кувшин

                        Зачерпнуть молока берёз.

                                ***

                        Хороша ты, о белая гладь!

                        Греет кровь мою лёгкий мороз!

                        Так и хочется к сердцу прижать

                        Обнажённые груди берёз.

                                ***

                        Между сосен, между ёлок,

                        Меж берёз кудрявых бус

                        Под венком, в кольце иголок

                        Мне мерещится Исус.

                                ***

                        Улыбнулись сонные берёзки…

                                ***

                        О тонкая берёзка,

                        Что загляделась в пруд?

                                ***

                        Над ним берёза,

Веткой упираясь,

Говорит сквозь слёзы,

Тихо улыбаясь.

                                ***

Снежная равнина, белая луна,

Саваном покрыта наша сторона,

И берёзы в белом плачут по лесам.

        Итак, мы увидели, как с помощью олицетворений и метафор, созданных на основе слова БЕРЁЗА, у Есенина дерево становится «героиней». Есенинская берёза похожа на майское деревце русских народных обрядов: ветки заплетены в косы, ствол обряжён в холщовый сарафан или в белую юбку. Но это не ритуальное, а метафорическое перевоплощение. Сама берёзовая крона и ствол делают её похожей на молодую женщину, заглядевшуюся в пруд, как в зеркало. Таким образом, наши поэтические ассоциации со словом берёза связаны с символом русской женщины, русской природы, Родины. Вот какое значение имеет такое лексическое явление, как переносное значение слова. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что лексика занимает центральное место в системе образных средств языка.

https://otvet.mail.ru/question/29206141.

  1. Запишите предложение: 

Все спящей видели меня, никто меня не видел сонной.

-На каком лексическом явлении (явлениях) построена фраза из стихотворения М Цветаевой?

Эта фраза построена на явлениях синонимии и антонимии. Антонимы: всё – никто, видел – не видел. Интересное использование пары спящей – сонной. С одной стороны, эти слова можно отнести к синонимам, т.к. они отражают состояние человека, связанное со сном. С другой стороны, эти слова употреблены как антонимы, противопоставление заложено в смыслах: «спящий – тот, кто спит», сонный  - «тот, кто выглядит не выспавшимся, борющийся со сном».

5.  Запишите предложения, найдите в них иноязычные слова, архаизмы, историзмы,

неологизмы. Определите, с какой целью они используются.

Обыватель любопытен, всё узнал бы о пиите (В. Маяковский)

Мощная выя командира сгибалась под тяжестью креста (Ильф и Петров)

Гораздо серьёзней тот тяжёлый недуг, от которого ещё не избавилась наша речь. Имя недуга – канцелярит (К. Чуковский)

Из вашей пьесопекарни выйдет большой толк (А. Чехов)

Перстами лёгкими, как сон, моих зениц коснулся он (А. Пушкин)

https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B2_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0#.D0.90

http://voda.molodostivivat.ru/obraz-vody/frazeologizmy-i-ix-znacheniya-primery.html

- Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов.

На этот раз шахматисту не повезло, он получил (потерпел) фиаско.

Эта затея лопнет (развалится) как карточный домик.

Чаша терпения лопнула.

Предпочитаю слышать всё из первых рук (уст.)

Базаров утверждает, что песня Николая Петровича уже пропета (спета.)

И на этот раз динамовцам не удалось одержать реванш (победу) над спартаковцами.

Взрыв на станции был последней каплей, переполнившей бочку с порохом (с дёгтем)

Совсем недавно Петрова хвалили и пели ему фимиамы (дифирамбы.)

http://www.google.ru/search?aq=f&gcx=c&sourceid=chrome&ie=UTF-8&q=%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D1%8B+%D0%B2+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85+

V. Рефлексия.

1. Что изучает лексикология?

2. Какие лексические явления вам известны?

3.Каковы способы возникновения переносного значения?

4. Происхождение лексики современного русского языка.

5. Что изучает фразеология?

6. Какую роль играет лексика в системе образных средств?        

     VI. Домашнее задание.

  • Ответьте письменно на вопрос: «Изменения словарного состава языка» по плану:
  1. Заимствованная лексика (определение, причины, способы заимствования)
  2. Устаревшая лексика (архаизмы, историзмы.)
  • Выпишите из стихотворений различных поэтов метафоры. (Не менее десяти.)
  • Подберите эпитеты к слову ВЕТЕР.
  • Приведите примеры фразеологизмов, в составе которых есть антонимы. (Не меньше пяти.) Например: ни Богу свечка, ни чёрту кочерга и т. д.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ЭТОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагмент, текст, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

термин

Электронный информационный модуль

модель

http://www.google.ru/search?aq=f&gcx=c&sourceid=chrome&ie=UTF-8&q=%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B0%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%B0+-+%D1%8D%D1%82%D0%BE

2

термин

Электронный информационный модуль

модель

http://www.google.ru/search?aq=1&oq=%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%B0+-+%D1%8D%D1%82%D0%BE&gcx=c&sourceid=chrome&ie=UTF-8&q=%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BA%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%B0+%D1%8D%D1%82%D0%BE+%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B

3

Проверь себя

Самостоятельная работа

Текст стихотворения

https://otvet.mail.ru/question/29206141.

http://www.stihi-rus.ru/1/Esenin/54.htm

4

Проверь себя

Работа со словарём

Значение фразеологизмов

https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B2_%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0#.D0.90

http://voda.molodostivivat.ru/obraz-vody/frazeologizmy-i-ix-znacheniya-primery.html

5

Электронный информационный модуль

Фразеологизмы в картинках

http://www.google.ru/search?aq=f&gcx=c&sourceid=chrome&ie=UTF-8&q=%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B5%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D1%8B+%D0%B2+%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О некоторых приемах повышения эффективности изучения лексики.

Для овладения английским языком в объеме программы учащийся должен приобрести определенный запас слов и научиться свободно им пользоваться.Накопление запаса слов, необходимого для практического исполь...

Задания для самостоятельной работы учащихся при изучении лексики в 5 классе.

Упражнения, предлагаемые учащимся для самостоятельной работы при изучении раздела «Лексика» в 5 классе, направлены как на повторение основных лексических понятий, включенных в программу, т...

Народная культуры как инструмент в процессе подготовки студентов при изучении спецдисциплин.

Обращение к народным традициям ,является одним из составляющих элементов успешной работы преподавателя спецдисциплин.Использование этого опыта показывается на примере работы преподавателя "Белгородско...

Народная культуры как инструмент в процессе подготовки студентов при изучении спецдисциплин.

Народная культура является одной из составляющих успешного результата в преподавании спецдисциплин....

Изучение лексики и орфоэпии в процессе подготовки к ЕГЭ

Данный материал поможет учителю подготовиться к уроку, углубить знания учащихся по разделам "Лексика", "Орфоэпия".  Для успешной сдачи ЕГЭ побраны тестовые задания, включенные в спецификацию ЕГЭ....

Презентация "Изучение лексики в процессе подготовки к ОГЭ"

Цели урока: • Закрепление знаний, умений и навыков по лексике и фразеологии, полученным в 5 – 8 классах; • Нравственное воспитание учащихсяЗадачи урока: Образовательная: повторить основные сведения о...