О некоторых приемах повышения эффективности изучения лексики.
статья по английскому языку по теме

Для овладения английским языком в объеме программы учащийся должен приобрести определенный запас слов и научиться свободно им пользоваться.

Накопление запаса слов, необходимого для практического использования английского языка как средства общения, так же как и приобретение знаний по другим аспектам языка, достигается только в результате упорной повседневной работы.

В настоящей работе я буду касаться вопросов объяснения и закрепления слов на уроках, а также остановлюсь на приемах самостоятельной работы учащихся старших классов  по усвоению лексики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Tvorcheskaya_rabota.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая работа

О некоторых приемах повышения эффективности

                               изучения лексики.       

                                                       Учителя английского языка

                                                                      МОУ «Лицей №4»

                                                                      Волжского района г. Саратова

                                                                      Бабушкиной  Маргариты

                                                                      Игоревны.

                                               Содержание

1 Введение_________________________________________________   1

2 Приемы повышения эффективности изучения лексики. _________2-8

3 Заключение________________________________________________ 9

4 Приложение_____________________________________________10-11

5 Список используемой литературы____________________________12

Для овладения английским языком в объеме программы учащийся должен приобрести определенный запас слов и научиться свободно им пользоваться.

Накопление запаса слов, необходимого для практического использования английского языка как средства общения, так же как и приобретение знаний по другим аспектам языка, достигается только в результате упорной повседневной работы.

В настоящей работе я буду касаться вопросов объяснения и закрепления слов на уроках, а также остановлюсь на приемах самостоятельной работы учащихся старших классов  по усвоению лексики.

                                                           1

     Опыт работы показывает, что успеваемость учащихся по английскому языку зависит не только от их внимательного отношения к классным занятиям, от добросовестного выполнения ими домашних заданий, от их воли к преодолению трудностей, но главным образом от того, насколько учитель сумел приучить учащихся к ежедневной упорной самостоятельной работе над изучением иностранного языка, насколько правильны методические приемы, которыми учащиеся пользуются в процессе самостоятельной работы.

    Наблюдаются случаи, когда одни учащиеся не проявляют должной настойчивости и не умеют организовать должным образом свою самостоятельную работу по изучению иностранного языка и, в частности,

по усвоению лексики и в результате этого затрачивают на этот вид работы много времени, не достигая необходимого результата. Другие же учащиеся, которых учитель научил правильно организовывать свою работу над запоминанием слов и которые занимаются систематически, усваивают материал лучше, прочнее и быстрее.

    В своей работе в лицее я стараюсь добиться того, чтобы учащийся заинтересовался работой над лексикой и понял, что запоминание слов не должно быть механическим, что каждое слово должно быть понято, правильно произнесено, прочитано и написано. Лишь после того как слово получит в сознании учащегося четкий смысловой, слуховой и графический образ, следует приступить к работе по его запоминанию, в противном случае можно запомнить слово неправильно, а переучивать ранее усвоенное очень трудно.

 Для запоминания лексики очень важно активное участие всех видов памяти: зрительной, которая тренируется путем чтения и написания слов; слуховой, которая развивается при восприятии иностранного языка на слух и в процессе устной речи; моторной, участие которой связано с работой органов речи и актом письменной фиксации слов, и, наконец, логической, при помощи которой происходит полное осмысление и всестороннее

                                                         2

продумывание усвоенного материала.

       Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал, что для прочного запоминания чего-либо необходимо «чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус приняли участие в акте запоминания». «При таком дружеском содействии всех органов в акте усвоения», - указывал Ушинский, - «вы победите самую ленивую память».

    Поэтому моя задача  состоит в том, чтобы научить учащегося наиболее эффективным приемам работы по усвоению лексики, максимально мобилизующим все виды памяти.

      Необходимо приучить учащихся работать над лексикой параллельно

 в двух направлениях: учить отдельные, изолированные слова и работать над лексикой в тексте.

    Запоминание отдельных слов представляет известные трудности.  Такая работа не проводится не по какой другой дисциплине, но она имеет первостепенное значение при изучении иностранного языка, так как нельзя ограничиваться пониманием слова в данном конкретном контексте, не зная основных значений отдельного слова как самостоятельной словарной единицы.

Необходимость усвоения, как отдельных слов, так и изучение их в контексте следует продемонстрировать на конкретном материале посильной для них трудности.

Так, например, я могу показать, что английское слово plant, которое означает растение, оборудование, установка, завод, фабрика, в конкретном контексте всегда будет иметь только одно значение. Например, в предложении I saw this plant in the garden (Я видел это растение в саду) plant имеет значение растение, а в предложении In 1946 I began to work at a plant near Moscow (В1946 году я начал работать на заводе недалеко от Москвы) plant означает завод.                                              

3

    Привлечение подобных примеров наглядно показывает учащимся, что запоминание слова только в значении одного определенного контекста является недостаточным и может лишить их понимания этого же слова в другом контексте.

    Если я сумею показать ученикам жизнь слова, развить у них

 «чувство» языка, то самостоятельная работа над лексикой приобретает для них живой интерес.

    Для усвоения изолированных слов очень важно их расположение в определенной системе, так как это облегчает запоминание.

   Опыт показывает, что слова, сгруппированные по тематическому принципу, запоминаются легче и усваиваются более прочно, чем слова, не объединенные тематическим единством. Поэтому следует приучать учащихся запоминать слова преимущественно в их тематической связи. С этой целью нужно научить учащихся составлять свой личный словарь и располагать в нем слова по определенным темам, т.е. группировать вместе все слова, относящиеся к темам «класс», «город», «еда» и др.  Но так как не все слова «укладываются» в определенные темы, то по сюжетным текстам удобнее вести постатейные словари, куда следует включать все слова, которые подлежат запоминанию в связи с изучением данного параграфа учебника. Современная ИКТ позволяет учащимся делать это в электронном виде.

Первоначальная работа по составлению таких словарей должна вестись в классе, под наблюдением учителя; в старших же классах ученики должны выполнять эту работу самостоятельно.

    Для наиболее прочного усвоения и закрепления слов целесообразно научить учащихся вести наряду с тематическими и постатейными списками слов сводный алфавитный словарь, куда следует изо дня в день самостоятельно вносить новые слова, поступающие из текстов.

Для запоминания и повторения изолированных слов по своему личному                                                          

                                                   

4

словарю нужно рекомендовать учащимся открывать необходимую страницу словаря и затем попеременно закрывать и открывать правую или левую колонку и соответственно этому учить и повторять слова.

     Эффективной является и такая работа над лексикой,  как выписка на

память всех знакомых слов на темы: город, каникулы, еда и др. с последующей проверкой по своему словарю, полностью ли усвоены все слова на данную тему.

   В целях сознательного, а не механического усвоения слов весьма важно привить учащимся  умение самостоятельно анализировать незнакомые сложные и производные слова с точки зрения словообразования: научиться выделять в словах корень, находить приставку, суффикс, расчленять сложные слова на части, отличать корневые слова от производных. Так, например, зная слово to arm-вооружать, army- армия, вооруженные силы, учащийся может самостоятельно установить значение слова disarmed, разделив его на составные части: отрицательную приставку dis-, корень arm

и суффикс причастия прошедшего времени –ed и, проанализировав его, установить значение этого слова  - безоружный , а также повторить знакомые слова от этого корня: armed – вооруженный,  arms – оружие и др.Такая работа  способствует пониманию новых слов посредством знакомых языковых форм и помогает запоминанию их путем создания в памяти учащегося возможно большего количества сознательно созданных ассоциаций.

Эффективным способом закрепления слов в памяти является расположение их по принципу сходства или противоположности; например, подбор синонимов: to fire, to shoot, антонимов:cold – warm; и слов от одного корня: patriot, patriotic, patriotism.

Практика показывает, что слова, расположенные по принципу сходства или противоположности, легче запоминаются, а значение синонимов и антонимов существенно расширяет языковой диапазон учащихся.

                                                         

5

Изложенную выше работу над лексикой английского языка необходимо проводить сначала в классе под руководством учителя, а затем применять как форму самостоятельной работы учащихся.

    В качестве дополнительной формы работы по запоминанию слов можно рекомендовать ведение двусторонних карточек с записью на одной стороне английского слова, а на другой – соответствующего русского слова. Такие карточки позволяют учащимся группировать слова в любом порядке, в зависимости от задачи, которую он перед собой поставил.

   Карточки можно разложить в алфавитном порядке и в такой последовательности учить и повторять слова, затем их можно переложить и изучать слова по частям речи. Карточки можно сгруппировать по тематическому принципу и изучать и повторять слова на определенную тему: «комната», «моя биография», «спорт», «наша страна» и др.

   Карточки с усвоенными словами можно сложить в конверт и время от времени повторять путем перевода с русского на английский и обратно. Над остальными словами нужно продолжать работу до их полного усвоения.

   Занятия с подобной картотекой способствуют постепенному закреплению лексики в памяти учащегося и, кроме того, позволяют ему вести учет уже усвоенных слов, слов, еще недостаточно усвоенных и подлежащих усвоению.

Но, как уже указывалось выше, запоминание слов достигается лишь путем систематической тренировки различных видов памяти, а это требует разнообразных устных и письменных лексических упражнений.

В связи с этим вопросом весьма ценным является указание великого русского ученого И.П. Павлова, который говорил, что система раздражений (в данном случае – это упражнения), воздействующих на корковые клетки мозга, оставляет в них цепь «следов», сохраняющихся длительное время.

Психологами установлено, что усвоение новых слов достигается лишь после того, как учащиеся употребят их в различных упражнениях не менее шести-

восьми раз. Поэтому упражнения должны быть разнообразными и

                                                       

6

способствовать применению лексических значений в речевой практике учащихся.

Исходя из сказанного, для самостоятельной работы по закреплению изучаемой лексики и известного развития навыков устной речи рекомендуется следующая система устных и письменных упражнений, эффективность которой подтверждается практикой:

1. Многократное чтение вслух текста, содержащего лексику, которую учащиеся должны усвоить, а также чтение ранее проработанных параграфов с целью повторения слов.

2. Составление несложных предложений на английском языке с использованием новых слов (устно и письменно).

3. Постановка вопросов на английском  языке по содержанию прочитанного текста с использованием в них тренируемых слов, ответы на эти вопросы (устно и письменно).Закрепляя английские слова movement, starvation, unemployed, составить ряд вопросов и ответить на них, например:

What did the unemployed do?

When did the movement begin in Russia?

What must the people do to save themselves and their families from starvation?

 4. Составление на русском языке несложных предложений, включающих закрепляемые слова, устный или письменный перевод этих предложений на английский язык в утвердительной, отрицательной или вопросительной форме (при условии, если это возможно по содержанию).

5. Составление несложного связного текста на определенную тему («Наш класс», «Наш город»,  «Мои каникулы») с максимальным использованием слов, изученных в связи с данной темой.

Весьма ценным методом самостоятельной работы учащихся старших классов  над лексикой и грамматикой является так называемый обратный перевод. Этот тип упражнений ценен тем, что в нем сталкиваются различные трудности и для их разрешения требуется активная самостоятельная              

                                                     

7

деятельность учащихся.

Все эти виды лексических упражнений содействуют активному и сознательному запоминанию слов, учат использовать усваиваемые слова

В новом контексте, закрепляют практические умения активно использовать слова.

Прививая учащимся интерес и вкус к самостоятельной работе над лексикой, необходимо обеспечить понимание того, что слова, являясь лишь строительным материалом  для языка, могут выражать законченную мысль лишь при помощи средств грамматики, которая вместе с основным  словарным фондом языка составляет его основу, сущность его специфики. Из этого следует, что, работая над лексикой, учащиеся должны правильно использовать правила изменения слов и правила соединения слов в предложении.

   Самостоятельная работа учащихся над усвоением лексики предусматривает не только методически продуманную систему разнообразных упражнений и приемов запоминания слов, но и правильную организацию их самостоятельных занятий.

При равномерном планировании классных занятий  следует требовать от учащихся работы над лексикой таким образом, чтобы они ежедневно занимались закреплением своего словарного запаса.

Например, к уроку полезно повторить лексику, пройденную на предыдущем уроке, и выполнить устные лексические упражнения. На  следующий день после классного занятия рекомендуется выполнить письменные упражнения по лексике и несколько раз прочитать текст с целью закрепления слов.

Накануне очередного классного занятия необходимо повторить заданные слова и часть ранее пройденной лексики.

Из этого вытекает, что самостоятельная работа по лексике, как, впрочем, и вся работа по подготовке домашних заданий, должна выполняться в несколько приемов.

                                                         

8

Таким образом, в результате систематической и правильно организованной самостоятельной работы учащихся по изучению лексики они приобретают необходимый запас слов и умение им пользоваться. Сегодня, применяя полученные на уроке знания по организации работы по изучению лексики, некоторые старшеклассники составляют свои компьютерные программы для запоминания слов.

Из всего выше сказанного видно, как важно уделять достаточное внимание самостоятельной работе учащихся по усвоению лексики изучаемого ими английского языка.

                                                         9

Ниже я привожу основные виды упражнений по работе с лексикой, применяемых мною на уроках английского языка в 11 классе :

№1

a) Write the male/female equivalent.

1stepfather……….., 2 brother-in-law…………..,

3 nephew…………., 4 half-sister………………,

5 mother-in-law…….,  6 grandson……….,

7 great-grandfather………,  8 ex-husband……….,

9 widow……….,  10 twin sister…… .

b) Write five family names on a piece of paper. Swap papers. Find out gow your partner is related to each person.

Example: Who’s Peter? He is my grandfather. He died before I was born.

№2

Complete the sentences with the words in brackets.

1 Weren’t the ……. vows beautiful at Anna and Nick’s……..? (wedding/marriage)

2 There are just four people in my……… family, but more than twenty in my…..family. (extended/immediate)

3 My……… grandmother lives in a little……cottage. (old/elderly)

4My…….who came to the family celebration spanned three……. . (generations/ relations)

5 Some…….of ours recently gave us a photo album full of pictures of our……. (ancestors/relatives)

6 A……. family consists of father, mother and children whereas a …… family consists of one parent and children (single parent, nuclear)

                                               

10

Match the descriptions (1-6) to the adjectives.

*shy, *moody, *confident, *nervous, *impatient, * sensitive

1 She looks people in the eye and smiles when meeting them for the first time.                                                            

2 He looks down at the floor and blushes when speaking to people he doesn’t

 know well.

3 Sara’s eyes often fill with tears when she watches sad movies.

4 Sam often sits with his arms folded and with a grumpy expression on his face.

5 Mike taps his foot and sighs when he has to wait.

6 As well as biting her nails constantly, Anna often fidgets a lot.

№4

Link the sentences using appropriate words/phrases.

And, but, however, although, in spite of, as well as.

1 She is outgoing. Occasionally she can be moody.

2 He is trustworthy. He is reliable.

3 She is sensitive. She tends to get upset easily.

4 She is helpful. She tends to be immature at times.

5 He’s down-to-earth. He can sometimes be stubborn.

№5

 Complete the phrasal verb with the correct particle.

(across, up with, over, down with, into)

1 He couldn’t come ……. a good excuse for being late.

2 I came……. some good bargains in the antiques market.

3 Why don’t you come……. to our place when you finish work?

4 He was able to start his own business when he came ……. some money.

5 Oh dear! I think I’m coming ……. a cold.

                                                        11

                                                             

                           Список используемой литературы.

1 Ермакова ЛК. Некоторые приемы работы с лексикой  по английскому языку  -festival.1september.ru/articles/312667

2 Костерина Л.Б. Интерактивные занятия, газета English №5/2009

3 Самостоятельное изучение английского языка

Native-English.ru> Статьи>

4 Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т 8.-М.:изд. АПН, 1950.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Некоторые методические приемы повышения эффективности уроков"

"Современный учитель должен владеть не только наукой воспитания и обучения, но и искусством общения с ребенком и детским коллективом."   Ш. А. Амонашвили....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ на уроках английского языка через применение игровых технологий

МОУ  «СОШ № 75»  МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА    НЕКОТОРЫЕ  ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ       ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ       на уроках англ...

Приемы повышения эффективности передачи знаний взрослым в работе педагога - психолога.

В статье  приведены примеры приемов работы с родителями в рамках родительских собраний, дискуссий....

Некоторые аспекты повышения эффективности изучения лексики иностранного языка

Автор анализирует способы повышения эффективности изучения новых слов иностранного языка. В статье даются рекомендации по применению действенных стратегий и устранению трудностей в освоении лексики....

ПРИЁМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ на уроках английского языка

Лексика, будучи самостоятельным разделом школьного курса английского языка, непосредственно связана с другими его разделами, и в частности с грамматикой. Ведь слова, обозначая явления объективной деят...

ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕКСИКИ НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Актуальность заключается в том, что важным в процессе обучения английскому языку является выбор эффективных приёмов изучения лексики. Цель выбранных приемов и методов состоит в максимальной резу...